Новости Календарь

Стив Бланк: «Я не верю в стартапы с бизнес-планом»

Стив Бланк: «Я не верю в стартапы с бизнес-планом» Стив Бланк
Всю прошлую неделю в России провел Стив Бланк – бизнес-гуру, преподаватель Стэнфордского университета, венчурный инвестор, предприниматель, успешный создатель стартапов и один из главных проповедников Кремниевой долины. На семинарах в Петербурге и Москве Бланк рассказывал  о том, как создаются стартапы, как они проваливаются, расцветают и зачем нужны.
 
Slon.ru задал бизнес-гуру несколько вопросов по мотивам его выступлений. 

– Один из главных лозунгов вашей презентации «Выйди из офиса!». Но большинство сегодняшних стартапов, как вы сами признаете, это виртуальные сервисы. Зачем выходить из офиса тем, кто не собирается выводить свой будущий бизнес за пределы интернета?

– Выходить нужно в любом случае, даже если ваш проект не предполагает никакой внешней логистики, даже если покупателями вашей услуги будут не живые люди, а андроиды. Я не знаю успешных бизнесов, которые были бы основаны исключительно на анализе рыночных исследований, сторонних соцопросов и т.д. Такой подход мог сработать 10 лет назад, когда успешный бизнес можно было придумать, не вставая с кровати. Сейчас надо с нее вставать. Вся подготовительная стадия здорового стартапа – это бесконечные личные интервью, личные наблюдения, личные поездки. Определите круг людей, с которыми вам надо пообщаться: это эксперты, это участники вашего рынка, это возможные конкуренты, блогеры. Потом определите круг мероприятий: выставки, конференции, круглые столы и т.д. Сформулируйте четкие вопросы и начинайте спокойно собирать информацию. Потом самостоятельно систематизируйте эту информацию – как вам удобно, хоть в «молескине», хоть в таблице Exel. Но это должны сделать вы сами, никто другой.

Затем сформулируйте выводы и сопоставьте их с вашей первоначальной идеей. Уверяю вас, эффект будет впечатляющим. Первый вариант: вы поймете, что придумали что-то не то – 80% вероятности. Вариант второй: станет очевидно, что от идеи остались лишь наброски, все надстройки, которые вы мучительно придумали, рухнут – 19% случаев. Лишь единицы сделают вывод, что угадали – все получится, как задумано первоначально. Но это либо дураки, либо гении. Но давайте будем считать, что мы не из таких. 

– Сегодняшних создателей стартапов как раз часто упрекают в том, что они много тусуются (одних стартаперских конференций сотни), создают много «шума», рассуждают о невероятных бизнес-моделях, а на выходе – пшик.

– Тусоваться не всегда вредно. Я вот уже несколько дней провел в России, и со стороны мероприятия, в которых я участвую, тоже выглядят как обычная тусовка. Хотя для меня это тяжелая, но приятная работа. Но я понимаю, о чем вы говорите. В последнее время «стартап» – модное движение. Я это вижу хотя бы по графику своих выступлений. Но мне кажется, мы видим позитивный процесс. Тусовка, шум – это большие возможности для выборки. В такой среде легче научиться фильтровать информацию, отделять зерна от плевел. Я употребляю социологический термин – выборка, так как считаю, что хороший создатель стартапа – это в первую очередь социолог. Есть книжные предприниматели – они воспринимают старт своего бизнеса через призму устоявшихся идей, прочитанных аксиом. На другой стороне реки предприниматели-социологи: они проверяют прочитанные гипотезы, прежде чем переходить к их реализации. Будущее за вторыми. Вообще, я считаю, что современная социология – великая штука. На месте молодых предпринимателей я бы получал не MBA, а учился социологии.

 Большинство ваших собственных стартапов все-таки специализировались на производстве материальных ценностей – полупроводники, суперкомпьютеры, рабочие станции, системы военной разведки и т.д. В своих выступления вы с легкой иронией отзываетесь о создателях многочисленных «социальных сетей и скидочных сервисов для домашних животных», как вы сами их называете. Вы не верите, что на рынке интернет-сервисов еще есть место для новых прорывных идей?

– Я бы точно не хотел, чтобы кто-то так подумал. Поверьте, перепроизводство бизнес-моделей сегодня имеет место везде – не только в сфере интернет-стартапов. Скажем, у CRM-систем, которые предложила  Epiphany (компания, основанная Стивом Бланком, которую он продал в 2005 г. за $329 млн – Slon.ru), только в США около 5 успешных последователей. И это на довольно специализированном рынке, где скопировать бизнес-модель и адаптировать ее под какую-то определенную нишу не так уж и легко. На интернет-рынке порог копирования намного ниже – отсюда общее ощущение перенасыщения идеями. Мои шутки про домашних животных связаны исключительно с общим увлечением поиска целевых ниш. Кто-то, не знаю кто, объяснил публике, что любая идея имеет свою нишу. Вот универсальная идея для всех, а вот эта же идея для детей, вот для сантехников, вот для бабушек, вот для котят и т.д. Это ошибка. Не все универсальные идеи могут выстреливать точечно.

Но есть идеи-базисы, которые требуют надстроек. И на рынке надстроек я вижу для стартапов безусловные перспективы. То есть я бы на данном этапе не мыслил такой категорией как «интернет-рынок», а думал бы о «рынке Facebook», «рынке Twitter», «рынке Google+» и т.д. Рынок приложений гигантский и очень креативный. Но проекты на нем – это в большинстве случаев buyable startups, стартапы на продажу. Если вы хотите создать scalable startup – стартап с большим потенциалом роста и захвата новых рынков – то, конечно, надо думать о базисе. А для них места на интернет-рынке все меньше. Зато до сих пор много места на рынке разработки ПО, медицинских технологий, логистических систем и других. 

– В книге «Four steps to Epiphany» вы сформулировали свой самый известный и обсуждаемый тезис:  бизнес-план и стартап несовместимы, ни один бизнес-план не выдержит первого столкновения с реальностью. Какой в таком случае горизонт планирования должен быть у тех, кто начинает свое дело? Можно ли говорить о каких-то универсальных правилах или все зависит от специфики рынка, на который стартап выходит?

– Я продолжаю настаивать на этом тезисе, но предлагаю применять в этом случае психологический фильтр. Смотрите, стартап – очень индивидуальная история. Это, по сути, проект индивидуальности или нескольких индивидуальностей, которые живут и работают в одном темпоритме. Ритм стартапа – это ритм его создателя, он нацелен на поиск бизнес-модели. Как только она найдена, это уже не стартап, это  взрослая компания на начальном этапе развития. Но люди разные. Потому есть стартапы-истерики, есть стартапы-флегматики, стартапы-холерики и т.д. (когда-нибудь я обязательно классифицирую молодые компании по этим психологическим типам с конкретными примерами). И внутри этих типов может быть разный подход к внутреннему планированию. Я, например, типичный флегматик. В большинстве компаний, которые я создавал, подобие бизнес-плана появлялась только тогда, когда мы получали на счет первые деньги от покупателя продукта. Разумеется, были какие-то расчеты у бухгалтерии, но комплексного плана не было. Мой темперамент позволял мне сдерживать естественные порывы планирования и думать только о продукте. Я так живу и в быту, концентрируюсь на чем-то и не свожу все проблемы в одну.  Есть обратные примеры, когда человек задает себе тысячу задач, расписывает сроки их решения и в бешеном темпе их решает. В таких случаях какое-то комплексное планирование неизбежно, иначе можно утонуть в собственных замыслах. Потому я всегда советую одно: когда занимаетесь стартапом, слушайте только свой организм. Если у вас ломка и вам страшно, что дебет не сойдется с кредитом, создайте себе комфортную среду и организуйте жесткую систему планирования. Но исходите из того, что большая часть долгосрочных планов все равно будет скорректирована. Вообще, стартапу в первую очередь важен не бизнес-план, а ваша здоровая психика. 

– Но как убедить инвестора, не показав ему бизнес-плана? Вам никто не поверит. 

– Не надо путать стадии развития стартапа и пытаться отделаться формальными решениями. Если у вас пока есть только идея и нет денег, умному инвестору не нужен формальный талмуд с графиками, который вы назовете бизнес-планом. Он будет оценивать внятность вашей идеи, четкость концепции, обоснованность предложения, ваше умение работать с информацией, которую вы собрали на стадии подготовки, оценку рисков. Если вы принесете ему идеально расписанный бизнес-план на тысячи листах, но не сможете презентовать идею, все потеряно. Легче не тратить время и просто показать два-три слайда с картинками – эффект будет тот же. Хороший инвестор, сам нарисует в голове бизнес-план за 5 минут, если вы заставите его поверить в вас. Ваша задача – послать его мозгу соответствующий сигнал. 

Предыдущий материал

Поиск сотрудников в стартап: искусство войны

Следующий материал

Стартап с нуля: как не «сгореть на работе» и не «сжечь команду»?