Рынок алкоголя      об алкогольном рынке     RSS

Зайя, можно выпить?

Отказ от опьянения трезвостью - здоровый подход к потреблению алкоголя
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 6 107 экспорт в блог
Встречая людей, которые на предложение выпить вина быстро и испуганно говорят: «Я за рулем», я, бывает, полушутя говорю, что автомобилисты пьют белое. Но министр сельского хозяйства Италии Лука Зайя был вполне серьезен, на днях заявив, что пора прекратить травлю чуть выпивших водителей. «Мы не должны считать пьяными тех, кто выпил пару бокалов вина», – сказал Зайя в интервью журналу Quattroruote, добавив, что в стране происходит «криминализация» вина и целенаправленное причинение ущерба одной из самых важных для Италии индустрий.

Соображения министра пока не слишком соотносятся с буквой итальянского закона, определяющего как максимально допустимую концентрацию алкоголя в 0,5‰ (эту цифру парламент предлагает снизить до нуля в отношении водителей, недавно получивших права). Даже без учета крепости вина, два бокала по 200 мл – это больше, чем полбутылки. Мне известны люди, которые, выпив столько на голодный желудок, теряют способность к безупречной артикуляции (насколько манера вождения начинает соответствовать итальянской, к счастью, в таких ситуациях видеть не довелось).

Призывы вернуться к «традиционному потреблению вина» в Италии прозвучали из уст человека, который год назад требовал вовсе запретить садиться за руль после употребления алкоголя, и как раз тогда, когда на улице итальянских виноделов стало совсем непразднично. Недавно «Объединение производителей кьянти» заявило, что пятая часть всего произведенного в этом году вина на два года будет оставлена в погребах. В Кьянти надеются, что такая «блокада» выправит ситуацию со спросом на итальянские вина. По данным Союза виноделов Италии, в первом квартале этого года объем экспортируемых в США итальянских вин упал на 20%, в Великобританию и Канаду – на 13% и 17%, соответственно.

История с Зайя – пример шараханья, ставшего популярным отношением к потреблению алкоголя и, в частности, вина в Европе, где народ то стращают очередными «исследованиями ученых» о вреде спиртного, то – как только в вопросе маячит экономический интерес – намекают, что неплохо было бы восстановить «традиционное потребление».

Но в эту реку уже вряд ли удастся войти снова – даже в винодельческих странах пьют все меньше. Потребление вина на душу населения во Франции в прошлом году составило 43 литра за год – что почти втрое меньше, чем полвека назад. Да и не в одних цифрах дело: французов призывают прекратить пить на государственном уровне (как сделал в этом году Институт по борьбе с раковыми заболеваниями, пригрозив выпивохам развитием рака, кажется, во всех органах), а президент Франции даже на впопыхах сыгранной свадьбе пьет апельсиновый сок.

В Британии дела еще хуже: государство все время пытается дать пьянству бой и не очень понимает, как это сделать, но на всякий случай старается побольше запретить. Типичный пример – всерьез обсуждавшийся в Шотландии запрет на рекламу промо-акций в алкогольных отделах магазинов: при том, что сами скидки не были противозаконны, рекламировать их было бы нельзя! 1 сентября благотворительная организация Drinkaware объявила начало кампании стоимостью в 100 млн фунтов (между прочим, выделенных не правительством, а производителями алкоголя) на то, чтобы молодежи в пабах наливали бесплатную пинту – но не пива, а воды.

Налоги на алкоголь становятся все выше, а про важность не превышать норму так называемых units – единиц крепости напитка – не вещают разве что из утюга. Слышат ли эти призывы любители выпить? Почти 60% потребителей алкогольной продукции в Британии ответили положительно на вопрос о том, известно ли им об антиалкогольных кампаниях. Но Васька слушает да ест – c 2000 года объем чистого алкоголя, выпитого в стране, вырос на 10%.

Кажется, что вопрос о потреблении алкоголя сводят все время к одному: сколько пить. Беда в том, что доказанного однозначного ответа на это нет. Британский химик и консультант по технологии виноделия Дэвид Берд присутствовал на одном из заседаний правительства, где обсуждалась система units. Один unit – 10 мл чистого спирта, содержащегося в напитке. Мужчинам официально рекомендовано не превышать норму в 3 – 4 units в день, женщинам – в 2 – 3. Но почему именно столько – не меньше, не больше? «Понимаешь, – говорил мне Берд – никто толком не знает, как отреагирует организм каждого человека на такую-то дозу алкоголя. И поэтому, когда дело дошло до дела, они взяли данные врачей и просто решили все для верности разделить в несколько раз».

В неутихающей паранойе на тему объема выпитого мало кто задумывается о том, что и, главное, как пить. Утилитарное отношение к спиртному сказывается даже на отношении к самой отрасли, которая как-то незаметно оказалась в роли Золушки. В отличие от того же автопрома, с которым в Британии – и не только в ней, а во всей Европе – во время кризиса носятся, как с писаной торбой, никто как будто не осознает, что повышение налогов, введение минимальной цены на алкоголь и прочие идеи ставят под угрозу рабочие места десятков тысяч людей.

Мантра правительств – то, что для изменения культуры потребления алкоголя нужно время. Почему-то при разговорах на эту тему я всегда вспоминаю интервью одного французского шеф-повара, переехавшего в Британию больше 40 лет назад. Он рассказывал, что первое время на острове он начинал день с решения проблемы оливкового масла. Оно продавалось только в аптеке в малюсеньких пузырьках – оливковое масло в те времена считалось лекарством, и, если вы приходили с просьбой продать вам, скажем, десять пузырьков, на вас смотрели, как на хозяина заболевшего слона.

Слона, в понимании ошарашенных соседей, можно было напоить и количеством вина, которое обожал француз. «Я пил обычно бутылку шампанского в день, и они постепенно привыкли», – рассказал повар. Он по-прежнему начинает день с бокала игристого – хотя сейчас ему сильно за 70.

Возможно, отказ от опьянения трезвостью и есть самый здоровый подход к потреблению алкоголя?
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

04.09.2009 15:16 Д.К.
Проблемы европейских виноделов лежат в той же плоскости, что и проблемы других европейских производителей. Высокая стоимость их продукции сказывается на мировых объемах потребления. Продукция с Нового Света ощутимо дешевле и может соперничать по качеству, поэтому и итальянцам и французам очень трудно объяснить, за что собственно берется премиум. Они переводят свой продукт в премиум-сегмент, не желая при этом мирится с уменьшением объема производства.
Отсюда и лоббирование интересов винодельческой отрасли через Ассоциации виноделов всеми возможными путями. Как приучить людей пить вино в будни, если ты за рулем? Надо сделать закон более толерантным.
Аналогичным способом продвижения являются заказные медицинские исследования, результат которых предсказуем. Так родился миф о том, что вино благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Плацебо правит миром!
04.09.2009 15:53 Михаил
Вот темы про то, сколько можно пить за рулем, я вообще не понимаю. во всех странах это настолько по-разному решается, а виноват в итоге оказывается всегда водитель.
04.09.2009 19:15 Фёдор
Весь смысл этой статьи раскрывается в одной фразе: "причинение ущерба одной из самых важных для Италии индустрий". Виноделы не хотят терять прибыль. Всё остальное -мишура для обывателей. Удручает одно, что такая миловидная девушка (Аля Харченко) делает такие выводы: "отказ от опьянения трезвостью и есть самый здоровый подход к потреблению алкоголя". Такие слова больше характерны для людей, страдающих алкоголизмом, искренне надеюсь, что Аля не из них.
04.09.2009 20:11 alya (Alya Kharchenko)
Федор, спасибо за комплимент и за раскрытие смысла статьи. К числу страдающих алкоголизмом я пока причислить себя не готова, равно как и к борцам с употреблением алкоголя. Вы совершенно правы, прибыль терять не хочет никто – виноделы тут не одиноки – и ничего зазорного нет в помощи винной индустрии со стороны государства. Другое дело, когда вместо помощи выходит разброд и шатание, и государство то бросается бороться с пьянством, то кидается помогать виноделам. За двумя зайяцами погонишься..
04.09.2009 20:21 Д.К.
Да это не государство борется, а всего лишь чиновник лоббирует интересы отрасли. Небезкорыстно, подозреваю. Нормальная практика в Европе.
07.09.2009 11:44 Евгений
Меня умиляют люди, которые высчитывают сколько можно пить, находясь за рулем, и, после подсчетов, выпивают разрешенную "дозу". Спирт в любом количестве отразиться на реакции и координации. Не сегодня так завтра это приведет к аварии, и дай бог, чтобы невинные люди не пострадали. Но обычно страдают как раз не алкоголики. А не алкоголиками назвать людей, которые не могут потерпеть без очередной дозы несколько часов, я не могу.

Ну и статья действительно странная. Либо винодельческое лобби, либо юношеский максимализм автора прослеживается :) Я могу написать в таком же ключе о тяжелой жизни наркоторговцев. Вот только зачем?
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП