Новости Календарь

Ликвидация не наш метод: убыточные моногорода решено «сжимать»

Ликвидация не наш метод: убыточные моногорода решено «сжимать»
Из 56 российских моногородов, включенных в «кризисный» список Минрегиона на 2013 год, больше половины не смогут перепрофилироваться, как бы государство им в этом ни помогало. Каждый пятый деградирует, еще треть – не развиваются, хотя градообразующее предприятие еще способно продержаться на плаву 15–20 лет. Эти цифры сегодня озвучили директор департамента развития регионов Минэкономразвития Андрей Соколов и руководитель группы проектов Центра стратегических разработок (ЦСР) Сергей Ламанов. По заказу группы компаний «Базовый элемент» ЦСР исследовал положение 18 городов (в 13 регионах), где градообразующие предприятия принадлежат «Базэлу». Сергей Ламанов считает, что, несмотря на ограниченность выборки, исследование отражает общую картину – на примере восемнадцати уже очевидно, насколько ситуация многообразна. 

Типология моногородов и малых городов России
Источник: «Базэл»

«16 млн россиян проживают в моногородах, – подчеркнул замминистра Минэкономразвития Сергей Беляков. – Многие люди готовы пойти на потери в зарплате и в уровне жизни, но не хотят переезжать и даже в мыслях не допускают сменить место работы». При этом финансировать «планово убыточные проекты» правительство тоже не собирается. Последние два года оно пыталось воплотить несколько программ, но, по словам Сергея Ламанова, они «перестали вдруг выполняться»: «Люди теряют ощущение, что они кому-то нужны».

Эксперты ЦСР разработали 50 сценариев развития моногородов. Каждый регион вскоре сможет подобрать из них самый подходящий и подать заявку на финансирование, чтобы реализовать его в своих моногородах. Минэкономразвития объявило, что в 2014 году готово потратить на это 51 млрд рублей из антикризисного бюджетного резерва. Все 50 вариантов укладываются в три основные модели:
  • 20% моногородов – «управляемое сжатие» (где ресурс нынешнего производства исчерпан, а потенциала для нового нет): переселение 40–60% жителей и более компактное расселение оставшихся (для экономии расходов на ЖКХ), сохранение социальных служб и уровня защиты, консервация или закрытие предприятия с надеждой на появление новых точек роста в будущем; бюджетные расходы на реализацию – 20–33 млрд рублей, в то время как ликвидация этих поселений обошлась бы в 120 млрд рублей;
  • 35% – «стабильный моногород» (где нет потенциала для диверсификации производства, но нынешнее небезнадежно): модернизация главного предприятия, развитие социальных служб, снижение налогов для привлечения инвесторов, стимулирование маятниковой миграции жителей для работы в ближайших крупных городах; бюджетные расходы на реализацию – 1,5–2 млрд рублей;
  • 45% – «индустриальная диверсификация» (где могут развиваться разные отрасли): создание индустриальных парков, развитие туризма, снижение налогов (включая создание особых экономических зон), поддержка инициатив местного среднего бизнеса, строительство жилья и улучшение качества жизни; программа позволит создать 60–90 тысяч новых рабочих мест.
На деньги из антикризисного резерва смогут претендовать все города, которые войдут в новый список Минэкономразвития. Андрей Соколов планирует, что их будет 200–250, – утвердить список обещают в феврале. В старом списке моногородов 342, он составлен по заявкам глав регионов. По словам Сергея Белякова, реального положения дел старый перечень не отражает: губернаторы отнесли к моногородам крупные центры вроде Липецка и Астрахани, хотя они с развитием экономики могут справиться и сами. Новые критерии: население больше трех тысяч человек, как минимум четверть из них работает на одном предприятии, при этом город не является региональным центром. 

Предыдущие программы спасения моногородов провалились. Ламанов рассказал, что в 2010 году, когда на это выделили 27 млрд рублей, 60% моногородов не попали под основное требование – нужно было обязательно предложить индустриальную альтернативу развития. Одобренные 16 проектов были заточены под требования программы, но оказались не под силу привлеченным инвесторам и «сдулись или затянулись» из-за долгих согласований. В итоге 4 млрд рублей так и не освоили. 

Объем федеральной поддержки моногородов в 2010–2012 годах, млрд рублей
Источник: «Базэл»

Теперь Минэкономразвития планирует действовать умнее и предложить регионам больше пространства для маневра. Помогать в разработке проектов им будут аналитики «ВЭБ Капитал», которому на это выделят 5 млрд рублей.

Предыдущий материал

Почему в Новом Уренгое живется лучше, чем в Питере?

Следующий материал

Топ-10 любопытных событий в российских регионах. Январь 2014-го