Рынок труда      о рынке труда     RSS

ITилизация мозгов

Программисты должны мыслить, как консультанты
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 26 3 332 экспорт в блог
Google заявил, что в ближайшее время планирует нанять 2076 специалистов разных профессий в разных странах. Ряд вакансий уже размещен на сайте компании. Все это – несмотря на то, что за этот год штат компании уже увеличился на 18% и насчитывал около 23 300 человек.

Итак, кризис кризисом, а ИТ-специалисты нужны и будут нужны всегда – вплоть до конца света, надо полагать. Счастливы те, кто это понимают и вовремя отдают детей учиться в соответствующие вузы.

И чадо ваше не будет знать бедности, коли трудолюбивым будет без меры, и да не опорочит его резюме длинный список работодателей, – на которых пахало оно всего-то по году-два на каждого…

ООО «Винты и шурупы» – программист. ООО 2 – программист. ООО 3 – старший программист. ООО 4 – главный программист. ООО «Гугл Россия» – программист, bitch! Я не ругнулся только что, а процитировал название должности основателя FacebookМарка Цукерберга. Именно это слово стояло в его визитке после слов «Я Генеральный директор». Кстати, наемная прыть Google объясняется не только ростом инноваций и необходимостью как-то справляться с двумя десятками свежеприобретенных компаний. Просто совсем недавно из Google сбежала целая группа программистов. Куда? В Facebook!

Будучи сам работодателем для молодых интеллектуальных кадров, я вовсе не сетую на то, что наших программистов забирают на Запад. В конце концов, мы же сами пользуемся теми технологиями, которые для нас производит «Кремниевая долина». Наоборот, с появлением такой безусловно правильной вещи, как «облачные вычисления», программисты всех ООО должны умереть как класс. Точнее переехать. Куда? Ко мне и в Google. Или просто к себе домой, чтобы стать гражданином мира – фрилансером.

Проблема в том, что качество нашего российского программирования, несмотря на все победы в международных олимпиадах, оставляет желать намного лучшего. Дело в том, что ИТ за время учебы в вузе не просто стремительно развиваются, они меняются так, что... Если бы вы 6 лет учились на нефтяника, получили диплом, а весь мир – бац! – и уже поголовно пользуется альтернативными источниками энергии. Уже года два как.

Современный программист может здорово сыпать терминами «пэхапэ», «друпал» и «майэскюэль», но реально засыпаться на теме «вставь-ка мне кнопочку «I like» от фейсбука на сайт». Он ее вставит, но работать она будет неправильно. Сегодня ИТ очень сильно консьюмезированы. Потребитель сам знает, чего он хочет.

Облачные вычисления, ПО по запросу, которое можно самому потрогать в любом месте мира и совершенно бесплатно, социальные сети со своими приложениями – все это диктует новую моду на спрос: «сделай мне, как в гугле». Во многом это обусловлено тем, что боссы, общающиеся с интернетом через секретарей, канают в Лету. Соответственно, и программисты, прикидывающиеся колдунами с черными цилиндрами и волшебными коробками, идут туда же.

Потребитель ИТ сегодня – человек просвещенный. Его нельзя обдурить. Либо ты делаешь ровно то и ровно на том, что он тебе говорит, и получаешь от него деньги; либо ты сам придумываешь, что же вообще может понадобиться твоему потребителю завтра, разрабатываешь это, превращаешь в стандарт потребления и получаешь за это Очень Большие Деньги.

Только в последнем случае ты уже не программист, а предприниматель. Меня как-то спросили: «С какого момента вы почувствовали себя консультантом?» С момента, когда я понял, что из 25 часов в сутки, выделяемых мною и мне на проект, на говорильню у меня стало уходить больше времени, чем на кодинг. А с какого (хочется сказать, рожна) момента я почувствовал, что я могу и должен стать предпринимателем? С того самого, когда понял, что и программиста за пояс заткну, и консультанту мозги вправлю. Все! Теперь я человек-фирма!

Я не говорю, что все программисты должны стать предпринимателями. Всех женщин мира объять невозможно, но нужно пытаться. Все программисты должны пытаться мыслить шире, чем они могут. Им это трудно в силу профессии. Пока тут все закодируешь, прокомпилируешь, отладишь, глядь – а на улице «оранжевая» революция. Но нужно пытаться.

И все-таки! Я не понимаю, чем мы хуже Индии. Понимаю, чем мы лучше Америки (эгоизму янки респект – они уже давно присвоили своей стране название целого континента). И не понимаю, почему все это не используется. В программистских олимпиадах побеждаем мы. Основу кода ораклов и майкрософтов пишут индусы. А новые перспективные офшорные разработки силиконовая долина начинает с китайцами. Может, действительно: скорей бы уж у нас нефть закончилась?

P.S.

У одного из моих клиентов самый лучший программист, разработавший для него очень неплохую систему анализа отгрузок, скоропостижно уехал в Америку, не оставив ни исходников, ни ключей к системе. И остановились отгрузки. И упала выручка. В первый же день. Растерянно-злобный взгляд моего клиента упал на молодого зеленого программера, оставшегося пока на родине. И спросил горе-работодатель это чадо: «Сколько времени тебе нужно, чтобы разработать вот такую же программу?» Ответ был молниеносным: «3 колы и пять Pringles. К утру сделаю».

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

25.11.2010 18:57 quick-justice.livejournal.com
У вас, простите, все немного в кучу.

Основную массу кода пишут индусы и китайцы по той же причине, по которой они шьют майки и джинсы. Их много и они дешевые. Большая часть того, что делается в коде, если задача уже поставлена – не великого ума дело, наливай да пей. Нам на этом поле с ними конкурировать невозможно – рабочей силы мало и она дорогая. И, кстати, более квалифицированная. Поэтому у Российских контор другая ниша – более заковыристые задачи, где простым наливай да пей не отделаешься. Это в среднем по больнице, конечно. Есть девиации туда-сюда, но в срденем – так.

Далее. Программист при всем желании не может быть консультантом. У него другой склад ума и другие задачи. Это инженер, технический работник. Это все равно, как требовать, чтобы консультантом был специалист по разработке двигателей внутреннего сгорания, к примеру. Он совершенно не понимает, что нужно рынку, он может быть даже не умеет связно выражаться – все, что он умеет – это офигенно строить внутренности двигателей, этим он и занят за большие деньги. И чтобы он мог этим заниматься, между ним и рынком существует ряд других людей, которые доводят до него задачу уже в том виде, который ему понятен. С сформулированными на его языке требованиями. Если он сам будет заниматься всем этим – он врядли будет лучшим специалистом по разработке собственно двигателей.

Значит, есть у нас при программисте менеджер, есть бизнес-аналитик. Вот они-то действительно думают как консультанты. Вникают в бизнес заказчика, помогают поставить задачу, формализовать ее, подсказывают наилучшие варианты решения. Но эти люди уже и сейчас есть и если вы обратитесь к приличному аутсорсеру – в том числе и российскому – вы с ними и будете работать.

Если же речь идет о внутреннем айти, вам придется иметь их в штате. Да, они стоят дорого, но они нужны. Потому что нет и не может быть у инженера, который решает сложнейшие инженерные задачи, нужной широты мышления – он точный инструмент, он не мастер на все руки. Если же есть желание нанять внутрь одного человека, который сделает все с головы до пят – но мы же дом так не строим? Есть архитектор, есть прораб, есть строители. Разные роли. И никого не удивляет что один и тот же человек не вычерчивает проект и потом не роет сам же лопатой под него котлован.

Проблемы, описанные в статье – это больше, мне кажется, попытка сэкономить на айти за счет сокращения команды. Но такое не бывает. А если все по правилам делать – будет и консалтинг, будет и инжиниринг, будет и результат.
26.11.2010 14:43 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
С последним абзацем вашего коммента не согласился Дмитрий Пелипенко (внизу). У меня тоже есть возражения. То, о чем я пишу (облачные вычисления, аутсорсинг и т.п.), это не попытка «сэкономить на ИТ за счет сокращения команды», а констатация факта наличия тренда. К сожалению, будучи все время в дороге, мне было легче и быстрее отвечать на комменты с конца и только сейчас до вашего добрался. Но «внизу» я уже написал о том, что карманные программисты всех ООО умрут как класс.
По поводу «наливай да пей». У тех же индусов все оффшорные разработчики обладают штатом постановщиков задач и продавцами, умело продающими их услуги «на запад». Так что дело не только в количестве «рук, по клавишам бьющих».
Насчет программиста, который не должен становиться консультантом, согласен, если не может. А если может и не хочет, то не должен сидеть в ООО. Ибо грех это. И товарищу Prodigy я это очень подробно расписал.
Внутреннее айти… Это конечно же тема отдельных посиделок. Если коротко, то никакого внутреннего айти, в традиционном понимании этого термина, в скором времени не будет. Серверы – в профессиональных защищенных ЦОДах. ПО – в «облаках». Сетка? АТСки? Какое IT? Будет только один CIO, который быстро и смело разберется с любой проблемой ибо он – стратегический партнер Генерального.
26.11.2010 16:41 quick-justice.livejournal.com
Ну, как работник отрасли и при чем – как раз этой самой сферы что хочу заметить. Во-первых, у вас романтические представления о том, как устроена индустрия в Индии. Повторюсь, там есть высокопрофессиональные команды, но они нетипичны. И дороги. В основном все же это просто рабсила. Дешевая, массивная и безмозглая. И если заказчик сам не в состоянии ее проконтролировать – результаты могут быть крайне противоречивые, если не сказать провальные. Поверьте, я знаю о чем речь – как раз сейчас мы спасаем один проект, который один далеко не последний мировой брэнд заказал в Индию. По нашим ожиданиям, до половины того, что там сделано, придется выкинуть в урну. При этом мы стоим в два раза дороже, но заказчик пришел к нам. Случай не единичный, скорее – совершенно стандартный в тех ситуациях, когда заказчик не до конца понимает, какого рода товар он покупает в Индии за не очень большие деньги.

Облачные вычисления давайте не будем приплетать к разговору, поскольку это просто технология и она никак не сказывается на трендах в сфере услуг. Технология, кстати, дорогая и с рядом серьезных ограничений. Про аутсорцинг, менеджмент, смерть простых программистов – я не думаю что вы хотя бы приблизительно правы. Это как говорить, ларьки на углу умрут, как класс, уступив место супермаркетам. Есть разный товар на рынке, есть разный покупатель. Типичному ООО не по карману услуги серьезного аутсорцера, они ему и не нужны, хватит и эникейщика. Нужны хорошие услуги – пожалуйста, есть фирмы с полным циклом, постановщиками, бизнес-аналитиками, архитекторами, кодерами – всем, чем надо. Есть и в России, и работают. Главное для покупателя – найти своего продавца, но это не проблема программиста, как профессионала. Это проблема несовершенства и отсталости самого рынка. Это постепенно выравняется.

А внутренний айти... Не отомрет. По массе вовсе не технических причин. Это скорее связано с безопаснсостью, интеллектуальной собственностью, а также скоростью операций. Есть организации, в которых внутренний айти имеет смысл. Поэтому, простите, не совсем я согласен с вашим взглядом. Складывается впечатление, что вы не нашли своего поставщика, столкнулись с трудностями и расстроились. Это случается на этом рынке к сожалению часто и действительно в поисках партнера люди набивают шишки. У многих не хватает духу сказать – вы не наш клиент, идите к таким-то и таким-то. Потом люди расстраиваются. Но это, согласитесь, другая проблема.
25.11.2010 19:25 Semenych
Как-то сумбурно и в кучу. Совет: вдумчиво читать про состояние потока и думать почему в Гугл так заботятся об эргономике. В IT есть разные люди и разные ниши – одна из них консультант широкого профиля. Но это одна из. JIT компилятор такой консультант не родит никак и никогда.
26.11.2010 09:05 Prodigy (Виталий Сергеевич)
Хороший программист, знает себе цену (потому что их реально мало). Особенно в регионах. И он и я не буду писать прогу за кока колу и жвачку, хоть даже если уйдет на это 5 минут. А вот из за таких зеленый программистов которые любят делать на халяву, бизнес портиться и представление о программирование.
26.11.2010 10:10 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
Их действительно исчезающе мало. А те, кто остаются в своих регионах, начинают набивать себе цену перед необразованной публикой. Судите сами: в вашем коротком комменте вы допустили три пунктуационных и пять грамматических ошибок. Владея (допускаю, но сомневаюсь) несколькими языками программирования, вы наплевали на язык русский. Вот так вы и программы свои пишите, не проверяя ничего. Зачем было писать, если не умеете этого делать? Вопрос не только к графоманам, но и ко всем программистам, "знающим себе цену". А про колу вы просто не поняли о чем там.
26.11.2010 12:59 scau (Сергей Даровских)
"пишете"

Вы бы, батенька, свои граммар-наци замашки оставили, у вас все равно не получается. А в комментариях вам всё верно пишут, и Виталий Сергеевич, и особенно Денис Марголин.
26.11.2010 13:53 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
Отлично! Хоть кто-нибудь еще заметил?) А то мне начинает казаться, что блогизация русский язык скоро совсем похоронит. От ИМХО до "мне нравиться", как говорится, один шаг.
"Команда E-xecutive любит Ричарда Брэнсона. Более характерного персонажа из области экономики знаний, пожалуй, не сыскать: предприниматель создал свою империю без привязке к трубе, все его бизнесы базируются на экономике знаний и благодаря этому очень успешно конкурируют." И, кстати, что это за словосочетание такое "экономика знаний"?
Или вот Www.globalcio.ru: "Хотим мы того или нет, но информационные технологии в широком смысле — самый заметный феномен из появившихся в конце XX веке в жизни общества."
Это третье предложение текста Манифеста ИТ директоров страны. Висит на главной страницы их сообщества.
26.11.2010 14:00 scau (Сергей Даровских)
:)

Да все равно эти тексты никто не читает, мне кажется. Все эти манифесты – для галочки. А насчет языка вы зря беспокоитесь, в худшем случае он просто впитает в себя новые нормы, и всё. И придется вам привыкать к "нравиться" )
26.11.2010 14:17 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
Знаете, если мы легализуем "мне нравиться", я уйду в монастырь или уеду в Америку)
26.11.2010 11:07 Prodigy (Виталий Сергеевич)
1.Набивать цену? В регионах программисты на много меньше получают, чем в Москве. И виноваты не программисты, а централизация России (весь it-бизнес в Москве). Поэтому в регионах программисты не развиваются по своему профилю, а переходят в сисадмины или вообще другую отрасль (например обслуживание банкоматов). В этом главная проблема наших iтилизаций мозгов.
2. По поводу ошибок. Написал быстро за 1 минуту. Это комментарий это, не статья. Не судите строго)
26.11.2010 14:11 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
Да я не сужу, я зужу  Давайте по порядку. В регионах ВСЕ получают меньше, чем в Москве. И региональные программисты в этом почти не виноваты. Почему почти? В своей статье я хотел нарисовать другой карьерный путь нашего программиста. Не нужно сразу после ВУЗа идти в ООО Винты и гайки. Это – тупиковый путь. Я пророчу здесь наискорейшую «смерть» карманным программистам и даже сисадминам. Если вы побеждаете в олимпиадах, идите в компании, занимающиеся разработкой профессионально. Да, там будет конкуренция, но именно там вы сможете стать профессионалом. А потом, если сможете, станете фрилансером. И регионы вам будут не помеха, потому что, несмотря на мое же эмоциональное утверждение про индусов и китайцев, я знаю несколько команд фрилансеров, сидящих в новосибирсках-красноярсках, которые отлично делают новые функции для международных софтверных компаний. Не о гуглах речь конечно, но ведь не гуглом единым) И зарабатывают эти ребята по факту каждый больше, чем иной «прогер», считающий себя интеллектуальным королем московского ООО.
26.11.2010 16:46 quick-justice.livejournal.com
Неправда, кстати. Мы работаем в Питере, у нас отличный филиал в Воронеже – настоящие профи, нам очень нравится с ними работать. Там, где сохранились технические школы, все вполне неплохо.
26.11.2010 11:09 balmer (Дмитрий Поскряков)
"Потребитель ИТ сегодня – человек просвещенный." и сами же приводите пример непросвещённого потребителья "У одного из моих клиентов самый лучший программист, разработавший для него очень неплохую систему анализа отгрузок, скоропостижно уехал в Америку, не оставив ни исходников, ни ключей к системе."

«3 колы и пять Pringles. К утру сделаю» – да, бывают идиоты, которые не умеют оценивать сроки и забывают о тестировании продукта.

Кстати возвращаясь к "скоропостижно уехавшему программисту", а если у этого работодателя уволится админ, так вообще будет ахтунг – все компьютеры придётся на свалку выбрасывать чтоли?????
26.11.2010 14:23 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
Ну я для того и привел этот пример. Кстати, этот же заказчик в скором времени, вы не поверите, сам стал "программировать". Почему в кавычках – потому, что выверять клиентскую базу данных с помощью глубоких знаний Excel или поверхностных навыков составления запросов и применения функций в MS Access должен уметь каждый руководитель. Не важно чем он при этом руководит. Главное, без детального понимания информационных взаимосвязей сегодня нельзя руководить ни одним мало-мальски прибыльным предприятием. Революционно? Не думаю. У нас так по факту и происходит. Российским бизнесом правят и будут править "математики"
26.11.2010 11:18 Дмитрий Пелипенко
quick-justice.livejournal.com: "Проблемы, описанные в статье – это больше, мне кажется, попытка сэкономить на айти за счет сокращения команды. Но такое не бывает. А если все по правилам делать – будет и консалтинг, будет и инжиниринг, будет и результат."
Не соглашусь на 100 %. Если программист работает в компании долго и с момента внедрения системы, он волей не волей автоматизируя процессы каждого отдела компании, начинает понимать суть процессов, которые он автоматизирует. Как результат – он становится чуть ли не единственным спецом, которые знает процессы всей компании (которые автоматизировались естественно) и "снутри" и "снаружи".
Именно он знает ответ на вопрос кого и как "зацепят" изменения того или иного процесса
26.11.2010 14:45 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
А разве это хорошо, что он "чуть ли не единственный"?
26.11.2010 16:44 quick-justice.livejournal.com
то, что вы описали – яркий пример несовершенной инфраструктуры, завязанной на единственного человека )
26.11.2010 11:32 dvim (dvim M)
Я так и не понял о чем статья.
То что ИТ состоит из консультирования + программирования ?
То что внутренние разработчики не нужны ? (Только кто будет ТЗ ставить и адаптировать коробки? Внешние косультанты за 100$/час ?)
26.11.2010 14:47 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
Я тут наотвечал много другим комментаторам. Вы почитайте пожалуйста, если не трудно. Если что-то останется непонятным, я готов ответить с удовольствием.
26.11.2010 15:05 dvim (dvim M)
Ну тут одно удивляет ."Я пророчу здесь наискорейшую «смерть» карманным программистам и даже сисадминам"

Начнем с сисадминов, кто их заменит. Аутсорсеры ? В реальности при парке больше 30-50 машин это дороже и (или) хуже.

Ит в компаниях – тут тема тоже двояка. После внедрения большинства решения остается много вопросов и необходимых изменений. Отдавать на аутсорс их сложно – по причине слабой формализованности и большой цены.

Специалист, который получает 300р в час, нам продается "в розницу" по цене 2200.
Что делает бизнес?
Мелкий ищет "халтурщиков" и "ИП", Средний и Крупный набирает в штат.
29.11.2010 22:21 dslinkov (Дмитрий Слиньков)
В том то все и дело, что мелкому не нужно искать халтурщиков. Сейчас есть вполне профессиональные команды, которые обеспечивают вам "сисадминсервис 24 Х 7". Я сам являюсь пользователем таких услуг, хотя и не считаю себя "мелким" :)
Я готов переплачивать за то, что не буду зависеть от личности (зачастую еще весьма несформированнной) незрелого, немытого, невписывающегося в нашу корпоративную культуру сисадмина.
01.12.2010 21:35 dvim (dvim M)
Про "мелкий" я писал что он не может переплачивать,но и платить зарплату фулл тайм тоже не может – потому использует труд "халтурщиков" (зачастую за кеш).

Про "сисадминсервис" – есть у него и свои плюсы и минусы.
Я по своей поле деятельности встречался больше со "разработчиками".
"Я готов переплачивать " – все таки разница между 300 и 2200 руб/час огромна, не весь бизнес выдержит!
26.11.2010 17:13 http://unclejosef.livejournal.com/
Интересная статья.
1. Проблема постановки задачи до сих пор остается самой сложной для программиста. Эксперт не всегда может правильно поставить задачу, он живет в мире других объектов и для него мовершенно не понятны поля, ключи т.п.
2. Клиент часто хочет "Магическую кнопку", реализация котрой или невозможна по определению или требует затрат ресурсов не соизмеримых с бюджетом проекта. Поэтому часто требуется консультация независимого специалиста в области.
Мой опыт показывает что очень хорошо иметь опыт как в области разработки, так и глубокие знания предметной области.
26.11.2010 18:44 pravdolub (Norton)
Читаю статью и комментарии и удивляюсь :)
Ну и что такого "серьёзного в Facebook? с точки зрения программирования?
Другой пассаж. Программисты умрут или уедут. Те, которые смелые и авантюрные давно уехали, сейчас уезжать некуда – там кризис и полно дешёвых индусов и их прибывает. И не умрут – так как "облачные" или SaaS ещё не скоро в России будут – по простой причине – юридической. Они даже в Европе не так скоро развиваются именно по этой причине.
Хотя согласен – это действительно всё ускоряющийся тренд.
Программисты вряд ли когда-либо станут консультантами – ментальность не та. И бизнес процессы они тоже вряд ли сами осилят, для этого надо быть в бизнесе и иметь соответствующее образование. Специально один раз одного грамотного ABAPера поставил и.о. руководителя проекта – он сразу испортил отношения с заказчком (естественно я выправил, объяснив причину). А испортил просто – много говорил слово "нет или не знаю", что в России типично.
Могу на эту тему долго говорить, а смысл? За что агитация то? Назовите мне хотя бы одну чисто Российскую серъёзную разработку, которая вышла на экспорт? Антивирусник Касперского? Я предпочту TrendMicro или AVG.
Дайте мне пример tier 1 ERP
30.11.2010 06:14 AlexejP (Алексей Пахомов)
Вообще-то не силиконовая, а кремниевая долина.
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП