Новости Календарь

Как работа школьного учителя стала самой доходной в Мексике

Как работа школьного учителя стала самой доходной в Мексике Эльба Эстер Гордийо © Imelda Medina / Reuters

Российские борцы с ЕГЭ и другими образовательными реформами, наверное, не в курсе, но сейчас под угрозой стандартизации оказалась страна с системой образования их мечты. Правительство Мексики наконец забило на свой рейтинг и начало масштабное наступление на права и свободы школьных учителей. Чиновники наступают, вооружившись самими разрушительными для системы образованиями штуками: стандартными тестами типа ЕГЭ, не менее стандартизированной системой оценки учителей и массовыми увольнениями. Мексиканские учителя возмущены и уже готовы выйти на улицы, но правительство нанесло по ним упреждающий удар, бросив в тюрьму многолетнего профсоюзного лидера, работника системы образования с 53-летним стажем, выдающуюся женщину Эльбу Эстер Гордийо, которую в Мексике называют не иначе как La Maestra (Учительница).

Мексиканская система школьного образования сейчас организована так, как, скорее всего, была бы организована российская, случись у нас свободные выборы и активное профсоюзное движение. Учителя там могут делать все что заблагорассудится, а чиновники не смеют им слова поперек сказать – только выделяют все новые и новые порции бюджетных денег. Такая форма организации наилучшим образом соответствует представлениям мексиканского общества о том, что чиновники – это воплощенное зло, а школьные учителя, наоборот, добро. Естественно, нельзя давать злу над добром никакой власти.

Мексиканские избиратели требуют от своего правительства только одного – выделять на образование как можно больше бюджетных денег. И тем, раз в стране демократия, приходится выполнять это требование. Мексиканское государство ежегодно тратит на нужды образования почти 5% ВВП. Это вполне европейский показатель: немного отстает от Скандинавии, но обгоняет Испанию или Италию. В России, для сравнения, государство тратит на образование менее 4% ВВП, а в ближайшие годы собирается тратить еще меньше.

Выделенные деньги не разбазариваются на каких-нибудь чиновников из Минобра или на показушные университеты, а почти полностью идут на зарплаты школьным учителям, которые в Мексике, по меркам развивающихся стран, феноменально высокие. Эта страна по подушевому ВВП находится где-то на уровне бедной Восточной Европы: рядом с Румынией – Болгарией, немного ниже России. А зарплаты школьных учителей в Мексике с поправкой на паритет покупательной способности достигают почти $40 тысяч в год. Это уровень Западной Европы, еще несколько тысяч, и догонит Скандинавию.

Но получилось ли у Мексики благодаря такой щедрости догнать развитые страны хоть в чем-нибудь, помимо размера учительских зарплат? Нет, не получилось. По всем тестам ОЭСР – по математике, чтению и естественным наукам – Мексика занимает последнее место среди стран, входящих в эту организацию (туда входят почти все более-менее развитые государства мира). От России Мексика по результатам этих тестов тоже отстает очень основательно, хотя у нас учителя пока не получают по $40 тысяч в год.

Другие показатели качества мексиканской системы образования тоже слабо соотносятся с размерами бюджетных расходов. Например, средний мексиканец тратит на получение образования всего восемь с половиной лет жизни. В Западной Европе тратят лет 11–12. В России – около 10. Что еще печальнее: в Мексике в средней школе учатся всего 70% детей соответствующего возраста. Этот показатель не только в Западной Европе, но и в Европе Восточной, и в России приближается к 100%.

Так получается, потому что ни в одной стране мира система образования не может начать работать хорошо только от того, что на нее выделяют много денег. Без контроля над учителями, без стандартизированных процедур проверки знаний она легко сожрет любое количество бюджетных денег, не выдав ничего взамен. Именно это и произошло в Мексике: мексиканское правительство боялось что-то менять, уступив давлению учительского профсоюза и опасаясь недовольства избирателей. Проблемы пытались завалить деньгами и получили то, что получили.

По сути, мексиканская система школьного образования сейчас находится в режиме самоуправления. Учителя, организованные в могущественный Национальный профсоюз работников образования, сами вырабатывают школьную программу, сами решают, кого нанять, а кого уволить, сами распределяют между собой зарплатный фонд. Всего в профсоюзе числится почти полтора миллиона человек. Но сколько из них настоящих школьных учителей, никто не знает. Многие на самом деле давно никого не учат и полностью посвятили себя профсоюзной работе. Других вообще не существует – это мертвые души, которых вписали в ведомости, чтобы стрясти с государства больше бюджетных денег.

Есть среди членов профсоюза и те, кто просто купил себе должность школьного учителя в качестве дополнительного источника дохода. Почему бы и нет, если никакие ЕГЭ и проверки не угрожают мексиканскому учителю, так что делать почти ничего не надо, а зарплату платят, причем такую, что инвестиции в покупку быстро отбиваются. Цены на учительские места варьируются: от примерно $2000 за должность учителя где-нибудь в деревенской глуши до $20 тысяч в крупном городе.

Поэтому в Мексике и оказалось навалом желающих купить себе работу, где деньги платят, а результаты никто не проверяет. В 2010 году власти обнаружили в списках учителей даже одного из лидеров наркокартеля La Familia Сервандо Гомеса – числился учителем начальных классов в своем родном штате Мичоакан и исправно получал от государства положенные полторы тысячи долларов в месяц. А что тут могут поделать власти? В Мексике не равнодушные чиновники, а учительский профсоюз решает, кого нанять, а кого уволить.

Многие мексиканские президенты пытались как-то разрулить этот ужас: ввести стандартизированные тесты для учеников, создать унифицированную систему оценки учителей, лишить учительский профсоюз монополии на наем и увольнение. Но все это быстро пресекалось учителями. Только в правительстве заикнутся про что-нибудь вроде ЕГЭ, как профсоюз тут же выводит на улицы сотню тысяч учителей, которые начинают вещать, что сволочные чиновники хотят их всех переувольнять, хотят сэкономить на святом – на школах. Что стандартизированные тесты – это верная гибель для мексиканского образования. Подражая Штатам, в мексиканских детях хотят убить всякую креативность, глубину, творческий подход. Вместо нормального и вдумчивого обучения их будут дрессировать, как собачек, чтобы верно отвечали на стандартные вопросы тестов, и больше ничего.

Почти четверть века (с 1989 года до ареста на этой неделе) этим процессом мастерски руководила несгибаемая председательница учительского профсоюза Эльба Эстер Гордийо, которая достаточно хорошо умела организовать мексиканских учителей, чтобы у правительства не было никакой охоты влезать в школьные дела. Ради поддержки с ее стороны перед очередными выборами мексиканские президенты готовы были простить ей что угодно. Пока в Мексике менялись президенты и правящие партии, бессменная Учительница успела отколупать себе около $200 млн бюджетных денег, приобрести 67 объектов недвижимости по всему миру, открыть миллионные счета в лучших дизайнерских магазинах Европы и сделать себе несколько десятков пластических операций. Кто из продажных чиновников посмеет сказать слово против скромной учительницы из бедной семьи, которая работает в школе с 15 лет и так яростно борется за права своих коллег?

Когда в декабре 2012 года три крупнейшие парламентские партии и новый президент Мексики Пенья Ньето смогли договориться, что стране нужна радикальная реформа школьного образования, Учительница Гордийо приняла вызов и была готова к борьбе. Она не вылезала из телевизора, обещая, что не даст уволить ни одного учителя, никаких стандартных процедур проверки, это разрушение системы образования. Нечего продажным чиновникам нападать на замечательных мексиканских учителей со своим ЕГЭ.

Но все-таки ни пластические операции, ни брендовая одежда не могут снять у публики некоторую усталость, которая неизбежно возникает после 24 лет созерцания одного и того же руководителя. Мексиканцы перестали доверять своей Учительнице. Как-то она совсем растеряла образ скромного борца за права учителей против жадного государства. На этой неделе Эстер Гордийо арестовали. Она как раз вернулась в Мексику с одной из своих вилл в Калифорнии и прямо из аэропорта отправилась в тюрьму по обвинению в крупных хищениях. Обезглавленный учительский профсоюз деморализован и не может ничего противопоставить политикам с их реформой. Теперь мексиканская система образования обречена на отупляющую стандартизацию по американским лекалам.    

Предыдущий материал

Зачем Панама переходит на евро

Следующий материал

Почему Чавес не Путин. На смерть команданте