Новая Европа      о Новой Европе     RSS

Катынь: всё, как у больших

Польша теперь не моська, а партнер
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 29 22 741 экспорт в блог
Путин и Туск, скорбящие рядышком над могилами расстрелянных в Катыни, сотворили вместе невиданную штуку в российской внешней политике. Помимо всего прочего, они поучаствовали в торжественном открытии своеобразного социального лифта для международных партнеров Москвы. Оказывается, страна, если постарается, может взять и повысить свой статус в отношениях с Россией: с «младшего брата» или «тявкающей моськи» до уважаемого партнера, с которым разговаривают на равных.

Многие годы Польша крепко сидела в группе государств, с которыми Москве как-то и в голову не приходило разговаривать всерьез и по-взрослому. Для серьезных отношений в мире есть приличные страны вроде Германии, Италии или даже США. С их руководством российские власти готовы обсуждать международные проблемы, искать компромиссы, дружить и, вообще, общаться как с ровней. Но вести себя так же с государствами бывшего соцлагеря и, тем более, бывшего СССР – это много чести.

Вот, например, мартовский визит Путина в Белоруссию и встреча с тамошним премьером Сидорским. Вроде бы статус у них одинаковый: оба премьеры, но репортаж в программе «Время» получился такой, что на экране был один только Путин крупным планом. На вопросы журналистов отвечал. Наверное, Сидорский стоял где-нибудь неподалеку, но ему слова не дали, в кадр не пустили и даже по фамилии ни разу не назвали. Потому что нечего премьеру какой-то там Белоруссии почем зря пиариться рядом с настоящими мировыми лидерами.

Похожим образом складывались отношения и с другими бывшими союзниками по соцлагерю. Если не хотите благодарить Россию за те века, что она вас кормила-воспитывала, да еще с историческими претензиями пристаете, то мы вас вообще замечать будем только в случае конфликтов. С Польшей, в отличие от Украины или Грузии, у России ни газовых, ни обычных войн не было, но мелкие споры случались регулярно. То польским кораблям запретят судоходство в Калининградском заливе, то эмбарго на импорт польского мяса введут. Иногда и на исторические мозоли наступить можно. На широких торжествах в честь 60-летия Победы Путин в своей речи перед многочисленными иностранными гостями не стал упоминать Польшу в числе союзников по антигитлеровской коалиции. Для поляков, превыше всего чтящих своих героев времен Второй мировой войны, такие умолчания были куда обиднее реальных убытков от мясного эмбарго.

Взаимные претензии Польши и России были такими многослойными, что, казалось, нормальных отношений между странами ждать бессмысленно. Но вдруг, всего за пару лет в спектре российской внешней политики Польша передвинулась от полюса Эстонии и Грузии куда-то на противоположный край, совсем близко к Германии и Франции. Так совпало, что и в Москве, и в Варшаве власти посчитали, что убытки от бесконечных конфликтов стали превышать приемлемый уровень, а для примирения требуются совсем незначительные уступки.

Цена польско-российских конфликтов резко выросла после вступления Польши в ЕС. В 2006 г. Варшава отомстила Москве за эмбарго на импорт мяса, наложив вето на разработку нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и всего Евросоюза. Тогда влияния Польши оказалось достаточно, чтобы в одиночку заблокировать начало переговоров на два года, пока вопрос с польским импортом не был решен. Когда в 2008 г. то же самое попыталась сделать Литва, то Брюссель быстро нейтрализовал ее вето с помощью процедурных тонкостей.

Параллельно в Польше сменилось правительство. Премьером стал Дональд Туск, который провозгласил новую цель цивилизационного развития страны: стать настоящей европейской державой первого ряда, не хуже Германии или Франции. А такие державы не станут упускать выгодного сотрудничества с Россией ради национально-исторических сантиментов. Поэтому поляки тоже будут с Москвой дружить, пускай и не разделяя ее толкования истории и отношения к правам человека.

Чтобы наладить российско-польские отношения, потребовалось совсем немного. Просто каждая страна немного подыграла другой в ее исторических комплексах. В Варшаве перестали демонстративно кричать про расширение НАТО, строительство газопроводов в обход России и необходимость сплотить все демократические силы Восточной Европы перед угрозой российского империализма.

В ответ Москва постаралась ответить на две главные исторические претензии поляков. В сентябре 2009 г. Путин лично обратился к польской нации с открытым письмом, где высоко оценил заслуги Польши в победе над Гитлером, а также прямо осудил пакт Молотова-Риббентропа как безнравственный. Сейчас должен разрешиться второй больной вопрос – расстрел польских военнопленных в Катыни. Конечно, падать на колени с извинениями, как когда-то Вилли Брандт, Путин не будет. И допускать поляков к секретным архивам НКВД тоже не станет. Но вопрос на правительственном уровне точно закроют. Фильм Вайды о событиях в Катыни по российскому телевидению показали, преступления сталинского режима признали и осудили, память погибших совместно почтили. Чего еще надо? С остальными тонкостями пусть историки разбираются. К счастью, в польском правительстве понимают, что какие-нибудь эстонцы и мечтать не могут о таких исторических жестах доброй воли со стороны Москвы, поэтому выдвигать новые претензии вряд ли станут.

Теперь прецедент создан. Оказывается, что за пару лет можно превратиться из вечно презираемого врага Москвы во вполне уважаемого партнера. Другой вопрос – у каких еще стран хватит воли и ответственности такой возможностью воспользоваться.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

07.04.2010 13:05 krot22 (Василий Александров)
Поляки натовцы, а значит наши враги. А Катынь ещё не доказана. В России формировалась армия Андерсена и откуда у этого генерала набралось столько офицеров если их всех расстреляли. Путин вслед за лысым повторил нашу причастность к Катыни. Нужно снова расследовать это дело. Если польские офицры подныли бунт в лагере, то их бунт мог быть подавлен. А так зачем было убивать столько людей. Пилсудский в своё время уничтожил наших более ста тысяч и Путин не озвучил это злодейство.
07.04.2010 13:26 N555 (N5 Ковытка)
Прикольно. Оказывается всю дорогу "новая Россия" только тем и занималась, что по мелочи гадила Польше. То мясо, то Калининград. А про блокирование "Северного потока" и прочие мелкие и средние пакости Польши по отношению к России... ни гу-гу? И изоляция шла только из Кремля, откуда же ещё? Все польские президенты и премьеры просто из кожи лезли, хотели дружить, а Москва их горделиво отпихивала. Да и в нашей истории была только Катынь. А Стшалково и Буг-Шуппе в 1920-21 годах и не существовало. Ага...
07.04.2010 16:42 CyrilSavitsky (Кирилл Савицкий)
Согласен, прикольная статья. То есть, Россия теперь с Польшей братья навек и более никогда и ни за что никто не посмеет усомниться... Даже в очевидном.
07.04.2010 16:48 N555 (N5 Ковытка)
А кто сказал, что все должны быть всем друзья и братья? В мире около 6 млрд. человек. Кто сказал, что со всеми я должен дружить взахлёб? Моих знакомых порядка 200 душ (судя по "Одноклассникам") и мне этого вполне достаточно для общения.

Это не значит, что остальные мне враги. Просто мы не общаемся. Нет поводов. И уж точно я не общаюсь с теми, кто априори пытается мне навязать какую-то вину в одностороннем порядке. На фига?
07.04.2010 22:16 Dragon1 (Дмитрий Селедцов)
Зачем " не общаться" если можно быть друзьями, ведть речь идет о другой стране. то что сделал сейчас Путин и Туск надо было сделать давным давно.
08.04.2010 09:59 N555 (N5 Ковытка)
Можно и быть. А можно и нет. Это не шесть пик в преферансе.

В связи с этим вспоминается 2007 год. Когда стало ясно, что сессия МОК, на которой будет решаться вопрос Зимней Олимпиады 2014 года пройдёт в Гватемале, неожиданно выяснилось, что у России даже нормального посольства в этой стране нет. Просто не было нужды. Нужда возникла – появилось, начались визиты на высшем уровне и т.д.

Ровно и здесь. Кто сказал, что все должны быть друзьями взахлёб? Как лозунг "Мир и дружба между народами" согласен, а как стратегия действий – не очень.

Кто сказал, что Россия должна быть другом страны, которая не мыслит своего существования без вечных претензий к России? Вообще не очевидный ни разу тезис.
08.04.2010 10:11 Dragon1 (Дмитрий Селедцов)
Я вообще не понимаю термин "друзья" или "враги" в большой политике. Необходимо строить ровные экономически взаимовыгодные отношения, основанные на нынешней ситуации в мире. Прошлые разногласия надо забыть. Я считаю, что у нынешней России де факто врагов в мире нет, так же как и нет друзей. Ну не назовеш же Лукашенко другом. У каждой стрны есть свои интересы и нужно уметь находить взамовыгодные способы сотрудничества. У нашей старны это пока плохо прлучается. В большей части вся наша риторика это силовой нажим. Дружите с нами, делайте как мы хотим или мы вам газ перекроем или еще что-нибудь. Такой подход контрпродуктивен и просто глуп.
08.04.2010 11:16 N555 (N5 Ковытка)
Не очень понял заход про "Дружите с нами... или мы вам газ перекроем". Вообще-то газ перекрывать пыталась аккурат Украина.

В политике России сейчас железный прагматизм на грани цинизма. Хотите так-то? Давайте поторгуемся. Нефть и газ за поцелуи больше не продаются.

В этом, кстати, проблема Лукашенко. Батька на полном серьёзе планировал продать своё признание ЮО и Абхазии за очень большие деньги... и до сих пор в шоке, что Россия, оказывается, не собирается за это платить. Вот облом у чувака :-)

Так и с поляками. Хотите покаяния за Катынь – пожалуйста, покаяние за Стшалково "в студию". Ах, не хотите? Тогда и про Катынь подождёте. Всё жёстко и логично.
07.04.2010 16:36 alextrocjuks (Alexander Trocjuks)
Хорошая статья! НАТО было врагом в 20м веке – оставьте их в покое. Сейчас на дворе 21й век – нам угрожают терракты в метро, низкая эффективность экономики и стремительная убыль населения. Будем надеяться, что лидеры Прибалтики (имею ввиду Эстонию, Латвию и Литву)поймут, что можно цивилизованно и адекватно относится к разным точкам зрения на историю, но при этом вести конструктивный диалог с РФ. Не требовать бредовых компенсаций, а совместно расширять поле сотрудничества в политике, экономике, социальном секторе, образовании, туризме.
12.04.2010 23:31 Dobrov (Alex)
НАТО – "друг России". Какая наивность! Или что-то похуже: враньё. Теракты в метро, если почитать, к примеру, американских диссидентов, устроили спецслужбы стран НАТО. НАТО часто предпочитает воевать и взрывать руками наемников. Расскажите этим убийцам, что можно "цивилизованно относиться" к тем, кого они предпочли взорвать.
13.04.2010 00:26 alextrocjuks (Alexander Trocjuks)
А вы меньше читайте "диссидентов" и непроверенные источники. У НАТО есть более существенные задачи в Афганистане и Пакистане, решать которые Россия им помогает, предоставляя воздушный коридор, чем "воевать и взрывать руками наемников" метро в Москве. Во всем мире давно не замечают "великого" могущества России, кроме определенных жителей внутри – ради которых видимость этого "могущества" и поддерживается. Грамотно работать и жить надо, чтобы заслужить "могущество" или хотя бы уважение цивилизованных стран мира.

Дискутировать насчет того, кто совершил теракты в Москве нам с Вами нет смысла, тк ни у кого нет достоверных источников.
14.04.2010 16:34 Dobrov (Alex)
а вы меньше пишите, чтобы НАТО в России вдруг полюбили и "оставили в покое". НАТО – это покровители терроризма и сами террористы. Поэтому призывать "оставлять их в покое" нет смысла.
А возражать защитникам НАТО смысл есть, и документов насчет финансирования терактов англо-американскими банкирами и саудитами предостаточно. Главный "документ", который виден всем начиная с экранов их телевизиров – Березовский, который сидит в Лондоне с санкции елизаветинской фемиды.
07.04.2010 17:29 ikar (Пенсионер)
А почему архивы КГБ (которого якобы уже нет) и военные архивы имеют гриф "Совершенно секретно"? Какие секреты Кремль скрывает от своих граждан?
07.04.2010 17:30 N555 (N5 Ковытка)
Ровно такие же, какие ФБР, АНБ и ЦРУ скрывают от граждан США, а спецслужбы других стран от своих соотечественников.
07.04.2010 18:56 Barberini (Barberini)
"Чтобы наладить российско-польские отношения, потребовалось совсем немного. Просто каждая страна немного подыграла другой в ее исторических комплексах".

И всё? В этом и есть прагматизм отношений? Теперь я знаю, как будет погублена Россия: ей все будут подыгрывать в ее исторических комплексах.
07.04.2010 22:08 Negoro
К сожалению в нашей истории была не только Катынь, Но и Осташков и Харьков и Старобельск.. А те, кто вспоминает лагеря для орд большевиков на территории Польши в 1920 году должны учесть то, что эти орды попали в плен на территории Польши, т.е. были прямыми агрессорами. Узники Катыни были даже не в плену- их ведь не считали военнопленными ,т.к. СССР не обьявлял Польше войну- просто вероломно её разделил с Гитлером на пару!А засекречивают то, что является позорным для страны, чтобы представить себя этакой конфеткой, хотя все за рубежом уже давно эти секреты знают...
08.04.2010 10:15 N555 (N5 Ковытка)
Плохо учились в школе? Допускаю. Не не понимаю, почему этим стоит гордиться.

1. "Орды" красноармейцев (нормально Вы так о своих дедах!) оказались в Польше в конце 1920 года потому что в начале 1920 года поляки оказались в Киеве. Мать городов русских был известным проходным двором за свою 1500-летнюю историю – причём в 1918-20 годах особенно часто переходил из рук в руки – но исконно польским не был никогда в своей истории. Так что считать это агрессией Советской России против суверенной Польши – или очевидная глупость, или банальное незнание истории.

2. СССР не объявлял войну Польше в 1939 году, но... и Польша не имела ничего против данного вторжения. Зная о пересечении войсками Красной армии её госграницы, польское правительство так и не объявило об советской агрессии. Более того, польское командование отдало приказ своим войскам не вступать в боевые столкновения с КА. И – самое удивительное – Англия и Франция, которые восприняли нападение немцев на Польшу как агрессию, и объявившие себя (пусть и чисто формально) в состоянии войны с Гитлером, не стали 17.09.39 объявлять войну СССР. Не странно ли?
09.04.2010 12:37 johnsilver
1. Именно агрессией против независимой страны. Киев – мать городов русских, а не российских. Пора бы понять уже эту разницу.

2. Вообще бред.
09.04.2010 13:52 Vladimir Z
???
А Россия – это не страна русских?
По Вашему видно русские живут только на Украине.
Вот уж действительно бред.
09.04.2010 15:12 johnsilver
да вы, видимо, сами не знаете в какой стране живете. Россия – страна россиян. Я вас наверное удивлю, но в РФ кроме русских проживает много других народностей. Думаю их даже большинство. Равно, как и в Украине, живут не только украинцы.
12.04.2010 23:33 Dobrov (Alex)
напрасно так думаете. В России большинство русских. Россия по стандартам ООН – мононациональная страна. Россказни о многонародности ведутся сторонниками раздела России.
10.04.2010 14:54 Negoro
По пунктам- в школе, да и далее я учился Ооочень хорошо, правда не историк, а инженер...но историю уважаю как науку и считаю . что она является такой же точной, как математика! А её толклвание увы. малопочтимая мной "наука " идеология..
О своих дедах я знаю многое, и о прадедах, и далее с начала 19 века! Мои Деды были по другую сторону баррикад в гражданской войне. Так что Орды для меня вполне приемлемый термин.
Живу я в Западной Белоруссии, давно, но из " восточников", если Вам это о чём то говорит... И знаю не из официоза, а из рассказаов родителей моих школьных друзей о том как и что здесь было... как дикие орды... я на этом термине настаиваю.. в 39 году дивились тому, что в магазинах было всё... что улицы были ухожены, а на полях всё было засеяно...А збруя у кавалерии Красной Армии была полотняная... т.е. брезентовая, а не кожаная... как у тех же Немцев, Поляков и прочих нанайцев!Так что не читайте Советских газет перд обедом!
12.04.2010 23:38 Dobrov (Alex)
а Вы предпочитаете газеты Руперта Мердока? Или магнатов какой-то другой страны? Чем Вам не нравятся Советские газеты, если их давно не печатают?
Агрессия поляков против большевистской России – такая же агрессия, как агрессия Гитлера. Неудивительно, что большевики расстреливали жандармов, полицеских, офицеров, уничтожавших десятки тысяч красноармейцев. Польша тоже должна воздвигнуть мемориал красноармейцам, загубленным её сатрапами.
12.04.2010 10:50 Roman-z
Ну вот видите, опять какие-то высказывания "русские – вовсе не русские, а российские" и т.п.
Был в Белоруссии, Украине, Литве, Латвии в 90-х. Может быть, нас и не любили, но неприязни, а уж тем более откровенной и неприкрытой ненависти в помине не было.
Это я к тому, что ВВ сейчас хочет как раз отношения между Польшей и Россией свести к НЕАГРЕССИВНЫМ, а вовсе не призывает бросаться нам в обьятья и войти в состав России. Это вовсе не плохо, согласитесь?
12.04.2010 23:41 Dobrov (Alex)
кстати, В.В. очень сомнительные высказывания сделал. Мол, Сталин лично виноват за то, что поляки умертвили 32 тысячи пленных красноармейцев. То есть, согласно В. В., не поляки виновны, сгноившие и расстреливавшие пленных красноармейцев, а Сталин. С чьего голоса поет В. В.?
13.04.2010 20:15 Roman-z
я хотел сказать, что ВВ просто ОЧЕНЬ ХОРШИЙ политик и не более... Я сам директор фирмы, занимающейся ремонтом мобильных. Как хочется иногда ткнуть в глаз возмущающегося клиента, но... Набираю воздух в легкие, и... опять по ушам, что "фирма супер и т.д.". Сейчас в отношениях Польши и России ну не тоже самое, но рядом, т.е. конечно можно предъявить за расстрел красноармейцев, в ответ получим взрыв эмоций по поводу ВТОРЖЕНИЯ и ОРД как уже обсуждалось... Так что сделаем хорошую мину при ... игре (не пишу какой игре боясь новых камней в огород...) и забудем почти вековые обиды, начнем с не очень чистого, но НОВОГО листа!
14.04.2010 16:49 Dobrov (Alex)
с "чистого листа"? – да. Но с "чистого листа" начинать надо действовать, а оценки историческим фактам надо давать не с "чистого листа" – этого и хотят новые НАТОвцы типа поляков и дирижирующих ими американцев. Оценивать исторические факты следует сообразно заслугам лиц, совершивших те или иные деяния в истории. Поляки совершили жестокие деяния – пусть каются, от них, прежде всего, требуется покаяние. Пусть каются за расстрелы красноармейцев, белорусов и украинцев, пусть каются за концлагери, пусть каются за уничтоженные могилы советских солдат – освободителей Европы от фашизма (кстати, среди них были герои многих национальностей, срывая могилы освободителей, поляки всем национальностям, боровшимся с фашистами, плюнули в глаза). Необходимо великое покаяние польских националистов!
Потому что в России за НКВД покаялись. А поляки своим сатрапам до сих пор поют оды.
Насчет же того, хороший ли В. В. П. политик – он плохой политик, но хороший игрок в поддавки с олигархами Запада, которые жажадут его же и угробить как политика. Если бы он был хорошим политиком, он думал бы о своем народе, об истории, и не искажал бы факты в угоду Дональду Туску и Коморовскому и прочим ныне рвущимся к власти в Польше. Если бы В. В. не искажал историю и хотел бы назвать ВИНОВНЫХ за поход красноармейцев на Польшу в 20 г., он бы назвал не имя Сталина, а указал бы другие имена, кстати, тоже нерусские – Бронштейн-Троцкий и провокатор Тухачевский. Кстати, второго расстреляли при Сталине за измену, а первый тоже во времена Сталина был изгнан. Так что Сталин не поддерживал и не покрывал организаторов того похода на Варшаву, а наоборот, успешно боролся с ними. Но ВВП об этом молчит, искажая факты и выгораживая Бронштейна и Тухачевского.
19.04.2010 00:20 Joanna K. (Joanna Kmiecik)
A kakoi to pamiatnik rozrushili w Polshe?. V Varshave stoiat dva, chtoby ne perenosit pamiatnika tak nazyvajemyh "sonnyh brat'ev" stroika linii metropolitena budet provoditsia bolee slojnym putiem.
Vseh Leninov i drugih takih, prawda, otpravleno v muziei socializma, a Dierjinskogo tam gde iego mesto – k chortu.
19.04.2010 10:26 Dobrov (Alex)
Речь не о памятниках в столице Польши. Не о тех памятниках, что построены. А о том, что нет мемориальных комплексов, таких как в Катыни, в память красноармейцев, замученных в польском плену. А ведь пилсудчики и националисты погубили десятки тысяч пленных красноармейцев, белорусов, украинцев, рабочих, поддерживавших революцию – т. е. всех, кто тогда был врагами полонизации "восточных земель". Вот об этом националисты умалчивают. Требуют, чтобы только Россия каялась, а сами не каются вовсе. Хотя крови политических противников было пролито много и в Польше. Дзержинский – кстати, тоже поляк и он отличается от пилсудчиков только тем, что действовал в России, а не в Польше. В Польше были свои "Дзержинские". Но за них Польша не хочет каяться, делает вид, что их не было вовсе.
И потом, все же Польша была частью Российской империи, и только благодаря большевикам стала отдельным государством. А теперь ненавидит тех, благодаря кому она и возникла.
Комментарий скрыт модератором
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП