СМИ без рекламы      о СМИ без рекламы

Кризис догнал издателей

Убыточные СМИ, надеявшиеся на быстрое восстановление рекламного рынка, закрываются – «Компьютерра», Icons, Sales Business. На очереди – «Газета»
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 21 2 522 экспорт в блог
Восстановление экономики пока никак не заметно на медиарынке. Здесь опять говорят о закрытиях проектов и сокращениях персонала. Может, в экономике в целом второй волны кризиса и не ожидается, но издатели ее чувствуют на себе. Многие из тех, кто надеялся затаиться и переждать тяжелые времена, поняли, что пережить кризис не удастся. И теперь на рынке прогнозируют закрытие чуть ли не трети изданий.

Не достали до звезд | Бесполезные | Социальная «Газета» | Бизнес без шоу

НЕ ДОСТАЛИ ДО ЗВЕЗД

По данным аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ) доходы печатных изданий от рекламы за десять месяцев этого года уменьшились на 45%. При этом темпы падения держатся в течение января – октября примерно на одном уровне, и просвета не видно.

Обвал идет почти во всех сегментах – падают журналы о знаменитостях (минус 43%) и деловые еженедельники (минус 55%), специализированные издания (компьютерные журналы просели на 45%) и ежедневные газеты (минус 40%). Выделять какие-то особенно проблемные ниши или «трудные» аудитории уже не имеет смысла. Сейчас закрываются, отмечает Елена Мясникова, гендиректор Independent Media Sanoma Magazines , все неуспешные издания (не лидеры сегмента) и проекты, не успевшие раскрутиться.

«По сути, сейчас закрываются те, кто должен был сделать это еще в самом начале кризиса, когда даже сильные издательские дома закрыли многие свои сильные проекты, – согласен президент ИД HFS Виктор Шкулев , – Но остальным игрокам по наивности казалось, что они выживут».

Один из закрывшихся проектов – журнал Icons, выпускавшийся почти два года под руководством Светланы Бондарчук в ИД Forward Media Group, принадлежащим Олегу Дерипаске. Сейчас в продаже находится последний номер (за декабрь – январь). Как объясняет издатель Icons Ким Белов , журнал не успел выйти на уровень самоокупаемости, и акционеры предпочли не рисковать и сосредоточиться на более перспективных проектах (Hello!).

БЕСПОЛЕЗНЫЕ 

Закрываются не только журналы, выступавшие, скорее, в роли хобби владельца , а не бизнеса, но и те, что до сих пор принято было относить к категории «полезных» и при этом жизнеспособных. 

Как сообщил в своем блоге Сергей Вильянов, руководитель редакции «Компьютерры», 15 декабря выйдет последний номер журнала. Издатель и генеральный директор журнала Дмитрий Мендрелюк заверил Slon.ru, что окончательное решение еще не принято. Однако вероятность закрытия он оценил в 70%.


«Компьютерра» выходила с 1992 года, это один из старожилов рынка компьютерной прессы. Однако по размеру читательской аудитории издание ИД Axel Springer Russia ComputerBild, появившееся гораздо позднее (в 2006 году),  его уже чуть-чуть опередило (в России ComputerBild, выходящий раз в две недели, читает 266 000 человек, еженедельную «Компьютерру» – 262 000 – данные TNS  за март-июль 2009 года).

Ранее уже закрылся журнал «Домашний компьютер», а в конце ноября стало известно о прекращении выхода печатной версии IT-журнала Mobi. Информацию о переводе «Моби» в онлайн Slon.ru подтвердил руководитель проекта Mobi.ru Леонид Молвинских. Говоря о причинах, он сказал, что работать в онлайне выгоднее, чем в «принте». Рассказать подробности он отказался. 

А ИД «Актион» прекращает выпуск b2b-журнала Sales business. Как сообщил Slon.ru сотрудник отдела подписки «Актиона», журнал закрывается.

Генеральный директор ИД Gameland Дмитрий Агарунов считает  источником проблем специализированной прессы качество изданий. «Это только формально специализированные издания,  но для настоящего специалиста в них нет источника для обучения. Нормальная ситуация – когда журналист компьютерного журнала открывает для меня что-то, и я как руководитель начинаю делать это что-то прямо сейчас. Но чаще происходит обратное», – говорит Агарунов.

СОЦИАЛЬНАЯ «ГАЗЕТА»

Газету «Газета», принадлежащую миллиардеру Владимиру Лисину, слухи «закрывали» на протяжении всех восьми лет ее существования. Объясняли это почти не скрываемой убыточностью проекта (в 2004 году бизнесмен признавался журналу Forbes, что это «социальный» проект, который «не приносит прибыли», ее, мол, от «Газеты» и не ждут). 

Но, кажется, теперь и в редакции уверовали, что металлург закроет свое любимое детище.

С 2001 года в «Газете» сменилось 4 главных редактора, не сумевших найти общий язык с предпринимателем, который активно вмешивался в редакционную деятельность. Сейчас у проекта самые низкие аудиторные показатели среди ежедневных газет – ее, по последним данным TNS, читают лишь 20 000 москвичей (газета выходит только в столице). Ближайший показатель у The Moscow Times (40 000 читателей) и «Труда» (51 000). «Газета», скорее всего, приносит убытки в рамках чисто рекламной модели», – считает Демьян Кудрявцев, генеральный директор ИД «Коммерсантъ» .

По данным Slon.ru, решение о закрытии печатной версии «Газеты» все же принято. Как сообщили два источника Slon.ru в  редакции, газета перестанет выходить в первом квартале следующего года. Останется только online-версия издания.

Из газеты ушли два руководителя отделов: Матвей Масальцев (отдел «Столица») и Артем Чубар (отдел общества), вслед за которыми уволились корреспонденты (некоторым из них, как говорит главный редактор Сергей Муравьев, уже нашли замену). Срок трудовых контрактов со многими сотрудниками истекает 31 декабря, и уже точно известно, что в газете в новом году не останутся редактор отдела культуры Алексей Певчев, несколько корреспондентов, а также, как минимум, один из заместителей главного редактора. Заявление об увольнении подал Александр Малютин, курирующий деловой блок. Второй зам главного редактора Александр Овчаренко также не исключает, что скоро покинет «Газету». 

Сергей Муравьев признает кадровые проблемы в издании, но не подтверждает информацию о его закрытии. Будут ли продлены трудовые договоры с сотрудниками, он говорить отказался.

БИЗНЕС БЕЗ ШОУ

Рынок интернет-рекламы, в отличие от печатного, демонстрирует хоть и небольшой, но рост: плюс 5% по итогам трех кварталов – однако, выживать и здесь удается только сильнейшим.

Может быть закрыт один из стартапов 2008 года – интернет-издание Dailyonline, возглавляемое Рафом Шакировым,первым главным редактором «Газеты». Об этом Slon.ru  сообщили два источника на медиарынке. В проекте уже произошли значительные сокращения, в результате которых были уволены все корреспонденты, а работа ресурса поддерживается сейчас лишь силами нескольких редакторов. И оставшиеся сотрудники, и сам Раф Шакиров категорически отрицают слухи о грядущем закрытии проекта. Не прояснил ситуацию и один из акционеров издания финский адвокат Мика Салонен – он отказался говорить о будущем проекта.

Как говорит один топ-менеджеров Dailyonline, судьба проекта будет решена на следующей неделе – есть еще шанс, что «изменение в структуре акционеров», позволит продолжить его существование, хотя велика вероятность, что он будет закрыт. «Проект с дорогостоящим качественным контентом должен окупаться чем скорее, тем лучше, – комментирует возможность закрытия
Dailyonline Антон Носик, создатель и шеф-редактор Bfm.ru. – Если Dailyonline не показывает признаков окупаемости, то выход инвесторов из проекта нельзя считать неожиданным. Стоит помнить также о том, что в любой сфере экономики 90% проектов закрывается в течение года со дня возникновения».


Впрочем, эта статистика не остановит желающих открывать новые проекты. В феврале издатель газеты «Твой день» Арам Габрелянов, например, запустит
«портал бизнес-информации» Marker.ru (доменное имя было выкуплено на днях за 350 000 рублей). Главным редактором проекта станет покидающий «Газету» Александр Малютин, издателем – Юрий Грановский, бывший старший редактор Slon.ru. Инвестиции в Marker.ru, по словам Габрелянова, составят $7-8 млн

 
Прямая речь «Я что, всю жизнь таблоиды должен делать?» Генеральный директор «Ньюс медиа» Арам Габрелянов
о новом проекте – портале деловой информации Marker.ru:

Буду делать бизнес-сайт.

Запускаемся с 1 февраля, на днях купили домен – Marker.ru, за 350 тысяч рублей. Инвестиции в целом составляют $7 – 8 млн. Все они – из наших прибылей за последний год.

Нет, это неправда, что мы будем делать второй Slon.ru. Будем делать чисто бизнес-сайт, но без комментариев, мнений. Их не будет, будет вся бизнес-информация, эксклюзивная. Будем, как и прежде, опережать всех.

Сейчас в офисе уже 30 человек сидит. Издателем будет Юрий Грановский, а главным редактором – Александр Малютин.

Я что, всю жизнь таблоиды должен делать? Я родился, что ли, для таблоидов? Мне интересно новое, и линейку для рекламодателей создаем: сделали глянец («Жару»), создали спортивный сайт (LifeSports), сейчас сделаем бизнес-журнал – с 1 сентября еженедельный журнал с тем же названием («Маркер») запустим.
 
. Финансирование проекта в первые год-два будет вестись из прибыли существующих проектов. А с 1 сентября «Ньюс медиа» намерена запустить еженедельный журнал с тем же названием – «Маркер». 

Коллега и конкурент Габрелянова по «массовому рынку» генеральный директор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин, считает затею конкурента очень рискованной. «К деловой журналистике и новостям массового интереса нет (он существует только в воображении издателя), – уверен Сунгоркин. – Большинство людей ленивы, старается держаться подальше от деловых новостей. Подобные попытки предпринимались и раньше – был Smart Money, под который попросту не было в стране аудитории. Ее и нет».

А будущие конкуренты видят препятствия для успеха нового проекта Габрелянова в другом: законы желтой прессы и бизнес-журналистики совершенно разные. «Если он это будет делать несерьезно, сохраняя политес [в отношениях с чиновниками], то его не будут читать. Если он будет делать по-желтому, то он не будет влиятелен в этой нише, – убежден Демьян Кудрявцев. – Если он хочет бизнес-попсу, то непонятно, кто будет рекламодателем (при том, что в его интернет-проектах и сегодня немного рекламы)".

Закрытое чтиво-2 (см. Закрытое чтиво-1)
Издание Тип СМИ, сегмент Статус
Car&music Журналы, авто Выход издания временно приостановлен
 Icons
 Журналы, глянец
 Выход издания приостановлен с 1.02.2010
Maxi Tuning Журналы, авто Выход издания прекращен
 Mobi
 Журналы, IT
 Выход печатной версии прекращен
 Sales Business
 Журналы, b2b
 Выход издания приостановлен с 1.01.2010
Smart Money Журналы, деловые Выход издания прекращен
Viva! журналы, глянец Выход издания временно приостановлен
Банковское обозрение для бизнеса (БО2b) Журналы, финансы Выход издания прекращен
Бизнес сегодня (Санкт-Петербург) Журналы, деловые Выход издания прекращен
Волжская заря Газеты,general interest Выход издания временно приостановлен
Время псковское Газеты,general interest Выход издания временно приостановлен
Встреча (Дубна) Газеты,general interest Выход издания временно приостановлен
Горстрой Журналы, строительство Выход издания временно приостановлен
Деловая неделя (Нижний Новгород) Журналы, деловые Выход издания временно приостановлен
Деловой Красноярск Газеты, деловые Выход издания прекращен
Любимый город (Серпухов) Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Профессионал Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Самарская неделя Газеты, general interest Выход издания прекращен
Час (Набережные Челны) Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Челябинская неделя Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Экономическая безопасность Журналы, general interest Выход издания временно приостановлен
ИСТОЧНИК: «МЕДИАЛОГИЯ», SLON.RU, МАЙ-ДЕКАБРЬ 2009
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.