Передел автопрома     

Россия – автоконцернам: приходите, не забудьте отвертку

Правительство вновь готово подписывать соглашения о промсборке и не будет наказывать за низкую локализацию
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 2 1 422 экспорт в блог

Приходите еще | Не туда идут | Локализация – это фикция

Российские власти хотят привлечь в страну новых иностранных автопроизводителей. Впервые с ноября 2007 года возобновляется подписание соглашений о промышленной сборке автомобилей. Первые двое желающих уже есть: как стало известно Slon.ru, это Opel и Mercedes, которые хотят собирать свои модели на площадках ГАЗа.

Кроме того, автоконцерны, уже открывшие в России сборочные площадки, теперь фактически избавлены от ответственности за недостаточную долю местных запчастей в своей продукции. Иностранные компании теперь сильнее нужны российским властям, чем самим этим компаниям Россия с ее сжавшимся автомобильным рынком.

ПРИХОДИТЕ ЕЩЕ

В пятницу, 29 января, был опубликован межведомственный приказ об изменениях в режиме промсборки, который вступит в силу с 9 февраля. Минэкономики, Минпромторг и Минфин подготовили совместный приказ на месяц позднее, чем планировалось. Представитель одного из ведомств признал, что документ утверждали с большим трудом: в нем гораздо больше деталей, чем в предыдущих редакциях, и теперь довольно четко объясняется, чего, собственно, государство хочет от автопроизводителей.

Сейчас на основании соглашений с правительством о промышленной сборке работает большинство автозаводов, даже российские «АвтоВАЗ» и ГАЗ (исключение составляют «Автотор» и «ТагАЗ»). Режим промсборки дает возможность ввозить детали для новых моделей по низким импортным пошлинам (до 5%). Взамен производителю нужно построить на своем заводе цеха по окраске и сварке кузовов, а также в течении нескольких лет довести использование российских деталей (локализацию) до 30%. В ноябре 2007 года, в связи с тем, что Россия планировала вступать в ВТО, а такой режим противоречит ее требованиям, подписание новых соглашений по промсборке было остановлено. Но теперь о ВТО речь больше не идет: ведь и таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией несовместим с членством в этой организации. Так что почему бы не позвать еще гостей?

НЕ ТУДА ИДУТ

Формально приказ должен помочь приходу новых автопроизводств в регионы, и в первую очередь, на Дальний Восток. На это указывает пункт 4 в приложении к приказу. Промсборка будет одобрена лишь ради социально-экономического развития региона, где предполагается разместить сборочное производство «в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и/или Правительства Российской Федерации». Таким образом власти отреагировали на проблему нехватки в регионе леворульных машин. Везти автомобили по железной дороге по льготным тарифам, как рассчитывали чиновники, производители так и не стали.

Уже месяц во Владивостоке работает завод «Соллерс», который выпускает здесь внедорожники SsangYong. Как пояснила представитель компании Зоя Каика

 
Прямая речь «Не исключаем, что помимо уже анонсированного модельного ряда появятся еще и новые продукты» Официальный представитель «Соллерс» Зоя Каика
о том, зачем нужен приказ о промсборке автомобилей для уже существующих производств:

Возможность подписания новых соглашений по промсборке, очевидно, может быть востребована на Дальнем Востоке. Наш завод во Владивостоке уже работает, но интерес к региону высказывают и другие автопроизводители. В частности, о намерении создать там производство уже публично заявлял альянс Renault-Nissan.

Что же касается завода «Соллерс-Дальний Восток», то на основании меморандума, который у нас уже был, мы заключили договор о промсборке. Однако новые соглашения могут быть нужны и в нашем случае, чтобы запускать на заводе дополнительные модели – а мы не исключаем, что помимо уже анонсированного модельного ряда появятся еще и новые продукты.
 
, производитель может воспользоваться новым приказом, чтобы расширить число моделей, которые выпускаются в регионе. Другие производители, в том числе «АвтоВАЗ», Renault и Nissan заявляли о готовности строить свои заводы на Дальнем Востоке. Однако едва ли они сделают это скоро: продажи машин в России в этом году будут не выше прошлогодних, а выходить в регион, где население привыкло к поддержанным, но качественным иномаркам, импортированным из Японии и Кореи, рискованно. Для «Соллерс» инициатива на Дальнем Востоке скорее всего не обернется мгновенной прибылью, зато производитель получит (за счет альянса с Fiat) право называться вторым, наряду с «АвтоВАЗом»-Renault, ключевым альянсом в сегменте легковых автомобилей и на этом основании рассчитывать на господдержку в случае любых трудностей.

Если на Дальный Восток, помимо «Соллерс», никто не рвется, то нижегородскому региону готовы помочь сразу два иностранных автоконцерна. Как сообщил Slon.Ru источник в Объединении автопроизводителей России, пункт, позволяющий возобновить подписание соглашений, появился по просьбе General Motors (для марки Opel) и Mercedes-Benz. Оба производителя признали, что ведут переговоры с ГАЗом об открытии сборки на его площадях. В GM идет подготовка к запуску бюджетной иномарки и легких коммерческих автомобилей, на которые компания хотела бы значительно снизить цены, говорит управляющий директор Opel в России Ин Хакер . Представитель компании Mercedes-Benz объяснил, что  в первую очередь речь идет о совместном с ГАЗом выпуске коммерческих машин , однако впоследствии речь может пойти и легковых автомобилях. Впрочем, как неофициально заметил представитель Минпромторга, доказать, что выпуск «шестисотых» необходим для развития какого-либо из регионов России, будет практически невозможно, а следовательно, не получится и получить под них льготы.

Новый документ актуален и для других автопроизводителей, которые захотят увеличить количество выпускаемых в России моделей. Сейчас готовятся к запуску своих заводов PSA Peugoet-Citroen, Mitsubishi и Hyundai .

ЛОКАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ФИКЦИЯ

Возобновляя подписание соглашений, власти прописали в чем-то более жесткие правила для производителей. К примеру, моделей, которые выпускаются крупноузловым методом SKD, – в народе его называют «отверточным», – должно быть не больше, чем собираемых по схеме CKD (с окраской и сваркой кузовов). Кроме того, чиновники сделали более регулярными отчеты для производителей: по новым соглашениям отчитываться надо будет раз в полгода, а не раз в год – и прописали, какие именно документы хочет видеть от них минпромторг. Это – отчет о фактических капиталовложениях, сведения об объемах выпуска продукции и отчет об автокомпонентах, фактически ввезенных на территорию РФ и использованных для сборки автомобилей.

Производителям придется также отчитываться о наличии автокомпонентов на складах, о бракованных запчастях, о факте их утилизации, а также предоставлять бухгалтерскую отчетность за предыдущий и текущий годы. На основании этих данных в Минпромторге самостоятельно будут определять, достаточно ли проделанной работы и потраченных средств для продления соглашений.

Большая часть этой информации нужна чиновникам, чтобы понять, как продвигается локализация автопроизводств, переходят ли компании на российские детали. Например, стоимость бракованных деталей можно учитывать при определении степени локализации, а можно считать без них, и тогда эта степень будет ниже. Но власти одновременно сигнализируют, что, хотя они хотят тщательнее следить за процессом, наказывать за то, что локализация идет медленно, они не будут. Раньше соглашения о промсборке предполагали выплату задним числом всех пошлин в полном размере, если к оговоренному сроку не будет достигнута 30-процентная локализация. В новом приказе этого условия нет. Более того, чиновник Минпромторга сообщил Slon.ru, что пошлины за предыдущие периоды не заставят платить и тех производителей, которые заключили соглашения по старым правилам.

Глава Комитета автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» Дэвид Томас замечает

 
Прямая речь «Наиболее перспективными могут оказаться не те альянсы, на которые сделают ставку российские чиновники» Глава комитета автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» Дэвид Томас
об отношении иностранных автоконцернов к правительственным инициативам в автопроме:

Пока говорить о перспективах нового приказа слишком рано. Однако в целом возобновление подписания соглашений по промсборке – со стороны властей действительно шаг в сторону иностранных компаний. Судя по всему, они действительно делают ставку на развитие собственного автопроизводства с учетом иностранного опыта. Кстати, в этом смысле, для иностранцев ГАЗ более привлекательный партнер, чем «АвтоВАЗ»: компания по масштабам меньше, и проблемы ее, соответственно. Но с точки зрения выбора стратегических альянсов, на самом деле, выбор так называемых ключевых партнерств несколько интуитивен. То есть на деле наиболее перспективными могут оказаться не те альянсы, на которые сделают ставку российские чиновники.

Динамика продаж в России в прошлом году многих производителей заставила пересмотреть свои планы. Ведь расчет был продать в общей сложности около 3 млн машин, а не получилось реализовать задуманное даже наполовину. А если посмотреть структуру спроса, при общем падении продаж на 56%, снижение продаж для иномарок внутреннего производства составила лишь 38%, для российских брендов сокращение составило 44%. Естественно, производители делают выводы из таких показателей. Но надо понимать, что таможенные льготы важный, но не единственный фактор, который производители имеют в виду, когда принимают решение запускать новое производство либо расширять модельный ряд на уже открывшемся заводе. Учитывается и то, насколько «гибкое» производство на заводе в России и то, насколько иностранные заводы, которые поставляют машины для отечественного рынка, можно переориентировать для других целей. Кроме того, берутся в расчет затраты на логистику. А в России низкое качество дорог и плохое оборудование морских портов.
 
, что новый правительтственный документ – шаг навстречу иностранным производителям. Но тем сейчас надо хорошенько подумать, стоит ли расширять производство в России: ведь в прошлом году в стране не было продано и половины того количества машин, которое казалось реальным еще в начале 2009-го. Проблему такого масштаба господдержка решить вряд ли может, по крайней мере, быстро.

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 2 1 422 экспорт в блог
ТЕГИ:  Daimler Opel Sollers Автопром Ассоциация европейского бизнеса в России Баранов Дмитрий Каика Зоя Лайтнер Ута Россия Томас Дэвид Финам Менеджмент [УК] Хакер Ин