Эта статья была опубликована в новом номере мобильного журнала Slon Magazine — «Газообразие ресурсов: диверсификация, сжиженный газ и будущее энергетики Европы».

Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore

Для издателей Facebook похож на большую собаку, которая несется на тебя в парке во время прогулки: сразу и не скажешь, хочет она с тобой поиграть или откусит ногу. Недавно социальная сеть предложила издательствам сотрудничать – размещать статьи и новости непосредственно в мобильном приложении Facebook и делить доходы. Учитывая, что более 1,3 млрд пользователей делают сеть крупнейшей мобильной платформой в мире, кооперация с ней может изменить будущее подачи новостей.

Многие издатели от такого предложения пришли в ужас: все это напомнило им частные торговые марки (производитель делает продукт, продает его за минимальные деньги торговой сети, а та наклеивает на него свой лейбл, ставит на полки и в большинстве случаев не упоминает реального производителя товара). Если статьи будут доступны прямо в приложении Facebook, никто не пойдет смотреть их на страницы самих журналов, и все отношения с читателями и данные об аудитории окажутся в ведении платформы.

Но Facebook уже изменил модель потребления информации. Согласно исследованию Pew Research Center, 30% взрослых американцев узнают новости с сайта соцсети. На главные страницы изданий заходят все реже: например, трафик New York Times за последние два года упал на 50%

Доля взрослых американцев, использующих социальные медиа, и процент тех, кто узнает из них новости

Чтобы победить Facebook и выжить, издательствам нужно собраться, выдохнуть и… лишить нас бесплатных новостей. На этом настаивает Мартин Линдстром, колумнист Fast Company, Time и Harvard Business Review, автор книги «Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя» и фигурант списка 100 самых влиятельных людей мира 2009 года по версии журнала Time.

По словам Линдстрома, индустрия новостей находится на грани коллапса, и, если она не хочет погибнуть, ей нужно сделать то же, что сделали швейцарцы в начале 1980-х, когда их стали теснить японские производители кварцевых часов, – взять и перестроиться. Согласно прикидкам колумниста, пять крупнейших медиакомпаний США в случае объединения смогут контролировать 80% рынка оригинального новостного контента. Им нужно сделать всего один шаг: не раздавать бесплатные новости. Результат? Больше никаких новостей через Google, никакой новостной ленты Facebook. Если вы хотите новости, вам придется их покупать, и это будет новая реальность.

«Конечно, поднимется оглушительный шум, начнутся попытки получать бесплатные новости обходными путями. Но вскоре потребители уяснят, что производство новостей, как и производство прочих благ, стоит денег», – пишет Линдстром.

Переворот не случится за одну ночь и не решит всех проблем, но этот страшный шаг может впервые за долгое время вложить штурвал непосредственно в руки производителей новостей. У часовщиков тридцать лет назад это получилось.