Мир после кризиса      об экономике после кризиса

Как нам новый мир построить: план МВФ

Глава МВФ призывает бороться с притоком капитала в развивающиеся страны и ограничить развитие финансов - в том числе и с помощью новых налогов
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 0 580 экспорт в блог

Хрупкий мир | Между Сциллой и Харибдой | Отравленные деньги | Смерть старой модели | Обуздать финансы

За последний год мы, определенно, прошли долгий путь. Все мы помним цунами, вызванное крахом Lehman Brothers. Неопределенность сменилась настоящей паникой, и в последовавшем угаре экономическая активность во всем мире начала сокращаться темпами, невиданными со времен Великой депрессии.

Сейчас шторм стих. Худшего удалось избежать. Благодаря решительным и быстрым мерам, которые были приняты в атмосфере беспрецедентной политической координации, глобальная экономическая активность вновь начала расти. И все же мировая экономика во многом остается в режиме ожидания – она стабильна и даже начинает оживать, но до сих пор крайне уязвима.

ХРУПКИЙ МИР

В крупнейших развитых странах экономика остается неустойчивой, и их будущее по-прежнему зависит от господдержки. 

Состояние финансового сектора улучшилось, но все еще далеко от нормы. 

Есть признаки возвращения доверия, но банковские системы во многих странах с развитой экономикой остаются недокапитализированными – на них тяжким грузом давят токсичные активы и – все чаще – просроченные ссуды. 

Что касается домохозяйств, слабое финансовое положение и высокая безработица какое-то время будут негативно сказываться на потреблении. А большие бюджетные дефициты лишь повысят уязвимость экономики.

Возвращаясь к глобальной картине, я бы хотел уделить минуту теме безработицы. Даже после возобновления экономического роста должно пройти какое-то время, прежде чем начнет увеличиваться количество рабочих мест. Сложно говорить об окончании кризиса, когда уровень безработицы достиг исторического максимума и продолжает расти.

Итак, мы находимся на критическом перепутье. Устойчивость восстановления будет зависеть от решений, которые политики примут в ближайшие месяцы.

Вызовы огромны. 

Во время кризиса всех объединяла общая цель. В будущем этот фактор может исчезнуть. Не исключено, что разные страны захотят двигаться в разных направлениях, сталкиваясь с различными потребностями и задачами. Властям придется искать «золотую середину» во внутренней политике. Дальнейший путь будет менее очевидным. Мы должны будем искусно маневрировать и, возможно, мыслить нестандартно. И конечно, нужно будет и дальше действовать согласованно.

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ

Позвольте мне обсудить некоторые из этих вызовов. Начну со стратегий выхода из режима антикризисной поддержки. Когда восстановление экономики ускорится, на первый план выйдет вопрос о том, когда и как сворачивать стимулирующую бюджетную, денежно-кредитную и финансовую политику. Откажетесь от нее слишком быстро, и вы задушите восстановление. Откажетесь слишком поздно – и посеете семена нового кризиса. Как я уже говорил, придется осторожно искать «золотую середину».

Сейчас, я думаю, еще слишком рано в массовом порядке отказываться от антикризисных мер. Сначала нужно дождаться устойчивого восстановления частного спроса и устойчивой финансовой стабильности – это и станет главной лакмусовой бумажкой.

Мы считаем, что лучше проявить излишнюю осторожность, поскольку преждевременное сворачивание стимулирующих программ обойдется дороже, чем запоздалый отказ от них.

Темпы восстановления во всех странах неодинаковы, поэтому различаться должны и стратегии выхода из антикризисных программ. Избежать этого невозможно. Но даже в отсутствие такой синхронности страны должны стремиться к сотрудничеству и, по крайней мере, не забывать о последствиях своих действий для других государств. Иногда сотрудничество будет неявным, но иногда можно пойти дальше – например, для того чтобы избежать невольных перекосов в результате отмены гарантий по обязательствам банков.

Приоритетными должны быть программы упорядочения бюджетов, особенно в странах с развитой экономикой. Здесь больше опасностей, приходится принимать более сложные политические решения, а механизм корректировки достаточно громоздкий.

Итак, что же мы рекомендуем? Прежде всего, политики должны разработать и представить на рассмотрение стратегии обеспечения бюджетной устойчивости. Правительствам нужно реформировать бюджетно-налоговые институты и стандарты так, чтобы, когда настанет время, процесс корректировки проходил гладко. В основе этих планов должно быть понимание временного характера стимулирующих мер. Нужно сделать программы государственной поддержки более постоянными – какие-то из этих реформ можно осуществить заранее без угрозы для восстановления экономики.

Однако в конечном счете необходимо будет рационализировать расходы и – в ряде случаев – повысить налоги. Но, делая все это, мы должны защищать бедных и безработных и не забывать о справедливости – может быть, к примеру, стоит отдать предпочтение более прогрессивным налоговым системам.

С денежно-кредитной политикой, более гибкой и легче приспосабливающейся к обстоятельствам, как мне кажется, проблем будет меньше. Процентные ставки можно повысить до того, как будут свернуты нетрадиционные стимулирующие меры, а в распоряжении центробанков есть все необходимые инструменты для изъятия ликвидности. Какое-то время, особенно во многих развитых странах, еще можно проводить стимулирующую политику, учитывая, что на горизонте нет большой угрозы инфляции. Однако некоторые развивающиеся страны сталкиваются с другими трудностями, и не исключено, что им придется быстрее изменить свою монетарную политику.

ОТРАВЛЕННЫЕ ДЕНЬГИ

Теперь позвольте перейти ко второй проблеме, о которой я хотел сегодня поговорить, – это приток капитала на развивающиеся рынки. На самом деле, он напрямую связан с первой проблемой. 

Развивающиеся рынки восстанавливаются опережающими темпами, а развитым странам еще какое-то время придется сохранять низкие процентные ставки. Отсутствие синхронности приводит к непреднамеренным побочным эффектам, одним из которых и является значительный приток капитала на развивающиеся рынки. На фоне возобновления интереса к риску инвесторы стремятся извлечь выгоду из рекордно низких процентных ставок и скупают активы на рынках развивающихся стран.

Что же должны делать страны? Здесь вновь нужно с осторожностью искать равновесие. С одной стороны, мы хотим, чтобы капитал приходил на развивающиеся рынки. Мы хотим, чтобы многие развивающиеся страны уделяли больше внимания внутреннему спросу, а этому бы способствовало укрепление их валют. 

Но с другой стороны, очевидно, что приток капитала может быть дестабилизирующим фактором. Он может привести к чрезмерному росту национальной валюты, возникновению пузырей на рынках активов и финансовой нестабильности.

Я недавно вернулся из Азии – политики этого региона всерьез обеспокоены данными проблемами.

Так что же делать странам? Во-первых, замечу, что это практический, а не умозрительный вопрос. В распоряжении государств есть ряд инструментов. Во многих странах основной ответной мерой должно стать укрепление национальной валюты. 

Среди других инструментов можно назвать понижение процентных ставок, накопление резервов, ужесточение бюджетно-налоговой политики и меры пруденциального надзора за финансовым сектором. Частью комплексных мер может быть и контроль за движением капитала. Мы полностью открыты. Но нужно понимать, что у всех мер есть предел. Опять же, нужно подходить к этому прагматично.

СМЕРТЬ СТАРОЙ МОДЕЛИ

Третий момент, который я хочу обсудить, связан с источниками будущего экономического роста. 

Я думаю, что старая парадигма умерла или, по крайней мере, доживает свои последние дни. В рамках прежней модели мировую экономику подогревали неумеренные потребительские аппетиты домохозяйств в США и других странах, активно импортировавших продукцию экспортно-ориентированных государств. 

Сейчас видно, что у этой модели были серьезные недостатки. Потребление финансировалось за счет доступных и дешевых кредитов, от которых у многих сформировалась зависимость. Однако во время финансового кризиса поток легких денег иссяк, и потребителям пришлось завязать со своими привычками. А принимая во внимание начавшийся процесс сокращения доли заемных средств и маячащее на горизонте новое финансовое регулирование, можно предполагать, что массовое кредитование возобновится нескоро.

Изменится и поведение потребителей. Проблемы с семейным бюджетом и затяжная безработица приведут к росту сбережений. Кроме того, есть психологический момент. Пережив кризис, потребители, возможно, станут более осторожными: будут менее склонны брать взаймы и более охотно делать сбережения. Кризис и резкий рост безработицы могут надолго остаться в коллективной памяти.

Итак, для того чтобы добиться устойчивого роста мировой экономики, нужно, чтобы освободившееся место занял кто-то другой. Главные кандидаты – страны с профицитом счета текущих операций. И уже сейчас начинают просматриваться шаги в правильном направлении.

Китай и другие развивающиеся страны Азии постепенно переходят от ориентации на экспорт к развитию внутреннего спроса, чему способствует мягкая бюджетно-налоговая политика. 

Однако им еще предстоит пройти немалый путь. Переходу к новой модели помогло бы совершенствование систем социальной защиты, увеличение расходов на здравоохранение и образование, а также реформы, которые сделают более доступными кредиты. Кроме того, в числе прочих мер потребуется укрепление юаня и ряда других азиатских валют.

Помните, от этой новой парадигмы выиграют все. У мировой экономики появится новый двигатель. А мир благодаря уменьшению глобальных дисбалансов станет более безопасным местом и будет меньше подвержен кризисам. Все это отвечает и долгосрочным интересам Китая.

Но добьемся ли мы этого? Можно ли убедить развивающиеся страны отказаться от стратегии, которая сослужила им хорошую службу в прошлом? Смогут ли США существенно сократить дефицит бюджета и обуздать финансовый сектор, когда ускорится восстановление экономики? Вот главные вопросы.

ОБУЗДАТЬ ФИНАНСЫ

Четвертый, и последний, вызов политикам, о котором я хочу поговорить сегодня, связан с финансовым сектором. Все мы знаем, что ситуация, сложившаяся до кризиса, способствовала принятию чрезмерных рисков и росту доли заемных средств. Все мы знаем, что финансовый сектор развитых стран разрушил всю мировую экономику. Понятно, что нужно сделать все возможное, чтобы избежать повторения этих событий. 

Значит, мы должны провести реформы, которые сделают финансовый сектор более безопасным и стабильным. Конечно, тут нужно действовать осторожно, поскольку мы вовсе не хотим убить любые финансовые инновации.

Этот вопрос вызвал оживленные дебаты, и появляется немало хороших идей – особенно в Великобритании. Позвольте рассказать, что об этом думает МВФ

Во-первых, раз многие проблемы возникли на «Диком Западе» финансового мира, вне поля зрения регуляторов, нужно расширить сферу их деятельности. Чтобы предотвратить чересчур рискованные действия, необходимо повышать требования к объему и качеству капитала и запасу ликвидности, особенно в тучные годы. 

Кроме того, регуляторы и наблюдатели должны уделять больше внимания системно значимым институтам и их трансграничному взаимодействию. Это требует повышенной координации проводимой политики.

Помимо более совершенных правил, нам нужно более совершенное выполнение этих правил – а для этого необходимо усилить надзор и расширить надзорные полномочия. Новая система регулирования должна эффективнее бороться с заблуждениями и ложным успокоением. Это еще один урок кризиса. 

Кроме того, мы должны заняться проблемой управления рисками в финансовом секторе и разорвать связь между рискованным поведением и размером зарплат.

В связи с этим «Большая двадцатка» попросила нас изучить вопрос налогообложения финансового сектора. Это интересная сфера. 

Может ли налоговая система сыграть роль в борьбе с чрезмерным принятием рисков в финансовом секторе? Можно ли использовать ее для достижения законной цели – обеспечения справедливости и равенства в этом секторе?

Подойти к этому можно с разных сторон, и мы рассмотрим этот вопрос под разными углами и изучим все предложения. Финансовый сектор должен внести свой вклад в спасение системы и помочь снизить потребность в госфинансировании в случае нового кризиса. Я говорю об этом исходя из практических соображений, поскольку мне кажется, что парламентарии больше не согласятся на выделение такой же масштабной госпомощи, как во время нынешнего кризиса.

И здесь мы вновь сталкиваемся с задачей поиска «золотой середины». 

С одной стороны, финансовый сектор все еще остается в плохой форме. Ему понадобится новый капитал, поскольку качество активов ухудшается. В таких условиях ужесточение нормативов может стать препятствием для восстановления экономики. Не пытаемся ли мы заставить пациента делать физические упражнения, хотя он пока не может даже встать с кровати? С другой стороны, в атмосфере усиливающегося оптимизма мы видим признаки возвращения прежних привычек. Интерес к риску растет, что ярко проявляется на развивающихся рынках. Я уже говорил об этом.

Как же найти квадратуру этого круга? Волшебного средства нет, однако одно из возможных решений – снизить неопределенность в сфере регулирования. 

Озвучьте будущие требования и сроки их внедрения. Сейчас неопределенность в области регулирования порождает ложные стимулы. Она, например, может быть причиной рискованного поведения компаний: финансовые организации пытаются воспользоваться моментом и оторваться по полной сейчас, пока не наступили новые тощие годы. Это, несомненно, опасно, не в последнюю очередь для развивающихся рынков. А мы можем упустить время, если будем слишком долго медлить с реформами, и делать что-то будет слишком поздно.

За последний год мировая экономика добилась необычайного прогресса, однако сейчас, когда мы находимся на пороге восстановления, появляются новые непростые задачи. Как нам их решить? Мне кажется, что есть лишь один фундаментальный ответ – сохранить дух сотрудничества, который помог нам прийти к тому, что мы имеем сейчас.

Всем нам известны основные факты. Во время кризиса, возможно, впервые в истории, различные страны объединили усилия и сообща решали общие проблемы, а выиграла от этого вся мировая экономика. Именно поэтому мы избежали катастрофы и видим сейчас первые признаки восстановления.

Оригинал статьи
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 0 580 экспорт в блог
ТЕГИ:  Банки Великобритания Китай МВФ Макроэкономика Политика США Стросс-Кан Доминик