В Германии, где сейчас идет разбирательство по поводу «дизельного» скандала с Volkswagen, на поверхность всплывают новые факты, способные повлиять на дальнейшую судьбу концерна. В ходе параллельного процесса, в котором фигурируют бывшие топ-менеджеры другого автопроизводителя, Porsche, выясняются подробности, как семья Порше пыталась захватить контроль над Volkswagen в годы, предшествовавшие «дизельгейту». Об этой запутанной истории рассказывает New York Times; вот основные ее этапы.

  • Как пишет NYT, документы, обнародованные в ходе процесса над бывшими исполнительным директором Porsche Венделином Видекингом и финансовым директором Хольгером Хертером, показывают, что семейство Порше семь лет назад могло потерять свою долю в VW, продав акции по низкой цене конкурентам или независимым акционерам. Избежать такого исхода можно было бы, проведя манипуляции со стоимостью бумаг VW.
  • В 2008 году после краха Lehman Brothers акции Volkswagen стремительно дешевели, спекулянты ставили на дальнейшее падение. Тогда представители холдинга Porsche, сейчас владеющего 31,5% акций VW (50,73% голосующих акций), заявили, что располагают долей 74,1% и планируют довести свое участие до 75% – порога, который, по немецким законам, обеспечивает контроль над компанией. Это объявление заставило стоимость бумаг VW взмыть вверх – стоившие до этого €210, они подскочили до €1000 за штуку.
  • Однако увеличение доли не состоялось – вместо этого сам VW спас Porsche, в августе 2009 года купив производственные мощности последней. В результате сделки семья Порше получила большую часть голосующих акций VW и четверть мест в наблюдательном совете компании.
  • Видекинг и Хертер совершили, по выражению NYT, один из самых зрелищных финансовых маневров десятилетия. На короткое время VW стала самой дорогой в мире компанией, обойдя Exxon: капитализация автопроизводителя в октябре 2008 года достигла $370 млрд.
  • По оценкам, которые приводит NYT, спекулянты, в октябре 2008 года ставившие на крах VW, потеряли суммарно порядка €5 млрд. Один из инвесторов, немецкий миллиардер Адольф Меркель, потерял около €400 млн и покончил с собой два месяца спустя, хотя связь между этими событиями сложно назвать непосредственной.
  • Суд над Видекингом и Хертером начался в Штутгарте в октябре 2015 года, через месяц после того, как разгорелся скандал с Volkswagen, а главой компании стал председатель совета директоров Porsche Маттиас Мюллер.
  • По мнению некоторых инвесторов и аналитиков, именно семья Порше косвенно виновата в «дизельгейте» – при их участии в VW ослаб внутренний контроль и риск-менеджмент и была создана корпоративная культура, которая сделала возможным мошенничество с результатами тестов выхлопных газов. Часть аналитиков также указывают на структуру владения Volkswagen: когда 88% голосующих акций принадлежат всего трем инвесторам (почти 51% Porsche, 20% правительству земли Нижняя Саксония и 17% инвестхолдингу Qatar), компания лишается критиков извне. Еще в октябре 2009 года один из инвесторов VW, Государственный пенсионный фонд Норвегии, владеющий 1,2% акций немецкого концерна, жаловался на конфликт интересов и непрозрачность сделки, заключенной между Volkswagen и Porsche за два месяца до того.
  • И бывшие топ-менеджеры Porsche, и сама компания отрицают, что скрыли от рынка критически важную информацию о положении дел, и утверждают, что Porsche не испытывала трудностей во второй половине 2008 года. Однако внук Фердинанда Порше, Фердинанд Пих, который до прошлого года возглавлял наблюдательный совет VW, намекнул на такие трудности в интервью в 2012 году. «Первое поколение строит, второе поддерживает. Мое поколение третье. Обычно мы уничтожаем, – сказал Пих. – В 2008 году мы почти так и сделали».
Подпишитесь на Slon Magazine, чтобы читать больше аналитических статей на нашем сайте