Новости Календарь

Торговля продуктами онлайн – все ждут, когда первый двинется с места

Торговля продуктами онлайн – все ждут, когда первый двинется с места

Развитие интернет-торговли продуктами питания может вывести весь российский рынок e-commerce на новый уровень, ведь продукты – это крупнейший сегмент «офлайновой» розницы. Казалось бы, рынок движется в нужном направлении: на днях очередной крупный офлайновый продуктовый ритейлер Metro Cash&Carry анонсировал открытие  в России интернет-магазина. Однако, судя по имеющимся подробностям, пока компания не готова организовать торговлю продуктами в онлайне в полной мере – ее проект предполагает жесткое ограничение ассортимента (чай, кофе, канцтовары и моющие средства) и целевую аудиторию (для офисов). Это очередная полумера, как и в предыдущих случаях: «Ашан» начал предлагать что-то в онлайне больше года назад, но это были пробные и неудобные форматы, сейчас компания движется в сторону расширения и упрощения онлайн-сервисов, но про «чистую» торговлю через интернет «Ашан» пока говорить не готов: доставка заказов пока не предполагается, только самовывоз. С X5 пример еще более показателен: в офлайне группа продает, в основном, продукты питания, но новый проект, свежезапущенный магазин E5, ориентирован, наоборот, на продажу непродовольственных товаров.

На рынке онлайн-торговли продуктами питания сегодня, безусловно, есть неудовлетворенный спрос – на нем мало игроков, и если посмотреть за последние годы, предложение не только не выросло, но даже, наоборот, сократилось. Здесь можно вспомнить изменение стратегии главного игрока на этом рынке – «Утконоса». Если ранее он был настроен на максимизацию продаж и стремился занять большую долю рынка в сегменте розничной торговли в целом, а не только в онлайне, то потом стратегия поменялась: компания закрыла доставку в часть районов Подмосковья, сократила число пунктов выдачи, существенно повысила цены. Кроме того, на рынке произошло несколько заметных «смертей»: закрылся Оnovamnadom.ru, в Петербурге Zakazi24.ru закрыл продуктовое направление и т.д.

Можно согласиться с тем, что онлайн-продажи продуктов питания – это действительно очень сложный и рискованный бизнес: необходим колоссальный объем работ по организации процесса хранения, доставки и т.д., плюс рынок очень чувствителен к цене. Можно признать, что подавляющему большинству людей покупать продукты привычнее в обычных магазинах, в первую очередь потому, что это всегда дает возможность неких вариаций, лично ознакомиться с новыми товарами, изучить, пощупать. Однако мировой опыт говорит о том, что в случае появления хорошего предложения в онлайне люди будут им пользоваться – особенно это касается стандартизированных и не скоропортящихся продуктов: бакалея, напитки и тому подобное.

Применительно к расширению предложения на рынке большие надежды возлагаются на федеральные сети, но, как мы видим из примеров «Ашана», X5, их отношение к онлайн-продажам пока напоминает ситуацию, которая в велосипедном спорте по недоразумению называется спринтом, – когда два велосипедиста балансируют на месте и ждут, кто первым не выдержит и поедет вперед.

Все понимают, что в России у рынка торговли продуктами через интернет есть потенциал, но, к облегчению офлайновых ритейлеров, пока заметных и успешных проектов очень мало. Никто не хочет рисковать – в итоге все выстраивают полупредложения, которые коммерчески оправданы, но, с точки зрения покупателей, являются недостаточными. И в ближайшие год–два ситуация вряд ли изменится, учитывая всю сложность бизнеса, даже если какие-то позитивные решения будут приняты в этом году, понадобится время для их реализации.

Пока же можно предложить внимательнее присмотреться к развитию рынка в регионах. Дело в том, что рынок онлайн-продажи продуктов питания очень похож на другой сегмент e-commerce – продажу товаров для дома и ремонта. Оба отличает слабая представленность офлайновых столичных и федеральных сетей в онлайне. А вот региональные игроки здесь намного активнее: для них активный выход в интернет – это хороший дополнительный опережающий шаг в конкуренции с крупными ритейлерами и инструмент повышения лояльности. Интересно посмотреть, что получится у них. Пока однозначных success story в регионах не видно, но текущая активность уже радует.