Реформа МВД     

Конкурс идей: как разрушить МВД

Общественные организации придумывают свои концепции реформы милиции
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 6 8 107 экспорт в блог
Реформа МВД началась по плану, придуманному самим министерством (пусть и озвучил его президент). Но Дмитрию Медведеву все еще несут альтернативные концепции.
 
На прошлой неделе члены Общественной палаты и совета по правам человека представили свой план реформы МВД, а также идеальную, по их мнению, модель правоохранительной системы в России. Концепцию написали за три месяца после изучения европейского опыта. Глава фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина, принимавшая участие в разработке концепции, рассказала, что всего в работе над документом приняли участие 13 организаций.

Slon.ru представляет основные положения концепции, а также их критическую оценку офицерами центрального аппарата МВД.

Предложение правозащитников и ОП Ответ МВД
Медицинские вытрезвители: предлагается упразднить. В соответствии с действующим законодательством, медицинские вытрезвители выполняют две функции: медицинскую и содержания лиц в состоянии алкогольного опьянения, совершивших административное правонарушение. Милиция не должна заниматься медицинской деятельностью, для этого есть соответствующие медицинские учреждения. Правозащитники предложили то, что уже реализуется. Президентом на это дан срок в 6 месяцев. Работа уже идет и сейчас на стадии согласования с Минздравсоцразвития.
Приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество: предлагается упразднить данные учреждения. Законом не предусмотрена какая-либо ответственность за бродяжничество и попрошайничество (кроме вовлечения несовершеннолетних). Следовательно, нет необходимости оставлять эту функцию правоохранительным органам. Правозащитники предложили именно упразднить, а не передать. Для МВД это, скорее, социальная функция, целью которой является не привлекать к ответственности задержанных лиц, а хоть как-то помочь. Людей, попадающих в спецприемники, не только обрабатывают, но и кормят и стараются привести в более-менее божеский вид.
Экспертно-криминалистические центры МВД РФ: предлагается упразднить экспертные учреждения в системе МВД. Исполнение этой функции ЭКЦ МВД по делам, находящимся в производстве ОВД, на сегодняшний день противоречит требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Этот пункт показывает, что авторы концепции «реформирования» МВД – непрофессионалы. ЭКЦ не занимается судебной экспертизой. Главная функция органа – это проведение экспертиз и исследований для оперативно-розыскных мероприятий, которыми занимаются сотрудники милиции. Есди ЭКЦ МВД будет упразднено, – система рухнет. Куда будут отправлять те же самые гильзы с мест преступлений? В органы судебной экспертизы при моргах? Авторы просто не понимают, чем занимаются криминалистические центры.
Психологическая служба: предлагается вывести психологическую службу из системы милиции, переподчинить ее Минздравсоцразвитию РФ. Госпожа Голикова и так отбрыкивается от медвытрезвителей, которые ей в ближайшее время передадут. А психологической службы  в МВД нет. Правозащитники и члены Общественной палаты, скорее всего, имеют в виду подразделения морально-психологического обеспечения (МПО), которые только создаются в кадровом департаменте МВД. Если в случае с вытрезвителями слово «медицинский» дает понять, что именно Минздравсоцразвития должно ими заниматься, то в случае с МПО – это прерогатива кадрового аппарата.
Вневедомственная охрана при органах внутренних дел: предлагается упразднить вневедомственную охрану, перераспределив ее функции между Федеральной службой охраны, частными охранными предприятиями и ведомственной охраной. Вневедомственная охрана, то есть Департамент государственной защиты имущества (ДГЗИ) и входящие в ее состав УВО сейчас на основе договоров охраняют, к примеру, суды. Авторы концепции предлагают, чтобы в судах стояли сотрудники ФСО? А что значит ведомственная охрана? Чтобы при судах формировались специальные подразделения, которые взяли бы на себя функции охраны. Частным охранным предприятиям нельзя доверить охрану тех же государственных объектов. Они просто не справятся с объемом работы, у них нет такой базы, как у вневедомственной охраны. Да и потом, кто работает в ЧОПах?
Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств: предлагается упразднить данные подразделения, передав их функции ФСО. Это надо спрашивать у посольств. Как они отнесутся к тому, что их будут охранять спецслужбы. На западе ФСБ и ФСО вообще не отличают. 
Подразделение лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью: предлагается исключить функции по выдаче лицензий, оставив функцию контроля в сфере охранной, детективной деятельности и использования оружия. На сегодняшний день МВД осуществляет одновременно три функции: выдает разрешения, проверяет соблюдение лицензии, лишает лицензии. В целях противодействия коррупции функции выдачи лицензии и контроля должны быть разделены. Даже если эти функции передадут другим, то коррупция будет и там, если она есть на каком-либо из этапов. Это как перелить из одного стакана в другой. Для начала, лучше бы объяснили, кому они предлагают передать эту функцию.
Подразделения по защите прав потребителей: предлагается исключить данную функцию из МВД, оставив полномочия осуществлять ОРМ, дознание, производство по делам об административных правонарушениях при поступлении от уполномоченных органов сообщений о преступлениях. Нет в МВД подразделений по защите прав потребителей. Этим занимаются общественные организации. Этот пункт в очередной раз доказывает, что предложенная концепция – бред. 
Функция контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере миграции: предлагается вывести ФМС из подведомственности МВД РФ. На практике, ФМС – самостоятельная структура. Такая же ситуация с Федеральной пограничной службой, которая входит в состав ФСБ. Директор ФМС подчиняется только министру МВД и в самом ведомстве никаких вопросов не курирует.
Следственная функция: предлагается создать единый самостоятельный следственный орган на базе следственных комитетов при МВД РФ и при прокуратуре РФ. В частности, следователи МВД будут от этого хлопать в ладоши, потому что зарплаты у коллег из СКП выше. Но  кто будет контролировать единый следственный комитет? СКП, грубо говоря, будет контролировать само себя? Тем самым получится абсолютно неуправляемая структура.
Органы внутренних дел на транспорте: предлагается ликвидировать эту структуру, передав эти функции территориальным ОВД, наладив механизм взаимодействия между ними. Те или иные объекты железнодорожного, водного и воздушного транспорта расположены на территории определенных субъектов федерации. Решение возникающих вопросов, связанных с совершением правонарушений на транспорте, вполне возможно решать в рамках выстраивания взаимодействия между территориальными органами милиции. Подобные вещи могут требовать только дилетанты, далекие от понимания того, как работает милиция. Реформа транспортной милиции уже идет. Останутся 8 управлений МВД на транспорте, но ЛОВД тоже все останутся. Ведь если не будет ЛОВД, то сложится крайне сложная ситуация. Территориальные органы будут гонять пострадавшего из одного подразделения в другое. Скажем, поезд Москва – Петушки – человека ограбили, очнулся без денег на Курском вокзале. Он пойдет в столичное управление, в так называемый территориальный орган, где ему скажут, что нет – ограбили вас в поезде, мы заявление не примем. Пойдет в Подмосковье, там его отправят во Владимирскую область. А сейчас, если человек очнулся на Курском вокзале, то заявление примут в ЛОВД по тому или иному направлению.
ГИБДД – проведение технического осмотра автотранспортных средств: предлагается за ГИБДД сохранить контрольные функции за органами, проводящими техосмотр, и водителями. Организацию и проведение техосмотра передать в ведение муниципальных органов. Правозащитники опоздали с этим предложением. Это есть в указе президента и уже реализуется.
ГИБДД – прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений: предлагается за ГИБДД сохранить лишь контрольные функции за организациями, принимающими квалификационные экзамены, и автошколами. На мой взгляд, из этого получится то, что права будут получать все те, кто заплатит. Непонятно, каким образом ГИБДД будет контролировать автошколы.
Патрульно-постовая служба милиции – охрана общественного порядка: предлагается развивать негосударственные формы охраны общественного порядка. Милиции необходимо лишь поддерживать их и содействовать им. Следует отметить, что милиция не должна при этом ориентировать привлекаемые лица и организации на выполнение задач милиции, роль милиции должна заключаться в поддержке и содействии таким формам охраны общественного порядка. Речь, судя по всему, идет о народных дружинах и прочих формах общественного контроля. Эти формы и меры уже доказали свою эффективность в совместной работе. Но правозащитники предлагают сделать так, чтобы дружины были сами по себе, но милиция оказывала им поддержку, например форму и спецсредства выдавала бы.
Поддержка органами милиции работы с несовершеннолетними правонарушителями, потерпевшими и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: предлагается выделить деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН) как самостоятельную и независимую от руководства подразделений муниципальной милиции. К системе ПДН никогда не было никаких вопросов и претензий. В системе есть единичные случаи недобросовестного отношения к работе, но никто, в общем и целом, ПДН не критикует. Она доказала свою эффективность. Есть новая форма работы ПДН – школьные инспекторы милиции. Вряд ли муниципалитеты смогут курировать все то, что сейчас возложено на ПДН.
Реформирование милиции должно базироваться на ее делении на федеральную полицию (СКМ) и муниципальную милицию (МОБ). Разговоры о разделении милиции идут уже с 2003 года. Фактически, авторы концепции не предложили ничего нового. Это западная модель, которая в России неприемлема. Президент в указе отметил, что с 2012 года милиция будет финансироваться только из федерального бюджета. Инициативы «рефоматоров» идут в разрез с президентскими. И это не просто громкие слова. Так называемых шефов муниципальной милиции планируется избирать. Но к чему это приведет? В России в большинстве регионов 30% населения ранее судимы, а остальные – их родственники. В регионах уже были прецеденты, когда на пост мэров избирались люди, близкие к криминальному миру, а иногда напрямую относящиеся к этой среде. Кроме того, человеку, который станет руководить отделом милиции, нужно знать как минимум 100 законов. Гражданскому лицу будет сложно с этим справиться. К примеру, сотрудникам, которые переходят из одного подразделения в другое, требуется около двух месяцев, чтобы вникнуть в суть работы, потому что специфика везде разная.

В муниципальной милиции должны работать только уроженцы того или иного региона, где  они собираются служить. Но в Москве ситуация следующая. Подавляющее большинство сотрудников патрульно-постовой службы – это приезжие из соседних областей: Владимирской, Тверской, Калужской и так далее. Муниципалитет платить приезжим не захочет. В Москве уже была муниципальная милиция на заре 90-х годов и просуществовала она недолго. В ней работали только москвичи, но там был настолько высокий уровень коррупции, что их всех разогнали. То есть, где брать людей для работы в муниципальной милиции, если престиж службы и без того находится на безобразно низком уровне. В крупных города-миллионниках штат, может быть, и укомплектуют, но вот в регионах вряд ли.

И последнее, если пример взят с американского опыта, то что делать с такими подразделениями, как ФСИН и ФСКН? Они ведь тоже осуществляют правоохранительные функции.
Ценз гражданства: в ситуации «кадрового голода» предлагается на определенные участки службы в МВД там, где сотрудникам не требуется по службе доступ к государственной тайне, принимать и иностранцев, особенно из стран СНГ. Иностранцев быть не может по определению в государственных органах, а особенно в правохранительных. Правоохранительная функция – это главная функция государства, которую нельзя доверять иностранцам. Ее должны осуществлять только резиденты.

Правозащитники, впрочем, не настаивают, чтобы их план был реализован немедленно. Директор института прав человека Валентин Гефтер (автор идеи разделения милиции на федеральную криминальную и муниципальную) считает, что обнародованная в пятницу концепция – это идеальный портрет близкого, но не завтрашнего дня. По его словам, предварительно нужно испытать изменения в пилотном режиме в отдельно взятых регионах, а также провести аудит норматино-правовой базы и демилитаризировать милицию .

Впрочем, если президент захочет, он может получить много других концепций. Лидер организации «За права человека» Лев Пономарев, которого к работе над правозащитным планом не допустили, считает, что реформу необходимо прекратить в том виде, котором она есть сейчас. И предлагает  собственный план. Работу на тему «Идеальная милиция» ведут и сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин и его коллега Владимир Милов.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 6 8 107 экспорт в блог
ТЕГИ:  Гефтер Валентин МВД РФ Медведев Дмитрий Нургалиев Рашид Общественная палата Памфилова Элла Политический процесс Пономарев Лев Право Таубина Наталья Яшин Илья