Протесты в мире      о протестах     RSS

Как оказаться на лондонском дне

Быть бедным в Европе – личный выбор каждого
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 49 17 045 экспорт в блог
Как оказаться на лондонском дне
Фото: Reuters
Мыло душистое | От пирамиды к веретену | Подвижная британская бедность | Присоединяйтесь, барон

«Что это, Бэрримор – Темза?» «Нет, сэр. Это шпана с другого берега». Вопрос, откуда в  щепетильном Лондоне с его обильными прихотями завелись гопники с их простыми запросами, уже почти неделю волнует человечество.
 
И у нас, и в Британии до сих пор есть люди, которые воспринимают вынос кроссовок через витрину – между прочим, без примерки (а вдруг не подойдут?) – как форму социального протеста. «Мародеры – мразь», – пишет первый же комментатор под подборкой выразительных фото о грабежах. «Мразь – компании, уклоняющиеся от налогов», – отвечает ему второй. «Бедняки в Англии – уже давно жертвы насилия со стороны правительства и полиции. Насилие порождает насилие», – присоединяется третий. «По ту сторону баррикад находятся такие же люди», – волнуется комментатор на «Слоне». «Я готова пожертвовать всем, что у меня есть, ради счастья народа», – пишет русская революционерка Лидия Кочеткова своему швейцарскому жениху в 1898 году (поучительную переписку опубликовал писатель Михаил Шишкин в нынешнем «пляжном номере» «Сноба»).

Те, кто готов понять и простить, – сами  порядочные люди, которые не пойдут выносить кроссовки ни при каких обстоятельствах, и поэтому им кажется, что нужны какие-то веские причины, какая-то вопиющая несправедливость и постыднейшая нищета, чтобы кто-то пошел. Психолог мог бы заподозрить их в некоторой экзистенциальной трусости – человек страхуется от падения: «Я не на дне, но если окажусь, кто-то пожалеет и меня». Но прежде всего это случай тяжелой инерции обществоведческого сознания, которое разогналось сто лет назад и не может остановиться. Ведь вся огромная интеллигентская традиция и великая русская литература про это (хотя «Преступление и наказание» – против).

Из-за этой инерции совести мы еще боимся мысли, что быть социальным низом – по крайней мере, в современной Европе – личный выбор человека. Не фатум, не рок, не «парки – бабье лепетанье», а мое хотенье-щучье веленье. Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть черной крестьянкой. Сидеть у разбитого корыта на пороге социальной избушки. А соседки будут завидовать: как ловко устроилась.

МЫЛО ДУШИСТОЕ

В Царскосельском лицее, вспоминает Пущин («Записки о Пушкине»), белье постельное и столовое менялось раз в неделю, а нательное – два раза. Баня была раз в неделю по субботам. А в остальные дни – «стол умывальный, он же и ночной». Эти скромные по меркам современного горожанина гигиенические условия вспоминались ему как роскошные. Еще бы – ведь предполагалось, что в Лицее будут учиться братья, великие князья. Народ же еще в конце XIX века жил в привычной грязи, как колхозный скот. «Все кишит паразитами, всюду блохи, вши, тараканы... Едят здесь вообще без тарелок – все хлебают из одного горшка сразу, и матери дают детям из своего рта прожеванную пищу», – пишет революционерка (и врач) Кочеткова из Смоленской губернии.

В предреволюционной России этот гигиенический контраст – как более наглядный –  поражал верхушку общества не меньше материального. Общество разделялось на мытых и немытых, тех, кому стирали, и тех, кто стирал, на глаженых и неглаженых.

Однако ж немытая Россия минимум полвека как сказала «прощай», а немытая Европа и того раньше. Теперь умываются мышата и котята, и утята, и жучки, и паучки. И если кто-то один не умывался и грязнулею остался, – это его собственный выбор, и сочувствовать человеку, у которого нет ножей и вилок, а есть вши и блохи, на шее вакса и под носом клякса –  очевидный анахронизм. Если человек не мыт, значит воду в его кране кто-то выпил – устаревшее представление об устройстве мира.

ОТ ПИРАМИДЫ К ВЕРЕТЕНУ

Похожие вещи – только менее очевидные, поскольку не изваяны в виде кранов с холодной и горячей водой, произошли в общественной экономике. Впрочем, и они наглядны в утюгах с сапогами.

Как была устроена Европа сто и даже шестьдесят лет назад? Пирамида благосостояния примерно соответствовала демографической. Вверху – богатое меньшинство, чуть пониже и поширше – сводящий концы с концами средний класс – так сказать, обслуга богатого меньшинства, а внизу – не сводящий концы с концами народ, кормилец обоих. Хотя часть этого народа была не кормильцем других, а только себя: производительность была низкой, на других просто не оставалось. Такое представление в целом верно для современной Индии или Китая, является сильным преувеличением применительно к России и совсем неверно для Европы и прочего Запада и развитого Востока.

Тут пирамида давно раздулась во что-то, похожее на толстый бочонок или веретено. Наверху – по-прежнему богатое меньшинство, а вот бедного большинства давно нету. Есть сытое, – когда проще, когда труднее – но вполне сводящее сапоги с утюгами большинство. Внизу же располагается опять-таки меньшинство «черных крестьянок», которых подкармливают и верхушка, и середина.

Это меньшинство не так трудно покинуть, но его представители иногда жалуются, что не знают как, а иногда прямо спрашивают: «А на фига?» Если вода в доме есть, но стоит вопрос: «А на фига мыться?» –  на него трудно дать однозначный ответ.

БРИТАНСКАЯ ПОДВИЖНАЯ БЕДНОСТЬ

Никакого запредельного неравенства в доходах в Великобритании нет, зато налицо перераспределение доходов  в пользу меньшинства внизу. В 2009–10 финансовом году средний годовой доход 20% самых богатых британских домохозяйств составлял 78 000 фунтов до налогообложения и получения соцпособий и 58 000 – после. Соответственно, для 20% самых бедных домохозяйств – 5000 фунтов и 15 000 соответственно. Итоговая разница между доходами самых богатых и самых бедных – меньше чем в 4 раза. Таким образом, самые бедные в отчетный период получили помощи в три раза больше, чем заработали собственных средств. И это в высококонкурентной и экономически либеральной Британии, где неравенство не является неприличным, как где-нибудь в Скандинавии.

Абсолютной бедности в Великобритании, как и вообще в Европе,  уже давно нет – никто не живет меньше, чем на $2 в день. Но кто думает, что лучше жить на пособия там, чем работать здесь, будет разочарован. Бедностью в Британии считается доход в 60% и ниже от среднего по стране. Например, в 2008/09 финансовом году это было 119 фунтов в неделю для одного после уплаты стоимости проживания (ипотеки, найма, коммунальных услуг) – так сказать, чистыми на овсянку. Тогда к этой категории относилось 13,5 млн жителей Британии или примерно одна пятая населения.

Но несчастье не в бедности, а в ее количестве. Каждый человек в какие-то моменты жизни может оказаться беден, вот я, например, 13, а потом еще раз 7 лет назад. Может быть социальные катаклизмы так прибили на дно бедных британцев, что они не могут его покинуть и знай повторяют: «Man – how proud it sounds!»

Но нет. Вырваться из самых бедных слоев в Англии вполне реально, что ежегодно доказывают тысячи англичан, которые именно это и делают. В конце 2010 г. британский департамент занятости и пенсий опубликовал на эту тему большое исследование, анализирующее тенденции в этой области в 1991–2008 гг. Оказывается, только 34% тех, кто в 1991 г. относился к 20% британцев с самыми низкими доходами, оставался там же в 2008 г. Две трети тех, кто считался бедным на начало 90-х, покинули социальный низ и перебрались в средний класс и выше. Да, выше, потому что почти четверть (24%) из них в 2008 г. уже принадлежали к 40% наиболее богатых британцев.

Кстати, мобильность почти такая же, как и у 20% самых богатых. Из тех, кто в 1991 г. принадлежал к этой группе, свои позиции к 2008 г. удержали только 38%, а 22% свалились в 40% наиболее бедных британцев. В конце концов, любой, даже состоятельный организм можно отравить алкоголем.

А вот из этой таблички видно, что если разделить все население Британии на группы по 10% (то есть примерно по 6 млн человек), то за десять лет между 1999 и 2009 годом реальный доход (с учетом роста цен) всех групп вырос примерно на 20–30% – за одним исключением: доход беднейших 10% упал на 10%. Оплакать судьбу самых незащищенных – например, одиноких пенсионеров, не получается: их в этой группе только одна десятая. Остальные 9/10 беднейших британцев, стало быть, работоспособного возраста.

Их феноменальное обеднение на фоне десятилетия всеобщего роста, лишь под конец омраченного кризисом, и на фоне 25%-ного роста благосостояния соседней по бедности группы, практически не отличающейся по доходам, – представляется мне результатом личного выбора и чудовищно плохого персонального менеджмента, для которого в одном русском множество синонимов: а мне по фиг; клал я с прибором; буду я за эти копейки горбатиться; щас, встала и побежала и др.

Точно так же и в то же десятилетие росли экономики всех стран, включая беднейшие страны Африки, а Зимбабве под руководством Мугабе пришло к полному экономическому краху и инфляции в миллионы процентов в месяц.  

Именно в этих десяти процентах, как и в государстве Зимбабве, особенно востребована идеология  «Justice!», для которой в русском языке существует следующий синонимический ряд: придумали кризис людей дурить; да они на наши денежки там жируют, грабят простой народ; развелось бездельников; грабь награбленное; надо здесь и сейчас осознать себя как класс; шаг вперед, два шага назад; чувство момента, отбросить сантименты; мы пойдем другим путем, свободу обретем; сегодня рано, завтра будет поздно; посмотри на это небо, взглядом, бля, тверезым; братан, ну дай десять рублей; эй чувак, дай закурить, не понял что ли; мало расстреливаем профессуры.

Социальный низ – это, прежде всего, не доходы, это поведение.
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ, БАРОН 

Пока сытым было меньшинство, выбиться в него было проблемой. Но «выбиться  в большинство» – даже звучит нелепо. Сам язык подсказывает, что это абсурд. Большинство – оно ж к себе притягивает с силой прямо пропорциональной массе и обратно пропорциональной расстоянию. А расстояние, как показывает статистика, не очень большое. Да и в городе – рукой подать.

Москвичи, оглянитесь вокруг. Сколько на ваших глазах иногородних ребят приехали никуда и ни к кому с нулевым стартовым капиталом, нулевой помощью из дома, с никакой поддержкой государства (ну или с поддержкой в виде где-то и когда-то полученного образования), без жилья и друзей и за несколько лет стали вполне себе очень даже.

Тем более, в Европе. Со времен Диккенса и Золя произошла великая социальная революция. Деньги, работа, стипендии, образование давно подведены в каждый дом – просто это не так заметно, как с водой и электричеством. Но если человека, который не пользуется водой и электричеством в своем доме, никому не приходит в голову жалеть, ну то есть – социально жалеть (гуманитарно – пожалуйста), потому что, кто ж ему мешал краник-то повернуть, тому, кто не пользуется работой и образованием, мы все еще готовы сочувствовать.

Может, оно и к лучшему, а то какая она на фиг интеллигенция, если безжалостная. Главное, чтобы не вооружала тех, кого жалеет. А то будет, как у Лидии Кочетковой, которая пишет своему швейцарцу  в революционном 1906 году: «Все растаскивается по домам, а в усадьбах оставляют следы варваров. Я была в одной такой усадьбе – все разграблено, портретам выколоты глаза, повсюду, во всех мыслимых и немыслимых местах кучи кала. Откуда в моем народе столько кала?! У меня совсем другое представление о нашей революции!» Ну столько не столько, а процентов пять всегда найдется, и не только в нашем, Лидия.

Голосование


В том что человек в современной Европе оказался на социальном дне (1/1)


 
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

12.08.2011 14:15 Ropot
Нет. Не так.
Народ слепой пока ему на любимую мазоль не встанут.

Кто – нибудь задавался себе вопросом – а вот т.н. финансовый кризис и погромы – не связаны ли между собой?

Видно – что не задавался.

Или в таком разрезе – за счёт чего общество приобрело вид веретена – не за счёт ли кредита, к-ый стал использоваться для снятия социально – экономических противоречий, но породил новые проблемы своим существованием?

Исчо раз – по буквам – это богатство – дутое. Оно не богатство – а долг, причем если, правительство объявит дефолт – оно будет раздавать материальные активы, народ в этом деле вообще ничего не получит. А если человек не сможет отдать долги по ипотеке и прочему – у него это все отберут.

И результат – Исландия, Греция, БЕЛОРУССИЯ уже столкнулись с этим – что просто тупо – не дай ещё раз правительству в долг – народу не на что будет жрать. При чем сразу!
12.08.2011 14:49 tornados (Артемий Белых)
не завидуйте :)

у вас занимали, что ли?

я вот никому в долг не даю и сплю спокойно
12.08.2011 14:16 Udav (Удав Каа)
Прежде чем стервятники налетят охаивать смелую авторскую работу с ярко выраженным журналистским индивидуализмом, я бы посоветовал нашему Александру удалить на Слоне "Пост дня" от 21 марта.

А теперь приступайте, господа мужики.
12.08.2011 15:13 Sergey Kovalyov
Опять из социалистической клоаки России слышна менторская тональность. Поэтому повторюсь.

Любопытно, как часто русские комментаторы учат Европу "тру либерализму".

Это при том, что именно в России и её сателитах за счёт бюджета не просто живут, но и обогащаются миллионы бесполезных граждан.

Такого извращённого социализма, как в бывшем СССР, нет, наверное, нигде.

Разве что в Северной Корее, Венесуэле и на Кубе.

Неужели русские журналисты и в самом деле считают, что в Европе можно ничего не делать и жить припеваючи? Что нет мотивации стать лучше? Заработать больше?

Почему тогда английская сборная по футболу стабильно играет лучше русской?

Почему в Англии Rolling Stones и Radiohead, а в России Алла Пугачёва и Максим Галкин?

Почему в конце концов средний англичанин зарабатывает в разы больше среднего россиянина?

К слову, а что думают о событиях в Лондоне аналитики из республики Чад?
12.08.2011 15:26 AVeyalko (Alex Vejalko)
Так никто тут не говорит, что Россия впереди планеты всей.
"Ничего не делать и жить припеваючи" – у всех своя планка. По меркам таджика или даже нашего провинциала – москвич, которому досталась квартира от бабушки в наследство тоже может ее сдавать в аренду за $1000 – и ничего не делать, и жить припеваючи. И многие молодые лоботрясы так и делают. А в Таджикистане семья на $100 в месяц живет. Но это не значит, что в Москве в принципе жизнь – сказка.

То же самое и Англия. Уж с голоду там никто не умирает. И крыша над головой есть. Бедность это или достаток – смотря какой меркой мерить.
12.08.2011 15:54 Udav (Удав Каа)
Приехали бы в Москву и рассказали как "не умереть с голоду" на штуку зеленых.

А вот "таджики" в Москве живут уже лучше многих москвичей. Это видно хотя бы по тележкам в супермаркетах.
12.08.2011 16:37 AVeyalko (Alex Vejalko)
ну, во-первых, очевидно, что бесправные таджики, работающие дворниками, все же не очень сладко живут

а что касается "жить на $1000" – я про то и говорю, для большинства россиян это желанная зарплата, для жителей Средней Азии – вообще богатство, а вот для Вас – это бедность, у всех свои критерии

p.s. и уж – имея свое жилье, жить на $1000 (одному) можно вполне сносно и в Москве, имхо)
12.08.2011 16:50 Udav (Удав Каа)
Спорить не буду.
12.08.2011 15:48 Udav (Удав Каа)
Не надо тянуть грязные руки к моему пусть и очень дальнему родственнику – Максиму, а теперь и Примадонне. Да, не лучшие в мире, но других нет.
13.08.2011 23:57 voron120 (Сергей Воронков)
Не могу сказать , что думают аналитики из республики Чад , но про Европу могу ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ , да , здесь можно ничего не делать и жить припеваючи .
19.08.2011 15:37 belonegr (Стас Переверзев)
Опять из социалистической клоаки России слышна менторская тональность

А ещё она ваш газ не отдаёт.

Почему в Англии Rolling Stones и Radiohead, а в России Алла Пугачёва и Максим Галкин?

Почему в России Алла Пугачёва и Максим Галкин, а в Англии Rolling Stones и Radiohead?

Почему в конце концов средний англичанин зарабатывает в разы больше среднего россиянина?

Почему, в начале начал, средний россиянин тратит в разы больше среднего англичанина?
19.08.2011 15:39 belonegr (Стас Переверзев)
>>> Опять из социалистической клоаки России слышна менторская тональность >>>

А ещё она ваш газ не отдаёт.

– - – - – - –

>>> Почему в Англии Rolling Stones и Radiohead, а в России Алла Пугачёва и Максим Галкин? >>>

Почему в России Алла Пугачёва и Максим Галкин, а в Англии Rolling Stones и Radiohead?

– - – - – - –

>>> Почему в конце концов средний англичанин зарабатывает в разы больше среднего россиянина? >>>


Почему, в начале начал, средний россиянин тратит в разы больше среднего англичанина?
19.08.2011 15:40 belonegr (Стас Переверзев)
>>> Опять из социалистической клоаки России слышна менторская тональность >>>

А ещё она ваш газ не отдаёт.

– – – – – – –

>>> Почему в Англии Rolling Stones и Radiohead, а в России Алла Пугачёва и Максим Галкин? >>>

Почему в России Алла Пугачёва и Максим Галкин, а в Англии Rolling Stones и Radiohead?

– – – – – – –

>>> Почему в конце концов средний англичанин зарабатывает в разы больше среднего россиянина? >>>

Почему, в начале начал, средний россиянин тратит в разы меньше среднего англичанина?
19.08.2011 15:52 belonegr (Стас Переверзев)
Да, а ещё здесь не редактируются посты. Таки клоака.
12.08.2011 15:17 SilverElf (Silver Elf)
Александр, увы, не все так просто. Описываемая Вами ситуация – социальная структура развитых стран в виде «толстого бочонка», с огромным средним классом посередине, и небольшими «веретенами» очень богатых и очень бедных сверху и снизу, действительно появилась в 20 веке. И это, наверное, и являлось главной и наиболее фундаментальной социальной революцией 20 века. Проблема же в том, что последние 20-30 лет эта структура стала размываться, причем чем дальше, тем быстрее. Основная причина – глобализация экономики. В 1950х и 60х английский (американский, немецкий и т.д.) рабочий на заводском конвеере получал достаточные деньги, что бы позволить себе (в кредит) уровень жизни среднего класса -- дом, машину и дети в колледже. Сегодня – нет больше тех рабочих мест. Ушли они -- в третий мир, в Китай, Мексику, etc. А на рабочих местах на заводах, что остались, платят уже не зарплаты среднего класса – конкуренция с тем же дешевым трудом в 3 мире. Но, скажите, новые хорошо оплачиваемые рабочие места появились? Появились, конечно. В финансовых услугах, медицине, компьютерах и хайтеках всяко разных. Смысл улавливается? Плохой выпускник плохой средней школы из плохого района Лондона в середине еще 1980х годов мог без особых проблем получить рабочее место и жить как мидл класс. Требовалось только небольшое личное усердие и «отсутствие вредных привычек». Сегодня этого мало. Планка поднялась. «Средний средний класс» исчезает. Сегодня вы либо становитесь “highly qualified professional” (что небыстро и непросто), либо пожизненно жарите бургеры в Макдоналдсе за минимальную зарплату. Это упрощая, конечно, но тренд такой. Вот те, кто остались бургеры жарить и бунтуют. И это есть реальная проблема.
12.08.2011 16:07 orlova (Marina Orlova)
SilverElf (Silver Elf): В финансовых услугах, медицине, компьютерах и хайтеках всяко разных. Смысл улавливается? Плохой выпускник плохой средней школы из плохого района Лондона в середине еще 1980х годов мог без особых проблем получить рабочее место и жить как мидл класс. Требовалось только небольшое личное усердие и «отсутствие вредных привычек». Сегодня этого мало. Планка поднялась. «Средний средний класс» исчезает. Сегодня вы либо становитесь “highly qualified professional” (что небыстро и непросто), либо пожизненно жарите бургеры в Макдоналдсе за минимальную зарплату. Это упрощая, конечно, но тренд такой. Вот те, кто остались бургеры жарить и бунтуют. И это есть реальная проблема. "

Не знаю, чем плохо жарить бургеры – вот турки в Хакни жарят, и ничего, вполне довольны таким занятием, еще и вышли на улицы, чтобы защитить свои "жаровни". Грабят вовсе не те, что остались бургеры жарить. Возьмем минимальную зарплату для возраста 18-21 – 4,98 фунта в час. При восьмичасовом рабочем дне и пятидневной неделе это дает нам почти 150 фунтов в неделю, 600 фунтов в месяц. Это то, что получает человек (фактически тинэйджер) ВООБЩЕ БЕЗ КАКОГО ЛИБО ОБРАЗОВАНИЯ И НАВЫКОВ.

За квартиру такие люди никогда не платят, им государство предоставляет жилье. На еду в Лондоне в месяц – максимум 300 фунтов (это если есть, как мы, дорогую органическую еду и прочие изыски). В реальности меньше – если покупать в дешевых магазинах трэш, которым питаются такие слои, то фунтов 150 уйдет, максимум.

На мобильник, транспорт, прочие мелочи – 50 фунтов.

В сухом остатке 250 фунтов в месяц. Которые можно потратить на развлечения, на образование, на плазму, кроссовки, что угодно.

250 фунтов в месяц у человека, который вообще ничего не умеет, подчеркну это еще раз.

После 21 года, когда предполагается, что ты уже чему-то научился, минимальная ставка – 6,08 ф. в час.

Можно сказать, что нет вакансий, но это ложь, особенно для Лондона. Достаточно посмотреть один сайт макдональдса – у них постоянно куча вакансий. Толстая прослойка среднего класса, помимо прочего, означает постоянное создание рабочих мест в сервисе – средний класс постоянно ест в кафе, постоянно ходит в магазины, кино, спортивные центры, два раза в месяц, а то и чаще, ходит в парикмахерскую, постоянно нанимает прислугу, это все локальные рабочие места, которых до фига в любом крупном городе.

Проблема не в том, что эти люди остались жарить бургеры – проблема в том, что они вообще не хотят ничего жарить, они слишком хороши для того, чтобы работать 8 часов в день и вообще сколько-нибудь часов в день, слишком хороши для того, чтобы оторвать свою задницу от стула и поехать в соседний район на автобусе (или машине – у них у многих машины!), если вдруг их район такой плохой и средний класс туда не ходит и, соответственно, не создает рабочие места, они слишком хороши для того, чтобы работать за минимальную ставку (пусть это делают поляки, а местный мусор будет сидеть и орать, что иностранцы отняли у него рабочее место) и они слишком хороши, чтобы получать образование.

Короче, эта прослойка тупого быдла считает, что им государство должно платить – просто так, просто потому что так уж сложилось за последние 25 лет, когда правили социалисты. Вот это и есть проблема. Платить человеку за то, что он НЕ работает – это нонсенс. Такой нонсенс возможен в богатом государстве типа Англии, но долго такое положение вещей существовать не может. У среднего класса тоже терпение не резиновое.
12.08.2011 16:35 SilverElf (Silver Elf)
"Не знаю, чем плохо жарить бургеры – вот турки в Хакни жарят, и ничего, вполне довольны таким занятием,"

Турки-то c индусами и пакистанцами вполне довольны. А вот native born -- далеко не все.

"Можно сказать, что нет вакансий, но это ложь, особенно для Лондона. Достаточно посмотреть один сайт макдональдса – у них постоянно куча вакансий. Толстая прослойка среднего класса, помимо прочего, означает постоянное создание рабочих мест в сервисе – средний класс постоянно ест в кафе, постоянно ходит в магазины, кино, спортивные центры, два раза в месяц, а то и чаще, ходит в парикмахерскую, постоянно нанимает прислугу, это все локальные рабочие места, которых до фига в любом крупном городе."


Все правильно. В Макдаке всегда много вакансий. И прислуга нужна. И вообще в сервисах куча рабочих мест. Но малооплачиваемых и непрестижных. Это не средний класс. Я именно об этом. В развитой западной стране сегодня для попадания в средний класс реально нужно образование как минимум уровня bachelor, а все чаще -- masters. Для среднего охламона из рабочего класса порог попадания в средний класс стал выше. Это не значит, что вообще недоступен -- но выше. Причем выше не только по финансовым требованиям, но по затратам времени, интеллектуальному уровню и т.д. Это не к оправданию охламонов, выносящих кроссовки через витрины. Но к тому, что картинка всеобщего среднего класса, нарисованная в статье, уже устаревает.
12.08.2011 16:59 orlova (Marina Orlova)
SilverElf (Silver Elf): Все правильно. В Макдаке всегда много вакансий. И прислуга нужна. И вообще в сервисах куча рабочих мест. Но малооплачиваемых и непрестижных. Это не средний класс. Я именно об этом. В развитой западной стране сегодня для попадания в средний класс реально нужно образование как минимум уровня bachelor, а все чаще -- masters. Для среднего охламона из рабочего класса порог попадания в средний класс стал выше. Это не значит, что вообще недоступен -- но выше. Причем выше не только по финансовым требованиям, но по затратам времени, интеллектуальному уровню и т.д. Это не к оправданию охламонов, выносящих кроссовки через витрины. Но к тому, что картинка всеобщего среднего класса, нарисованная в статье, уже устаревает. "

Не понимаю. А кто мешает учиться, кроме собственной лени? Среднее образование для всех бесплатное, сдаешь хорошо экзамены в средней школе – подаешь документы в университет, поступаешь без проблем. Кредит на университет дают автоматически. Я не вижу, где тут барьер. Да, поступить в Оксбридж трудно, вообще независимо от класса, никакое богатство в этом не поможет. Но и других университетов полно, свет клином не сошелся.

Я, кстати, не соглашусь, что обслуга и средний класс – вещи несовместные. С моим сыном учится девочка, второе поколение иммигрантов – отец откуда-то из Азии приехал, сейчас у него продуктовая лавка на углу, в ней трудятся в основном родственники. Это совсем маленький бизнес, никакой не супермаркет, это все обслуга и это все вполне средний класс. Причем у отца-то нет высшего образования даже своего, азиатского. Но девочку он отдал, естественно, в хорошую школу, семья следит за ее учебой, в университет она поступит без проблем.

Тут мы и упираемся в то, что средний класс – это вообще не столько доход, сколько система ценностей. Хорошо учись и упорно трудись – вот и все, очень просто. А не сиди на шее у государства, потому что тебе все должны, и не пускай слюни перед телеком насчет очередного разрекламированного барахла, как все быдло и делает. Мы тут смеялись даже, обсуждая все это, в том духе – вот, ты средний класс, так что обувь у тебя наверняка дерьмовая. Все правильно – среднему классу все равно, есть ли у него кроссовки за 200 фунтов, это вообще вне системы ценностей, ничего не определяет в жизни. Да, если человек работает в банке, он будет покупать и носить дорогие костюмы – просто потому что это необходимое положение вещей, но это делается автоматически, никто в среднем классе не делает из вещей фетиш (ну разве что из дома, но никак не из одежды и техники).
12.08.2011 17:31 SilverElf (Silver Elf)
Все верно. Да, и школу можно найти неплохую бесплатную, и в университет поступить, да и просто лавочку держать. Я это тоже все не по наслышке знаю. Мы про разное говорим. Вы -- про умных, динамичных, пробивающихся вверх людей. Таких особенно много среди иммигрантов. Я не говорю, что рост в принципе не возможен. Еще как он возможен. The sky is the limit. Но я не про них. Я пишу об охламонах. О плохих выпускниках плохих школ. Если не Вы, ни я, ни наши знакомые к таким не относимся, это не значит, что таких людей нет. Так вот, 20 лет назад такие ребята могли пойти гайки крутить куда-нибуть на завод, или в шахту уголь копать, и считать -- и по деньгам и по самоощущению (а здесь важно прежде всего не деньги, а именно самоощущение) что они -- полноценный средний класс, и жизнь удалась. Сейчас у них таких возможностей гораздо меньше. Только и всего.
12.08.2011 18:01 orlova (Marina Orlova)
Мне не кажется, что быть официантом, барменом, парикмахером, почтальоном, кассиром в Теско, спортивным тренером, водителем автобуса, механиком в автосервисе – это нечто всеми презираемое. Соглашусь, что идеология working class hero, традиционно важная для индустриальной Англии, сейчас не имеет приложения, но она вовсе не сменилась всеобщим презрением к тем, кто работает в сервисе. А вот презрение к люмпенам – это неубиваемая вещь, по-моему. Что очень хорошо видно сейчас во всех народно-британских обсуждениях – мародеров противопоставляют не правящему классу, а именно рабочему, который как раз и пострадал от действий погромщиков. И то, что "рабочий" стало равно "сервисный", сути не меняет – разделение идет по принципу труд/иждивенчество. И такая эмпатия общества с тем самым рабочим/сервисным подсказывает мне, что нет в обществе никакого презрения к этому слою. Если бы общество было разделено на "белую кость" и "обслугу" (разделено морально и с пренебрежением, я имею в виду), такой эмпатии не было бы.

Поэтому нельзя сказать, что перед быдлом открывалась только унизительная перспектива. Ни разу она не унизительная, совершенно нормальная и уважаемая.
12.08.2011 18:39 klassika (Иван Сергеевич)
Положа руку на сердце, Вы были бы готовы смириться и считать жизненным успехом решение конкретно Вашего ребёнка всю жизнь работать барменом или официанткой ? Обычно люди воспринимают такие вещи отрицательно – даже (особенно!) сами являясь представителями подобных профессий. Примерно это называется "бытовой фашизм" – типа позиции "я вообще обеими руками за толерантность и мир во всём мире, но своёго ребёнка за брак с инородцем прокляну и выгоню под дождь" ;)
12.08.2011 18:51 orlova (Marina Orlova)
Положа руку на сердце – если бы это было его РЕШЕНИЕ, то конечно, считала бы жизненным успехом. Человек должен быть в гармонии с собой и своими решениями, а не с какими-то выдуманными социальными фикциями.

К сожалению, нам такой легкий путь – в счастливые официанты – не доступен :) Я тут посмотрела еще раз на заголовок статьи и посмеялась – расскажите же мне скорее, как, ну как оказаться на лондонском дне?! :) Там живется гораздо легче, а тут тяни лямку среднего класса всю жизнь, упаришься до невозможности.
15.08.2011 01:27 abaunov (Александр Баунов)
Думаю, в том, что вы пишите тут, много смысла. Особенно, что касается конвейера. Хотя был у меня в тексте кусочек, про британского афоню-сантехника водопроводчика, чей только вызов без работ стоит 80 фунтов. Но это индивидуальное мастерство ближе, возможно, к индивидуальному предпринимательству, хоть в советском мышлении и находилось на самом низу.
16.08.2011 00:02 SilverElf (Silver Elf)
Да, эдакий Афоня-сантехник -- это уже не сколько типичный конвеерный рабочий класс, сколько artisan crafstmen, индивидуальный мастер-ремесленник, в хорошем смысле. Стать таким афоней тоже не совсем просто: во-первых, требуется весьма платежеспособная клиентура. Ибо клиенты попроще найдут варианты услуг подешевле, скажем, пресловутого "польского водопроводчика". Во-вторых -- не знаю цеховую специфику, но наверняка нужно иметь лицензию, возможно, сдавать экзамены и т.д. Кроме того, надо быть insured and bonded, платить налоги и вести, хотя бы для налогов, бухгалтерию и т.д. Да, все это достижимо. Но несколько посложнее конвеера или угольной шахты. Как минимум, очень неплохие self management skills требуются.
16.08.2011 00:20 SilverElf (Silver Elf)
Вообще -- вот некий исторический парадокс. Современное западное общество все более стремится к совершенной меритократии. "От каждого по способностям, каждому -- по заслугам." С одной стороны, это перед способными и предприимчивыми членами общества реально открывает беспрецендентные возможности. Нищий иммигрант может пробиться на самый верх социальной лестинцы самых развитых стран мира. Примеров -- куча, "лишь небо есть наш предел".

А с другой стороны -- конкуренция все ускоряется. Вот г-жа Орлова пишет, что средним классом быть -- упаришься. Для сравнения, почитайте какое-нибудь английское или американское описание жизни среднего класса середины 20 века. Или фильм посмотрите. Стиль жизни другой, темп другой. Непросто сейчас в средний класс попасть, непросто там и удержаться. А повыше -- еще непроще. А если не попал -- то вариантов на приличную жизнь немного. Об этом см. выше. Те, кто не попал или не удержался, скатываются на дно -- в т.н. underclass. И последний тоже растет очень быстро. Такая любопытная диалектика.
12.08.2011 18:42 klassika (Иван Сергеевич)
Статье в целом и автору конкретно – поддержка и респект !
12.08.2011 19:27 asvasv (Сергей Ануреев)
немного дополнений про жизнь лондонских низов на собственном опыте подработок по туристической визе в течение нескольких месяцев.

Реальна ли минимальная зарплата 5 фунтов в час? Формально да, есть такая зарплата, и даже не минимальная, поскольку cleaner, waiter and shop assistant получают еще меньше. Только работодатели стремятся нанимать людей за 5 фунтов на part-time job и редко когда получается даже полдня.
В Лондоне примерно 1 млн студентов из других стран (bachelor, master, PhD), при чем чаще всего деятельных, по мозгам и мотивации сильнее бритов. Система образования и дороговизна жизни делают просто необходимым подработки, кои официально по студенческой визе разрешены по 20 часов в неделю, а неофициально на сдельщине – как договоришься и как себя проявишь. После двух лет учебы и подработок, иностранные студенты уже занимают минимально квалифицированные места коренных бритов, работают там результативнее и с меньшими понтами.
Чтобы получить реально квалифицированную и прилично оплачиваемую работу, скажем на полторы тысячи фунтов в месяц после налогов (а это опытный препод в приличной языковой школе), молодому бриту нужно: иметь диплом универа из первой пятерки, поработать годик практикантом за деньги (он платит, а не ему платят), затем пару лет волнтером (не платят ему и не платит он), волонтером желательно в другой стране (самостоятельно покрыв затраты на дорогу и проживание). Т.е.помимо нехилых бабок за диплом, его родичи должны еще вложиться в натаскивание дитятка на реальную работу, поскольку у них образование еще менее практико-ориентированное чем у нас.
Гранты на обучение в университетах получают буквально 3-5% тинейджеров-отличников, а остальные платят сами, точнее их родители. В Британских универах до 70% студентов – иностранцы, которые до прошлого года платили в 2-4 раза больше коренных бритов и разумеется университеты ориентировались на тех кто платит больше. Евросоюз возмутился, почему, скажем немцы или итальянцы, платят за учебу в британских вузах вдвое больше британцев, ведь единая же еворопа – в ответ решенили просто повысить плату вдвое для своих британцев. В Британии гос регулирование устанавливает минимальную и достаточно высокую ставку за годичное обучение, ниже которых опускаться университетам просто нельзя. Для подавляющего большинства британских семей заплатить за универ несколько десятков тысяч фунтов и раньше было напряжно, а после повышения цен – просто неподъемно.
Единственный шанс для семьи выучить свое чадо, если семья располагает приличным домом или квартирой в лондоне или в городке рейтингового университета. Семья съезжает в непрестижный дальний пригород, где аренда вдвое дешевле, а на разницу покрыват плату за универ. Еще вариант – ютиться всем в одной-двух комнатах, а "излишки" сдавать покомнатно студентам из других стран за 80-150 фунтов в месяц. Если недвижимости нет, тогда все крантец.
По поводу возможностей и престижности работы в сфере обслуживания и торговле. Проблема не в ее низкой привлекательности, а в том что этот сектор на 90% контролируется выходцами из других стран и коренных бритов туда просто не берут. Кому нужен человек, который если что настучит про черный нал (да, да там то же много продают в обход бухгалтерии и налогов), про левый найм сородичей (тех же студентов сверх 20 часов или вообще людей по туристической визе). Пример такого контроля – район Padington (аналог московской территории вокруг белорусского вокзала)и его самый большой мини гостиничный бизнес, контролируемый индусами и другими выходцами из азии, да так что они полностью рулят районным муниципалитетом и коммунальными тарифами.
По поводу возможностей прокормиться на 300 фунтов в месяц, т.е. на 10 фунтов в день. Такой прокорм действительно возможен: мюсли с молоком на завтрак (2 фунта), бигмак с картошкой и напитком по скидочному ваучеру на обед (2 фунта), курица пополам с другом на ужин (по 3 фунта с каждого, перед закрытием магазина со скидкой 50%) и еще останется на немного вкусняшек (яблоко, булочку или печенье). Можно кормиться еще жесче – каждый вечер многочисленные сендвичные выбрасыват нераспроданные бургеры (вполне себе еще свежие и упакованные) – надо знать где и когда, сбить группу из нескольких человек для разборок с другими претендентами. Сходить раз в неделю в средненький ресторан с девушкой или оттянуться с друзьями – одно основное блюдо, салатик и напиток – обойдутся в фунтов 20 на человека.
Транспорт с мобильником на 50 фунтов в месяц. Билет на метро во вторую зону в оба конца стоит 11 фунтов, в 4 зону уже 17. Можно по часу-полтора в каждый конец ездить на автобусе, который обойдется немного дешевле. Месячный проездной дает скидку не более экономии от поездок в выходные. Чтобы уложиться по транспорту даже в 200 фунтов в месяц, надо в выходные сидеть дома, а также каждый третий день совершать многочасовые пешие прогулки.
Написаны не просто выдумки, а инсайд из первых рук: от молодых выпускников London Imperial College (наверное второй по понтам после LSE, аналог московской бауманки), студентов из восточной европы со своими домашними престижнейшеми дипломами, нашими россиянами с опытом своего приличного бизнеса на родине, даже молодыми таджиками (чьи родители рулят поставками гастарбатеров в москву, а на заработанное посылают своих детей гастарбаить в лондон).
12.08.2011 21:32 a_s_petrov (Alexander Petrov)
Вы совершенно неправильно описали систему оплаты обучения. Никакой минимальной стоимости нет – есть максимальная стоимость. Раньше она составляла 3000 фунтов, сейчас 9000 фунтов. Никто не обязан платить эту сумму сразу – она выдается в кредит государством. Выплачивать кредит нужно только в те периоды жизни, когда зарплата выпускника превышает 21000 фунтов в год. Если за 30 лет кредит не выплавке, то остаток списывается.

Обучение в магистратуре действительно теперь стоит одинаково для всех, однако одноголосая магистратура – самая что ни на есть инвестиция, поэтому это вполне логично.

Поднятие платы за обучение имеет отношение в основном к сокращению дефицита бюджета. Однако если выпускник школы достаточно силен, то он может быть уверен, что кредит он потянет (как я уже сказал, если он будет безработным или с низкой зарплатой, то проценты по кредиту в это время выплачивать не нужно).


В остальном Вы правы – в Англии, как и во многих других странах, сейчас формируется двухслойный рынок труда, где на нижнем уровне доминируют иммигранты. Однако я бы не преувеличивал эту проблему, потому что во многих секторах native speaker все-таки являетс преимуществом – множество плохих выпускников плохих университетов элементарно начинают преподавать английский язык иностранцам.
12.08.2011 23:19 asvasv (Сергей Ануреев)
Если не затруднит удовлетворить проф интерес в деталях про такой кредит на образование. Можете ли сослаться на их нормативку, или хотя бы примерно намекнуть на ее название. Получается действительно интересная фишка взамен традиционных налогов.
12.08.2011 23:25 orlova (Marina Orlova)
http://direct.gov.uk/en/EducationAndLearning/UniversityAndHighe
rEducation/StudentFinance/Gettingstarted/DG_171572

Это для граждан. Иностранцы всегда платили и платят сами.
12.08.2011 22:28 orlova (Marina Orlova)
asvasv (Сергей Ануреев): "немного дополнений про жизнь лондонских низов на собственном опыте подработок по туристической визе в течение нескольких месяцев.

Боже, какой прекрасный коммент! Я даже не знаю, чем он более прекрасен – четким ответом на вопрос, как попасть на лондонское дно, или четкой иллюстрацией гопнической идеологии и образа жизни.

Вы прекрасно знали, что работать по туристической визе ЗАПРЕЩЕНО. То есть ваш визит в чужую страну начался с очень простого действия – с нелегальщины. Естественно, работать вы пошли к таким же криминальным элементам, как и вы сами. Неудивительно, что вас имели по полной программе, в том числе и по поводу минимальной оплаты труда. Скажите спасибо, что хозяева не сдали вас "домашнему офису", а то бы вылетели вы из страны без права въезда на 10 лет. То есть вы своими собственными руками засунули себя на криминальное дно, подставились как могли, чтобы потом со знанием дела писать "да, дерьмовые условия для жизни в Англии".

На этом, в принципе, можно было бы и остановить разбор вашего комментария, который наполнен, в частности, несусвестным бредом про университетское образование, поскольку ясно, что металитет мелкого воришки и менталитет человека, реально рассматривающего поступление в университет – это некие слабо пересекающиеся общности. Но умилил еще один момент, на котором позволю себе остановиться.

По поводу возможностей прокормиться на 300 фунтов в месяц, т.е. на 10 фунтов в день. Такой прокорм действительно возможен: мюсли с молоком на завтрак (2 фунта), бигмак с картошкой и напитком по скидочному ваучеру на обед (2 фунта), курица пополам с другом на ужин (по 3 фунта с каждого, перед закрытием магазина со скидкой 50%) и еще останется на немного вкусняшек (яблоко, булочку или печенье). Можно кормиться еще жесче – каждый вечер многочисленные сендвичные выбрасыват нераспроданные бургеры (вполне себе еще свежие и упакованные) – надо знать где и когда, сбить группу из нескольких человек для разборок с другими претендентами. Сходить раз в неделю в средненький ресторан с девушкой или оттянуться с друзьями – одно основное блюдо, салатик и напиток – обойдутся в фунтов 20 на человека.

Я тут как раз вернулась из магазина, так что с легкостью могу дать расклад:

6 бутылок кефира
персиков 2650гр – хватит дня на три.
груш 726 гр – на пару дней.
слив 1760гр – дня на три.
яблок 1872гр – дней на пять.
6 бутылок кефира – на неделю.
два йогурта по поллитра – на день-два.
булка
две шоколадки по 100гр
полкило мяса для гостей – готового, поэтому дорогого.

На все это ушло 22 фунта (надеюсь, поделить на количество дней и высчитать суточный расход вы сможете). И это в дорогом белом районе! В бедном уветном еды было бы больше, а денег ушло бы меньше.

Естественно, еда складывается не только из этого, но вся горячая еда, которая варится из овощей-круп и прочего – это еще дешевле. Полкило гречки 65 пенсов – можно прикинуть, на сколько ее хватит. Полтора килограмма перцев и томатов на лечо – полтора фунта. Ну и так далее.

Ваши родители должны были научить вас не тянуть в рот всякую дрянь. Если вы как-то пропустили этот урок – well, now it's time to start learning. Покупать overpriced мусор, который не дает никакой энергии и губит здоровье, стеная при этом "как все дорого, просто с голоду подыхаем" – это ровно то, что делают подобные вам гопники. Эти люди настолько ленивы, что им даже в голову не приходит сделать что-то – нет, не для общества, о чем тут говорить – но хотя бы для своего кишечника! Хотя бы приготовить что-то, а не схватить первые попавшийся полуфабрикат. Дааа, теперь неудивительно, что мародеры тащили из аптек имодиум.

Легкое, непринужденное отношение к общественным правилам и плохой self-management, очевидно, верный рецепт попадания на дно любого города.

Можно было бы вам посочувствовать, но у меня нет никакого сочувствия к мелким мошенникам. Это такие, как вы – без каких-либо моральных ориентиров внутри, не говоря уж об уважении к законам – превратили Россию в место тотального, непроходимого криминала всякого рода, в место, малопригодное для жизни вообще.
12.08.2011 22:29 orlova (Marina Orlova)
asvasv (Сергей Ануреев): "немного дополнений про жизнь лондонских низов на собственном опыте подработок по туристической визе в течение нескольких месяцев.

Боже, какой прекрасный коммент! Я даже не знаю, чем он более прекрасен – четким ответом на вопрос, как попасть на лондонское дно, или четкой иллюстрацией гопнической идеологии и образа жизни.

Вы прекрасно знали, что работать по туристической визе ЗАПРЕЩЕНО. То есть ваш визит в чужую страну начался с очень простого действия – с нелегальщины. Естественно, работать вы пошли к таким же криминальным элементам, как и вы сами. Неудивительно, что вас имели по полной программе, в том числе и по поводу минимальной оплаты труда. Скажите спасибо, что хозяева не сдали вас "домашнему офису", а то бы вылетели вы из страны без права въезда на 10 лет. То есть вы своими собственными руками засунули себя на криминальное дно, подставились как могли, чтобы потом со знанием дела писать "да, дерьмовые условия для жизни в Англии".

На этом, в принципе, можно было бы и остановить разбор вашего комментария, который наполнен, в частности, несусвестным бредом про университетское образование, поскольку ясно, что металитет мелкого воришки и менталитет человека, реально рассматривающего поступление в университет – это некие слабо пересекающиеся общности. Но умилил еще один момент, на котором позволю себе остановиться.

По поводу возможностей прокормиться на 300 фунтов в месяц, т.е. на 10 фунтов в день. Такой прокорм действительно возможен: мюсли с молоком на завтрак (2 фунта), бигмак с картошкой и напитком по скидочному ваучеру на обед (2 фунта), курица пополам с другом на ужин (по 3 фунта с каждого, перед закрытием магазина со скидкой 50%) и еще останется на немного вкусняшек (яблоко, булочку или печенье). Можно кормиться еще жесче – каждый вечер многочисленные сендвичные выбрасыват нераспроданные бургеры (вполне себе еще свежие и упакованные) – надо знать где и когда, сбить группу из нескольких человек для разборок с другими претендентами. Сходить раз в неделю в средненький ресторан с девушкой или оттянуться с друзьями – одно основное блюдо, салатик и напиток – обойдутся в фунтов 20 на человека.

Я тут как раз вернулась из магазина, так что с легкостью могу дать расклад:

6 бутылок кефира
персиков 2650гр – хватит дня на три.
груш 726 гр – на пару дней.
слив 1760гр – дня на три.
яблок 1872гр – дней на пять.
6 бутылок кефира – на неделю.
два йогурта по поллитра – на день-два.
булка
две шоколадки по 100гр
полкило мяса для гостей – готового, поэтому дорогого.

На все это ушло 22 фунта (надеюсь, поделить на количество дней и высчитать суточный расход вы сможете). И это в дорогом белом районе! В бедном уветном еды было бы больше, а денег ушло бы меньше.

Естественно, еда складывается не только из этого, но вся горячая еда, которая варится из овощей-круп и прочего – это еще дешевле. Полкило гречки 65 пенсов – можно прикинуть, на сколько ее хватит. Полтора килограмма перцев и томатов на лечо – полтора фунта. Ну и так далее.

Ваши родители должны были научить вас не тянуть в рот всякую дрянь. Если вы как-то пропустили этот урок – well, now it's time to start learning. Покупать overpriced мусор, который не дает никакой энергии и губит здоровье, стеная при этом "как все дорого, просто с голоду подыхаем" – это ровно то, что делают подобные вам гопники. Эти люди настолько ленивы, что им даже в голову не приходит сделать что-то – нет, не для общества, о чем тут говорить – но хотя бы для своего кишечника! Хотя бы приготовить что-то, а не схватить первые попавшийся полуфабрикат. Дааа, теперь неудивительно, что мародеры тащили из аптек имодиум.

Легкое, непринужденное отношение к общественным правилам и плохой self-management, очевидно, верный рецепт попадания на дно любого города.

Можно было бы вам посочувствовать, но у меня нет никакого сочувствия к мелким мошенникам. Это такие, как вы – без каких-либо моральных ориентиров внутри, не говоря уж об уважении к законам – превратили Россию в место тотального, непроходимого криминала всякого рода, в место, малопригодное для жизни вообще.
14.08.2011 21:05 tim_orlov (Timofey Orlov)
Чтение Вашего развернутого комментария доставило мне массу удовольствия. Так и хочется воскликнуть "А судьи кто?" применительно к Вашей уничижительной и крайне оскорбительной характеристике, данной совершенно незнакомому Вам человеку. К сожалению это свойственно многим нашим соотечественникам в Англии, чей менталитет и склад ума формировались в условиях повседневных жестокостей московского быта, но никак не самим британцам, которые постеснялись бы давать назидательные советы.

Мне самому довелось учиться в британском университете, стажироваться в нескольких брендинговых компаниях, а последний год работать в интернет стартапе в районе Олд Стрит – том самом Silicon Roundabout – на который правительство Камерона возлагает столь отчаянные надежды. Снимаю студию в окрестностях Майда Вэйл и в общем-то на жизнь не жалуюсь. Даже напротив, я искренне люблю эту страну, оставаясь заядлым англофилом в своих музыкальных и литературных пристрастиях. Однако при всем при этом я не готов разделить вашу оптимистичную патетику по отношению к социальным реалиям нынешней Великобритании, ибо они гораздо хуже, чем описывает уважаемый Сергей Ануреев.

Устроиться на оплачиваемую работу британскому выпускнику даже самого престижного университета практически невозможно. Среди выпускников моего курса до сих пор процентов сорок сидит без работы, преимущественно коренные британцы. Замечу, что у нас была отличная, первоклассная магистратура с упором на получение тех самых "практических навыков", и ребята отнюдь не сидят сложа руки. Собственно даже бесплатную стажировку найти не так-то просто – конкуренция на места интернов просто сумасшедшая. Теперь работая на полной ставке и иногда принимая участие в собеседовании перспективных кандидатов, я вижу, насколько все плачевно. К нам пачками приходят те самые highly skilled professionals, за плечами которых уже годы бесплатных стажировок, в надежде получить место, где начнут платить хотя бы какие-то деньги! Причем стартовая зарплата в любой сервисной/креативной отрасли редко превышает 12000-15000 фунтов в год после выплаты налогов. С учетом ППС это намного меньше, чем получают в Москве молодые люди соответствующей квалификации. Большинство моих друзей-сверстников в России (а мне 28 лет) зарабатывают около 90-100 000 рублей, занимая средние позиции в крупных маркетинговых компаниях. В перерасчете на лондонские цены это почти 3000 фунтов после выплаты налогов, что меня в лучшем случае ожидает лет через пять.

По поводу подработок в ресторанах/магазинах/барах. Вы явно никогда не работали продавцом гамбургеров. Признаюсь, я тоже. Потому что в течение того года после выпуска, когда у меня не было никаких дополнительных источников дохода, я не смог устроиться на подсобную работу ни в одном лондонском баре. Причина проста – ошеломительная конкуренция. Если вы считаете, что любое объявление об открытых вакансиях в Макдоналдсе или в пабе за углом автоматически гарантирует трудоустройство, то вы жестоко ошибаетесь. На каждую вакансию откликаются десятки, если не сотни претендентов, что подтверждают объявления на популярном лондонском сервисе gumtree – на открытые вакансии барменов или официантов обычно претендуют по 50-60 человек.

Признаюсь также, что поначалу меня попросту шокировал низкий уровень жизни молодых английских профессионалов. Многие выпускники (точнее подавляющее большинство) перед тем, как найти работу или занять чуть более успешную должность, продолжают сидеть на шее у родителей или государства. Моя московская привычка покупать в барах вино или коктейли казалась им буржуазной – редко кто из англичан тратил больше пяти фунтов на самое дешевое пиво. Причем речь идет о порядочных ребятах из хороших английских семей. У меня также немало друзей среди выпускников Central St Martins и Goldsmith, – и они живут еще хуже, потому что любому начинающему дизайнеру/стилисту приходится тратить годы на бесконечные стажировки, прежде чем начать зарабатывать очень и очень скромные деньги.

И наконец, добавлю, что счет в недорогих магазинах формата Tesco редко оказывается меньше 40-50 фунтов за набор самых базовых продуктов и туалетных принадлежностей на несколько дней. Так что ваш фокус с двадцатифунтовым чеком кажется несколько сюрреалистичным на фоне лондонских цен.

Прошу прощения у читателей за то, что текст получится излишне длинный. Я лишь хотел привести как можно больше реальных фактов о жизни в Великобритании. Безусловно, Лондон был и всегда останется красочным, увлекательным и динамичным городом, но он бесконечно далек от вашей идеалистичной картинки, в которой всем живется покойно и сыто. Нет, среднестатический лондонец живет скромно, ежедневно пользуется душным и тесным общественным транспортом (о переполненных электричках слышали?) и вдобавок питается черт знает чем, если только не тратит всю свою зарплату на "планету органик" или гастропабы.
14.08.2011 22:32 orlova (Marina Orlova)
Моя уничижительная характеристика этого человека основана на том, что первое, с чего он начал – это с криминала. Именно снисходительность к таким мелким мошенникам, мелким правонарушителям привела к тому, что мы и наблюдаем.

Насчет остального – а что, я писала текст об экономических реалиях Англии? Надо же, как-то не заметила.

Если Вы в течение года не имели никаких дополнительных источников заработка и не могли найти работу – позвольте поинтересоваться, на что Вы жили? Тем более в Лондоне. То, что Вы год не работали и не умерли с голоду, лишь показывает, что Вы не были desperate. Как не были desperate и погромщики. А если бы Вам реально надо было зарабатывать – уверяю Вас, Вы бы очень быстро нашли работу, потому что РЕАЛЬНО начали бы ее искать. Не надо мне рассказывать сказки – я приехала не на готовенькие миллионы, и знаю, как тут ищется работа, в том числе и в разгар кризиса. Если такая ужасная безработица – каким чудом тут трудоустроился миллион поляков?? Праавильно, эти люди не кривят губы на каждое предложение (ах, 15000 фунтов в год, какой ужас, как же я могу на такое пойти!), а берут первое попавшееся и впахивают. А так – ну мама с папой подкинут, ну сбережения есть, ну пособие государство платит – вот энергия-то и сдулась.

Точно так же и с чеком – Вы написали 40-50 фунтов на НЕСКОЛЬКО дней, не так ли? Ну а теперь разделите их на эти самые несколько дней. (хотя я не представляю, ЧТО можно в Теско набрать на 40 фунтов).
15.08.2011 00:53 tim_orlov (Timofey Orlov)
Что же в статье изначально речь шла о вполне экономических категориях – среднем классе и социальных лифтах. Я всего лишь хоть заметить, что вызвавший ваше возмущение комментатор по сути прав, даже если он не стал артикулировать свою позицию должным образом. Опуститься на лондонское дно гораздо проще, чем оставаться на плаву. Если отдельные индивиды из числа lower middle или underclass умудряются интегрироваться в британскую экономику, это не отменяет того факта, что общий фон достаточно тусклый, и он не может не влиять на подростков с окраин. Судите сам – социальные лифты в Британии работают со скрипом; работы, пусть даже самой примитивной, на всех объективно не хватает; инфляция выше, чем в других крупных странах ЕС; доля маргинальных "чавов" стабильно растет на протяжении последних двадцати лет; с момента начала кризиса страну покинуло больше мигрантов из Восточной Европы, чем приехало; привлекательные вакансии в большинстве своем анонсируются через непрозрачные цеховые сети; сделать политическую карьеру без учебы на избранных факультетах "большой тройки" нереально; система школьного образования слабо культивирует трудовую этику и ценности предпринимательства итд итп. Все эти малолетние хулиганы не так уж глупы, как кажутся. Они просто чувствуют разлитое в воздухе напряжение намного лучше, чем обитатели Кенсингтона
15.08.2011 01:34 orlova (Marina Orlova)
Ну, Вы же мой комментарий комментировали, а не статью в целом. А в моем комментрии не было ничего про экономическое процветание. А было про криминал и self management, точка.

Опуститься на дно принципиально всегда проще, чем оставаться на плаву – просто потому, что для плавания надо быстро работать конечностями, а не лежать на диване. И то, если использовать метафору плавания, вода выталкивать будет – так, например, получение пособия по безработице обязательно предполагает еженедельное посещение job centre, где "несчастному" будут предлагать вакансии. То есть ему даже искать самому не надо, за него все сделают, только берись. Так не хотят!

У Вас (и у меня) принципиально другая ситуация, о чем тут вообще говорить. Вам надо нарабатывать опыт по специальности после университета, неудивительно, что Вы не хотите работать где попало – это трата времени впустую, потеря инвестиций. Но у низов совсем другая ситуация, причем абсолютно нельзя сказать, что им не предоставили возможности учиться.

Что касается социальной мобильности – ну а как вообще, вот Вы, иностранец, понаехали тут, понаучились, теперь работаете не в макдональдсе, снимаете жилье в Maida Vale (я что-то не помню там ничего дешевого, прямо скажем, не трущобный райончик) – Вам что, кто-то помешал этого всего добиться? Какие-то социальные барьеры перед Вами кто-то поставил? Вот Вы такой "отдельный индивидуум", я такой же отдельный индивидуум, и если я пойду по улице, то там каждый второй магазин будет таких же отдельных индивидуумов, не говоря уже про остальной бизнес. Вам не кажется, что эти "отдельные индивидуумы" уже как-то складывают большой статистический тренд?

Про политику – ну да, ну да, Эд Милибэнд, польский еврей, один из ярких примеров отсутствия социальной мобильности :) Или MP от Tottenham, David Lammy – безотцовщина из черного гетто, надо посмотреть, где он учился, кстати.

Да о чем тут спорить, Вы тут живете, будто не знаете это все и сами. Общий фон сейчас тусклый по всему миру, кроме Китая, однако ж Вы живете в Англии и не стремитесь вернуться в Россию (или поехать в Китай) почему-то, несмотря на то, что на родине Ваш заработок был бы выше. А эти гопники – это вообще их страна, у них по определению больше возможностей, чем у любого эмигранта. Это англичане, особенно леваки, могут до посинения рассуждать, как же и чем же они обделили этих несчастных, но любой человек, который жил в России времен перестройки, например, или в какой-нибудь Нигерии, глядя на все происходящее просто даже вопросов не задает – эти люди просто оборзели вконец от безнаказанности и бенефитов, вот и все. Кризис тут мало при чем – они не голодают и не под забором живут, и одеваются не в лохмотья, а в брендовые тряпки. Как вообще можно говорить, что они чувствуют какое-то разлившееся в воздухе напряжение, если они поколениями живут вообще вне экономических отношений, а фактически в социальном если не раю, то чистилище? Никакой кризис пока еще не отнял у них ни социальное жилье, ни бенефиты (и большая вероятность, что даже их преступления не прекратят выплату бенефитов). Кризис давит на средний класс, а не на люмпенов, которые никогда не крутились как белка в колесе, пытаясь заработаь деньги в стагнирующей экономике.
14.08.2011 23:26 asvasv (Сергей Ануреев)
Тимофей, Спасибо за поддержку.
Марине, в качестве жеста примирения. Про криминал это вы конечно сильно и в точку. Не похвальбы ради, а в объяснение некоторой доли моего сленга. Большую часть времени в Москве я трачу на разбор корпоративных нарушений, на общения с регуляторами и силовиками, а также с разными категориями низкоквалифицированного первонала. Даже на учебе или отдыхе зарубежом я часто не могу выйти из роли и коллекционирую их кейсы по моей специализации.
По поводу моего казалось пренебрежительного отношения к Лондону хочу ответить окончанием старого советского анекдота "... Туризм с эмиграцией просьба не путать". Как туристу мне Лондон нравится и англичание (коренные) несомненно более приветливые чем многие москвичи. Хотя частота звучания Sorry быстро начинает напрягать. Только вот не люблю я разговоры, что там (за бугром) все белое, а тут (на моей родине) все черное.
Все мои попытки посчитать могу ли я стать успешным небольшим предпринимателем в лондоне, скажем со своей минигостиницей, давали четкий ответ что в Москве я получаю в разы больше. Лондон мне дал много интересных знаний в области рынка недвижимости и рынка образования, что только начинает проявляться в мосвке, и спасибо ему за это.
К Марине просьба. Если вы успешны в лондоне (чего у меня не вышло и пока с натягом получается у Тимофея), опишите свой путь, свой рецепт.
Реальные кейсы реальных людей из лондона и иного забугорья вообще могут стать интересным направлением данного интернет-ресурса. А то ряд комментов казалось разной стилистики от разных людей как-то похоже имеют одного автора (извините еще раз – отрыжка профессии).
14.08.2011 23:37 orlova (Marina Orlova)
Ну не знаю, криминал как коллекционирование... Это странно, это ведь не шутки, а реальное разрушение, эрозия общественных отношений. Ну anyway, примирение так примирение :)

Насчет моего опыта – да ничего интересного, университет и пахота, пахота, пахота. Нет другого рецепта, если не случилось родиться с наследственным богатством.

Насчет предпринимательства – Россия как все развивающиеся рынки имеет норму прибыли намного выше Европы, так что вполне естественно, что заработать там можно больше, тем более местному жителю (эмигранту помимо экономических реалий приходится еше и адаптацией заниматься, что тоже энергия). Но для меня дело было не только в деньгах, скорее в предпринимательском климате. В России бизнес – это постоянная головная боль, как от обычного криминала, так и от государственного. В Англии бизнес – это просто работа. Иногда тяжелая работа, но без постоянного морального напряжения и разборок.
12.08.2011 22:30 orlova (Marina Orlova)
asvasv (Сергей Ануреев): "немного дополнений про жизнь лондонских низов на собственном опыте подработок по туристической визе в течение нескольких месяцев.

Боже, какой прекрасный коммент! Я даже не знаю, чем он более прекрасен – четким ответом на вопрос, как попасть на лондонское дно, или четкой иллюстрацией гопнической идеологии и образа жизни.

Вы прекрасно знали, что работать по туристической визе ЗАПРЕЩЕНО. То есть ваш визит в чужую страну начался с очень простого действия – с нелегальщины. Естественно, работать вы пошли к таким же криминальным элементам, как и вы сами. Неудивительно, что вас имели по полной программе, в том числе и по поводу минимальной оплаты труда. Скажите спасибо, что хозяева не сдали вас "домашнему офису", а то бы вылетели вы из страны без права въезда на 10 лет. То есть вы своими собственными руками засунули себя на криминальное дно, подставились как могли, чтобы потом со знанием дела писать "да, дерьмовые условия для жизни в Англии".

На этом, в принципе, можно было бы и остановить разбор вашего комментария, который наполнен, в частности, несусвестным бредом про университетское образование, поскольку ясно, что металитет мелкого воришки и менталитет человека, реально рассматривающего поступление в университет – это некие слабо пересекающиеся общности. Но умилил еще один момент, на котором позволю себе остановиться.

По поводу возможностей прокормиться на 300 фунтов в месяц, т.е. на 10 фунтов в день. Такой прокорм действительно возможен: мюсли с молоком на завтрак (2 фунта), бигмак с картошкой и напитком по скидочному ваучеру на обед (2 фунта), курица пополам с другом на ужин (по 3 фунта с каждого, перед закрытием магазина со скидкой 50%) и еще останется на немного вкусняшек (яблоко, булочку или печенье). Можно кормиться еще жесче – каждый вечер многочисленные сендвичные выбрасыват нераспроданные бургеры (вполне себе еще свежие и упакованные) – надо знать где и когда, сбить группу из нескольких человек для разборок с другими претендентами.

Я тут как раз вернулась из магазина, так что с легкостью могу дать расклад:

6 бутылок кефира
персиков 2650гр – хватит дня на три.
груш 726 гр – на пару дней.
слив 1760гр – дня на три.
яблок 1872гр – дней на пять.
6 бутылок кефира – на неделю.
два йогурта по поллитра – на день-два.
булка
две шоколадки по 100гр
полкило мяса для гостей – готового, поэтому дорогого.

На все это ушло 22 фунта (надеюсь, поделить на количество дней и высчитать суточный расход вы сможете). И это в дорогом белом районе! В бедном уветном еды было бы больше, а денег ушло бы меньше.

Естественно, еда складывается не только из этого, но вся горячая еда, которая варится из овощей-круп и прочего – это еще дешевле. Полкило гречки 65 пенсов – можно прикинуть, на сколько ее хватит. Полтора килограмма перцев и томатов на лечо – полтора фунта. Ну и так далее.

Ваши родители должны были научить вас не тянуть в рот всякую дрянь. Если вы как-то пропустили этот урок – well, now it's time to start learning. Покупать overpriced мусор, который не дает никакой энергии и губит здоровье, стеная при этом "как все дорого, просто с голоду подыхаем" – это ровно то, что делают подобные вам гопники. Эти люди настолько ленивы, что им даже в голову не приходит сделать что-то – нет, не для общества, о чем тут говорить – но хотя бы для своего кишечника! Хотя бы приготовить что-то, а не схватить первые попавшийся полуфабрикат. Дааа, теперь неудивительно, что мародеры тащили из аптек имодиум.

Легкое, непринужденное отношение к общественным правилам и плохой self-management, очевидно, верный рецепт попадания на дно любого города.

Можно было бы вам посочувствовать, но у меня нет никакого сочувствия к мелким мошенникам. Это такие, как вы – без каких-либо моральных ориентиров внутри, не говоря уж об уважении к законам – превратили Россию в место тотального, непроходимого криминала всякого рода, в место, малопригодное для жизни вообще.
12.08.2011 22:34 orlova (Marina Orlova)
Модератор, если можно, удалите, пожалуйста, лишние дубли комментария. Пишет какую-то ошибку сервера.
13.08.2011 19:32 Mary Timohova
Евросоюз возмутился, почему, скажем немцы или итальянцы, платят за учебу в британских вузах вдвое больше британцев, ведь единая же еворопа – в ответ решенили просто повысить плату вдвое для своих британцев

Господи, какой феерический бред. Оплата за обучение для граждан евросоюза и для граждак ЮК-одинакова. Как была, так и осталась.
(Хотя бы "матчасть" изучили бы)
13.08.2011 14:41 niki55 (niki55 niki55)
Почему на фотографиях из Англии в основном люди с чёрным цветом кожи?
13.08.2011 16:51 Dmitrylo (Дмитрий)
Это загар. Много отдыхают, загорают на солнце у моря. Курортники.
15.08.2011 16:12 wanna_truth.livejournal.com
Тоже мучаюсь этим вопросом с самого начала фото- и видео-трансляций беспорядков из Лондона. А в интервью, статьях и комментариях все как один говорят о недовольстве коренных британцев.
17.08.2011 12:45 Napoleonov (Viacheslav Kramkov)
Действительно, откуда столько чернокожих граждан?
17.08.2011 09:17 Rita
Как просто, оказывается, получить ПМЖ UK инвесторам. Прочитала в инете: "Великобритания не предъявляет к заявителям требование иметь бизнес опыт. То есть инвестировать и получить ВНЖ-ПМЖ и гражданство Великобритании может человек, который унаследовал состояние. Сроки рассмотрения заявлений сравнительно быстрые – 2 месяца (сравните с канадскими сроками по инвестиционной программе – 2 года).
От заявителей требуется быть совершеннолетними (старше 18 лет) и иметь значительное состояние (не меньше 1,000,000 фунтов). А также нужно проживать в Великобритании более 6 месяцев ежегодно".
Сразу стало неинтересно. Конечно, понятно беспокойство некоторых ораторов-комментаторов (от злости называющих людей быдлом), миграционная политика теперь и для них может поменяться. Сейчас, судя по по всему, им там в UK всё равно – быдло-не быдло, лишь бы деньги были. Вот и получается: у нас здесь он может быть и быдло (скот) по человеческим качествам, а там – инвестор – "уважаемый человек".
Статья интересная, но не понравилось, что автор по ходу пнул москвичей – избитый приём, не применительный к нынешней ситуации. Да, раньше – это был город возможностей, сюда приезжали таланты со всей страны и двигали страну к прогрессу – в науке, культуре. А сейчас, что от Москвы осталось – девелоперские компании и менеджеры по продажам. Утрирую, конечно, но по большому счёту так и есть.
19.08.2011 00:07 rapuntzel (Rapuntzel)
Отличная статья. Все так и есть, абсолютно.
22.08.2011 23:01 AlekceiGUK
Почитал с удовольствием. Хороший материал.
23.08.2011 21:33 Andrey Kamin
быть социальным низом – по крайней мере, в современной Европе – личный выбор человека
Это шутка посмешнее Капитала Маркса
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП