С 26 октября авиакомпания «Трансаэро» лишилась сертификата эксплуатанта, то есть права совершать полеты. Последний рейс в ночь с 25 на 26 октября прошел по маршруту Москва – Гонконг. Пассажиров, ранее купивших билеты, теперь перевозит за свой счет «Аэрофлот».

Впрочем, окончательная точка в 25-летней истории «Трансаэро» пока не поставлена. Совладельцы конкурирующей авиакомпании S7, супруги Филевы, вызвались купить и спасти проблемного перевозчика. Переговоры о дальнейшей судьбе компании, по сведениям Slon Magazine, прошли в Минтрансе при участии Филевых, кредиторов «Трансаэро» и других заинтересованных лиц.

План спасения состоит в том, чтобы объединить «Трансаэро» с перевозчиками «Сибирь» и «Глобус» (последний также принадлежит S7) и конвертировать более 200 млрд рублей долга в акции единой компании, оставив Филевым контрольный пакет. Частные кредиторы, а это больше десятка банков, поддерживают план Филевых. Против выступают Сбербанк и ВТБ. Первый, по сведениям газеты «Ведомости», уже на 100% зарезервировал долг (то есть не понесет дополнительных убытков в случае банкротства). Что касается ВТБ, то почти 90% задолженности перед ним покрыто госгарантией – и этот банк не столкнется с большими потерями. Теоретически оба игрока могут даже выиграть, если проблемы «Трансаэро» приведут к банкротству других банков.

Владислав Филев в интервью «Коммерсанту» говорил, что им движет не только бизнес-логика, но и гражданская позиция. Ведь если «Трансаэро» исчезнет, то главный конкурент, «Аэрофлот», получит большинство выгодных маршрутов – долю рынка свыше 80% на международных регулярных линиях из Москвы, утверждает хозяин S7. «Я уже жил в стране, в которой был один “Аэрофлот”, и мне там не понравилось», – добавляет он.

Впрочем, дело не только в гражданской позиции. Очевидно, чем крупнее «Аэрофлот», тем тяжелее с ним конкурировать S7, а это на сегодняшний день третий перевозчик после «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Несмотря на все усилия, предпринятые против банкротства авиакомпании, сейчас оно кажется наиболее вероятным вариантом. Соответствующие иски собираются подать аж пять игроков – «Альфа-банк», Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и само «Трансаэро». Претензии Сбербанка уже рассматриваются в суде, а вокруг заявления самого должника развернулась целая интрига: гендиректор Сапрыкин, ставленник «Аэрофлота», якобы не имел полномочий делать это, так как уже был смещен со своей должности решением совета директоров. Slon Magazine собрал самые показательные цифры, которыми обернется разрушение огромной авиакомпании.

По меньшей мере пять тысяч человек потеряют работу

Численность персонала «Трансаэро» в первом полугодии 2015 года составляла 11 168 человек. По информации РИА Новости, «Аэрофлот» готов взять на работу 6060 человек (из них 3300 в дочернюю авиакомпанию «Россия»). Росавиация обещает помочь с работой и всем остальным. Ведомство создало единую базу вакансий. Сегодня там 831 позиция. Как правило, это предложения для технического, а не летного персонала. Требуется 10 командиров воздушного судна (все в «Аэрофлот»), 67 пилотов (все в «Аэрофлот»), 142 бортпроводника (в «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии»). Глава Росавиации Александр Нерадько не исключает, что часть пилотов будет искать работу за границей.

Банкам потребуется докапитализация в размере 90–200 млрд рублей

На конец июня 2015 года долг «Трансаэро» перед банками достигал 80 млрд рублей. Основные кредиторы: ВТБ (12,7 млрд), Промсвязьбанк (8,5 млрд), Газпромбанк (8 млрд), Новикомбанк (8 млрд), Московский кредитный банк (7 млрд), Сбербанк (6 млрд). У некоторых, например Сбербанка, резерв начислен на 100%, но большинству кредитных организаций в случае банкротства «Трансаэро» потребуется докапитализация. Еще в начале октября 12 банков-кредиторов направили письмо на имя премьера Медведева, выступив против банкротства. Они пишут, что их совокупный капитал в этом случае потеряет 90 млрд рублей. Бизнесмен и совладелец банка МФК Михаил Прохоров дает более устрашающий прогноз. Он оценивает потери банков в 200 млрд рублей.

До пяти лет может продлиться процедура банкротства

Банкротство состоит из двух этапов. Сначала вводится процедура наблюдения: арбитражный управляющий составляет отчет о финансовом состоянии компании, суды рассматривают требования кредиторов и включают их в реестр. По закону наблюдение длится семь месяцев. Но на практике его можно – различными способами – продлить фактически до двух лет, говорит партнер Vegax Lex Александр Вязовик. Во время наблюдения компания может работать в обычном режиме (хотя это – после отзыва летного сертификата – не вариант для «Трансаэро»).

По окончании наблюдения проходит собрание кредиторов, где решают, что делать дальше: вводить внешнее управление, заключать мировое соглашение или начинать конкурсное производство. Первое, по сути, является, продолжением наблюдения. При втором варианте какая-то часть долга списывается, а остальная выплачивается в течение оговоренного времени, банкрот получает шанс на новую жизнь. Но в российских реалиях, утверждает Вязовик, в девяти из десяти случаев кредиторы выбирают третий, худший вариант – конкурсное производство, по сути, распродажу имущества. Это позволяет получить лишь 3–6% от суммы задолженности, но на большее никто, кроме имеющих залоги банков, и не рассчитывает. «При хорошем раскладе процедура наблюдения и последующее конкурсное производство занимает до двух лет, но в ситуации с “Трансаэро” может быть все пять», – резюмирует Вязовик.

95 самолетов пойдут на продажу

На конец июня текущего года парк «Трансаэро» включал 105 самолетов, из них 10 находились в собственности, 58 – в лизинге, 37 – в операционной аренде. Собственные суда попадут в конкурсную массу и будут проданы с торгов, а 95 вернутся владельцам. «При лизинге право собственности сохраняется за лизингодателем, при просрочке платежей он вправе забрать обратно предмет лизинга», – продолжает Вязовик.

«Трансаэро» работало с тремя компаниями: «ВЭБ-лизинг», «ВТБ-лизинг» и «Сбербанк-лизинг». Получив назад самолеты, они должны придумать, что с ними делать. Лучше всех выглядит положение «Сбербанк-лизинга»: «Аэрофлот» в ближайшее время подпишет договор об аренде 14 этих судов. Всего перевозчик готов взять 34 самолета. Пока идут различные юридические разбирательства, парк фактически не летает, а это создает убытки у лизингодателей. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев говорит, что при «худшем сценарии» «ВЭБ-лизингу» может понадобиться докапитализация 30 млрд рублей. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов упоминал и возможную докапитализацию «ВТБ-лизинга». Поскольку обе структуры являются частями госкомпаний, фактически нагрузка ляжет на бюджет.

«Аэрофлот» получил 56 новых рейсов

С 26 октября «Аэрофлот» и дочерняя авиакомпания «Россия» получили право совершать рейсы по 56 из 141 маршрута «Трансаэро». Этот допуск сохранится как минимум до 30 октября 2016 года. Среди 56 маршрутов нет ни одного внутреннего: 13 приходится на СНГ (в основном Казахстан), остальные – дальнее зарубежье. Все рейсы из Москвы. Самые популярные – в Тель-Авив (22 раза в неделю), Пафос (21 раз в неделю), Ларнаку (21 раз в неделю), Дубай (14 раз в неделю), Франкфурт-на-Майне (14 раз в неделю), Барселону (14 раз в неделю) и Бангкок (14 раз в неделю). Каким образом Росавиация распределит оставшиеся маршруты «Трансаэро», пока неизвестно.

Подпишитесь на Slon Magazine, чтобы читать больше аналитических статей на нашем сайте