Быстрый Слон Бизнес Будущего Slon Premium Календарь Slon Magazine 16+

«Яндекс.Браузер»: составит ли он конкуренцию Chrome?

«Яндекс.Браузер»: составит ли он конкуренцию Chrome?

Сегодня глава «Яндекса» Аркадий Волож презентовал очень важный для его компании проект – собственный браузер. Скачать его можно будет сегодня в 17:00, но Slon уже успел поработать с ним и спешит поделиться впечатлениями. Главное, что можно сказать, – это продукт, очень сильно отличающийся от странного создания под названием «Яндекс.Интернет», который уже некоторое время существует на рынке. Его «Яндекс» не презентовал с помпой – что и понятно. Гордиться Chrome с аляповатыми вставками add-on’ов от «Яндекса» было бы странно. Новым браузером, который называется (сюрприз!) «Яндекс», можно будет гордиться, когда разработчики привнесут в него все то, что собираются. А этого придется ждать в лучшем случае до середины следующего года. Но обо всем по порядку.

«Решение о создании своего браузера было принято меньше года назад, – рассказывает Slon руководитель направления мобильных и программных продуктов «Яндекса» Тигран Худавердян. – Команду начали собирать в декабре прошлого года, а к разработке приступили в январе этого». Почему вдруг решили делать браузер, очевидно. В последнее время доля «Яндекса» на рынке поиска медленно, но верно сокращается. И причина тому – Chrome. Браузер от Google завоевал рынок (около 22% пользователей – и это самый большой показатель на нашем рынке – сейчас используют именно его), а в него встроен поиск от Google. И вот «Яндекс» наконец наносит ответный удар. Он очень спешит это сделать, поэтому то, что мы имеем сейчас, – это совсем не революция. Это очень глубоко переработанный, но все тот же Chrome (новый браузер построен на открытой платформе Chromium с применением движка WebKit) для Windows и MacOS. 


У нового браузера действительно другой интерфейс. При очень большом желании можно в нем рассмотреть Chrome, но разработчики постарались сделать его максимально дружелюбным, удобным и избавить от всего ненужного. «У нас самый минималистичный браузер из существующих», – с гордостью говорит Константин Горский, руководитель службы дизайна веб-интерфейсов «Яндекса». С ним, конечно, можно поспорить, но ничего лишнего в облике программы точно нет. «Это поисковый браузер», – говорят разработчики, и действительно, практически все управление сводится к поисковой строке – она же адресная строка, она же «умная строка», как ее называют в компании. Такое название появилось давно – с тех пор, как были созданы соответствующие расширения от «Яндекса», которые могли устанавливать владельцы разных браузеров. Но сейчас строка явно «поумнела».


В режиме поиска, то есть когда в строке нет адреса сайта, она обретает знакомую оранжевую каемку и, соответственно, вид строки поиска «Яндекса». Клик на ней вызывает панель визуальных закладок, которые, правда, не закрывают весь экран, как в других браузерах. Там собираются наиболее часто посещаемые или выбранные пользователем страницы. В этом ничего нового нет (кроме того, что закладки вызываются кликом по адресной строке, а не открытием новой вкладки). Новшеством можно считать, что эти закладки не статичны. «Яндекс» не стал делать «социальный браузер», в нем нет глубокой интеграции с соцсетями. Но все же если в ваших визуальных закладках, допустим, Facebook, то вы в режиме реального времени увидите, сколько у вас личных сообщений и уведомлений. Точно так же, к примеру, визуальная закладка самого «Яндекса» покажет вам без загрузки сайта погоду и пробки, а закладка на почту – число новых писем. Это намного удобней статичных визуальных закладок или раздражающих add-on’ов от того же «Яндекса» с пробками, погодой и прочими опциями. Фактически визуальные закладки превращаются во что-то вроде виджетов. А программные расширения спрятаны в «умную строку», не занимают площадь экрана и видны лишь периодически или когда вы сами того хотите. «Мы не хотим, чтобы уведомления занимали пол-экрана и мигали постоянно», – говорит Горский, возможно, намекая на новый браузер «Амиго» от Mail.ru, который представляет собой все тот же Chrome с довольно нелепым полем для соцсетей


Туда же, в «умную строку», вставили Punto Switcher – программу, которая переключает раскладку клавиатуры и превращает «ыдщтюкг» в slon.ru. А кроме того, в этой своей версии подсказывает, даже если пользователь вводит название сайта или поисковый запрос с ошибкой. Достаточно написать, например, «адн», чтобы браузер «Яндекс» услужливо, но ненавязчиво предложил несколько вариантов действий, первым из которых будет переход на сайт odnoklassniki.ru. Все это сделано потому, что пользователи не только делают ошибки при поиске («У нас в топе поисковых запросов когда-то было сразу несколько написаний слова «одноклассники»», – с улыбкой говорит Горский), но и часто общаются с браузером как с живым человеком, который должен понимать их язык. «Пользователи старшего возраста и новые пользователи часто не владеют в совершенстве языком интернета, языком поисковых запросов, – говорит Худавердян. – Зачем их заставлять? Они и не должны знать, а вот мы должны им помочь».  

    

При этом «Яндекс» готов делиться поиском и с конкурентами. Разработчики утверждают, что в России очень мало тех, кто пользуется только одним поиском. А 80% совмещают поиск в «Яндекс» и Google. Так что и в момент поиска, и даже в момент набора поискового запроса в строке их браузера есть возможность выбрать поисковый механизм. И там наряду с кнопочкой «Яндекс» есть кнопочка «Википедия», позволяющая искать сразу в электронной энциклопедии! За что от меня лично большое спасибо. Еще одна персональная благодарность – за возможность перейти на главную страницу любого сайта, просто нажав на адрес в поисковой строке. Кстати, об адресах. «У нас безурловый браузер», – шутит Худавердян. Действительно, вместо громоздких нечитаемых урлов в адресной строке пользователь нового браузера видит довольно-таки понятные надписи на русском – и эта мелочь, хоть в ней и нет особой практической пользы, делает новый программный продукт дружелюбней. А встроенный антивирус от Касперского добавляет безопасности. 

В общем, «Яндекс» (я имею в виду браузер) – очень приятная, удобная программа. Но не хватает там многого – это поймут пользователи, когда установят программу, и прекрасно осознают сами разработчики. Список того, что, как обещают, появится в следующем году, огромен: мобильная версия, интеграция с «Яндекс.Диск» (вплоть до того, что все скачанные файлы будут автоматически сохраняться там, в «облаке»), режим Turbo (аналогичный тому, что есть в Opera, – он позволяет быстрее работать на медленных каналах связи), возможность вводить адреса сайтов на кириллице («слон.ру»), система «сайтлинков» (когда прямо в адресной строке отражаются основные разделы сайта – например, «Заказ авиабилетов» на сайте авиакомпании) и многое другое. Сделай все это разработчики уже сейчас, их продукт производил бы «вау-эффект», но пока его, при всей приятности впечатлений, нет. Я видел своими глазами прототипы некоторых функций будущего – в «Яндексе», правда, над этим работают. 

Почему же решили выпустить браузер уже сейчас? «Мы посчитали, что он уже достаточно хорош», – говорит Худавердян и приводит в пример «Яндекс.Навигатор»: «Все говорили, что нужна офлайн-версия, но мы выпустили продукт без нее. А теперь оказывается, что и без оффлайн-режима, Навигатор пользуется огромной популярностью». Довольно странный довод, но ладно. 


Достигнет ли «Яндекс» своей цели – отнимет ли долю поиска у Google? Разработчики полны оптимизма и припоминают, в каком порядке следуют по популярности в России браузеры, – чтобы ответить на мой вопрос, каких конкурентов они собираются опередить. В общем, получается, опередят всех по порядку, а значит и Chrome с враждебным поиском (напомню – 22% на российском рынке сейчас). Как они будут это делать, неизвестно – про дистрибуцию и предустановленные приложения они пока не говорят (а значит, говорить не о чем). Придется выезжать на качестве продукта и рекламной мощи самого «Яндекса». Худавердян излучал веселую уверенность, но в конце встречи все-таки сам спросил меня, какую долю их браузер может занять. Я взял цифру с потолка (а откуда еще ее взять?). Сказал, что продукт действительно приятный, а с новыми возможностями, которые обещают в первой половине следующего года, будет и полезным – так что при удачном стечении обстоятельств можно рассчитывать на 7% по итогам 2013 года. «Спасибо», – искренне ответил Тигран. 

Предыдущий материал

Смерть приставки: когда игры уйдут в «облака»?

Следующий материал

Цукерберг и мифы: репортаж с Facebook Developer Hack

comments powered by HyperComments