Борьба с пьянством      об ограничении потребления алкоголя     RSS

Пьешь и куришь – воруешь у Путина

Пачка сигарет в день отнимает у госбюджета 30 рублей
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 17 11 628 экспорт в блог

«Чтобы люди чувствовали: кто пьет водку, кто курит, тот больше внесет помощь государству. Выкурил пачку сигарет – значит, больше внес средств на решение социальных задач: поддержка демографии, развитие других социальных услуг, поддержка рождаемости», – сказал министр финансов Алексей Кудрин.

Пока население соображает, всерьез он это или так тонко пошутил, Slon.ru попробовал рассчитать, кто больше приносит пользы государству: алкоголики и курильщики или здоровые люди.

Итак, продолжительность жизни курильщика примерно на 14 лет меньше. Средний российский мужчина умирает в 62 года (через 2 года после выхода на пенсию). Можно для оценки взять началом его трудовой биографии возраст в 18 лет. Продолжительность трудовой жизни курильщика – 30 лет, и еще 12 лет он трудился бы и платил налоги, если бы вообще не курил.  

С точки зрения госбюджета, у нас 30 лет потребления сигарет противостоят лишним 12 годам уплаты НДФЛ. Если взять новый акциз (7,2 руб. за пачку с 2011 года) и принять, что курильщик употребляет одну пачку в день, то за 30 лет он принесет бюджету в виде акцизов с табака 77 760 руб. Однако дополнительные 12 лет жизни приносят в бюджет в виде НДФЛ 399 859,2 руб (при средней зарплате в 21 360 руб., по последним данным). Таким образом, курильщик своей нездоровой жизнью отнимает у бюджета около $10500 по сравнению с некурящим или примерно 30 рублей в день.

Теперь попробуем по той же методике посчитать экономическую ценность алкоголика. Существуют разные оценки того, насколько меньше живет алкоголик, но для приблизительных оценок вполне можно взять те же 14 лет. Соответственно, с точки зрения госбюджета 30 лет пьянства противостоят дополнительным 12 годам уплаты НДФЛ. Если взять новый акциз (231 руб. за литр) и принять, что наш гипотетический алкоголик употребляет «поллитру» на троих в день, то за 30 лет он принесет бюджету в виде акцизов с водки 421 863,75 руб. 

Однако дополнительные 12 лет жизни приносят в бюджет в виде НДФЛ 399 859,2 руб (при уже упоминавшейся средней зарплате в 21 360 руб). Таким образом, алкоголик будет на $700 выгоднее бюджету, чем трезвенник. При этом до повышения акцизов соотношение было обратное. К примеру, в этом году трезвенник выгоднее на $1600. Видимо, это и смутило Кудрина.

Надо понимать, что после повышения акцизов алкоголики станут давать текущую прибыль, но не окупятся целиком, поскольку до этого многие годы приносили убытки бюджету. Иногда говорят, что вредные привычки выгодны государству, потому что пьющие и курящие умирают раньше, а значит государству не приходится платить им пенсию и обеспечивать уход и медицинское обслуживание в старости. Скажем, исследование Philip Morris в Чехии показало, что чешское правительство экономит $1227 каждый раз, когда курильщик умирает. Но, к сожалению для табачного лобби, оно содержит много методологических погрешностей.

Самое серьезное возражение: смерть здорового человека в позднем возрасте сравнительно легкая, а вот последние годы курильщика, как правило, требуют очень дорогого лечения, что превосходит все выгоды от его ранней смерти. По расчетам Всемирного банка, лечение болезней, вызванных табаком, отнимает 0,1–1 процентного пункта ВВП в зависимости от страны. То же самое относится к алкоголю: болезни, вызванные им, приходится лечить, ДТП и убийства в состоянии опьянения наносят, в том числе, экономический вред обществу. Так что в целом баланс получается, скорее, в пользу здорового образа жизни.

Поэтому вопреки словам Кудрина, опрокидывая стопку или закуривая сигарету, мы, на самом деле, не помогаем государству, а крадем у него деньги. Скорее, прав лидер «Наших» Василий Якеменко: много жрешь, а еще пьешь и куришь – воруешь у Путина.

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

02.09.2010 15:35 Kden (Денис Иванов)
Так хочеться поворовать.
03.09.2010 01:22 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Мы все Вас понимаем )
02.09.2010 15:55 Daniil (Даниил Московский)
То, что у Кудрина с головой плохо – давно не новость. У него что не высказывание, то перл.
02.09.2010 16:47 Prodigy (Виталий Сергеевич)
Алкаши пьют паленку в основном за 20 рублей. без акцизов.
02.09.2010 16:50 yanin (Дмитрий Янин)
Вы ошиблись в расчете. К сожалению Кудрин никогда не примет акциза на сигареты в 15 рублей с пачки. В 2010 году это 5 рулей с пачки, в 2011 по поправкам Минфина это всего лишь 7,2 рубля.
Акциз в России минимален для табачных компаний. В Украине с 1 июля 2010 акциз 3 гривны с пачки (12 рублей), в Румынии около – 60 рублей, в штате Нью-Йорк (6,86 долл)- 213 рублей.
Е
02.09.2010 17:17 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Спасибо, Дмитрий, за замечание! Поправил. Правда, общей картины это не меняет.
02.09.2010 16:54 deathtrasser (Сергей Егоров)
ха-ха ну и расчёты
02.09.2010 17:30 rLin (Александр Рыжов)
Как бы цинично ни звучало, но здоровому человеку нужно дольше платить пенсию, пока он живой, а от этого государству убыток.
02.09.2010 17:36 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
В 8-9 абзацах данной заметки этот миф разбирается. Вижу, что Вы их не прочитали :)

Вкратце:

1. Здоровый человек как правило требует меньше денег на обслуживание и уход в конце жизни. А больному человеку требуется дорогостоящее лечение. В итоге государство тратит на лечение больных раком легких и пр. болезней, на ликвидацию последствий ДТП в состоянии алкогольного опьянения и пр. вещи столько, что это превышает выгоду от того, что человек не получает пенсию.

2. Не забываем о том, что здоровый больше и лучше работает и зарабатывает, а следовательно больше вносит налогов в бюджет и ПФР.
02.09.2010 17:46 rLin (Александр Рыжов)
Согласен, читал невнимательно. Прошу прощения.
03.09.2010 08:43 imv (michail vasin)
Не спорю – здоровый человек лучше больного, как говорится лучше быть богатым и здоровым. Но сам расчет полный бред – если уж учитываете НДФЛ, то где в таком случае ЕСН (который кстати увеличивается с 2011 года)? Получилось бы круче в разы. Притом люди на пенсии получают хоть и маленькте, но реальные деньги, а медицина практически платная уже сейчас, а в свете инициатив правительства по переводу МУПов на самоокупаемость будет на 100% платная
03.09.2010 08:49 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Вот, отличные идеи, Михаил! Сможете посчитать все это и опубликовать в комментариях?
03.09.2010 09:26 imv (michail vasin)
Ничего считать не буду, но и то что насчитали Вы приводить не стоило – если уж делать расчет то нормальный, в противном случае никакого. Поднимая акцизы правительство думает не о здоровье нации, а о проблемах бюджета. За здоровье нации можно бороться и менее экзотическими способами.
02.09.2010 20:55 http://minimumlaw.myopenid.com/ (Алексей Михайлов)
Бред какой-то. Один (Кудрин) ляпнул откровенную ахинею, второй (автор) пытается ее опровергнуть сомнительными методиками. В современном интернете и то и другое называется замечательным термином – газификация луж.
Успокойтесь. И оставьте каждому конкретному человеку право выбора. Все равно нет и не может быть сколько-нить серьезной оценки. Да, алкоголь, никотин и прочие наркотические вещества убивают. Кто ж с этим спорит? Но скажите мне – вы спорт смотрите? Вам нравится когда наши спортсмены рекорды ставят? А это спорт высших достижений – он без допинга в том или ином виде невозможен. Да, выступать под допингом – ни-ни, но тренироваться и готовиться просто необходимо. То же и с алкоголем-табаком. А может даже и с наркотой (своего опыта нет и не будет, так что это только предположение). До станка, руля, штурвала, чертежной доски под "градусом" – ни за что! Курить прямо на рабочем месте – ни-ни. Но категорический запрет – это лишнее. Тем более глупо взвинчивать цены. Во-первых, потому что это всегда революцией заканчивается. А во-вторых, потому что анекдот на тему "Папа, водку в цене подняли! Правда ты будешь меньше пить?" как и любая другая шутка, содержит в себе только часть шутки. Остальное чистая правда. Вы скажете, что много спивающихся? А Вы задумывались о том, что олимпийских чемпионов 10-15, а профессиональных спортсменов в десятки, а то и сотни раз больше?
Лично я тут согласен с Владимиром Вольфовичем, который утверждает: на все, что убивает Российский народ должна быть монополия государства. Не акцизы, а именно монополия. И тогда доходы в разы перекроют теперешние акцизы. Хватит не только на борьбу с последствиями, но еще и на соц. нужды останется. Правда, остается решить вопрос с качеством. А слова "качество" и "монополия" вместе никак не уживаются.
02.09.2010 21:46 ffffffm (Иван Лаптев)
упущенный ндфл – это мощь конечно.

в таком случае крайне вредны для государства домохозяйки (не платят ндфл), дауншифтеры (платят меньше после смены работы), бездетные пары (эти вообще должны работать за все потенциально утерянные поколения).

разумно брать акциз против расходов на медицину – остальное от лукавого.
03.09.2010 09:39 TOPMO3 (Великое Серое)
Надо легализовать коноплю. И доход казне, и здоровье не так разрушает, и настроение у народа хорошее!
04.09.2010 10:27 Drovosek
Автор: "Пьешь и куришь – воруешь у Путина"
------------------------
Конечно нет: прежде всего воруешь у самого себя.
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП