Новости Календарь

Русская агитвесна: особенности избирательной кампании в регионах

Русская агитвесна: особенности избирательной кампании в регионах
Региональные выборы, как правило, отличаются от федеральных затейливой агитацией – здесь разрешены вольности. Чей-то штаб радует забавными картинками, чей-то – ядреными лозунгами (в прошлом году, например, партия «Патриоты России», входящая в Народный фронт, в Ярославской области смело призывала: «Вон из власти идиотов!»). В этой кампании, хотя голосование должно пройти почти во всех регионах, с креативом туго: русская весна и события в народных республиках оказались для электората, а может, и для самих кандидатов, важнее того, что рядом. Какие там выборы, когда бомбят Донецк, а «танки Новороссии идут на Мариуполь»? Тем не менее общий патриотический подъем и утверждение традиционных ценностей оставили след и в политрекламе – именно с ними связаны немногочисленные заметные слоганы и картинки на плакатах кандидатов.

Говорят, что выборы в Москве проходят скучно и без огонька – кандидаты подкачали, борьбы нет, а значит, и с агитацией плохо. Думать так можно до знакомства с кампанией КПРФ в Мосгордуму – коммунисты организовали патриотический фронт «Красная Москва», который проводит замечательные хэппенинги. К жизни города, а значит, к выборам, они отношения не имеют, но, видимо, поэтому и удаются, – чистое искусство без примеси прагматики. 

Позавчера, например, красные москвичи во главе с депутатом Госдумы Валерием Рашкиным «переехали телегой Обаму» (так звучит новость на сайте коалиции). Зрелище было внушающее – Рашкин в расшитой красной рубахе в компании других коммунистов, одетых не так патриотично, притащил к представительству ООН в Москве телегу с «семью грехами Обамы» – девушками в футболках с названиями стран: Ливия, Египет, Украина. По пути «грешник» попал под колеса телеги – ход, может, незатейливый, но эффектный. По итогам перформанса Валерий Рашкин сообщил, что его цель – «обратить внимание мировой общественности на американскую агрессию». Сколько голосов прибавит кандидатам от КПРФ «расправа  над Дьяволом Обамой», неизвестно, но коммунисты в Мосгордуму пройдут – например, в округе, где на выборы идет внук лидера компартии Геннадия Зюганова Леонид, с гонки снялись все более-менее значимые кандидаты.

В Хабаровском крае и Крыму партия «Родина» использовала в агитации лозунг «Больше санкций – крепче Родина». Если крымчанам это выражение скорее пришлось по душе, то на Дальнем Востоке находка партийцев вызвала скептический смех: «Больше санкций – чище холодильник». В Крыму же родинцы развесили баннеры с надписью «Родина. Вежливые люди» – на этих щитах, чтобы не было лишних вопросов, поместили фото «зеленых человечков» в масках. Находка неплохая – зачем, в самом деле, избирателю видеть лицо кандидата и какая, в конце концов, разница, кто он такой – все равно в депутатском собрании проголосует так, как скажут в кабинете спикера или замгубернатора. За такую честность «Родину» могут и поддержать.

Мурманские единороссы (в городе проводятся выборы в горсовет) Олег Гузь и Алмаз Гисмеев, видимо, сочли, что Донбасс от русского Севера далековато, а вот традиционные ценности для агитации сгодятся вполне. «Против болтунов и геев. Олег Гузь и Алмаз Гисмеев», – заявляют кандидаты в своем ролике. В том же видео бродит толпа рисованных человечков, похожих на победителя (или победительницу) Евровидения Кончиту Вурст. «Параду быть!» – несет плакат их предводитель (видимо, это намек на неизбежность гей-парада в случае, если народ единороссов не выберет).

Оба политика – действующие депутаты горсовета, а значит, о бедах Мурманска должны знать хорошо. Сомнительно, что жителей города, на треть состоящего из ветхих деревянных домов, так волнуют гей-парады и Кончита Вурст, – это с одной стороны. Зато депутаты не надавали лишних обещаний. Попробует избиратель пожурить единоросса за грязный двор или подъезд, стоящий десять лет без ремонта, а Олег Гузь ему честно ответит: «Геев видел поблизости? Парады проходили? Вурст с гастролями была? Нет? Значит, я все свои обещания выполнил». 

К другим ценностям – тоже традиционным – обращается в своем плакате кандидат в депутаты Лаговского сельского поселения Подмосковья от ЛДПР Валерий Щукин. «Щука – не сука!» – коротко сообщает он избирателям. 


А может, и не он, может, конкуренты разместили порочащие кандидата материалы. В любом случае плакат Щукину только поможет: ну а что еще надо от сельского депутата – полномочий у него почти нет, бюджетом распоряжается копеечным, главное, чтобы сукой не был. Лозунг хорошо понятен и избирателям, которые разделяют ценности погибшего жителя Архангельской области, посетовавшего, что его сын не сидел в тюрьме и подставившего голову под сыновний топор,– лишь бы отпрыск попал куда надо. Теперь молодой человек смело школу жизни пройдет, а уже прошедшие ее жители могут проголосовать за Щукина.

На этом фоне слишком мирной выглядит агитация кандидата в гордуму Пензы Олега Шаляпина. «Шаляпин придет – Пенза запоет!» – обещает он. 


Пресно как-то для новых времен – не гимн ведь Новороссии запоет Пенза, хотя еще год назад плакат Шаляпина был бы в региональной агитации одним из самых заметных. Сейчас же многие политики предпочитают обращаться с билбордов не к избирателю, а к кому-то повыше: смотрите, мы свои, лояльные в доску, – и санкциям рады, и вежливым людям, и Крым наш, и Обаму готовы хоть телегой переехать. Может быть, невольно партийцы и самовыдвиженцы демонстрируют и нечто другое – мы не агитируем, не обостряем социальные проблемы, не боремся за власть, все в ваших руках, товарищ замгубернатора по внутренней политике. Листовки, плакаты, баннеры превратились в продолжение телепропаганды и заговорили ее языком – отторжения у большинства они не вызовут, но и привлечь его не смогут – другие-то такие же.

Об электорате позаботились, похоже, только петербургские единороссы: «Поддержите кандидатов от «Единой России»!», «Посади его и сохрани свое дерево!» – приглашают они на мероприятие в честь начала учебного года. 


Кого надо именно посадить и куда, партийцы не уточняют: то ли изображенного на плакате спикера заксобрания Вячеслава Макарова, то ли безымянного кандидата, которого надо поддержать; то ли на нары, то ли в городские советы депутатов. Избиратель на этот вопрос с удовольствием ответит сам – может быть, в следующем цикле, но ответит.

Автор – корреспондент издательского дома «КоммерсантЪ»

Предыдущий материал

Партии на выборах 14.09.2014: «Родина»

Следующий материал

Партии на выборах 14.09.2014: «Справедливая Россия»