Новости Календарь

Изобретатель «смайла» Скотт Фалман: «Иногда мне кажется, что он меня съест»

Cегодня 30 лет исполняется одному из важнейших символов интернета «смайлику» – электронной улыбке, пиктограмме, изображающей эмоцию. Изобретателем эмотикона считается профессор компьютерной школы американского университета «Карнеги Меллон» в Питтсбурге Скотт Фалман. Этот символ, состоящий из типографских знаков, он придумал  в 1982 году для общения студентов и сотрудников университета на популярных тогда электронных досках объявлений. Символ :-) он предложил использовать для обозначения неочевидных шуток, а его противоположность – :-( – для тех сообщений, которые нужно воспринимать серьезно. Настоящая же слава к «смайлу» и его создателю пришла через 20 лет, когда интернет наполнился разнообразными эмотиконами.  

С тех пор жизнерадостный Фалман дал множество интервью, с каждым годом все более грустных. Slon выбрал самые интересные из последних высказываний профессора о своем детище.


«Я согласен с тем, что типографский символ улыбки должен был первым ввести писатель. Набоков в 1969 году мечтает о чем-то похожем на «смайл» – в интервью New York Times. Но это были только рассуждения. Мы же дошли до практики. В этом есть своя логика: все-таки настоящими писателями второй половины XX  века стали программисты».

«Я считаю, что хороший программист – это, в первую очередь, поэт. И математик тоже. Вы видели когда-нибудь, как выглядят теоретические работы крупных математиков? За этим нагромождением формул, подчеркиваний, разноформатных восклицательных знаков не надо искать практический смысл, зато там вы найдете великую гармонию. И «смайл» вполне мог бы стать частью математического инструментария».

«В университетской среде очень много шутят. А в среде программистов – еще больше. Часто это невыносимо, согласен. Помню эти бесконечные рассылки анекдотов по электронной почте, ужас! Но та вакханалия юмора, которую невольно наблюдаешь сейчас в интернете, непревзойденна. Кажется, говорить, не шутя, разучились».

«Смайл», конечно, уже сильно поизносился. Мы использовали его для обозначения ироничной интонации в тексте  сейчас же он ставится к месту и не к месту. Примерно так производители сериалов ставят закадровый смех даже там, где уже давно не смешно».

«Я уверен, что социология «смайлика» – очень перспективное научное направление Например, проанализировать пропорции позитивных и негативных «смайлов» на протяжении нескольких десятков лет. Можно прийти к разным выводам. Моя гипотеза заключается в том, что настроение пользователей интернета не сильно улучшилось за последние годы, хотя они и хотят выглядеть жизнерадостными и уверенными в себе».

«Я разговаривал с психологами, и есть интересная версия: чем больше человек ставит «смайликов» в повседневном общении, тем больше у него вопросов к собственному тексту. Это такая особая форма восприятия собственных мыслей, свойственная современным людям: это твоя мысль, но ты ей не веришь. «Смайлик» это недоверие снижает. Мало ли что ты понаписал, поставив в конце эту смешную скобку с двоеточием. Это я к тому, что «смайлик»  в первую очередь, разговор с самим собой, а не с внешней аудиторией».

«Мои коллеги проводили исследование в 2009 году, как «смайлы» используются в разновозрастных аудиториях. Сейчас на эту тему пишется целая диссертация. Так вот, выяснилось, что дети и молодые люди от 14 до 18 лет используют «смайлики» реже, чем взрослые от 30 до 35 лет. Дальше снова частота употребления снижается. Видимо, это и есть кидалты».

«Эволюция «смайла» – страшно интересная штука. Его ведь начинали использовать как универсальный, но необязательный типографский символ эмоции. Потом его превратили в маркер смешного, он стал своеобразным маркетинговым инструментом, фишкой, которая позволяет лучше продавать свою мысль. Сейчас же это отдельный язык. Смайлоподобных символов уже сотни. Я видел, как люди общаются только «смайликами». В некотором роде, мы изобрели новый международный язык».

«Меня часто спрашивают, а стоит ли использовать «смайлики» в литературе. Ну вот представьте, вы читаете Шекспира, Толстого или Фицджеральда, а там через раз улыбка. Сколько «смайлов» можно поставить в «Анне Карениной»! Тут есть гипотеза, что есть несколько типов литературы. В одной, классической, эмоции – эти самые смайлы – зашиты в коде текста. Читатель считывает их без затруднений. Литература нового типа так насыщена контекстами и информацией, что считывать эмоции все труднее. Почему бы здесь не использовать эмоциональные иконки? Но они должны быть к месту – думаю, это станет целым искусством».

«Иногда, конечно, страшно, если думаешь о будущем «смайла». Есть 2 варианта. Первый – он постепенно умрет, проиграв конкуренцию другим визуальным образам. В интернете, как я вижу, начинают доминировать изображения. Зачем нужна схематичная эмоциональная иконка, если те же эмоции можно передать ярче, насыщеннее и сложнее с помощью «Фотошопа» или генератора смешных картинок. Второй вариант – он станет основой нового интернет-языка, не имеющего каких-либо национальных различий. Он уже претендует на эту роль, но нужны энтузиасты, способные из этого хаоса вычленить какую-то языковую систему. Вообще же мне тяжело говорить о будущем, не разобравшись с настоящим. В последнее время я «смайликов» боюсь. Смотрю на него в письме, и иногда мне кажется, что он меня съест. Наверное, просто очень часто даю интервью».