Государство и СМИ          RSS

Свобода слова на бумаге

Портрет прессы в 75 крупнейших городах России: степень интереса населения и контроля государства
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 18 10 160 экспорт в блог

Slon.ru представляет рэнкинг 75 крупнейших городов России, характеризующий состояние медийного ландшафта в сегменте печатной прессы. Он позволяет определить самые «читающие» города, где сейчас в наибольшей степени присутствует интерес к газетам и журналам (лидером по этому показателю оказался Ставрополь), а также выявить степень доступности для населения независимых изданий.

Предметом нашего исследования стали печатные СМИ. В отличие от радио и телевидения, региональные газеты и журналы имеют больше возможностей для независимой работы, ведь изначально они требуют меньше финансовых затрат и уступок местным властям.

Мы собрали и привели здесь данные о тиражах, периодичности выхода, издателях печатных средств массовой информации, регулярно выходящих в городах России, население которых превышает 245 000 жителей. Учитывались издания general interest: общественно-политические, деловые газеты и журналы со значительной долей локального контента, выходящие не реже одного раза в две недели. При этом мы отказались от разделения изданий на независимые и зависимые (в регионах зачастую это бывает сложно оценить), но выделили две категории: государственные и негосударственные СМИ. 

Подсчеты, с методикой которых можно ознакомиться здесь, показали, что во многих крупных городах  России доля зависимых от государства СМИ значительно превышает долю частных изданий. Наиболее критическая ситуация сложилась в регионах «сильной руки»: Хабаровске, Уфе, Чебоксарах, Тюмени, Владикавказе, где власти зачастую владеют не только областными газетами, но контролируют и региональные выпуски таких популярных газет, как «Комсомольская правда» и «МК». Однако есть и диаметрально противоположные примеры. Калининград, который недавно потряс мощный митинг протеста, стоит, например, на втором месте по показателю доступности независимой прессы. Интерес к печатным СМИ выше в регионах, где продолжаются открытие политические дискуссии или существуют конфликты региональных элит: Ставрополь, Смоленск, Барнаул, Екатеринбург, Челябинск.



Крупные российские города — читающие и не очень
ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛА
Функционал рэнкинга позволяет вам сделать самостоятельные выводы о том, какова расстановка сил между государственными и негосударственными СМИ в каждом из 75 крупнейших городов России, о том, насколько насыщенным является медиа-пространство и пр.

Изначально города ранжированы по показателю «Доступность независимой прессы». Стрелки в заголовках столбцов дают возможность отсортировать данные в каждом из них и, таким образом, понять, кто является лидером или аутсайдером рэнкинга по тому или иному показателю. Подробнее о значении показателей и методике подсчета «Как мы считали».

Клик на стрелку или название города позволяет ознакомиться со списком изданий, ранжированные по их тиражу, подробные данные о формате, периодичности и владельцах газет и журналов.
ПЕРЕЙТИ В КОНЕЦ ТАБЛИЦЫ
ГОРОД НАСЕЛЕНИЕ, 000 ДОСТУПНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕССЫ СУММАРНЫЙ ТИРАЖ ТИРАЖ НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ ДОЛЯ ТИРАЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ
1 Москва 10 509 1,31 16 064 100 1,53 14
2 Калининград 420 1,28 617 545 1,47 13
3 Сочи 338 1,13 467 250 1,38 18
4 Краснодар 711 1,05 1 012 920 1,42 27
5 Ростов-на-Дону 1 049 1,03 1 277 495 1,22 11
6 Ставрополь 366 0,98 599 705 1,63 40
7 Петрозаводск 271 0,95 400 600 1,48 36
8 Смоленск 316 0,89 501 865 1,59 44
9 Владимир 340 0,86 321 937 0,95 9
10 Санкт-Петербург 4 582 0,84 4 651 755 1,02 17
11 Архангельск 348 0,78 369 770 1,06 26
12 Екатеринбург 1 332 0,78 1 860 700 1,40 44
13 Мурманск 311 0,77 362 460 1,16 34
14 Челябинск 1 094 0,76 1 221 130 1,12 32
15 Киров 464 0,75 425 000 0,92 18
16 Воронеж 843 0,74 790 745 0,94 21
17 Владивосток 579 0,74 607 600 1,05 30
18 Иркутск 579 0,72 538 730 0,93 23
19 Пермь 986 0,66 813 350 0,82 21
20 Барнаул 597 0,66 655 570 1,10 40
21 Оренбург 524 0,65 472 670 0,90 28
22 Тула 496 0,65 431 940 0,87 25
23 Йошкар-Ола 249 0,64 232 311 0,93 32
24 Иваново 405 0,62 309 600 0,77 19
25 Улан-Удэ 340 0,61 257 420 0,76 18
26 Тверь 409 0,61 337 000 0,82 26
27 Тамбов 279 0,59 232 170 0,83 29
28 Самара 1 135 0,59 1 003 700 0,88 33
29 Новосибирск 1 397 0,56 1 045 100 0,75 26
30 Казань 1 131 0,56 1 300 740 1,15 51
31 Тольятти 720 0,56 486 900 0,68 16
32 Томск 502 0,53 419 807 0,84 37
33 Волгоград 982 0,52 607 770 0,62 16
34 Саратов 831 0,52 524 254 0,63 18
35 Липецк 503 0,52 336 450 0,67 22
36 Белгород 358 0,51 414 330 1,16 56
37 Волжский 306 0,49 220 260 0,72 31
38 Кострома 270 0,49 236 749 0,88 44
39 Рязань 510 0,49 283 480 0,56 12
40 Курск 411 0,49 310 800 0,76 36
41 Якутск 264 0,47 345 100 1,30 64
42 Ульяновск 604 0,47 520 850 0,86 45
43 Ярославль 606 0,47 412 020 0,68 25
44 Кемерово 521 0,47 378 650 0,73 35
45 Магнитогорск 409 0,47 377 020 0,92 48
46 Калуга 327 0,46 249 940 0,76 40
47 Красноярск 948 0,46 654 980 0,69 33
48 Сургут 298 0,44 203 850 0,68 35
49 Омск 1 129 0,44 578 830 0,51 14
50 Брянск 412 0,42 241 950 0,59 29
51 Братск 251 0,40 173 016 0,69 41
52 Уфа 1 025 0,40 1 308 620 1,28 69
53 Орел 319 0,37 189 350 0,59 38
54 Стерлитамак 269 0,37 202 000 0,75 51
55 Нижний Новгород 1 273 0,36 770 880 0,61 40
56 Новокузнецк 563 0,36 282 790 0,50 28
57 Пенза 507 0,36 273 760 0,54 34
58 Ижевск 611 0,35 362 950 0,59 41
59 Чита 307 0,33 256 380 0,83 61
60 Махачкала 466 0,33 282 413 0,60 45
61 Чебоксары 444 0,32 592 307 1,33 76
62 Набережные Челны 508 0,31 199 300 0,40 20
63 Вологда 286 0,28 298 950 1,04 73
64 Астрахань 504 0,28 181 145 0,36 22
65 Череповец 309 0,26 177 600 0,57 54
66 Тюмень 570 0,25 655 800 1,15 78
67 Саранск 296 0,24 188 280 0,64 62
68 Курган 323 0,22 178 500 0,55 60
69 Нальчик 269 0,21 133 000 0,49 57
70 Хабаровск 579 0,20 631 710 1,09 81
71 Дзержинск 246 0,16 44 500 0,18 9
72 Владикавказ 312 0,15 236 617 0,76 81
73 Комсомольск-на-Амуре 271 0,15 67 000 0,24 40
74 Таганрог 258 0,14 73 330 0,28 50
75 Нижний Тагил 374 0,09 133 400 0,36 74
ПЕРЕЙТИ В НАЧАЛО ТАБЛИЦЫ
* - Бесплатные рекламно-информационные издания
** - Информационное издание бесплатного распространения
*** - региональный тираж

Источники информации: бумажные выпуски изданий, выходившие в октябре 2009 – января 2010 г. (СД), данные Национальной тиражной службы (НТС), данные, опубликованные на сайте издания или предоставленные издателями (изд).
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

22.02.2010 12:59 AVB177 (Александр Беляцкий)
Что говорить о свободе прессы.Взять хотя бы подмосковный Серпухов. Градоначальник, г-н Жданов делает всё,чтобы население Серпухова не знало куда идут бюджетные деньги,а такие "непослушные" газеты как "Совет" подвергаются мощному прессингу и противодействию со стороны "Своих" изданий, типа "Серпуховских вестей", издающихся за счёт финансовой помощи госбюджета! Всё дело в том,что лакировать действительность властям самого разного уровня выгодно. Население если не знает, то и нам спокойно...
23.02.2010 00:27 serpan
"мы отказались от разделения изданий на независимые и зависимые... но выделили две категории: зависящие от государства и негосударственные..."
Есть какая-то тонкая, не улавливаемая мною разница между ЗАВИСИМЫМИ и ЗАВИСЯЩИМИ? Или всё же логика деления хромает? Понимаю деление по форме собственности, хотя для СМИ гораздо нагладнее деление по учредителям. Но такое странное деление, как предложено, делает весь анализ бессмысленным и неработопригодным. Негосударственные СМИ (формально) могут быть еще ой как зависящими: от арендной платы, от доступа к информации, от налоговых/пожарных/санэпид и прочих проверок...
В общем, гора родила мышь.
23.02.2010 14:20 golunov (Иван Голунов)
Мы делим издания на государственные и негосударственные именно по форме собственности: учередители\издатели. Поэтому в фразе "зависящие от государства", ключевое слово ГОСУДАРСТВА.

Да, конечно, негосударственные СМИ могут выиграть тендер на информобслуживание, могут получать льготы по арендной плате, но в масштабах 75 городов страны подобные "близкие" отношения выявить пока не реально. К тому же, контракт на информобслуживание это еще не обязательное прогибание под властей. Пример – региональные офисы "Интерфакса", большинство из которых живут на средства от госконтракта, но при этом в большиинстве регионов они вполне вольно себя ведут.
23.02.2010 16:44 serpan
Нельзя сравнивать зеленое и квадратное.
По форме собственности -- так по форме собственности. По учредителям -- так по учредителям. По степени зависимости -- так по степени зависимости (хотя убей меня бог, если я понимаю, как это оценить). А так получилась каша, потому что неизвестная часть формально негосударственных СМИ зависят от государства по самое некуда (за примером дальше "Газпроммедиа" ходить не будем). Пытаясь как-то вывернуться, вы вводите по ходу новый критерий оценки -- "прогибание" под власть (хотя, строго говоря, прогибаться под власть может и АБСОЛЮТНО независимое частное СМИ, а зависимость от государства совсем не обязательно актуализируется в прогибании). Словом, не убедили.
23.02.2010 21:12 golunov (Иван Голунов)
Еще раз,
принцип один – форма собственности издателя и учредителя (между этим я не вижу принципиальных различий) Учредителем может быть трудовой коллектив, а издателем – ГУП. Или же, издателем может быть ООО, а учредителем – администрация региона. В обоих случаях, подобные издания признавались государственными.
Никаких новых критериев я не ввожу. Просто замечаю, что бывают и таких формы "сотрудничества". Я, также как и вы, не представляю, как можно их выявить в масштабах 75 крупнейших городов, поэтому критерия "прогибание" в этом рэнке нет, и подобные истории не учитывались.
23.02.2010 21:36 serpan
Хорошо, будем считать, это просто вопрос вашей нечеткой фрмулировки (приведена в моем первом посте), затемняющей суть анализа. Но анализ-то сам далек от совершенства. По Самаре вам уже написали. Могу добавить по Москве: из вашего обзора выпали порядка двух десятков окружных и районных изданий с заявленными тиражами, между прочим, по сто-двести тысяч. Там есть и частные, и государственные (по вашей некорректной терминологии, ибо муниципальная и государственная собственность по ГК суть не одно и то же). А, например, Москва Инфо, которая у вас значится частной, частной-то является, но печатается от первой до последней строчки по заказу Правительства Москвы. Как быть?
В общем, думаю, принимаясь за такой анализ, стоило бы лучше поработать над методами сегментирования и над источниками информации. Все-таки где Новосибирск, а где (очень непростая) Москва! Успехов.
23.02.2010 22:30 golunov (Иван Голунов)
Окружные и районные издания не учитывались в рэнке по техническим причинам – если в Москве и Питере они выходят систематично и регулярно, то в регионах довольно сложно их выявить, а так же понять насколько регулярно они выходят. Это действительно "минус".
Про Самару – в комментарии мне не хватает конкретных фактов с названиями изданий. Про Репортер и Михельсона я написал ответ комментатору.
Про Москва Инфо – в газете написано, что она издается "по заказу ..."? Я этого не заметил. Кроме того, вы, наверное, знаете? по чьему заказу издается газета Питер Инфо, которую выпускает этот же ИД? Если это какой-то неформальный заказ, то, как я ответил выше "зависимость" мы не учитываем.

Источники информации – сами издания, что они сами про себя говорят, то мы и учитываем.
23.02.2010 23:22 serpan
в газете написано, что она издается "по заказу ..."?

Конечно, нет. "По заказу" вовсе не в договорно-правовом смысле. Просто эта газета, абсолютное большинство полос которой являются де-юре рекламой (о чем шестым кеглем -- в выходных данных), практически всегда выступает на стороне официальных московских властей и отражает точку зрения правительства города. В этом, собственно, и есть изъян вашей методологии (даже если оставить в стороне ошибки с учредителями и изъятие из анализа ряда изданий). У вас получается примерно как по советской методике, когда суммарные тиражи делили на количество граждан и на выходе получали тезис о самой читающей стране... хотя страна была не самая читающая, а самая издающая мегатонны макулатуры. Вот вычистили вы свою таблицу от всех фактических ошибок, учли ВСЕ печатные издания, и получили, что на одну голову в городе А. приходится 1,2 "частного" издания и 0,8 "государственного", а в городе Б. наоборот. И что? О чем это говорит? Что в А. лучше со свободой прессы, чем в Б.? Не вижу. Ради чего этот титанический труд, если именно качественные характеристики процесса (т.е. ангажированность СМИ), как вы сами признаете, выявить не представляется возможным?
23.02.2010 23:59 golunov (Иван Голунов)
Посмотрел газету, увидел "шестой кегль", но вот "коммерческих" рубрик в последнем номере практически нет.
Особой любви к Правительству Москвы тоже не заметил, особенно в тексте про Хитровку. История в ошибках с учредителями – такая же как с "Москва.Инфо" сначала она "издается по заказу", затем "шестым кеглем", а потом выясняется, что правительство Москвы сносит историческую Хитровку.

Тезис о "самой читающей стране" хорош уже тем, что вызывает дискуссию на тему чтения. Задача этого рэнкинга абсолютно такая же – вызвать дискуссию о состоянии и перспективах региональных СМИ. Все данные абсолютно открыты, из них вы можете соорудить любой удобный для вас продукт. Как вы видите из рэнкинга, и без "ангажированных СМИ" ситуация получается не очень хорошая. Построить более
апокалиптичную картинку, на основе оценок, мнений и сплетен, мне не кажется правильным. Более того, она и так уже есть в отчете "Репортеров без границ".
24.02.2010 00:53 serpan
"Задача этого рэнкинга... вызвать дискуссию о состоянии и перспективах региональных СМИ."

Состояние плачевное, перспективы мрачные. Нет повода для дискуссии. Я бы вам рассказал, с чем это связано (если вам так уж невдомек), но вы же против использования "оценок, мнений и сплетен". Вы сами-то можете сказать, что отражает ваш рэнкинг? Это индекс свободы слова (на основе суммирования рекламных и новостных неаудированных тиражей)? Или некий индекс привычки к чтению по регионам? Не понимаю, и выводов никаких сделать не могу. Вы не обижайтесь, но исследование это бессмысленное.
23.02.2010 10:43 ilyasuldin (илья сульдин)
трогательный документ. интересно, на какие данные опирались авторы этого шедевра? например, Самара, в которой я имею честь обитать. вторая строчка – газета "Молния" – указанный тираж 150000 экземпляров. реальный – не больше 25000. газета "Свежая газета" не издается уже больше года. реальный тираж газеты областного правительства "волжская коммуна" – не более 50000 экземпляров в неделю. воистину существует ложь, грязная ложь, но не стоит забывать о статистике!!!
23.02.2010 14:48 golunov (Иван Голунов)
Как сказано в пояснении "Как мы считали" (http://slon.ru/xfiles/284147/), мы опирались на заявленный тираж. При этом я понимаю, что в России отраслевая ответственность в вопросе тиражей издания довольно низка, а где-то вообще отсутствует. За этим должны следить соответствующие регулирующие органы, а я не могу взять на себя право судить у кого заявленный тираж – реальный, а у кого заявленный.

Вы работали в компании, издающей "Молнию", поэтому знаете инсайд, но можем ли мы доверять вашей информации?
Мы стараемся доверять только документам, в частности, тиражу, написанному в выходных данных издании.К тому же, неправильные данные о тираже являются преступлением.
Только в одном регионе из 75 я встретил альтернативный документ – еженедельный отчет основной типографии региона об отпечатанных ими тиражах. В нем я увидел то, что ожидал: заявленные тиражи большинства общественно-политических изданий совпадали с отпечатанным, а вот у рекламных изданий – отличались в разы. Отчасти поэтому, для рекламных газет в нашем рэнке есть "коэффициент читаемости бесплатной прессы". Поэтому, за исключением графы "тираж", мы исходим из того, что тираж газеты "Молния" – 75 тыс. экз., поэтому рядом с информацией об издании стоит "*".

За "Свежую газету" – спасибо. В рейтинге, наверняка, есть еще издания, которые недавно тихо умерли, а мы не смогли это выявить. Но обязательно поправим.
23.02.2010 20:39 ilyasuldin (илья сульдин)
просмотрел более пристально ваш рэнкинг в части касаемой непосредственно самары и пришел к печальному выводу: источники у вас никудышные. понимаю, "как вы считали" – сам занимался подобного рода вещами, но извините – газета "репортер" перешла под обладминистрацию почти года назад, а у вас до сих пор владелец Михельсон. И так – через строчку. тиражи не совпадают в 80% случаев. местами – в разы. извините, а какова цель этой развесистой клюквы? подгоняете картинку под собственное видение ситуации? чем же вы отличаетесь в таком случае от всех этих "административных давителей"? тем что ваше видение "лучше" и "современней"? так ведь и администраторы исключительно о благе народном пекутся. боюсь, что доверие к вашему прекрасному ресурсу в результате подобных исследований рушится быстро и безвозвратно.
23.02.2010 23:07 golunov (Иван Голунов)
Что касается "тиражи не совпадают в 80% случаев" – давайте с примерами. Мы брали тиражи из выходных данных изданий. Чем пользуетесь вы, говоря о несовпадении тиражей я не знаю. Но думаю, на примерах мы сможем с этим разобраться.

Я проверил ваше мнение относительно "Репортер. Самара". Издатель и учредитель, указанный в выходных данных газеты – ООО "Волга Ньюс". По данным СПАРК, в начале января 2010 г. произошли изменения в составе учредителей ООО "Волга Ньюс". Пакет акций издателя стал принадлежать некому ЗАО "Стандарт", учрежденный Дмитрием Митиным 03.07.2009 (ИНН 6316145483). Также ЗАО "Стандарт" владеет пакетом акций в ООО "Редакция газеты "Панорама Тольятти", издающей одноименную газету.
"Самарское обозрение" в октябре 2009 г. сообщает, что "Панорама Тольятти" перешла от структур "ФИА-банка" "перешла в медиахолдинг, аффилированный правительству Самарской области". По всей видимости, имеется в виду ЗАО "Стандарт".
Чуть выше, а также в "как мы считали", я объяснял, что Slon учитывает только прямую форму собственности издателя и учредителя. В данным случае, это ЗАО "Стандарт", принадлежащее некому Дмитрию Митину.
Резюме: Возможно владелец "Репортера" не Михельсон (если это действительно так, то это ошибка в справочном разделе "рэнка"). С точки зрения, показателей рэнкинга все по-прежнему верно – издатель – негосударственная компания, владелец издателя – также негосударственная компания, принадлежащая Дмитрию Митину. Кто такой Дмитрий Митин? Любит ли он Артякова за деньги или просто так. Будет ли он также любить следующего после Артякова губернатора – все эти вопросы, к сожалению, лежат за пределами данного исследования.

Все исходные данные исследования специально открыты, чтобы можно было выявить все возможные ошибки и неточности. Буду благодарен, если вы сообщите о реальных ошибках в рэнкинге.
24.02.2010 10:39 ilyasuldin (илья сульдин)
уважаемый Иван! С точки зрения формальной вы совершенно правы. особенно интересно читать все ваши расследования с привлечением данных СПАРК и т.п. Но не кажется ли вам, что здесь есть небольшая подмена – вы позиционируете свой рэнк как некий обзор реальной ситуации в регионах, но при этом сразу же противоречите себе: "вызвать дискуссию о состоянии и перспективах региональных СМИ" и "С точки зрения, показателей рэнкинга все по-прежнему верно .... любить следующего после Артякова губернатора – все эти вопросы, к сожалению, лежат за пределами данного исследования". Я думаю, что нет смысла продолжать дискуссию, вы пытаетесь доказать, что вы правы и рэнкинг хорош, а я всего лишь хотел сказать, что эта публикация сильно подорвала авторитет вашего прекрасного ресурса.
24.02.2010 11:11 golunov (Иван Голунов)
На ваши замечания я задал конкретные вопросы:
1. Могу ли я доверять вашей информации, относительно реального тиража "Молнии"? Вдруг вы обиженны на "Абсолют-Медиа"? Если ли какие-то документальные подтверждения ваших слов?
2. Если тиражи не совпадают в 80% случаев, назовите эти 80%, мы исправим все ошибки, если они имеют место.

На авось, задам третий вопрос: вы обладаете какими-то особыми знаниями о ЗАО "Стандарт"? Оно принадлежит Правительству Самарской области? Оно финансируется отдельной строкой из бюджета? Может быть, реклама в "Репортер" стала продаваться пакетами вместе с газетами и телеканалами, принадлежащими Правительству Самарской области? Если нет, то в рэнке все правильно.

К сожалению, наша методология не учитывает неформальные "зависимости". Сейчас Илья Сульдин утверждает, что "Репортер" любит Артякова, а потом придет Константин Лагне, и скажет? что "Репортер" мочит Артякова.
Сколько людей столько и мнений – мы доверяем фактам и документам, а не ощущениям.
27.02.2010 12:36 Nebele (Тебелева Людмила)
Уважаемый Иван, скажите, как можно связаться с вами, чтобы добавить в рэнкинг издание?
27.02.2010 12:45 golunov (Иван Голунов)
golunov @ slon.ru
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП