Новости Календарь

Миф о «золотых километрах»: наши дороги дешевле западных

Миф о «золотых километрах»: наши дороги дешевле западных Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин
Состояние российских автодорог не соответствует ни растущему уровню автомобилизации населения и бизнеса, ни задачам долгосрочного развития страны. Государственные расходы на дорожное строительство с каждым годом возрастают. Все это придает вопросу стоимости строительства автомобильных дорог общественный резонанс. 

Политики, публицисты и блогеры сравнивают стоимость строительства дорог в России и за рубежом, создавая почву для жонглирования цифрами и использования подобного рода заявлений в своих интересах. При этом звучат внушительные – и, отметим, весьма неутешительные – цифры усредненной стоимости одного километра российской дороги: $6,3–17,6 млн. 

Однако в этих подсчетах не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Тщательный анализ данных показывает, что при выведении средней стоимости километра авторы ряда публикаций просто делят общую сметную стоимость проекта на протяженность построенных участков. Как правило, такие данные приводятся без каких-либо пояснений о специфике трассы, о наличии мостов, тоннелей, съездов и других сложных элементов. Такой подход нельзя назвать профессиональным: в отрыве от реальных условий прохождения дорог сравнение затрат не имеет экономического смысла.

Каждая дорога – это сооружение сугубо индивидуальное. Цена конкретного участка дороги обусловлена горно-геологическими и климатическими условиями, транспортной доступностью строительных материалов, различиями в нормативах на проектирование и строительство геометрических элементов, расчетной скоростью движения автомобилей. Поэтому сказать однозначно, сколько стоит строительство одного километра автодороги в любой стране, весьма затруднительно. Единственное, к чему пришли в просвещенных странах, так как это к необходимости полной информационной прозрачности, позволяющей с помощью специально разработанных программ проводить поэлементные сравнения затрат с сопоставимыми аналогами. Здесь стоит особо отметить, что расчет конструкции дорожной одежды в наиболее просвещенных странах вообще не выполняется, а используются типовые альбомы, действующие для различных климатических зон.

Кроме того, в отличие от российской практики, в европейских странах, а также в США и Канаде в строительную смету не входят затраты на подготовку территории: выкуп земли, свод лесов, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. У нас же все эти затраты закладываются в сметную стоимость объектов и составляют от 5% (на незастроенной территории) до 45% (в условиях плотной застройки) от общей суммы. В отдельных случаях они сопоставимы со стоимостью строительно-монтажных работ.

Если исключить затраты на подготовительные работы, стоимость километра одной полосы движения в России окажется 41 млн рублей – это даже ниже стоимости строительства в развитых зарубежных странах.

Стоимость строительства километра без затрат на подготовку, млн рублей 
  Источник: МАДИ

Почему в России дороги обходятся дешевле, чем в большинстве стран?

  • дешевле топливо: удельные затраты на транспортные расходы, эксплуатацию машин и механизмов в России составляют в среднем около 15% сметной стоимости строительства, в европейских странах – около 25% (разница в среднем в 1,5 раза); 
  • ниже уровень оплаты труда: в России около 5% сметной стоимости строительства, в Европе – до 35%, в Китае – около 10%. 

При всем при том цена уникальных городских дорожно-мостовых объектов значительно повышается. Дополнительные средства уходят на устройство многополосных магистралей, многоуровневых развязок, мостов, путепроводов и тоннелей, перекладку многочисленных инженерных коммуникаций, перенос железнодорожных и трамвайных путей, компенсационные платежи собственникам земельных участков.

В этой связи еще более некорректна популярная «экспертная» попытка сравнения стоимости московских трасс с Большим адронным коллайдером. При всей научной значимости и технической сложности этого проекта с чисто строительной точки зрения Коллайдер представляет собой однополосный тоннель, проложенный практически в идеальных инженерно-геологических условиях. Он трассирован в малонаселенной местности.

Эти факты полностью дезавуируют многократно тиражируемые в СМИ утверждения по поводу «многократного» завышения цен в российском дорожном строительстве. Но и не дают никаких оснований для самоуспокоенности.

Государство должно систематически и профессионально оптимизировать градостроительные решения (в том числе выбор трассы), совершенствовать конструктивные решения, применять новые технологии и материалы, позволяющие улучшить эксплуатационные качества дорог, а также снизить стоимость строительства. 

Предыдущий материал

Как именно «спасают» экономику уголовными полномочиями?

Следующий материал

Правила футбола: четверть – посреднику