Риски России      о страновых рисках России     RSS

Новый год стоит 0,8% ВВП

Январские каникулы стоят федеральному бюджету столько же, сколько Министерство культуры
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 16 3 075 экспорт в блог

Если вы уже посчитали, сколько лично потратите на новогодние праздники, то сейчас настало самое время узнать, во сколько веселье обойдется стране в целом (а если еще не подсчитали, то оценить свои расходы можно в отдельном материале на Slon.ru).

Потери для экономики подсчитаны по методике ФБК, а именно: принято, что один нерабочий день по вкладу в ВВП равен половине рабочего дня (поскольку существуют непрерывные производства и торговля, которые не прекращаются в выходные). Поскольку в 2011 году будет 248 рабочих и 117 выходных, то можно считать, что за весь год экономика проработает 306,5 полных дней. Объем ВВП на следующий год «Экономическая экспертная группа» прогнозирует на уровне почти в 51 трлн руб, а экономический рост – 4,1%.

Получается, что первые нерабочие 10 дней года могли бы добавить экономике около 832 млрд руб. Однако отсюда надо вычесть 5 дней, которые положены нам и без январских каникул: две субботы, два воскресенья и Рождество. Конечно, по российским законам если праздники выпадают на выходные (а 1 и 2 января в этом году выпали на субботу-воскресенье), то они переносятся на рабочий день. Однако за рубежом так не принято, и если уж считать, сколько страна теряет на каникулах, то считать в сравнении с развитыми странами. Поэтому в наших расчетах мы не учитываем совпадение праздников и выходных.

Итого получается, что если б в России не было дополнительных январских выходных и системы переноса праздников, то в 2011 году страна не потеряла бы 417 млрд руб (около 0,8% ВВП), а темпы экономического роста увеличились бы в 1,2 раза. Согласитесь, что о прибавке в одну пятую часть экономического роста можно было не думать во времена нефтяного бума, но не сейчас!

Начиная с 2005 года, когда новогодние каникулы увеличились до 10 дней, потери в процентах ВВП колебались в диапазоне 0,5–1% в зависимости от того, високосный ли год, приходятся ли 30–31 декабря на субботу-воскресенье и совпадают ли праздничные дни с выходными.

Федеральный бюджет в 2011 году из-за январских празднеств недополучит 72 млрд руб, то есть ровно столько же, сколько запланировано в нем на культуру на весь год. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что если отменить дополнительные зимние дни отдыха нельзя, то лучше уж перенести их на майские праздники: это хотя бы стимулирует граждан поработать на приусадебных участках и внести какой-то вклад в экономику. (Так, кстати, любит рассуждать и председатель Совета Федерации Сергей Миронов.)

Для сравнения интересно отметить, что в дореволюционной России крестьяне работали на 42 дня больше, чем сейчас: суббота была рабочей, зато существовало 33 церковных праздника.

А если посмотреть на данные по развитым западным странам, то Россия с ее 12 ежегодными праздниками – вовсе не рекордсмен. В Испании таких дней 16, а в Германии – 13. Однако во многих странах не действует принятое в России правило о переносе выходного, если выходной пришелся на общенациональный праздник. Если отменить это правило, то, с точки зрения российского ВВП, перенос январских выходных на май – или еще куда-нибудь – просто не понадобится.

Экономические потери от новогодних праздников
ИСТОЧНИК: ИКСИ, ЭЭГ

Голосование


Расстраивает ли Вас лично то, что из-за новогодних каникул страна теряет 0,8% ВВП? (1/3)


 
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 
22.12.2010 14:34 Wyvern (Алексей Молчанов)
А если вообще убрать выходные дни, что ВВП страны увеличится автоматически на целых 28 % ВВП (2/7*100 %)!!! А если еще и спать не давать, то вообще в 3 раза (8 рабочих часов "до" по сравнению с 24 "после")! Супер! Кого это вдохновляет, можете приступать!
22.12.2010 14:38 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Могу сказать за себя: у меня несколько работ, я работаю и в выходные, и по ночам. И в новогодние каникулы в основном тоже буду работать. Конечно, сплю и отдыхаю иногда тоже, все-таки организм не железный. Но лично я уже приступил к отмене вызодных :)

А вообще см. Ваш же юзерпик, Алексей – стране не легко, и люди должны работать :)
22.12.2010 15:06 Wyvern (Алексей Молчанов)
Это все понятно. Меня только умиляют такие некорректные подсчеты, да еще с условным наклонением. По-моему, проблемы в стране не из-за праздников, не?
22.12.2010 15:00 Cheis (Александр)
Расчёт банальный до несерьёзности. У нас что в промышленности (за исключением экспортно ориентированных отраслей, которые на непрерывном цикле и в праздники работают) предельная загрузка мощностей? То, что не произвели в начале январе легко компенсируется в течение года, при условии наличия соответствующего спроса. А сфера услуг и розничная торговля наоборот от праздников только выигрывает. Так что в корне неверный взгляд на проблему.
22.12.2010 15:03 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Я согласен, Александр, эта методика несовершенна. Но другой методики пока нет. Если вы подсчитаете точнее, то мы с удовольствием опубликуем.

Только, пожалуйста, не говорите, как иные комментаторы, что Вы ничего считать не будете, а мы (и ФБК, потому что это их методика и идея – есть ссылки в заметке) должны либо посчитать с учетом всех эффектов, либо вообще не считать :)
22.12.2010 19:10 Cheis (Александр)
Уважаемый Николай!
Отличная логика, у нас есть очевидно некорректная модель, но мы её в любом случае будем использовать, потому, что другой нет. Знаете, экономисты, обычно, так не поступают. Нет корректной модели, – лучше вообще не считать, чем считать с разбегом +/- 100% то ли есть эффект, то ли его вообще нет, из Вашей модели непонятно.
Ну и локальный вопрос. В каких отраслях промышленности Вы видите потери от январских праздников, и что мешает этим отраслям наверстать этот перерыв в течение года?
22.12.2010 23:38 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Александр,

мы наверное с разными экономистами и вообще разными учеными имеем дело. Заведомо корректных моделей нет – есть только лучшее приближение на данный момент. Ваш "локальный вопрос" имеет право на жизнь, и возможно, что в будущем я или, что вероятнее, ФБК его учтет. Лично у меня нет сейчас готового ответа.

А пока все-таки – 0,8%.
23.12.2010 12:27 Cheis (Александр)
Николай!
Согласен, что 0,8%, только плюс/минус 100% от заявленной величины. Такая вот степень достоверности модели.
23.12.2010 13:05 imv (michail vasin)
У Николая все расчеты основываются на правиле трех "П": пол, палец, потолок. Вот он хвалится "у меня несколько работ, я работаю и в выходные, и по ночам". А зачем такая работа? Вот Николай пишет, что в Испании и Германии праздники не переносятся – ну не переносятся и ладно. Но там нет и таких как Николай, которые работают еще и по ночам и хвалятся этим. Там человек выполняет одну свою работу проффессионально. Если Николай думает, что если он станет халтурить день и ночь на нескольких работах, то ВВП страны вырастет до небес, то он глубоко ошибается
23.12.2010 13:13 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Это все лирика. Критиковать других за то, что они хвастливые и модели у них не точные, и вообще неизвестно в какой маршрутке по объявлению такого нашли, мы все умеем.

Вот только почему-то редко, когда комментаторы приводят в комментах более точные модели.
23.12.2010 13:41 imv (michail vasin)
Да я не к тому вообще точная модель или нет. Дело в подходе. Он у Вас не верный. Вам кажется если все будут кое-как работать день и ночь, без выходных то ВВП страны вырастет как на дрожжах. В приводимых в пример странах редко кто работает по ночам и на несколких работах: если человек инженер – то инженер, фермер – то фермер, но в любом случае проффессионал своего дела. А ВВП больше чем у нас. Никогда не задумывались почему? А Вы считаете взаранее по ущербной модели, которая не позволяет даже сделать вывод вообще есть плюсы или нет. Возьмите и усовершенствуйте ее. Но нет Вам все время некогда. У Ильфа по моему был такой персонаж – "Кипучий лентяй".
23.12.2010 13:48 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Я опущу, что модель не моя, а ФБК, и что вы приписываете мне какие-то свои мысли.

Еще раз повторю главное: нет заведомо ущербных моделей – есть наилучшее приближение к истине на данный момент.
23.12.2010 14:01 imv (michail vasin)
Никаких мыслей я Вам не приписываю – перечитайте свою статью еще разик и мои комментарии. А методика действительно супер – в два действия, как в третьем классе. Если у нас при принятии решений так считают, то нет ничего удивительного, где находится Россия и где Германия (Германию в пример привели Вы, а не я). Кстати на Ваше "Критиковать других за то, что они хвастливые и модели у них не точные, и вообще неизвестно в какой маршрутке по объявлению такого нашли, мы все умеем." – добавьте в методике еще одно действие – оживление торговли и услуг, что выше Вам уже предлагали.
23.12.2010 14:29 starcorr (Николай Дзись-Войнаровский)
Хорошо, давайте посмотрим на этот график с Росстата:
http://gks.ru/free_doc/2009/b09_01/Ima
ge2905s.gif

На сайте Росстата есть и более точные цифры:
http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstat
site/main/publishing/catalog/periodicals/doc_12466010
78438

Мы видим явный провал торговли в январе не только по сравнению с декабрем или ноябрем (когда люди покупают подарки к Новому Году), но даже октябрем.

Кроме множества факторов, которые вызывают спад в январе, есть и очень простой. Дело в том, что если мы отменим 5 дополнительных выходных в январе, то Новый Год и Рождество никуда не денутся. Люди все равно будут покупать подарки, шампанское и майонез.

Зато дополнительные 5 дней отдыха, не только помогут некоторым отраслям (например, развлечениям), но и одновременно повредят некоторым. Простой пример – если я иду на работу, то я покупаю, скажем, бутерброд по пути. Если я 5 дней сижу дома, то торговля недополучит мои 5 бутербродов. В рабочий день я плачу за маршрутку и метро (или за бензин, если на авто), чтобы доехать до места работы, и кроме того, выйдя из офиса, обедаю в кафе. В выходной день я сплю или гуляю по близлежащему парку, поэтому транспорт и кафе лишаются денег.

Теперь о промышленности. Если 1-10 января я не купил бутерброд, то колбасная промышленность лишилась заказов на 10 кусков колбасы и – даже если ее мощности недозагружены, – то в течение года она уже не получит заказы на 10 кусков колбасы, потому что я могу съесть только один бутерброд в день.

И т.д. Можно много примеров приводить, но уже приведенные примеры показывают, что покупка подарков в декабре от удаления 5 дополнительных выходных в январе не сильно уменьшится, а вот выигрыш торговли от этих 5 дополнительных выходных не так уж очевиден (см. опять таблицы Росстата). Поэтому в качестве первого приближения методика ФБК вполне подходит. Надеемся, что в дальнейшем она будет усовершенствована :)
23.12.2010 16:21 imv (michail vasin)
Пример с колбасой не очень правильный т.к. еда нужна любому из нас независимо ходит он на работу или нет. То что в январе провал по торговле – это еще ничего не значит – такой же провал может легко быть в промышленности, причем в независимости от январских праздников (что мы и наблюдали в конце 2008 – 2009 годах). А по Вашему выходит, что мясокомбинаты не успевают делать колбасу на бутерброды – да они загружены максимум на 70% своей мощности. Я например не защищаю новогодние каникулы, а считаю что лучше их организовать на майские праздники и люди занялись хотя бы своими делами (дачами, огородами и т.д.). И работаю я тоже не на одной работе, но это от необходимости, а не от того что хочу ВВП страны поднять – просто такими способами он не поднимается
23.12.2010 21:48 lion77815 (Олег Галушко)
)))
именно такие экономисты великие заодно с кудриными считают, шо можна подымать ввп за счет поступлений в бюджет от курева, например.
Не догоняя элементарной вещи, что курит основная масса, дающая эти самые поступления, по привычке.
И если поднять цену на сигареты в разы, то :
– те, кто смогут, бросят
– те, кто начинал и молодежь(у которых нету денег), бросят- останутся "деды", которые не смогут бросить и будут курить до конца.
Далее, по мере естественного выбывания последней категории, поступления от курева упадут в разы.
И никакое очередное повышение налогов и акцизов не вернет тех самых "легких" денег.
То же самое и со счетчиками в жкх,
И что?
Пойдут кудрины по домам упрашиать народ курить и краны не закрывать, потому как доходы попадали?
А повышать стоимость акцизов уже бесполезно А тарифы до 200р/кубм воды, шоп "выпадающий ввп компенсиовать"- запахнет очередным 2017-м годом
?
 


на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП