Сочи-2014      о подготовке к Олимпиаде в Сочи

Берег турецкий вместо олимпийского Сочи

Порт в Имеретинской бухте не построен. Ему срочно ищут замену – за границей
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 0 6 793 экспорт в блог
Концепция логистического обеспечения олимпийской стройки в Сочи меняется на ходу. Похоже, грузовой порт в Сочи не пригодился. По словам первого вице-премьера Игоря Сечина, Россия предложила Турции создать логистический центр в их стране, на базе какого-нибудь турецкого порта: без разницы какого, лишь бы с развитой инстраструктурой. 

Прежде чем впасть в патетику по поводу толком не построенного порта Сочи, имеет смысл взглянуть на порты в Турции, находящиеся близко к Сочи. Из тех, с кем будет удобно работать сочинским строителям.

Из вменяемых по размеру и со способностью принимать большой объем груза подходит только Самсун и совсем немного Трабзон. Вообще, все терминалы и порты северной (черноморской) Турции – по сути, местные каботажные порты. По сути, маленькие терминалы, используемые для внутритурецкой, максимум для соседской, торговли. Внешняя торговля вся строится на автомобильно-паромных отправках небольших партий грузов мелких торговцев, которыми полны рынки в Сочи, Сухуми, Новороссийске, Одессе и Евпатории. Крупный порт на Севере – только Стамбул. Но от него до Сочи больше 1200 км. От Самсуна – 400 км, то есть, 20–24 часа ходу, от Трабзона – 300 км – 15–20 часов хода. Но, честно говоря, даже Самсун, крупнейший из северо-восточных портов страны, вряд ли способен в год принять до 6 млн т строительных и прочих грузов. 

И хотя Сечин вроде бы и не ставит крест на сочинском порту и даже говорит, что после Олимпиады грузовой порт будет переделан в пассажирский, он, по сути, признал, что порт Сочи в ближайшее время нормально работать не сможет. Думаю, все идет к тому, что никакой порт в Сочи построен не будет. Ведь слов было много: все, включая Олега Дерипаску, прямо на берегу Имеретинской бухты пообещали Путину достроить порт. Обещания, данные руководителем Росморпорта Александром Давыденко в декабре 2009 – январе 2010 гг., выполнены не были. Грузы, которые пару раз странными и крохотными посудинками завозились (кстати, все из того же Самсуна) в порт в Имеретинской бухте, похоже, не смогли даже вывезти. Для журналистов их «Камазами» возили по кругу, по территории порта.

«Инжтрансстрой» Дерипаски попал в незавидное положение вместе с хозяином и строящимся портом. В декабре шторм, по разным оценкам, от 6 до 8 баллов, разрушил, по уверениям подрядчика и заказчика, половину построенного. Но в реальности ураган (или шторм) не разрушил недостроенный порт, а прошелся по непостроенному. Компании Олега Дерипаски так и не справились с задачей логистического обеспечения олимпийских строек. А РЖД и их руководители, обрадовавшиеся было, что им привалило груза, осознали, что горными дорогами, хоть бы и железными, такой грузопоток не перевезти.

Владимир Путин, осматривая разрушения спустя некоторое время, пошутил, что «все ведь застраховано». И действительно, спустя некоторое время «Ингосстрах» объявил о первых выплатах. А на самом деле никто так и не понял, почему гидротехническое сооружение, каждая отдельная часть которого должна была выдерживать 10-балльный шторм, не выдержала меньшей напасти. Результат восстановления разрушенного стихией, видимо, не устроил высокую комиссию. Вот тут, после вчерашнего общения Путина с главой МОК Жаком Рогге и экскурсии по сочинским стройкам, и вспыла Турция. Видать, осознали олимпийские чиновники и наши руководители, что с портом что-то неладно. 

Но берег турецкий вряд ли поможет. Куда из Турции транзитные стройгрузы пойдут? В Сочи. А почему не сразу в Сочи? Если планируется уменьшать судовые партии, тогда, может быть, сразу фрахтовать небольшие суда? Ведь когда задумывался порт Сочи, предполагалось, что стройматериалы, в основном российские и, может быть, турецкие с украинскими, будут следовать в порт и там разгружаться. Никакой большой работы с импортными дорогими грузами не планировалось. Контейнерный порт для Сочи был бы слишком дорогим удовольствием, а в Новороссийске он уже есть, и с импортом (не строительным) Новороссийск, в принципе, справится. 

Таким образом, если для каких-то целей и нужны были бы турецкие порты, так только для отправки турецких импортных стройгрузов. Но ведь их много не предполагалось. Можно сделать вывод, что планируется импортная замена российским строительным грузам. Ведь сложно поверить, что кто-то соберется их перегружать два раза. 
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 0 6 793 экспорт в блог
ТЕГИ:  Дерипаска Олег Инжтрансстрой Новороссийский морторгпорт Путин Владимир Рогге Жак Россия Сечин Игорь Стройкомплекс Транспорт