Новости Календарь

Нигерийский прецедент: будущее мобильного интернета

Нигерийский прецедент: будущее мобильного интернета фото: Swiatoslaw Wojtkowiak/flickr.com
Как сообщает Digit.ru со ссылкой на сервис статистики StatCounter, на карте мира появилась первая страна, где мобильный интернет обогнал стационарный, – это Нигерия. Лидерство пока неуверенное: мобильный трафик превышает стационарный на выходных, когда часть нигерийских пользователей находятся за пределами офисов. Тем не менее, в прошлый уикенд на мобильных пользователей пришлось более 55% от всего нигерийского трафика. Да и в другие, будние дни доля мобильных пользователей в стране приближается к 50%. Тренд давний и не только нигерийский. Недавно мы писали, что мобильный интернет доминирует в Ливии. Известный эксперт по трафику рассказывал в интервью Slon.ru, что велика доля мобильных интернет-пользователей в Китае. В целом, по данным StatCounter, мобильный интернет постепенно покоряет Западную и Восточную Африку – в ряде стран  (Нигер, Зимбабве, Эфиопия, Судан, Танзания, Чад)  доля мобильных пользователей достигла 25–30%. 

Нигерия – страна, население которой превышает 155 млн. человек. При этом, по данным Reuters, сегодня к интернету подключено лишь 17 млн нигерийцев, то есть 11% населения. Страна со сложной историей и особой спецификой; ее интернет нельзя без специальных оговорок анализировать в качестве универсального кейса «мобильной революции». Но некоторые закономерности развития нигерийского мобильного интернета все же можно спроецировать на глобальный рынок. Более того, уже сейчас можно, опираясь на выводы крупнейших исследовательских агентств и интернет-футурологов, посмотреть в будущее и понять, как рост мобильного трафика отразится на глобальном интернете и наших с вами сетевых практиках. Ведь доля мобильного интернета медленно, но верно растет везде. В развитых странах этот показатель составляет 5–7%, хотя еще несколько лет назад был совсем мизерным.

Смартфоны упростятся

Парадоксально, но факт – локомотивом мобильного интернета будут не смартфоны с многофункциональными операционными системами, а продвинутые feature phone –  как правило, недорогие устройства с ограниченным инструментарием, но возможностями выхода в сеть. Такие до сих пор прекрасно штампует Nokia (например, в Нигерии самая распространенная модель – Nokia 2700c), и, возможно, публичные страдания финской компании в связи с потерей рынка дорогих мобильных устройств не столь уж оправданны. Уже сейчас, по данным Opera (чей браузер Opera Mini является одним из самым популярных на мобильных устройствах), на feature phone и самые простые смартфоны бюджетного сегмента приходится более 55% мирового мобильного трафика. При этом спрос пользователей на доступ в интернет с мобильных устройств первичен. То есть не рынок устройств стимулирует мобильный интернет, а наоборот: пользователи ищут каналы доступа, естественным образом, находят те, что есть под рукой, а производители, соответственно, реагируют на это расширением интернет-инструментария мобильников. Параллельно идет процесс удешевления сенсорных экранов, что сказывается на конечной стоимости устройств и корректирует структуру этого рынка (телефон с сенсорным экраном – в будущем необязательно смартфон в нынешнем его понимании: «сенсор» не будет противоречить «бюджетности»). Именно поэтому будущее за массовыми устройствами стоимостью $100–120 с минимальным набором встроенных приложений (Facebook, Google и пр.) Это, кстати, позволяет по-другому посмотреть на рынок мобильных ОС. У Android, которая уже сейчас работает в разных сегментах рынка мобильных устройств – и дешевых и относительно дорогих – куда большие шансы стать главной платформой на новом витке развития интернета

Приложения вместо веба

Три самых популярных сайта у мобильных пользователей в Нигерии – это Facebook, Google и Yahoo. При этом около 35% пользователей используют для доступа к сервисам не веб, а приложения. И это тоже проблески будущего. Будущий мобильный интернет – это интернет 3–5 ключевых приложений. Роль мобильных интернет-браузеров начнет падать – в большинстве устройств они, конечно, будут установлены по умолчанию, но трафик через них существенно снизится. Популярность приложений будет обусловлена и политикой сотовых операторов. Льготные тарифы на использование ключевых приложений (в рамках партнерских отношений с интернет-компаниями, что уже является обычной практикой) сделает их для многих пользователей безальтернативным вариантом интернет-доступа. 

Социальные сети как универсальные сервисы

Наконец, еще один важный тренд – вместе с ростом мобильного трафика еще больше возрастет роль социальных сетей. Ключевые соцсети  инвестируют огромные деньги в разработку, развитие и поддержку мобильных приложений. Параллельно соцсети уже сейчас впитывают в себя дополнительные сервисы – почту, чаты, интернет-телефонию, видеоплощадки, магазины и т.д. Ограниченные возможности мобильников (небольшой экран, потребность решить задачу за минимальное число действий и переходов) естественным образом сформирует спрос на приложения соцсетей как универсальные сервисы. Социальные сети станут «интернетом в себе», когда ключевые сетевые услуги мы будем получать из одного окна: через их приложение в «трубке». 

Предыдущий материал

Спорное будущее: где искать точные предсказания

Следующий материал

Джон Тиерни: «Город как социальная сеть, только полезная»