Кинобизнес     

«Вы знаете, как можно мне заплатить, но не платите, значит, воруете»

Российские производители кино хотят ввести уголовную ответственность за интернет-пиратство
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 44 12 765 экспорт в блог
Сегодня Ассоциация теле- и кинопродюсеров представила свое заявление, в котором предложила обязать интернет-сайты и интернет-провайдеров «предотвращать и прекращать нарушения прав собственности». В заявлении говорится об изменениях Гражданского кодекса, но в ходе сегодняшнего круглого стола представители ассоциации высказались за введение также уголовной ответственности за нарушение интеллектуальных прав в интернете. Отвечать, по их мнению, должны и поисковые системы, и телефонные операторы (которые предоставляют смс-сервис для скачивания контента). Корреспонденту Slon.ru удалось поговорить с некоторыми из авторов этих инициатив, среди которых продюсер телекомпании «Останкино» Алексей Пиманов, юрисконсульт «Ассоциации теле- и кинопродюсеров» Сергей Семенов, вице-президент «Системы Масс-медиа» Евгений Савостьянов и генеральный директор Tvigle Media Егор Яковлев.

На чем основано ваше убеждение, что пиратство бьет по легальным продажам интеллектуальной собственности? Скажем, исследование Government Accountability Office при американском правительстве показало, что пиратство оказывает положительный эффект на легальные продажи музыкальных альбомов, причем к тем же выводам пришел и Норвежский институт менеджмента. Может, наоборот, вам надо и приплачивать провайдерам тогда за распространение пиратского контента?

– Семенов: А вы сами-то верите в то, что вы говорите?

Я верю тем исследованиям, которые читал. У вас есть другие исследования?

– Савостьянов: Я вам отвечу просто: это мой продукт. И если вы его скачиваете в интернете, вы его воруете. Вы знаете, где можно посмотреть его, заплатив мне, но вы этого не делаете. А значит, вы его воруете.

А если я иду к соседу и там его смотрю, это тоже воровство? Я и тогда вам должен платить?

– Савостьянов: Да, обязательно.

Но почему, что в этом преступного?

– Пиманов: подождите, я понимаю к чему вы клоните. У вас такая же позиция, как у провайдеров. Провайдеры говорят: я тут при чем? – у меня же только коммуникация, люди же сами выкладывают. Но это очень напоминает позицию продавцов на митинском рынке, торгующих с лотка…

Но социальные сети не торгуют контентом.

– Пиманов: но они же зарабатывают на рекламе, причем немалые деньги. В чем же тогда разница, скажем, с телевидением? Почему телевидение должно работать по цивилизованным правилам, а интернет – по воровским?

Потому что передача от пользователя к пользователю не то же самое, что и централизованное распространение.

– Пиманов: какая разница, они все равно привлекают под этот сетевой сервис рекламу.

Ну привлекает и прекрасно, в чем проблема? Сервис-то полезный.

– Яковлев: Я вам объясню. Представьте, что кто-то бесплатно копирует контент Slon.ru и вывешивает в интернете, привлекая под это рекламу. Тоже вот, полезный сервис. Он при этом сокращает издержки, так как не платит вам зарплату. В итоге ваш сайт разорится и вы будете завтра безработным.

Да пусть копируют, флаг им в руки, если со ссылкой тем более. Они все равно не смогут нас опередить по времени. Да и немало сайтов, которые только и занимаются «копипастом», в том числе иногда и наших статей. Ничего, живем пока.

– Пиманов: вы не понимаете специфики киноиндустрии. Вот, допустим, мы вложили в кино $4 млн, вместе с рекламой. Это небольшая сумма по меркам киноиндустрии. Допустим, оно оказалось успешным и собрало в прокате, в интернете и на DVD суммарно $20 млн. Кинотеатры никогда не покажут реальное количество зрителей: если в зал пришло 160 человек, они напишут что 100 (поэтому мы, кстати, выступаем за электронный билет). Вот так ушло еще $6 миллионов. Потом кинотеатры получают половину от оставшихся $10 миллионов, у вас остается $5 миллионов. Еще подключается дистрибьютор, который берет себе 10–11%. И еще миллиона четыре отнимают те самые пираты, которые в первые же дни проката выкладывают фильм в интернете. И хорошо, если вы вообще в плюсе остались. Мы-то деньги последними получаем.

А откуда такая оценка про пиратов?

– Пиманов: Поверьте, есть такие оценки. Просто люди не идут в кинотеатры. Вот вы умножьте количество скачиваний фильма в первые две недели (вот у «Каникулы строго режима» было три миллиона) и умножьте на цены на билеты.

Но откуда мы знаем, сколько из них пришло бы в кинотеатр на этот фильм, не будь его в интернете? И откуда мы знаем, сколько народу привели в кинотеатры отзывы тех людей, которые фильм скачали? Сарафанное радио – лучшая реклама.

– Пиманов: ну часто можно услышать что-то вроде «вы фильмы лучше снимайте, они будут собирать больше». Конкурируйте, дескать, с Голливудом. Но это глупость. Во-первых, у Голливуда изначально совсем другие бюджеты. А во-вторых, основные сборы они делают там, и у нас только добирают остатки. Наш рынок им вообще неважен, так как его доля от общих сборов невелика. Наибольшая часть их фильмов здесь проваливается в прокате, и никого это не тревожит. Поэтому и риски, связанные с пиратством, им не страшны. А наши фильмы туда принципиально не пускают. А как им здесь выжить? Вот представьте себе, что скоро только одни западные фильмы у нас и останутся.

– Савостьянов: давайте так – понятие «собственность» включает в себя триединство «владение, пользование и распоряжение». Моим контентом распоряжаются вне моего ведома, это уже само по себе воровство. Но если вас интересуют цифры – то они составляют от 8% (для фильмов с огромным бюджетом) до 70% – для фильмов со сборами до $40 000.

Скажите же, наконец, откуда эти цифры.

– Савостьянов. Ну есть такие исследования, я помогу вам их найти в интернете. Считается это по результатам соцопросов. Но в любом случае, это мой продукт, и распоряжаться им могу только я. Купите в магазине коробочку с диском и посмотрите, что там написано, – только для семейного просмотра.

Получается, я и друга не могу пригласить фильм посмотреть?

– Семенов: ну, если строго по закону – то это уже нарушение. Но вы же понимаете, что если кто-то приходит к вам домой, то кто будет там следить.

Но я у себя дома закачаю легально купленный фильм на компьютер, и мой друг скопирует его к себе через торрент, это разве не то же самое, что он зашел ко мне в гости?

– Семенов: тут нет никакой разницы, выложите ли вы его в интернет или просто откроете доступ у себя на компьютере – это все равно передача в публичное пользование, и закон это запрещает. Посмотрите мировую практику. Во Франции, например, за неоднократное нелегальное скачивание контента полагается пожизненное отключение от интернета. И в США, и в Европе такой «демократии» в отношении пиратов, как у нас, нет.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 44 12 765 экспорт в блог
ТЕГИ:  Ассоциация теле- и кинопродюсеров Кино Пиманов Алексей Россия