Футурология          RSS

Новая угроза для мировой авиации

Самолеты прошли пепел и снег, но бегство магнитных полюсов может остановить авиасообщение надолго
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 38 10 811 экспорт в блог
После неслабого пылевого удара исландского вулкана Эйяфьяатлайокудль в апреле 2010 года и предрождественского коллапса в аэропортах США, Западной Европы, а затем и Москвы, вызванного экстремальными погодными условиями, самое время задаться вопросом: а что еще в ближайшей перспективе может прервать регулярное авиасообщение? Откуда ждать подвоха?

Надо сказать, есть все основания для серьезных опасений. И речь идет не о чем-то мало предсказуемом, типа зимнего снега. Отнюдь нет. Проблема, которая может влиять на регулярность полетов, давно известна. Называется она – магнитное склонение (или девиация – англ. magnetic declination) и изучается уже несколько сотен лет.

7 января из-за этого самого склонения пришлось закрыть аэропорт города Тампа, штат Флорида, США. Работники аэропорта в течение нескольких дней были вынуждены заниматься исключительно тем, что переставляли посадочные знаки в соответствии с новым положением магнитного полюса земли. А все потому, что в последнее время этот полюс словно с цепи сорвался и ломанулся в сторону России, покинув уютные канадские воды, в которых обретался со времен Смутного времени и мушкетеров короля Людовика XIII.

Еще Христофор Колумб заметил нечто странное в поведении магнитной стрелки компаса. Совершая броски через Атлантику, великий мореплаватель иногда шел строго по одной параллели, то есть по одной широте. Это он мог достаточно точно определить по высоте солнца. При этом стрелка магнитного компаса вместо того, чтобы все время показывать строго на географический  север, стабильно отклонялась на несколько градусов. Колумб и его последователи это заметили и сделали предположение, что магнитный полюс планеты и географический (вокруг которого крутится Земля) не совпадают.

Мало того, уже в XVIII веке было известно, что это склонение имеет тенденцию меняться. В 1831 году Джон Росс нашел в Канадском архипелаге место, где магнитная стрелка, плавающая в специальном растворе, встала абсолютно вертикально. Через десять лет его племянник, Джеймс Росс нашел Южный магнитный полюс в Антарктиде. С тех пор перемещение магнитных полюсов стало предметом пристального изучения.

Зачем это нужно на практике? Какая бы ни была у нас электроника, она дает сбои. И магнитный компас по-прежнему верой и правдой служит летчикам, морякам и геологам. Но карты расчерчены с координатной сеткой, привязанной к географическому полюсу планеты (он тоже гуляет, но на очень скромное расстояние). А магнитная стрелка смотрит куда-то вбок. Чем севернее, тем заметнее склонение стрелки от истинного, географического меридиана. На картах есть даже специальные значки, обозначающие величину и направление этого склонения. И все посадочные знаки в аэропортах устанавливаются с учетом склонения в ту или иную сторону.

Если бы полюса не гуляли туда-сюда, то проблем бы не было. Но в последние годы скорость смещения полюсов увеличилась. На протяжении почти всего ХХ века Северный магнитный полюс смещался со скоростью 10–15 километров в год, а в первое десятилетие XXI века его скорость возросла до 64 километров в год и продолжает увеличиваться.

А это значит, что карты и знаки быстро устаревают и ведут наш самолет несколько в ином направлении, чем планировалось. Ведь за последние лет десять полюс «сбежал» на добрых 500 километров. Для кого-то это незаметно: для них полюс просто становится ближе или дальше, а курс на него не меняется. А для кого-то полюс бежит вбок, и это приходится учитывать.

Например, в Петропавловске-Камчатском скорость изменения магнитного склонения: ноль градусов, ноль минут (имеются в виду угловые градусы). В Братске магнитное склонение около полутора градусов, а скорость его изменения – всего три угловых минуты в год. А вот в Тампе, штат Флорида, где к 13 января поменяли все знаки, магнитное склонение составляет 5 градусов, и скорость его изменения – 5 угловых минут в год.

Поскольку в одном градусе 60 угловых минут, и в прошлый раз знаки в Тампе устанавливали 12 лет назад, то теперь отклонение от оси взлетно-посадочной полосы изменилось на 5х12=60 минут, то есть на 1 градус. Много это или мало? 17 метров в сторону на удалении в один километр. Насколько это неприятно – лучше расскажут пилоты, но, например, самолет польского президента Качиньского, потерпевший крушение под Смоленском, отклонился от курса на 40–45 метров и разбился на расстоянии двух километров от взлетной полосы. Это отклонение возникает на таком расстоянии при погрешности всего в 1 градус 20 минут. А в Смоленске скорость изменения углового склонения составляет 7 минут в год, то есть необходимая доза могла набежать за 11–12 лет. Не исключено, что польские пилоты использовали устаревшие данные по магнитному склонению, и это тоже сыграло свою роль в катастрофе.

Возвращаясь к флоридской Тампе, стоит отметить, что этот аэропорт – далеко не лидер по магнитному склонению и скорости его изменения. Вот некоторые цифры, которые каждый может получить, если введет координаты своего города в специальный калькулятор NASA.

Например, в Москве магнитное склонение 9 градусов и 40 минут, и изменяется оно со скоростью 6 угловых минут в год. Лондон  и Франкфурт-на-Майне имеют всего 1 градус западного склонения, но меняется оно со скоростью 8 минут в год. В Мурманске уже 14 градусов восточного склонения, и оно увеличивается за год почти на 10 угловых минут. Хуже всего дела обстоят в Рейкьявике с их 15 градусами склонения и изменением на 16 минут в год, и в Анкоридже, штат Аляска – там 18 градусов склонения и 18 минут изменения в год. За десять лет – 3 градуса от оси ВПП.

Нет никаких сомнений, что в аэропортах следят за этими параметрами. Но вопрос не в этом. Судя по всему, смещение полюсов будет только ускоряться, а значит коррекции в картах и схемах придется делать все чаще. То есть Тампа, как и другие аэропорты, закроется еще не раз.

Специалисты уже говорят, что нынешнее смещение полюсов – не просто их традиционная прогулка. Вполне возможно, они начинают смену своего положения. Дело это для Земли привычное. Вопрос только в скорости. Раньше считали, что на это уйдет как минимум несколько сот лет (при нынешней скорости – лет триста). Но в последних исследованиях Скотта Боуга и Джонатана Гленна из Геологической службы США нашлись доказательства того, что смена полярности магнитного поля Земли может происходить очень быстро, примерно за четыре–пять лет.

В этот период первое время оно будет ослабевать, что приведет к уменьшению защиты от космического излучения. А затем, во вторую половину срока, возрастать, пока не восстановится окончательно. Факт ослабления магнитного поля диагностируется уже порядка ста лет. За это время магнитное поле Земли ослабело более чем на 10%, и процесс продолжается, причем с возрастающей скоростью.

Это не означает, что «Земля сорвется со своей оси». Вон, Солнце меняет полярность каждые 22 года. На Земле тоже бывали периоды, когда за три миллиона лет проходило сразу полтора десятка смен. Правда, иногда и за миллионы лет ничего не происходило. Жизнь не прерывалась в масштабе планеты, но это смотря какая жизнь...

Уменьшение напряженности магнитного поля подставит планету под поток космических лучей. Это может вызвать массовую гибель растений и животных, а также массовую облачность и, как следствие, резкое похолодание.  То есть атмосфера в конце концов защитит нас от излучения, но ценой глобального похолодания.

Однако, вполне возможно, что пытка Земли космическими лучами и морозом не будет столь длинной. Американские ученые, изучая древние лавовые поля в штате Невада,  обнаружили, что 15 миллионов лет назад смещение полюсов было удивительно быстрым: полюс смещался со скоростью примерно 1 градус в неделю. Это обещает полную инверсию за три с половиной года. Ледниковый период наступить не успеет, но летать особо не придется: аэропорты будут закрыты на бесконечный переучет своего навигационного хозяйства.

Рассчитывать на электронику тогда тоже не стоит. Ослабление магнитного поля уже диагностируется космическими станциями. В случае дальнейшего развития этого процесса магнитные пояса планеты исчезнут, и подавляющее большинство наших спутников просто перестанут работать. Не будет коротковолновой радиосвязи, интернет останется только проводной, исчезнут мобильные телефоны.

О том, насколько это все серьезно, говорят ученые всего мира, в том числе и российские специалисты. NASA в начале июня 2010 года провело встречу в Национальном пресс-клубе, чтобы обратить внимание не только правительства, но и широкой общественности и бизнеса на грядущие проблемы. По самым скромным подсчетам, ущерб от надвигающихся магнитных бурь на фоне слабеющего поля Земли в ближайшие годы может в 20 раз превысить ущерб от урагана «Катрина», который уничтожил Новый Орлеан в 2005 году.

Так что если есть желание слетать – летайте, пока можно. И если услышите, что вылеты задерживаются по техническим причинам, то отнеситесь к этому с пониманием. В крайнем случае, пока еще есть поезда. Им навигационные проблемы, по счастью, неведомы.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

20.01.2011 16:37 Flagship (Антон Шаповалов)
Спасибо за статью. В принципе все Ваши труды читаю с удовольствием.
По теме.
Мой друг недавно вернулся из плавания по Карибскому бассейну и сказал мне, что перелеты над территории Бразилии очень часто отменяют именно из-за этой причины. Как следствие все прогнозируют полное прекращение авиа сообщения в ближайшем будущем. Я был удивлен, что не смог отыскать никакой информации в рунете по этому вопросу.
20.01.2011 17:01 kilogramm (Kirill)
То-то все гадают, зачем РЖД запустил поезд Москва-Ницца, 56 часов идёт. Тренд.
21.01.2011 19:42 K_Ranks (Константин Ранкс)
Вам спасибо, что читаете:-) Могу предложить прочитать мою книжку "Пустыня Россия", изд.ЭКСМО, в которой есть раздел, где подробно рассказывается, какие катастрофы постигали нашу планету в прошлом. Там гораздо больше информации, чем можно уложить в пост:-)
20.01.2011 17:35 Udav (Удав Каа)
Даешь дирижаблестроение!
20.01.2011 20:53 H2O (Vladimir)
И возродится город Долгопрудный!
Комментарий скрыт модератором
20.01.2011 18:27 stepan (Степан Опалев)
а птицы тоже от этого бьются?
21.01.2011 07:57 Udav (Удав Каа)
Что птицы, люди сбиваются. То тут, то там чиновники периодически путают свою шерсть с государственной.
23.01.2011 01:49 Icecreamsoda
Между прочим, не исключено! http://ru.wikipedia.org/wiki/Сизый_голубь
20.01.2011 20:52 H2O (Vladimir)
Во дают! Это же надо быть такими темными в хваленом капиталистическом окружении. Они что ещё навигаторами пользоваться не научились? Да мы их ГЛОНАССами с GPSами закидаем.
Сколково! За работу. Хватит лежать на боку.
21.01.2011 08:01 Udav (Удав Каа)
Правильно, хватит. Все срочно переворачиваемся на спину и ориентируемся по звездам.
21.01.2011 09:02 rico (Oleg Rico)
Для навигации магнитный компас давно не используют. Гирокомпас изобрели уже очень давно, не говоря уж об более новых радиокомпасе и спутниковой навигации GPS и нашем ГЛОНАС. Поэтому магнитные полюса могут куда угодно перемещаться, авиаперевозкам это не помешает.
21.01.2011 11:21 Илья Кроль
Если не ошибаюсь, на самолётах, не оборудованных спутниковыми навигаторами (а таки в мире большинство), используется как раз таки электромагнитный компас.

Гирокомпас активно используется на морских судах, а в авиации, насколько я знаю, не применяется. Возможно, из-за того, что на больших скоростях и ускорениях устройство будет слишком "капризным", а подстройка гиродатчиков по показаниям GPS-прибора появилась не так давно.

Радиокомпас применяется все-таки непосредственно при посадке.

Но Вы правы в том смысле, что побороться с перемещением полюсов авиации легко – именно с помощью повсеместной установки GPS/Glonass навигаторов, и вспомогательного использования радиопеленгаторов и гиродатчиков.
21.01.2011 13:12 Roman Hmelevsky
> Если не ошибаюсь, на самолётах, не оборудованных спутниковыми навигаторами (а таки в мире большинство), используется как раз таки электромагнитный компас.

Ошибаетесь.

PS. "Электромагнитный компас" – "это пять", как выражается современная молодежь.

> Радиокомпас применяется все-таки непосредственно при посадке.

Снова неверно.
23.01.2011 21:11 Илья Кроль
>> Ошибаетесь

Я в авиации не работаю, потому и написал "если не ошибаюсь". Однако Вы всё таки не написали, в чём я ошибаюсь.

>> "Электромагнитный компас" – "это пять", как выражается современная молодежь.

Я не понял, что Вас так позабавило, увы.

>> Снова неверно

Опять же я не специалист по авиации (хотя и специалист по навигации).
23.01.2011 01:32 Icecreamsoda
Как Вы думаете, Илья, баллистические ракеты каким образом находят цели? Они там все в гироскопах снизу доверху! Причём, и скорости и ускорения поболе будут, чем в авиации. Про радионавигацию автор верно изложил: не будет магнитного поля – не будет радио. Ионосфера будет так разогрета, что 1,5 ГГц сигнала GPS едва ли через неё пройдут. Как через железную кастрюлю.
23.01.2011 21:18 Илья Кроль
>> Как Вы думаете, Илья, баллистические ракеты каким образом находят цели? Они там все в гироскопах снизу доверху! Причём, и скорости и ускорения поболе будут, чем в авиации

С одной стороны они не только в гироскопах, в соременных девайсах есть и спутниковая навигация. С другой – у них точность вроде бы (если Вы о МБР) – сотни метров. Для попадания в эпицентр (;-)) – достаточно, для самолёта маловато будет. Но я не спорю, достаточно точные (дорогие) гироскопы бывают.

>> Ионосфера будет так разогрета, что 1,5 ГГц сигнала GPS едва ли через неё пройдут

Если ионосфера будет "так разогрета", что 1.5 ГГЦ до нас не дойдут, думаю, нам будет не до полётов.
24.01.2011 00:24 Icecreamsoda
Совершенно с Вами согласен. Резкое уменьшение величины магнитного поля при смене полюсов даже на 3-4 года будет иметь апокалиптические последствия. Будет не до полётов, уж точно.
21.01.2011 13:24 Udav (Удав Каа)
Некоторым перевозчикам мешают даже пассажиры. А уж воспользоваться блуждающими полями для изменения расписания – святое.
21.01.2011 19:45 K_Ranks (Константин Ранкс)
Вы полагаете, американцам делать было нечего?:-) Почему на всех судах и самолетах по прежнему устанавливаются магнитные компаса? Как вы полагаете?
23.01.2011 01:34 Icecreamsoda
Есть такой анекдот: Зачем Папе римскому яйца? – А на всякий случай! :)
21.01.2011 11:33 TOPMO3 (Великое Серое)
если не будем летать за деньги, придется летать за очень большие деньги...
21.01.2011 14:02 Udav (Удав Каа)
Рожденный ползать, летать не может.
Комментарий скрыт модератором
24.01.2011 12:42 K_Ranks (Константин Ранкс)
Алекс, спасибо за вопросы. Начну с номера 3 – никто не знает, вообще что происходит в недрах планеты, и почему внутри ядро разогрето. Теории есть, ответа однозначного нет. Предполагается, что взаимодействуют два металлических ядра, твердое и жидкое, и взаимные "бултыхания" и смещают ориентацию магнитного поля.
4 – сменилось положение полюса – сменилось и положение стрелки магнитного полюса. Если ориентироваться по этой стрелке – самолет полетит с отклонением от оси ВПП
1. Магнитное поле Солнца формируется благодаря движению плазмы, которая имеет высокую электропроводность и в ней появляются наведенные электроические токи, которые и формируют магнитные поля. На этом свойстве плазмы построны магнитно-динамические электрогенераторы. Лучше всего магнитное поле Солнца наблюдают космические станции, в частности Ulyiss, которая изучает его интенсивность в высоких широтах.
25.01.2011 00:52 Icecreamsoda
Вот те раз. Всю жизнь экранировал магнитные поля, а под старость узнал, что это невозможно. Как жить дальше?
Комментарий скрыт модератором
25.01.2011 10:37 Icecreamsoda
1. Ничего неожиданного не будет. Это всё равно, что выполнить обмотку из ферромагнетика.
2. Вопрос некорректен. Глубина проникновения электромагнитного поля в проводник зависит от частоты (скин-эффект). А провод ЛЭП, помимо электрических задач, решает ещё задачу механическую. Именно поэтому сверху алюминий, а внутри сталь.
А Вы, батенька, видать, узкий специалист по широким вопросам? ;-)
Комментарий скрыт модератором
25.01.2011 11:23 Icecreamsoda
Я Вас поздравляю.
Комментарий скрыт модератором
28.01.2011 01:37 Icecreamsoda
"Экранировать" – это и есть ослабить поле за экраном :) Предложите способ ослабить хоть на пол процента гравитационное поле и получите нобелевку. Извините, Алекс, продолжать дискуссию не имеет смысла. У Вас не хватает для этого базовых знаний.
Комментарий скрыт модератором
28.01.2011 10:21 Icecreamsoda
...Старичок словно взорвался.
– Высочайшие достижения нейтронной мегалоплазмы! – провозгласил он. – Ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там, внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из
коих и возникает синекдоха отвечания...

АБС. "Сказка о тройке"
22.01.2011 16:19 qwakin-sibiryak (Sergey Krivolapov)
2 Илья Кроль :
Как правильно заметил Роман Хмелевский вы ошибаетесь дважды – в авиации повсеместно используются навигационные системы в основе которых используется гироскоп , к примеру гироиндукционные компасы ( ГИК-1 например на Ан-24,26 ), гирополукомпасы ( ГПК-52 на тех же Ан-24,26 ), инерциальные курсовые системы, которые используются практически на ВСЕХ самолетах. При полетах по гирополукомпасам и инерциальным системам используется условный курс , поэтому изменение магнитного склонения по трассе практически по барабану , а чтобы исключить влияние перегрузок на показания курсовой системы производят коррекцию по гироиндукционному компасу или по GPS, если это предусмотрено.
Что касается радиокомпаса : радиомаяки применяются не только в неточных посадочных системах типа ОСП , но и широко используются на воздушных трассах, дешево и сердито.
Что касается материала статьи, то я считаю что проблема больше выдумана, поскольку при изменении значения посадочного курса из-за смены магнитного склонения на летном поле ( как например в Иркутске – в течение 15 лет посадочный курс менялся два раза : 117 -115 -117 градусов ) приходится только перерисовывать цифры на торце ВПП, и то если новое значение курса не попало в ту же группу, кратную 5 градусам, да может быть придется поменять таблички на предварительных стартах ( минутное дело ). Так что что там за проблема была в том американском порту, из-за которой отменили рейсы мне непонятна . Гораздо больший геморрой – внесение изменений в сборники аэронавигационной информации САИ, вот где работы немерено !
23.01.2011 21:28 Илья Кроль
>> Как правильно заметил Роман Хмелевский вы ошибаетесь дважды

Он, правда, не уточнил, в чём именно.

>> в авиации повсеместно используются навигационные системы в основе которых используется гироскоп , к примеру гироиндукционные компасы

Про инерциальные датчики Вы правы, но вообще то в гироиндукционном компасе есть ещё и электромагнитный модуль (за который мне почему то выставил такую высокую оценку всё тот же Роман Хмелевский). Насколько я (не специалист) понимаю, эта часть как раз и ограничивает уход показаний гироскопа (именно это я подразумевал под капризностью).
23.01.2011 21:34 Илья Кроль
Да. а по второму пункту я действительно не знал, что радиомаяки применяются и на воздушных трассах. Но через какую нибудь Атлантику на радиокомпасе в любом случае вряд ли летают или когда нибудь будут летать :-)
24.01.2011 12:29 K_Ranks (Константин Ранкс)
Спасибо за коммент, Сергей, я не был в курсе как меняли курсовые знаки в Иркутске. Меня, как геолога заинтересовало сообщение американских информагенств про аэропорт Тампа, тем более, что ранее уже были дискуссии по поводу изменения положения маг.полюсов и причин этого явления. В НОАА, в США была конференция по этой теме. То есть Тампа – это только повод:-) А вам спасибо, что вы внесли ясность, которую мне, как НЕавиатору не хватало.
22.01.2011 16:25 qwakin-sibiryak (Sergey Krivolapov)
Кстати , насчет магнитных компасов :
Вы удивитесь, но они есть абсолютно на всех самолетах и вертолетах, независимо от страны-изготовителя, и стоят они в качестве аварийного навигационного средства, на случай отказа всех навигационных систем . Магнитный компас не требует электропитания и крайне надежен, также как и крайне неточен, кроме того, существуют определенные особенности в его показаниях при разворотах на северные-восточные-южные-западные курсы .
23.01.2011 01:42 Icecreamsoda
Пятнадцатилетний капитан. Классический пример ориентирования по магнитному компасу без лага и секстана. Можно мимо континента промахнуться! ;)
23.01.2011 01:44 Icecreamsoda
Да, негодяй Негоро там ещё и хронометры поубивал :)
Комментарий скрыт модератором
25.01.2011 17:32 qwakin-sibiryak (Sergey Krivolapov)
Константин, всегда рад помочь информацией ! И хочу сказать, что у вас очень интересные статьи!
22.02.2011 03:03 Slon77 (Вячеслав Иванов)
Здравствуйте, Константин!
Спасибо за статью!
Вас, как всегда, очень интересно и приятно читать!
Простите за замечание не совсем в тему (интересно Ваше мнение как специалиста)
Не могли бы Вы (хотя бы вкратце) прокомментировать фразу "Гольфстрим умер"
http://newsland.ru/news/detail/id/609535/cat/69/
http://74
rif.ru/Golfstream.html
Насколько это бред?

Спасибо!
11.03.2011 23:31 Nadar (Иван Максимов)
Думаю если будет описанный сценарий, авиация будет использовать радиомаяки для полетов.
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП