Новости Календарь

Как Навальному победить Собянина. 7 советов политтехнологов

Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Алексей Навальный имеет небольшие, но реальные шансы стать мэром Москвы. Перед политиком стоит непростая задача – нарастить свой рейтинг до 45%. В этом случае, как подсчитали эксперты, возможен второй тур выборов в столице. По последнему опросу «Левада-центра» у него набиралось 8%. Для победного рывка Навальному придется совершить невозможное – привести на участки избирателей, которые до этого на выборы никогда не ходили и не собирались идти и сейчас. По данным опросов, на выборы в сентябре намерены пойти лишь 43% опрошенных «Левада-центром», остальные сомневаются. При этом из тех, кто твердо решил, что пойдет на выборы, 53% собирались голосовать за Сергея Собянина и только 5% – за Алексея Навального. Остальные собирались отдать голоса другим кандидатам. Если же Навальному удастся активизировать протестный электорат, расклад сил изменится. Но для этого на участки должны прийти еще не менее 20–25% его сторонников, которые до этого на выборы не ходили, и повлиять на мнение 15% тех, кто и так собирался пойти на участки.

Для этого, как говорят политтехнологи, блогеру предстоит решить еще одну непростую задачу – донести информацию о себе до тех, у кого нет интернета. А для этого, как и в далеком 1996 году, Навальному вновь придется прибегнуть к лозунгу «приди сам, приведи родственников». Slon попросил политтехнологов дать Навальному свои советы. Некоторые из них, как Борис Надеждин или Марат Гельман, считают: у Навального есть шансы на победу, но только в том случае, если ему удастся не просто привести на выборы всех своих сторонников, вышедших поддержать его к зданию Госдумы 18 июля, но и заставить их агитировать за него, бороться за его победу и финансировать ее. Для проведения успешной кампании, подсчитали политтехнологи, Навальному понадобится около 10 млн долларов.

Совет №1. 50 встреч за два месяца

В «Единой России» до сих пор вспоминают, как экс-мэр Ярославля Евгений Урлашов завоевывал доверие избирателей. В партии власти до сих пор ходят легенды, как отколовшийся от них оппозиционер день за днем обходил каждый двор полумиллионного города, ставил стул, собирал вокруг себя несколько десятков местных жителей и начинал выслушивать их жалобы и рассказывать о своих планах. В итоге на выборах в Ярославле он неожиданно завоевал 69,65% голосов. Москва, конечно, не Ярославль, но массовые встречи с жителями – главный пункт в предвыборной кампании любого кандидата в мэры. Это и способ создать информповод для СМИ, и возможность найти новых сторонников. Тем более что именно таким образом удалось победить Сергею Андрееву в Толльяти и Евгению Урлашову в Ярославле.



Борис Надеждин,
политик и заведующий кафедрой права МФТИ

Я занимаюсь выборами 25 лет и первое, что я бы посоветовал Навальному – максимальное количество встреч и публичных акций. Он сейчас фигура, которая у всех на слуху, и люди будут приходить на встречи с ним. Ему нужно провести 50 встреч с избирателями в разных районах Москвы. При этом у него должна быть и постоянная площадка, например, в ресторане с большим залом, где люди могли бы пить кофе и задавать ему свои вопросы. Такие площадки есть сейчас во всех районах.



Совет № 2. Политизировать выборы

В предвыборной программе Алексея Навального, подготовленной для него бывшим главой РЭШ Сергеем Гуриевым, можно прочесть и о намерениях блогера решить транспортные проблемы города, и о желании поднять жизненный уровень пенсионеров, и об устранении административных барьеров для бизнеса. В этом плане его программа мало чем отличается от программы Сергея Собянина. Они оба пишут о платных парковках, о выделенных полосах для транспорта и о прекращении точечной застройки. Эксперты считают, что это ошибка. Ведь Навальный известен среди его сторонников не как будущий начальник дворников, а как оппозиционер, первым пообещавший посадить Владимира Путина в случае своего прихода к власти. А значит, и его программа должна быть не про пробки и дворы, а про политику.

Марат Гельман,
галерист и политтехнолог

Ему нужно для начала сменить сюжет этих выборов. Так как на выборах в Москве в первом туре решаются вопросы России, и если ему удастся сменить повестку и сделать так, чтобы люди выбирали не градоначальника, который управляет сантехниками и дорожными строителями, а судьбу России, тогда Навальный свой порог 15% преодолеет. Ему нужно дать своим избирателям понять, что сейчас решается вопрос о политическом устройстве страны в целом, а не вопрос о том, кто будет укладывать плитку и хозяйствовать в городе.

Алексей Макаркин,
заместитель генерального директора Центра политических технологий

Его задача – провести в интернете такую кампанию, в которой говорилось бы, что голосование за него – это голосование за свободу, плюрализм и голосование против власти. Многие из тех, кто проголосует за него, будут делать это только для того, чтобы помочь ему сохраниться в политике и остаться значимой политической фигурой.



Совет №3. Агитировать везде – в соцсетях, в пробках, на пригородных платформах, у выходов из метро

Алексей Навальный редкий гость федеральных телеканалов. Если о нем и рассказывают в новостях, то только как о мошеннике и преступнике. При этом, как отмечают социологи, 85% москвичей по-прежнему получают информацию из телевизора. И хотя его фамилия знакома 37% москвичей, проголосовать за него готов лишь каждый двадцатый. В условиях информационной блокады в федеральных СМИ Навальному предстоит искать подходы к своим избирателям любым возможным путем.

Борис Надеждин,
политик и заведующий кафедрой права МФТИ

Ему нужно сделать интерактивный сайт, вывешивать ролики и так далее. Кроме того, очень хорошо раздавать предвыборные листовки на выходе из метро и на железнодорожных платформах. Ведь порядка миллиона избирателей живут в Подмосковье – на дачах. Кроме того, нужно раздавать листовки в местах транспортных потоков москвичей. На железнодорожных платформах, в пробках, вдоль потока машин.

Целевая задача аудитории Навального – объяснить своим избирателям, что нужно прийти на выборы. Кроме того, начиная с первых дней сентября, необходимо развернуть агитацию в столичных вузах, куда начнут стекаться студенты.



Совет №4. Превратить своих сторонников в активистов

Когда поезд из Кирова 20 июля подъезжал к Москве, на платформе Ярославского вокзала оппозиционера, неожиданно вышедшего из тюрьмы, встречали несколько сотен человек. За день до этого выразить поддержку приговоренному кандидату в мэры вышли по разным оценкам от 8 до 10 тысяч человек. Теперь, говорят эксперты, главная задача штаба Навального – заставить всех этих людей не просто собираться в его поддержку, расклеивая стикеры в центре Москвы, но и работать на себя, собирая деньги, агитируя, раздавая листовки и призывая людей прийти на выборы 8 сентября.

Марат Гельман,
галерист и политтехнолог

Мне кажется, что штаб Навального в этом смысле уже реализовал программу превращения сторонников в активистов. А их сейчас 30–40 тысяч человек. И если эти люди будут не только голосовать в интересах Навального, но и действовать в интересах Навального, то этот вопрос решится автоматически. Так как даже партия власти во всей стране никогда не имела такого политического актива. Федеральная кампания считается хорошей, когда у партии есть 15 тысяч активистов. А у Навального в кармане есть столько же, но на одну Москву. Если штаб решит эту задачу в полном объеме, то проблем с донесением информации до избирателей будет уже вопросом техники.

Александр Ослон,
директор фонда «Общественное мнение»

Помните, как было с Ельциным, когда ключевой момент был в том, что практически вся элита хотела помочь. Они приходили к нам в группу Чубайса и спрашивали, как помочь. Среди них были и журналисты, и публицисты, ученые, медики, интеллигенция. У всех в голове сидело – Зюганов как символ возврата в совок, и верхняя часть общества этого не хотела.



Совет №5. Подготовить четкие лозунги

Пока с Алексеем Навальным у большинства москвичей, наверное, ассоциируется один лозунг – «партия жуликов и воров». На его сайте есть и еще несколько речовок для сторонников. Например, «Измени Россию, начни с Москвы» или «Честная власть, европейский уровень жизни». Эксперты считают, что для победы нужны более яркие и хлесткие лозунги и речовки, понятные каждому.



Борис Надеждин,
политик и заведующий кафедрой права МФТИ

В агитматериалах не должно быть многотемья, Навальному нужно сосредоточиться на тех сюжетах, которыми он уже завоевал популярность. Например, «Чистые выборы – чистая власть», «Победим коррупцию, снизим цены на услуги».

Станислав Белковский,
политолог

Я считаю, что нужно сформулировать главный постулат кампании: Москва – это город, не предназначенный для такого количества жителей. И их, как и количество автомобилей, нужно сократить на треть.

И второе – это максимально жесткие меры и ограничения в отношении мигрантов и замещения ими должностей в городе Москве.



Совет №6. Заставить внуков агитировать бабушек

Среди сторонников Алексея Навального в основном активная аудитория. Именно эти люди молодого и среднего возраста – главные участники последнего митинга в его поддержку. Они же главные посетители его сайтов и блога. Но вот парадокс – большинство избирателей – традиционно люди пожилого возраста. Пенсионеры, как правило, не пропускают дни голосования и таким образом зачастую решают участь кандидатов. Эксперты уверены: задача Навального – достучаться до этих пожилых избирателей. Сделать это можно только через детей и внуков, некоторые из которых могут оказаться его сторонниками.

Алексей Макаркин,
заместитель генерального директора Центра политических технологий

Его единственный шанс влиять на внуков, которые расскажут бабушкам, что есть такой кандидат Навальный. Ведь эти бабушки интернет не читают, газетами не интересуются. Это, по сути, форма сарафанного радио, из уст в уста, когда младшее поколение, которое знает его через интернет, будет транслировать свои идеи о нем старшему поколению. Прорваться в эти слои можно только через поколенческую коммуникацию. Это было в 1996 году, когда молодежь тянула на свои участки родителей, бабушек, дедушек, проголосовать за Ельцина, чтобы к власти не пришел Зюганов. И одна из его задач сейчас – вызвать такие же эмоции.



Совет №7. Повышать явку

По подсчетам социологов, чуть меньше половины москвичей еще не знают чем займутся 8 сентября – в День выборов в Москве. Эти сомневающиеся миллионы столичных жителей – главная надежда Алексея Навального. Считается, что чем больше явка, тем ниже шанс у кандидата от власти выиграть выборы. Ведь в случае информационного вакуума вокруг выборов на участки можно запросто привести лояльных к власти избирателей – бюджетников и пенсионеров. Эту формулу уже доказали большинство избирательных кампаний. Поэтому повысить явку на выборах в Москве, разбавив состав голосующих оппозиционно настроенными горожанами, – теперь одна из главных задач штаба Навального.

Борис Надеждин,
политик и заведующий кафедрой права МФТИ

У Навального нет проблем с узнаваемостью. И ему не нужно привлекать на свою сторону Андрея Макаревича. Его задача вытащить на выборы рассерженных горожан. Сейчас у Навального все зависит от явки. Те, кто всегда ходит на выборы сейчас, – это электорат Собянина и Мельникова, бюджетники и пенсионеры. Это примерно 30% москвичей. Поэтому если явка на выборах будет 30%, то результат Собянина будет 90%. Если на выборы придут 50% избирателей, среди которых будут не особо оппозиционные белые воротнички и представители среднего класса, то Алексей Навальный получит свои 10%, а Собянин – 60%. Шансы Навального связаны только с одним – вытащить на выборы аудиторию с плохой явкой. То есть креативный класс и офисный планктон, молодых людей, работающих в банках, страховых компаниях и массажных салонах. Они до этого на выборы никогда не ходили. И если Навальному удастся вытащить на выборы эту аудиторию, тогда явка составит 65%, за него проголосует уже 45% пришедших, и тогда в Москве будет второй тур выборов. Таких примеров полно, хоть и не на такого масштаба выборах. Лучший пример – победа оппозиционных кандидатов в Самаре и в Ярославле. Но все когда-то бывает первый раз. Для Навального даже результат 30% будет означать, что он становится оппозиционным политиком №1 в стране.