Передел автопрома     

Гибрид от олигарха: что это будет

Как выглядит автомобиль, который собирается выпускать Михаил Прохоров
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 8 11 304 экспорт в блог
В распоряжении Slon.Ru оказались изображения и подробные технические характеристики машины, которую намерен выпустить в России Михаил Прохоров. Это презентация, которую разработчик автомобиля «Яровит Моторс» сделал для потенциальных инвесторов в конце прошлого года. Завод до сих пор выпускал лишь тяжелую спецтехнику под маркой Yarovit, а теперь взялся сделать совсем компактную модель класса «А», четырехместный гибрид – для рынка, на котором компакты принципиально непопулярны. Но Прохоров планирует инвестировать в проект около €100 млн евро уже на начальном этапе. А Владимир Путин, по некоторым данным, хотел бы, чтобы новая машина производилась на «АвтоВАЗе».


«Эко» за «Оку» | Выбор площадки 

«ЭКО» ЗА «ОКУ»

Работа над проектом началась два года назад

 
Прямая речь «Мы первыми решили выпускать электромобили в России» Официальный представитель «Яровит Моторс» Анастасия Аксентий
о том, почему Михаил Прохоров выбрал для своего проекта «Яровит»:

Этим проектом вместе с Михаилом Прохоровым занимаемся именно мы, а не ГАЗ и не «Соллерс», потому что именно мы первыми решили выпускать электромобили, первыми взялись разработку этого автомобиля. Работа над этим проектом началась еще два года назад. Хотя пока еще трудно сказать, когда именно автомобиль встанет на конвейер и кто будет поставлять детали, необходимые для производства. Руководит проектом лично президент группы компаний «Яровит» Андрей Бирюков.
 
, и еще два года уйдет на подготовку «машины Прохорова» к производству. Пока автомобиль существует лишь в чертежах. С технической точки зрения, «Эко» (рабочее название) представляет собой однообъемник c гибридным мотором: в одном режиме автомобиль приводит в движение электродвигатель и питает литий-ионная батарея, в другом – активизируется 0,6-литровый двигатель внутреннего сгорания на сжатом природном газе. На суммарном резерве энергии автомобиль может проехать до 400 км. В крышу машины встроена солнечная батарея в качестве дополнительного источника питания.


По размерам «Эко» – нечто среднее между Daewoo Matiz и Lada Kalina (см. таблицу). При этом автомобиль значительно превосходит по цене (€9000 евро) даже недорогие иномарки вроде Peugeot 107 и Chevrolet Spark. А по максимальной скорости прохоровская малолитражка (120 км/ч) уступает всем своим конкурентам, даже «Жигулям» и снятой с производства в прошлом году «Оке». Последнюю экология как раз и сгубила: после того как в России начал действовать запрет на двигатели с экологическим стандартом ниже «Евро 3», на «Оку» пришлось поставить новый китайский мотор. Из-за этого модель подорожала почти вдвое и оказалась никому не нужна.

«Эко» достаточно широкий, но, тем не менее, предполагается, что внутри смогут разместиться лишь 4 человека. Дополнительно можно, правда, установить детское кресло. Главное достоинство гибрида: он расходует меньше топлива, чем «одноклассники» – 3,5 литра на 100 км.

У модели будет несколько опций, достаточно редких даже для дорогих иномарок: например, автоматические сдвижные двери, которые открывает дистанционный «ключ зажигания» с дополнительными функциями телефона, навигатора и аудио- и видеопроигрывателя. Ключ, представленный в презентации, с виду неотличим от «айфона». Другой достаточно дорогостоящий «аксессуар» – стекла с эффектом «хамелеон». Впрочем, цена, которую обещает производитель, для гибрида и без этих «наворотов» невысока. А значит, скорее всего, редкие опции отпадут сами собой, как это часто бывает, когда концепт доходит до серийного выпуска.

Впрочем, в «Яровите» признают: для того, чтобы удержать заявленную цену, необходимо делать несколько сотен тысяч таких автомобилей в год. Но собирать столько машин в России бессмысленно. Весь рынок машин класса «А» даже до кризиса не превышал 50 000.

Невысок в России и уровень экологической сознательности граждан: мало кто захочет платить больше за дружелюбную к природе «яромашинку». Даже крупные иностранные концерны, которые выпускают гибриды для других рынков, не везут их в Россию из-за отсутствия спроса. «Мы попросили наших дилеров провести опрос среди клиентов, и выяснили, что пока интереса к гибридам в России нет», – рассказал Максим Полозков, официальный представитель компании Honda в России.

ВЫБОР ПЛОЩАДКИ

Источник Slon.Ru на «АвтоВАЗе» заметил, что во время встречи Михаила Прохорова с Владимиром Путиным премьер настаивал на том, чтобы бизнесмен развивал проект совместными усилиями с Волжским автозаводом. Впрочем, сам «АвтоВАЗ» уже несколько лет как отказался от мысли сделать экологически чистый автомобиль. «По всем расчетам выходило, что цена на такую модель будет слишком высокая», – пояснили на заводе. Пока переговоров между «АвтоВАЗом» и «Яровитом» нет. «АвтоВАЗ» ориентирован на Renault. А так как у французов есть собственные разработки в этой сфере, скорее всего, форсировать диалог производитель не станет. Но выпуск «Эко» на «АвтоВАЗе» не поможет качественно сократить издержки: слишком много у тольяттинцев собственных проблем.

У самого «Яровита» не было планов привлекать к работе других российских производителей. Завод «Яровит-Моторс» в Санкт-Петербурге действует с 2003 года. Здесь выпускают тягачи, самосвалы и бетономешалки. Производитель входит в группу компаний «Яровит», подразделения которой распределены между Минском, Москвой, Санкт-Петербургом и Туркменистаном. Холдинг возглавляет бизнесмен Андрей Бирюков, которого с Михаилом Прохоровым связывают не только деловые, но и дружеские отношения. Помимо автомобилестроения, «Яровит» занимается энергетикой, строительством коттеджей, розничной торговлей и банковским бизнесом.

Во втором полугодии 2010 года «Яровит Моторс» планирует начать строительство нового, второго автомобильного завода на территории Санкт-Петербурга. Изначально предполагалось, что завод станет базой для партнерства с неким иностранным производителем крупных грузовиков. Но она пока так и не состоялось. По словам представителя «Яровита», где точно будет производится «Эко», еще не определено. Однако, с большой вероятностью, если легковушка когда-нибудь вообще дойдет до конвейера, выпускать ее будут именно здесь. Завершить строительство завода планируется к концу 2012 года.

Впрочем, где именно собирать машину – не самый важный вопрос для «Яровита» и его партнера Прохорова. Сложности, куда вероятнее, могут возникнуть с компонентами, считают специалисты. По мнению сотрудника НИИ Автотранспорта Сергея Мороза,  чтобы организовать в стране сборку «Эко», потребуется договориться о том, чтобы на него работали сразу несколько крупных оборонных заводов страны. А общая стоимость запуска новой модели в производство обойдется в около $1 млрд, подсчитали в ИК «Финам».

Тем не менее, Михаил Прохоров планирует инвестировать на первоначальном этапе около 100 млн евро в развитие проекта, а взамен получить долю в предприятии, говорят в «Яровите»; конкретный размер доли пока не известен. В «Онэксим-групп» Прохорова не подтверждают, но и не опровергают этих данных. Впрочем, даже если считать, что инвестиции, необходимые для строительства производственной площадки, у «Яровит Моторс» есть, надолго средств, выделенных миллиардером, не хватит. Ведь только на разработку платформы нужно вдвое больше, а это – лишь основа для будущего автомобиля. А значит, будущее гибридного компакта будет напрямую зависеть от благосклонности чиновников.

Главные конкуренты для легкового «Яромобиля»
Параметры моделей, с которыми будут сравнивать автомобиль Михаила Прохорова
Технические характеристики Яровит Эко Daewoo Matiz Chevrolet Spark Peugeot 107 Opel Corsa СеАЗ Ока ВАЗ 2105 ВАЗ 11173
(Lada Kalina)
Длина (мм) 3 657 3 495 3 495 3 435 3 729 3 200 4 130 3 850
Ширина (мм) 1 800 1 495 1 495 1 630 1 608 1 420 1620 1 700
Высота (мм) 1 600 1 485 1 518 1 470 1 420 1 400 1446 1 500
База (мм) 2 350 2 340 2 345 2 340 2 443 2 180 2 424 2 470
Снаряженная масса (кг) 700 790 775 835 855 665 995 1 080
Максимальная скорость (км/ч) 120 152 145 150 170 150 152 160
Расход топлива (на 100 км) 3,5 5,2 4,2 4,6 5,5 4 7 5,7
Вместительность (человек) 4 5 5 5 5 5 5 5
Цена (руб.) 373 808 176 000 295 000 342 500 461 600  -* 157 400 266 800
* Автомобиль не выпускается с 2009

ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ КОМПАНИЙ

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 8 11 304 экспорт в блог
ТЕГИ:  Автопром Онэксим Прохоров Михаил