Этика и ценности          RSS

Тест на либерализм

Как узнать, действительно ли политик – либерал или только притворяется? Три простых правила
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 16 7 360 экспорт в блог
В России довольно много людей, которые либо сами себя считают либералами, либо другие их так называют, а иной раз и обзывают, клеймя «либерастами». Правда, в последнее время это ругательство, изобретенное кремлевскими блогерами на пике борьбы с оранжевой угрозой, уже не в ходу, но предполагаю, что предстоящие плебисциты по кандидатуре В. В. Путина вернут его к жизни. Отпадает риск обидеть престолоблюстителя, как-то раз заметившего, что «свобода лучше несвободы». Конечно, при таких мыслях вовсе не обязательно быть либералом – можно, например, просто здравомыслящим человеком – но чем черт не шутит.

В своей первой предвыборной речи, произнесенной в думских  стенах, Путин как раз заметил, что не надо нам этого самого шараханья и либерализма неоправданного, а бывает ли оправданный, так и не разъяснил. А еще мыслители, приписанные к «Единой России», поделились с общественностью сногсшибательной мыслью о том, что настоящая партия власти – это либералы, и «Единой России» предстоит с ними бороться. То есть слово-то на слуху, но что имеется в виду, понять сложно.

До недавнего по меркам истории политической мысли времени, где-то до конца 70-х годов, слово «либерализм» было вполне однозначным и относилось к сторонникам либеральной демократии, то есть политического устройства, основанного на выборности власти, а значит –  ее подотчетности перед гражданами.

Либерализм исходит  из того, что ни один человек – будь он семи пядей во лбу, безупречных моральных качеств или правильного расового происхождения – не знает пути к идеальному обществу. Идеального общества вообще не бывает. А поскольку людям свойственно преследовать корыстные интересы, то любые претензии на знание пути к идеалу, даже если на первых порах они вполне искренние, оборачиваются заботой о чьих-то корыстных интересах. Потому что человек, как считают либералы, своекорыстен по своей природе.

Но если плохая новость – что идеального общества нет и не будет, то есть и хорошая: реальное общество можно улучшить. Каждый человек знает свою корысть лучше других. И если ему дать шанс позаботиться о собственных интересах, то в полной мере своего не добьется никто, но на выходе получится нечто приемлемое для каждого. В политике такой шанс дают партии и выборы. Партии обобщают многообразные индивидуальные интересы, трансформируют их в небольшое число понятных альтернатив. А выборы определяют, какая из этих альтернатив устраивает наибольшее число граждан.

Легко разобраться, чем либерализм не является. Прямая его противоположность – это идеологии, основанные на представлении о том, что идеальное общество практически достижимо, если следовать по определенному пути под просвещенным руководством людей, которым этот путь известен. В XX веке образцами таких идеологий были национал-социализм, фашизм и коммунизм, но близких взглядов придерживаются и самые оголтелые реакционеры из числа консерваторов. Антилиберальные идеологии – всегда антидемократические. Верно и обратное: нельзя быть либералом, не будучи демократом.

Значительно сложнее определить точное место либерализма на шкале, полюсы которой образуют чисто капиталистическая экономика и государственный социализм советского образца. Несомненно, либерализм ближе к первому полюсу. Наличие у человека собственности и экономической инициативы – это база, на которой формируются его интересы. А без интересов, которые нужно отстаивать, он не может состояться как гражданин. В плановой экономике с этим сложно.  

Но есть и другая сторона дела. Государство для либерала – это орган, управляющий общими делами граждан, а в их число входят и богатые, и бедные. На весах либерализма они одинаковы. И если бедных больше, они хотят, чтобы государство о них заботилось, и способны выразить свою волю на выборах, то государство обеспечивает им требуемый уровень социальной поддержки и защиты. То есть, например, устанавливает высокие налоги и регулирует бизнес. Поэтому «антидемократический либерал» – это противоречие в предмете, а вот «левый либерал» – нет.

Источник терминологической  путаницы по поводу либерализма – это во многом так называемый «неолиберализм», экономическая доктрина, получившая особую популярность в конце 70-х  гг. «Неолибералы» выступают за дистиллированный капитализм, без всяких социально-ориентированных примесей, а до демократии им нет дела. Классика неолиберальной экономики – это модель, которая насаждалась в Чили при Пиночете. Надо сказать, что нигде в мире, кроме России, слово «либерал» к этой публике не относят. В лучшем случае – «либеральный экономист», а это не то же самое.

В России вообще любят поиграть со словами. Но с либерализмом эти игры в последнее время  зашкаливают. Поэтому напоследок я  хочу перечислить простые правила, которые однозначно отличают либералов от нелибералов.  

(1) Если кто-то говорит, что выступает за ограничение гражданских (например, избирательных) прав для целых категорий граждан, то это не либерал. Идея о том, что граждане делятся на  некомпетентное быдло и просвещенную элиту, которая только и может проголосовать правильно, фундаментально расходится с либерализмом. Это консервативная идея. В российском контексте следует специально оговориться: откровенно антилиберальной является идея люстрации.

(2) Если кто-то говорит, что для защиты демократии нужно запретить (не допускать к участию в выборах) антидемократические партии, то это не либерал. Фразу «Я не согласен с вашими убеждениями, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать» часто цитируют как признак либерального прекраснодушия, но это вполне практический императив. Участвуя в выборах, антидемократические партии вносят свой вклад в формирование коллективной воли народа. Без них она была бы неполной. Ограничения на свободу объединений допустимы только для организаций, борющихся против существующего порядка с оружием в руках.  

(3) Если кто-то говорит, что допустимо проигнорировать выраженную на выборах волю народа, потому что народ ошибся или вот-вот ошибется, то это не либерал. Кукареканье в духе «Россия, ты одурела!» открыло в свое время ларец, из которого вывалились сначала позорные «президентские выборы» 1996 г., а потом и прелести путинского режима, который фактически отменил выборы – и именно потому, что народ неправильный. Либерализм не идеализирует, но и не демонизирует народ: принимает его таким, какой есть. Какой есть – тот и правильный.

Такие вот простые правила. Пользуйтесь и не дайте себя обмануть.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 
25.04.2011 13:58 showinist1478 (шовинист нигилист)
термин "либераст" был придуман не кремлевскими блогерами, он уже был распространен в упортеблении еще в середине 90-х.
25.04.2011 14:00 ggolosov (Григорий Голосов)
Не знал. Наверное, он был распространен в какой-то очень узкой среде, из которой потом вышли кремлевские блогеры.
25.04.2011 14:10 showinist1478 (шовинист нигилист)
не совсем, в национал – патриотической, данные блогеры не совсем из этой среды.
25.04.2011 14:14 ggolosov (Григорий Голосов)
Интересно. Во всяком случае, ложка тогда не пришлась к обеду. Я в те героические годы следил за НП прессой довольно внимательно, но не попадалось.
25.04.2011 14:39 http://sergey-3.livejournal.com/
В Вашей интерпретации получается, что понятия "демократ" и "либерал" тождественны; тогда одно из этих слов – лишнее (чтобы не "умножать сущности без необходимости").
В моих терминах "либерал" – это тот, кого Вы называете "неолибералом".
Не могли бы Вы специально для меня указать, чем отличается в Ваших терминах "либерал" от "демократа"?
(Простите за естественнонаучную привычку уточнять определения.)
25.04.2011 14:44 ggolosov (Григорий Голосов)
В политфилософии есть небольшая, но заметная традиция критики "тоталитарной демократии" и прочей "диктатуры масс". Я к этой традиции отношусь сложно, но при этом не могу не признать, что возможен подход, при котором воля большинства оказывается абсолютным приоритетом, а гарантии свобод не рассматриваются как важные. Практически ориентированным референтом такого подхода был бы т.наз. электорализм. Таким образом, по узкому основанию можно развести понятия "либерал" и "демократ", хотя я согласен, что в большинстве случаев в этом нет необходимости.
25.04.2011 17:41 http://sergey-3.livejournal.com/
На мой взгляд электорализм – это абстракция, которая вряд ли когда-либо может быть реализована. В то же время неолиберализм – это совсем не абстракция, отчасти реализованная в России. В этой связи, если уж понятия "либерал" и "демократ" почти эквивалентны – стоит всё-таки сторонников развитой демократической системы называть "демократами" – тогда уж точно демократия не будет забыта. Если же тех же людей называть "либералами", то к ним добавляется ещё и весьма несимпатичная группа неолибералов. Поэтому я бы, чтобы избежать путаницы, вообще не употреблял термин "либерал" в значении, отличающемся от Вашего термина "неолиберал". Впрочем я понимаю, что это "естественнонаучное" стремление к определённости трудно рекомендовать всем и каждому.
Комментарий скрыт модератором
26.04.2011 08:54 http://sergey-3.livejournal.com/
Резкие оценки характерны для случаев отсутствия у собеседников взаимопонимания.
На мой взгляд мы с автором статьи друг друга поняли. Насколько помню, его статьи я читаю почти всегда с интересом, а иногда – с удовольствием.
Комментарий скрыт модератором
25.04.2011 14:51 antonish
А что, если известно, что через либерализм к власти придет нелиберальная партия, которая похоронит этот либерализм в принципе?
25.04.2011 14:59 ggolosov (Григорий Голосов)
Это никогда не известно наверняка. Но это – тот риск, на который либерал должен идти, а значит – признавать его реальность и объяснять народу, что голосовать за антидемократические партии – неправильно. Если не убедили, то придется пожинать последствия – и не только либералам, но и, главным образом, народу. Но одно дело – политическая борьба, а другое – запреты.
25.04.2011 14:53 antonish
И второй вопрос: если надо бороться за либерализм, надо ли наказывать тех, кто его пытался похоронить?
25.04.2011 15:02 ggolosov (Григорий Голосов)
Если они, пытаясь его похоронить, совершили уголовно или административно наказуемые деяния, и это доказано в суде.
Комментарий скрыт модератором
27.04.2011 09:57 predessor
"Потому что человек, как считают либералы, своекорыстен по своей природе."

Не знаю, как у них там на Западе, но у нас это знание либерала, приведенное в цитате, полностью определяет его образ действий. И либералы наши отечественного разлива зело преуспели в этом "своекорыстии" в 90-е, за что и заслужили презрение и ненависть к себе значительной части населения (и 95% электората).
Еще у людей сложилось мнение, что либералы – неважные руководители. Даже если они и хотят что-то хорошее сделать, то ничего у них не получается, все идет наперекосяк и получается "как всегда".
Вообще-то, то, что автор описывает – фактически тоже идеология, выразителем которой являлась Айн Рэнд. Все это для России с ее общинным сознанием (которое в извращенном виде умело эксплуатировали большевики) не годится. Российский человек ждет от государства помощи и участия и вовсе не жаждет ринуться в свободное плавание под либеральным флагом. В то же время, успешным людям: предпринимателям и людям свободных профессий никто не может запретить следовать идеологии либерализма.
Нужно только при этом не выпендриваться и не требовать повсеместно установить 60-часовую рабочую неделю
27.04.2011 10:04 ggolosov (Григорий Голосов)
Люблю это выражение, "фактически тоже". Кошки фактически тоже собаки. Водка фактически тоже пиво. И ведь не поспоришь, фактически тоже.
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
Комментарий скрыт модератором
23.05.2011 00:32 Michael Shtekel
Интересно, спасибо
Но есть несколько но.
Уже Хайек в "Дороге к рабству" писал о том, что социалисты Америки подменили понятие "либерал". То есть подмена понятий произошла уже тогда.
По поводу не допустить анти-демократические партии к участию в выборах. Теоретически вы правы. Но практически эти самые партии, а вернее партия;) по правилам не играют? Если выборы не являются прозрачными и, по техническим причинам, не отражают волеизъявление?
И еще. Левый либерал – понятие противоречивое, поскольку левые изначально отдают в руки государства больше влияния, чем необходимо для выполнения его основных функций – гарантий безопасности и честной конкуренции.
15.06.2011 14:56 AlekceiGUK
Спасибо, спасибо Григорий Васильевич за Вашу статью. Ну просто верх писательского таланта. А какой у Вас талант! не талант, ТАТАНТИЩЕ!!! Я вот заметил, что только у вас трут этих уродов, которые с вами не согласны и правильно, правильно, что трут. Я тоже буду их банить.
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП