Новости Календарь

Битва экстрасенсов со здравым смыслом

Битва экстрасенсов со здравым смыслом

Вы заметили, что куда-то подевались передачи-страшилки, пугающие плохими продуктами, всесилием плесени или опасностями некипяченой воды? Недавно обзоры рыбных консервов или тухлого мяса шли косяком, теперь же, кроме «Контрольной закупки», в этом жанре, кажется, ничего не осталось. Проблемы курнокопии (потребительской истерии) закончились вместе с Олимпиадой: в стране «духовных скреп» люди едят, что добыли, а боятся не качества продуктов, но чего-то другого.

Еда – это мелкотравчато, Хоботов: всепоглощающая сила плесени не идет ни в какое сравнение с очередными «вызовами времени»: мировую закулису не побороть рекламой полезных бактерий, тут требуется медийная артиллерия потяжелее. Возможно, поэтому именно сейчас на голубой экран выползают стада всемогущих экстрасенсов. Да пребудет с нами не только Божья сила, но и все прочие силы, мистические да инфернальные.

Справедливости ради нужно заметить, что «Битва экстрасенсов», флагман оккультного тренда, существует на ТНТ уже не первый год. Другое дело, что раньше «рациональное» и «запредельное» существовали на нашем ТВ в равновесной системе сдержек и противовесов, все сильнее нарушаемой в последнее время. Все сколь-нибудь рациональное вымывается из телевизионной сетки как морально устаревшее. На смену программам с человеческим интерфейсом приходит тяжеловесное мракобесие.

Мистическая чуткость, внезапно обуявшая медиапродюсеров, имеет вполне рациональные корни. Инфернальность несет высокие рейтинги: достаточно напомнить о рекордных цифрах, пару лет назад собранных фильмами о Ванге. Дело даже не в том, что деморализованный, малограмотный народ лучше ведется на расплывчатую, а то и попросту плавающую аргументацию политических пропагандистов (об этом еще российское самодержавие знало), но в том, что такие передачи не только фиксируют, но и увеличивают градус неопределенности.

Зыбкость общественного самоощущения возникает из тотальной неуверенности: мир усложняется на глазах, реальность обрастает оттенками, черно-белая картина мира перестает работать. Еще Ленин утверждал, что всяческая чертовщина да апокалиптика – «прерогатива гибнущих классов». Как в воду глядел.

В «Истории безумия» Мишеля Фуко документально доказано, что эпидемии апокалиптических страхов нарастают, если люди перестают справляться со своими проблемами. Анонс нового мистического шоу на «Первом канале», между прочим, так и говорит: «У вас безнадежная жизненная ситуация и вы не в силах справиться с ней сами?» Ну, тогда мы идем к вам.

После классово уютного Советского Союза, с его социализмом и плановой экономикой, мы почти внезапно попали в капитализм, с его страстью к наживе (никакой духовности), персональной успешности и оголтелому индивидуализму. И пока государство перестраивалось и вставало с колен, люди оказались предоставлены сами себе. Вот мы каждый день и пурхаемся, как можем, оказавшись, со своими мелкими бытовыми делишками, наедине с неработающими госструктурами. Цены растут, зарплаты и качество жизни массово падают (то ли еще будет). Куда ж податься, православные?

Да к экстрасенсам. Больше не к кому. На прошлой неделе конкурсанты «Битвы экстрасенсов» на ТНТ пытались избавить оглашенную, внутри которой живут три демона, от дьявольской одержимости, хотя намного проще было отправить больную к психиатру.

В те же выходные экстрасенсы «Первого канала» из «Черного-белого» искали, вместе с родственниками, обезумевшими от горя, паренька, пропавшего без вести. Разумеется, никого не нашли. Но маги хотя бы не бросили пострадавших в беде. Хотя им, кажется, и было бы целесообразнее обратиться в полицию и службы психологической помощи, вместо того чтобы надеяться на гадалок и прорицательниц.

Наталье N. из другого выпуска «Черного-белого» немного проще: она жива-здорова, никого не теряла, но у нее никогда не было секса, так как лежит на Наталье «венец безбрачия». А вот Любови Козловой не позавидуешь: мужчины в ее роду умирают молодыми и здоровыми, из девяти сестер – пятеро вдовы. Так неужели, восклицает Любовь Козлова, теперь на очереди мой муж?

Еще опаснее выглядит ситуация со Станиславом Костюшкиным, экс-солистом поп-дуэта «Чай вдвоем». Сам Костюшкин и его жена Юля хотят понять, не способна ли зависть людская помешать их еще не рожденному ребенку.

Штука в том, что ситуации, разыгрываемые в таких шоу, невозможно решить или проконтролировать. Ребенок Костюшкиных родится за границами передачи с высоким рейтингом, в которой ради рекламной засветки можно нагородить что угодно. Ведь если бы Станислав и Юлия обладали хоть каплей мистической отзывчивости, они ни за что бы не стали подвергать нерожденное существо серьезным кармическим испытаниям.

В битвах доморощенных оккультистов, постоянно мелькающих в прайм-тайм (и поэтому легко конвертирующих участие в ТВ-соревнованиях в коммерческую деятельность), нет и не может быть очевидного результата, одна только голая постмодернистская процессуальность. Именно она, шаг за шагом ваяемая закулисными редакторами, и составляет главное содержание многочисленных «мистических шоу». Вот кто главные герои телевизионной экстрасенсорики в отличие от колдунов и магов, на голубой экран не лезущих. 

В прошлый раз сверхъестественное в лице Алана Чумака и Анатолия Кашпировского приходило на телеэкраны в «смутные», как их теперь принято называть, времена конца 80-х начала 90-х (еще один аргумент в копилку считающих, что девяностые не закончились?) для того, чтобы рассасывать шрамы, заряжать воду и кремы в массовом порядке.

Тогдашняя деятельность Чумака и Кашпировского сопровождалась, впрочем, навязчивой «научной экспертизой», не то что теперь. Нынешним экстрасенсам экспертиза не нужна – они же работают «на доверии», под присмотром «опытных экспертов». О, эксперты и консультанты в таких передачах (мы же еще ничего не сказали о расследовании паранормальных явлений на Рен-ТВ и по ТВ-3) – отдельная песня.

В последнем выпуске «Черного-белого» в качестве эксперта выступал, например, Сергей Писаренко, экс-кавээнщик из Челябинска, а в конкурсе на ТНТ имело безусловный интеллектуальный вес мнение экс-резидента «Дома-2». Извините, его фамилию я уже не запомнил.

Видимо, создатели таких передач считают, что если человек тем или иным, не важно каким, способом оказался в телевизоре, то он может выступать специалистом по любым животрепещущим вопросам –  от природы северного сияния до особенностей половой жизни кузнечиков. Несмотря на то что такой эксперт, как правило, чаще всего круглый «экс»: бывший резидент, бывший кавээнщик, бывший участник поп-дуэта, то есть человек со знакомствами и связями, в телевизоре далеко не новый. Но при этом без внятного будущего и перспектив. Совсем как российская экономика.

Общество способно достигать гармонического развития, если растет как лес и его не сбивают с пути чрезвычайными мерами, имеющими неочевидные последствия. Общество соразмерно людям, если его подталкивать тщательно продуманными мерами, а не пинать. Любое насилие социальной жизни (нарочно запущенные в массовое сознание вирусы ксенофобии или того же оккультизма) опасно непредсказуемостью. Никто не знает, как в мозгу обывателя работают нейроны, передающие нервные импульсы. Никто не способен предсказать, куда заведет телезрителя попавшее в извилины зерно; чем прорастет оно в сознании, соединившись там с другими сигналами и всем предыдущим опытом.

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Реальность безостановочно бомбардирует мозг массой впечатлений; в сознании параллельно протягиваются десятки одновременных моментов. Как они влияют друг на друга? В каком порядке склеиваются? Как устроена «роза ветров» развития одного, отдельно взятого человека? Отчасти влияние медиа на общество похоже на воспитание детей. Родители, разумеется, вкладывают в нас лишь разумное, доброе, вечное. И совершенно непонятно поэтому, откуда берутся очевидные сволочи. Человек достигает естественных границ, когда растет в границах своей «проектной мощности». А если социальная реальность вокруг перекошена? Или же ее попросту не существует?

А тут еще контекст влияет на восприятие передач сильнее продюсерских или режиссерских промахов. ТНТ со своей «Битвой экстрасенсов», как известно, канал развлекательный, и это для нашего времени – безусловное достоинство. На главных каналах быстро и безнадежно устаешь от истероидного напряжения ведущих новостных программ. От захлебывающейся скороговорки неврастеничных репортеров. От металла в голосе официальных лиц. Нынешняя политика состоит из беспросветности: вокруг сплошное вражеское окружение, санкции, фашисты всех мастей да коррумпированные чиновники.

А здесь – никаких новостей, закадровый смех и любовные томления реальных пацанов, интернов, общежитских, деффочек. Хоть какой-то <некритический> реализм да близость к народу. Неудивительно, что рейтинги каналов, позиционирующих себя развлекательными, постоянно растут. Жаль только, что, помимо милых и смешливых ситкомов, здесь, рейтинга ради, пестуют всяческое мракобесие, следить за которым можно лишь из этнографического интереса. Взращивают, понимаешь, сон разума, да так успешно, что и федеральные кнопки подключаются.

Обычно ведь это другие телеканалы копируют схемы и достижения «гнезда Эрнстова», а не наоборот. Поэтому появление этой осенью на «Первом канале» «Черного-белого», снятого задолго до премьеры, выглядит вехой и заявлением едва ли не политического характера. Особенно в связке с другой «важной», надсадно рекламируемой новинкой сезона – музыкальным шоу «Три аккорда», пропагандирующем светлые идеалы шансона. На глазах складывается внеочередной официальный культурный канон. Отныне госпропаганда, блатные песни и мракобесие вполне тянут на триаду по типу «православие, самодержавие, народность».

Вторжение потусторонних сил вроде как должно усложнять картину мира. Но по факту все выходит точно наоборот: инфернальность редуцирует многообразие подспудных причинно-следственных связей, сводит их к тупому противостоянию с объективно существующей действительностью.

Мне нравится нечаянная проговорка в названии нового шоу, основанном на состязании «черных» и «белых» магов: да, полнота переживания мира непереносима, ибо граничит со свободой. А что с ней прикажете делать в «реконструктивный период»? Проще свести карту реальности к уюту бинарных оппозиций, привычных еще с советских времен, когда жизнь казалась понятной, легко объяснимой. Эпоха «духовных скреп» вносит в социалистическое манихейство еще большую прямолинейность – битва отныне идет не между добром и злом (небом и землей, своими и чужими), но между разумом и предрассудками, реальностью и полнейшим ее разложением.