Экономическая наука          RSS

Философия налогообложения 

Грег Мэнкью: «Люди должны получать то, что заслуживают. Может быть, средний учитель  приносит больше пользы, чем средний банкир, но это не та польза, которая нас интересует» 
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 11 3 962 экспорт в блог
Проблема неравенства никогда надолго не уходит из политических дискуссий. Даже посреди кризиса многие страны думают о том, как бы изменить систему налогообложения. Нынче кроме популистских желаний обложить специальным налогом банкиров, как это сделал Гордон Браун в Великобритании, на первый план выходит вопрос выплаты государственных долгов. Рано или поздно большинству стран придётся повысить налоги, чтобы заплатить за сегодняшнюю фискальную политику. К сожалению, даже после десятилетий споров на эту тему экономисты не могут дать четкой рекомендации для построения наилучшей налоговой системы.

Проблема, как  это ни удивительно, в философии. Экономисты легко могут рассказать, как эффективнее всего достичь заданной цели, но их наука не помогает в выборе этой цели. Традиционный подход, сформулированный в так называемой теории оптимального налогообложения, опирается на утилитаризм.

В XIX веке философы во главе с англичанами Джереми Бентамом и Джоном Стюартом Миллем предложили считать благосостояние общества как простую сумму благосостояний всех его членов. Не будем углубляться в подробности, но в итоге это ведет к налоговой системе, где ставки налога определяются тем, насколько вам приносит пользу лишний рубль дохода. Естественно, на практике государство этого знать не может и тем более не может придумывать отдельную ставку для каждого, но можно попробовать приблизить систему к утилитаристскому идеалу. Этим уже в 70-х годах XX века занимались Джим Миррлис и Питер Даймонд. Но чем дальше, тем более очевидным  становилось, что сама предпосылка утилитаризма во всех моделях вызывает большие сомнения.

Свежее эссе гарвардского экономиста Грега Мэнкью, бывшего советника Джорджа Буша, показывает, что утилитаризм плохо работает как основа для налогообложения. К нему есть претензии и у правых, и у левых. Первым не нравится, что доход рассматривается как что-то выданное сверху и, соответственно, то, что можно отнять для общественного блага, а не честную плату за что-то. Вторые, во главе с философом Джоном Роулзом, предлагают считать благосостояние общества по положению самого бедного из его членов. Такой подход потребует намного большего перераспределения доходов. Экономистам трудно спорить с очевидными пробелами в их теориях, но еще труднее сменить предпосылки. С одной стороны, мало кто согласен, что государство вообще не нужно, а значит, не нужны и налоги. С другой – теория Роулза потребует таких чудовищных неэффективностей, что даже самые левые из нормальных экономистов ее отвергают.

Да, утилитаризм не идеален в качестве моральной основы для налогов, но, как минимум, он работает и дает нам ту систему, которую хотело бы видеть большинство. До сих пор предложить достаточно удобную альтернативу не удавалось. И тут Мэнкью, известный в первую очередь в макроэкономике (а налоги, как правило, считаются одной из областей микро-), а не моральными изысканиями, в эссе без единой формулы предлагает что-то похожее на альтернативу. Для простоты ее можно назвать теорией либерального налогообложения, хотя, как будет понятно дальше, это совсем не то, что обычно предлагают либертарианцы, хотя, возможно, я ошибаюсь, и все это уже встречалось у кого-то другого.

В основе теории Мэнкью – идея о том, что люди должны получать то, что заслуживают. Но это не имеет ничего общего с привычным нам лозунгом «по потребностям». Заслуги оцениваются не абстрактно, а по цене, которую за них готовы платить другие. Например, может быть, что средний учитель и приносит больше пользы, чем средний банкир, но это не та польза, которая нас интересует. Если кто-то готов платить банкиру его зарплату и его бонусы, то он их заслужил. Учитель получит меньше не потому, что он бесполезен, а потому, что его работу могут выполнять больше людей. По крайней мере, об этом нам говорят цены. Соответственно, будет справедливо, если после налогов  у банкира останется больше.

Налоги нужны для оплаты государства. Важность тех или иных его функций – предмет для отдельного спора, но опять же, большинству очевидно, что многие из них нужны. Например, почти никто не спорит, что нужна четкая и работающая правовая система, поддерживающая права человека, в частности, права собственности. Для этого нужны суды, полиция, оборона и так далее. Все это теоретически может предоставляться частным сектором, но это не всегда удается, потому что каждый отдельный человек не захочет платить за систему, которая защитит его в любом случае. Как раз тут Мэнкью уходит от стандартного подхода либертарианцев. Он полагает, что богатые люди больше выигрывают от этих функций государства. Хотя в жизни они обычно редко сталкиваются с полицией и судами, очевидно, что им больше, чем другим, важно соблюдение прав. Соответственно, логично будет брать с них больше налогов. Насколько больше, сказать трудно, если вообще возможно. Но это ничем не отличается от проблемы выявления пользы от доходов у утилитаристов. И там, и здесь можно придумать обходной путь.

Точно так же можно объяснить поддержку бедных. Достаточно предположить, что от нее выигрывают и богатые, например, через снижение криминала или просто из заботы о ближнем. Проблема появится, когда мы заговорим о тех частях государства, которые явно не приносят больше прибыли богатым, чем бедным. Сегодня почти в любой стране таких очень много, например государственная медицина, образование, государственные пенсии, пособия по безработице и так далее. Получается, что за них, наоборот, бедные должны платить больше, чем богатые, и поскольку в большинстве стран эти расходы составляют большую часть бюджета, то получается, что система должна быть регрессивной. На это никто не согласится. Мэнкью не говорит, что делать в этом случае, так что за него придется додумывать кому-то другому. Покой нам только снится.

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

03.03.2010 13:48 simple.simon (Саймон Канамитович)
А что касается социальных благ, то их и нужно записывать в социальные налоги и усиливать роль муниципалитетов (в ущерб – федеральным или республиканским) в их распределении. Вот на это центральные власти особенно неохотно идут.

Богатые муниципалитеты будут заинтересованы в том, чтобы быть окруженными благополучными муниципалитетами, т.е. будут делать тоже, что и богатые граждане по отношению к бедным. Способствовать снижению криминала, повышению уровня образования и благосостояния всего региона.

Налоги ведь такая штука – пока не удивишь, как это отражается на тебе и близких – непонятно, на что же они действительно идут.
03.03.2010 17:53 duboff (Михаил Дубов)
Да, я пожалуй согласен, хотя к моей теме это не имеет прямого отношения. Разве что если представить, что сама по себе правильная налоговая система может решить некоторые из проблем, которые мы сегодня решаем госрасходами, через конкуренцию.
03.03.2010 20:13 kray-zemli.livejournal.com
Ну что можно сказать. Регрессивная шкала -- это нынче модно. Неудивительно, что экономисты её массово пропагандируют. То ли им приплачивают за это, то ли просто выпендриваются, что типа умеют влезать в новые тренды.

Банковская, да и вообще Финансовая сфера -- это легализованное мошенничество. Сейчас всё больше и больше людей это понимают. Есть, например, такая деятельность, как доверительное управление активами. Принцип доверительного управления простой: часть прибыли клиента присваивается управляющим как премия, а вот убыток остаётся у клиента полностью. Особо ушлые управляющие ещё и процент от суммы независимо от доходности берут. Про сравнение доходности пафосных фондов и обезьяньих портфелей в период бума наслышались все. Странно, что лохи всё же нахаоядтся. Да что там доверительное управление, примеров много можно привести. Тут всё точно так же, как с лохотронами на базаре. Только на базаре куплены местные менты, и поэтому "типа всё честно", а в глобальных финансовых лохотронах куплено правительство, поэтому тем более "всё честно".

Все эти вот управляющие, охрененно "полезные" и "эффективные", судя по их заработкам, как раз и привели к развалу экономики. Бонусы они получали из наворованного (из прибыли). А вот за убытки они отвечать не хотят. Народ, видите ли, отвечать должен, быдло, видите ли, всё стерпит. Даже из госпомощи эти "эффективные" управленцы очень "эффективно" выплатили себе неплохие гонорары. В америке даже скандал по этому поводу был. Ну, а в россии "каждый знает своё место" и поэтому даже никто и не обращал на такое внимания. И после этого они теперь требуют регрессивную шкалу! Отберите, дорогие государственные "партнёры", пожалуйста денежки у народа, а то нам себе бонусы не с чего платить. Это, фактически, ни что иное, как регресс к феодальному строю. В россии про феодальный строй уже все и так знают. Но вот что тенденция общемировая -- это пугает.
04.03.2010 06:26 kray-zemli.livejournal.com
"Приватизация прибыли, национализация убытков". Так сейчас называется эта тенденция.
04.03.2010 14:01 duboff (Михаил Дубов)
Я не буду комментировать весь тот бред, который вы написали, только замечу, что регрессивная шкала упомянута у меня как раз в негативном контексте. И у Менкью и у меня ясно, что на самом деле она нам не нужна, просто если следовать определенной логике, то можно прийти именно к ней. Нам как раз нужно придумать, почему регрессивная шкала не справедлива. Просто сказать не справедлива потому, что не справедлива нельзя. Нужно иметь некоторую теорию общественной полезности. Об этом статья.

Еще замечу, что никто никого не заставляет платить большие деньги банкирам. Им их платят добровольно. Значит они кому-то приносят достаточно пользы.
04.03.2010 14:01 duboff (Михаил Дубов)
Я не буду комментировать весь тот бред, который вы написали, только замечу, что регрессивная шкала упомянута у меня как раз в негативном контексте. И у Менкью и у меня ясно, что на самом деле она нам не нужна, просто если следовать определенной логике, то можно прийти именно к ней. Нам как раз нужно придумать, почему регрессивная шкала не справедлива. Просто сказать не справедлива потому, что не справедлива нельзя. Нужно иметь некоторую теорию общественной полезности. Об этом статья.

Еще замечу, что никто никого не заставляет платить большие деньги банкирам. Им их платят добровольно. Значит они кому-то приносят достаточно пользы.
05.03.2010 07:33 kray-zemli.livejournal.com
В ипотечную пирамиду тоже играли добровольно, а бабахнуло по всем.
05.03.2010 16:43 duboff (Михаил Дубов)
Правильно, но что из этого следует? Мне кажется, что это означает, что надо быть умнее, а не что надо все запретить.
10.03.2010 22:52 kray-zemli.livejournal.com
Из этого следует:

1. Следует запретить, или хотя бы минимально осложнить, возможности безнаказанного отчуждения рисков.

2. Госпомощь -- зло. Особенно избирательная.

3. Регрессивная шкала как средство от кризиса несправедлива, если сопоставить распределение граждан по доходам с соответствущим вкладом в создание кризисной ситуации. Так можно и до введения сталинских массовых расстрелов дойти.

4. Мы тут у себя в России прекрасно осведомлены, кого защищают милиция и суды в первую очередь. Не знаю, насколько там на Западе всё по-другому, но разумно предположить, что абсолютно так же как и здесь, только снаружи выглядит более цивильно и кошерно.
14.03.2010 14:47 duboff (Михаил Дубов)
1. Запретить это невозможно. Более того, иногда отчуждение рисков очень даже полезно (например, страхование). Нужно запретить механизмы, когда риск на самом деле никуда не девается, а лишь создается видимость. Но и это сложно сделать, потому что отличить одно от другого часто можно лишь пост-фактум. Так что, единственный выход – быть умнее.

2. Вы имеете в виду помощь банкам? Тогда, согласен.

3. Никто конечно не предлагает регрессивную шкалу, как средство от кризиса. Но и ваш анализ не совсем справедлив. Все те бедные люди, которые получали ипотечные кредиты, которые они не смогут оплатить тоже виноваты в кризисе.

4. В России все действительно работает не так как должно. Но я говорил немного не о том. Представьте себе, что вся правоохранительная система работает правильно, с полным соблюдением законов и и так далее. В особенности с полным соблюдением права на частную собственность. Кто от этого больше выигрывает? Все равно богатые.
10.03.2010 16:44 steckiy_lm (Леонид Стецкий)
КИБЕРНЕТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
В экономической науке 21 века ситуация пртивоположна строчкам Б.Слуцкого (60-е годы
20 века ):
"Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе."
Философия или кибернетика?Я выбираю кибернетику (http://steckiylm.livejournal.com/1768.html ).Конечно, я не Г.Мэнкью и мое скромное эссе может быть не заслуживает сколь-нибудь вдумчивого комментария экономистов ни Лондонской ни Чикагской школ.Тем более ,что оно на 70% состоит из формул.Между тем в этих формулах содержится своя философия:большие налоги ( в % ) платят не бедные и не богатые,а недобросовестные,получающие монопольную сверхприбыль.В этом утилитаризм Регуляторной Адаптивной Системы Налого (РАСН).
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП