Что будет с рублем          RSS

Девальвация на пороге

Недавнее ослабление рубля – не случайное рыночное колебание, а начало тенденции
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 31 20 900 экспорт в блог

Недавно я прочитал два текста экономистов, к мнению которых привык прислушиваться, и с удивлением обнаружил, что точки зрения относительно перспектив движения курса рубля радикально разошлись. Алексей Моисеев считает , что «шансы рубля на укрепление все-таки более высоки, чем на ослабление», поскольку «профицит торгового баланса остается позитивным», а серьезного оттока капитала не предвидится.

Сергей Алексашенко и его коллеги по «Центру развития» ВШЭ, наоборот,  уверены, что рублю – и уже довольно скоро – придется ослабнуть процентов на 20. Их аргументы тоже основаны на динамике платежного баланса, однако они полагают, что сальдо торгового баланса неизбежно и относительно быстро «схлопнется». И хотя конкретных сроков они – как и положено людям, понимающим механизмы экономической политики, – не называют, из их анализа следует, что час «Д» может наступить уже этой зимой или весной 2011 года. Читателям «Слона» эта логика должна быть знакома, в этом блоге она последний раз повторялась почти год назад.

Но вышел очередной ежемесячный доклад Министерства экономики, в котором (традиционно) оценки состояния внешней торговли даются несколько раньше, чем выходят официальные данные Банка России. Данные оказались неожиданными: темпы роста импорта в августе оказались рекордно высокими, а сальдо внешней торговли сократилось сильнее, чем ожидали даже «пессимисты» из« Центра развития». Оно составило всего $8,3 млрд – уже опасно близко к критическому уровню в $6–7 млрд, о котором пишет Алексашенко (с этой оценкой я согласен).

Обнаружив, что весьма алармистский текст «Центра развития» (настоятельно рекомендую с ним ознакомиться – повторять его содержание было бы некорректно, а оппонировать ему придется) чуть ли не уже на следующий день после публикации показался чрезмерно оптимистичным, пришлось перечитать его внимательнее и обнаружить пару спорных посылок.

Во-первых, пример с двумя непараллельными прямыми (экспорт и импорт), которые когда-нибудь обязательно пересекутся, конечно нагляден, но не вполне точен: динамика импорта куда лучше аппроксимируется экспонентой, а значит, точка пересечения может быть много ближе. Во-вторых, в анализ не попало наблюдение о том, что уровень импорта испытывает серьезные сезонные колебания. В IV квартале он обычно превышает уровень III на 15–20% – ничего удивительного, дает себя знать и неравномерность бюджетных расходов и ввоз потребительских товаров перед сезоном праздников. Иными словами, даже если импорт вдруг (с чего бы это?) перестанет расти, текущий счет платежного баланса уже в сентябре–октябре имеет все шансы стать отрицательным.

Проще говоря, оказалось, что – если оценки МЭР верны и не являются каким-то статвыбросом – я не согласен с обоими экономистами – только с Моисеевым категорически, а с Алексашенко – в деталях. Очень может быть, что недавнее – хоть и небольшое – ослабление рубля – не случайное рыночное колебание, а начало тенденции. Вполне возможно, что как только и если денежные власти поймут, что платежный баланс подошел к опасной черте, ЦБ позволит более существенное падение рубля, с тем, чтобы сократить темпы роста импорта и не допустить заметного снижения международных резервов.

На самом деле, ответов ждать недолго. 30 сентября появится первая официальная оценка платежного баланса за III квартал. Из нее можно будет сделать предварительные выводы и о динамике импорта, и о состоянии других статей платежного баланса страны, а значит и спрогнозировать движения курса на ближайшую перспективу. Пока однозначно одно: период спокойствия на валютном рынке заканчивается, и куда быстрее, чем на это рассчитывали даже пессимисты.

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

24.09.2010 12:48 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Обменный курс рубля, на самом деле, может и снизиться и вырасти.

Во-первых, Алексашенко и Ко подчеркивают, что оценки выполнены для сегодняшнего уровня цен на нефть – 75-85 долларов за баррель.
Если, например нефть подорожает (чего нельзя исключать, такие прогнозы есть), то и приток валюты увеличится, а значит рубль станет дороже.

Во-вторых, Алексашенко связал рост импорта с неурожаем (что вероятно справедливо), но здесь явно имеет место сезонный фактор.
Вы совсем не проанализировали структуру импорта, Максим, поэтому говорить об экспоненциальной аппроксимации его кривой – это пока чистой воды спекуляции.

Да и у властей есть возможности уменьшить импорт, увеличив, например, таможенные ставки на отдельные виды товаров или повысив ставку ЦБ. Нужно ли это делать – другой вопрос, но вы об этом даже не упомянули.
Будет расти импорт и все.

Ну и, наконец, в еврозоне пока не закончился кризис. Деньги на на выпуск облигаций грекам и ирландцам пока дают, но системных изменений в их экономиках что-то не видно. Равно как и снижения внешнего долга. Это значит, что и евро находится в неустойчивом положении относительно доллара. Стало быть и рубль относительно бивалютной корзины может вырасти.

Ну и наконец в конце года всегда идет массовый "сброс" валюты – нужно налоги платить.

Так что тезис "хватай мешки – вокзал бежит" требует все-таки более глубоких доказательств. На мой взгляд просвещенного неэкономиста.
24.09.2010 14:53 Drovosek
Вот сейчас цены на нефть подскочут, и тенденция превратится в фикцию: деревянный снова оживет.
24.09.2010 22:48 Udav (Удав Каа)
На самом деле последний ход рубля мог оказаться и спекулятивным, либо подготовительным к проседанию фондового рынка. Что касается тенденции, то автора можно было бы и пожурить за проповедование очевидного, если бы не было громадного числа людей отчаянно не понимающих этой очевидности. Уже и Руководство страны это понимает и делает отчаянные заявления и кадровые перестановки, а многие продолжают верить, что опять пронесет и они сумеют отсидеться в мягких креслах теплых офисов, почитывая и пописывая, перемежая этот незатейливый труд деловыми переговорами об увеличении продаж китайских пылесосов. Надо быть совсем слепым, что бы не видеть, что и смена Лужкова, и реформа силовых структур и отчаянные попытки найти и развить хоть какие то остатки советской экономики – все это запоздалые потуги исправить ситуацию. Ну несерьезно, когда одни народы за 200 баксов вкалывают с утра до ночи, выпуская товары мирового качества, а другие за 3-4-5 тысяч баксов лишний раз в носу не поковыряют. Поэтому, когда речь идет о девальвации рубля на 20% мне становится смешно. До конца года, до весны может быть, а так у нас впереди 100-200-300 процентов. Стагнация нефте-газового сектора, бегство капитала, отсутствие правильных инвесторов – это только малая толика наших будущих проблем, но о которых уже в полный голос заявляют ведущие экономисты и эксперты.
27.09.2010 04:34 Masterovoy (Владимир Прокофьевич Рыбалка)
Мне так хочется надеятся на возможность востановления страны без периода полного развала. Последний год отмечается(на ДВ) ошутимое перераспределение финансов в пользу Центророссиянии(Центральной России) и значительный задел на 2011 год. Я понимаю что это НЕОБХОДИМО. Но КРАЙНЕ раздражает неэффективность использования этих средств. Ожидаемая девальвация только подтверждает неэффетивность использования финансов в 2008-09 годах. Полный развал надо избежать обязательно. Основная масса людей забыла что такое элементарная безопасность и почему люди полностью покидали крупнейшие города в прошлом.
27.09.2010 07:10 Udav (Удав Каа)
Понятно почему, земля она кормилицей была, есть и будет.
Все будет зависеть от динамики развития трех факторов: 1 – потребность энергоресурсов в ближайшие 10 лет в мире с учетом кризиса, 2 – возможность добыть такое количество всеми производителями, 3 – доля от мировой добычи, поступающая в российскую копилку. Эти три фактора определяют поток нефтедолларов в страну. Теоретически возможен вариант такой динамики, что мы будем богатеть на фоне других не добывающих стран и сидеть на нефтяной игле еще лет пятьдесят и тогда вопрос выживания коснется только наших внуков. Но поведение руководства страны и высказывания многих экспертов подсказывают, что этого потока нефтедолларов нам значительно не будет хватать гораздо раньше. И тогда великие для страны события мы еще застанем. А в этой ситуации только некоторый провал с элементарной нехваткой продуктов и предметов первой необходимости может заставить нас встать с диваном и пойти немного поработать. И только немного позже мы поймем, как это хорошо работать по-настоящему.
27.09.2010 07:41 Masterovoy (Владимир Прокофьевич Рыбалка)
Очень правильный расклад жизни за счет экспотра сырья."Некоторый провал" весьма вероятен и если он "заставит встать с дивана" то он необходим. Но стали высказываться притензии потребителями нашего сырьевого экспотра. Прежде всего: добыча сырья у нас малой эффективности, с высокими затратами и "уродующии" окружающию среду. Попытки наладить первичную переработку у нас еще более неэффективны и опасны для окружающей среды. Подводят к мысли – мы не сможем, в ближайщем будующем, обеспечить добычу и первичную переработку согласно современным стандартам эффективности, безопасности и требованиям экологии. Учитывая высказывания о том что наши запасы сырья пренадлижат всему человечеству то и добыча их должна соответствовать международным стандартам и по экологической безопасности. "Тестирование" вероятно будет проводится насильно. Так что великие перемены мы однозначно еще застанем. Удачи вам и здоровья.
27.09.2010 08:10 Udav (Удав Каа)
Спасибо. Так хочется увидеть на товарах настоящую надпись – СДЕЛАНО В РОССИИ.
27.09.2010 08:38 Masterovoy (Владимир Прокофьевич Рыбалка)
Вы прямо угадали мое тайное желание!Но начинать прийдется почти с нуля. Пошел работать.
25.09.2010 16:24 zuk_zukov (zuk zukkov)
вот будет зима, будут, возможно, холода в Европе, тогда можно что-то сказать, а так все это спекуляции (в смысле – болтовня)... Рубль и так слишком занижен ради экспортеров сырья
26.09.2010 12:04 Bizoon (Людмила Кольцова)
Щас США еще 1,5 трюля напечатают, и рубль грохнется, конечно. ФРС уже во весь голос кричит, что ее нынешний уровень инфляции не устраивает. Демократы тока мешают. Но Конгресс 2 ноября им светит в очень малых количествах. А консерваторы – доллар селл форева. Вспомните, когда они в 2002 к власти пришли, они так и сказали: не нужон нам сильный доллар! И с 0,7 евро улетело (почти без остановки) на 1,3 за 3 года.
27.09.2010 07:53 Udav (Удав Каа)
Кто старое помянет ....
А последние 2.5 года доллар растет по евро.
А последний год идут разговоры о крахе еврозоны и она близка к этому торжественному событию.
Только не трогайте юань, это святое.
27.09.2010 12:44 Bizoon (Людмила Кольцова)
Увы, в ЕС совсем другая политика – сокращения бюджетов и экономии... Это дефляция, а стало быть, рост евро. Хотя ЕС всеми силами пытается запугать инвесторов дефолтами (а дефолты было бы более правильно для периферийных стран – быстрее бы оклемались), понятно, что никаких дефолтов не будет – бабло раздают направо и налево. Но в последнее время все эти пугалки похожи на плохо сыгранную комедию.
Давайте не вспоминать старое. Посмотрите на политику ФРС сейчас. и на прпедвыборные программы консерваторов – та же песня, я что-то не вижу изменений.
... Опять доллар селл получается
27.09.2010 21:21 Udav (Удав Каа)
А что смотреть на несчастных американцев. У них что есть выход. Все что у них осталось ценного, это доллар, как мировая резервная валюта. Все, больше у них ничего нет. Поэтому курс доллара будет всегда в диапазоне. И разговоры об улете доллара равносильны разговорам о крахе Америки. Тоже и евро, если выдержит испытания, то станет вторым резервом. И будут они ходить туда-сюда.
26.09.2010 17:59 khestanov (Сергей Хестанов)
Потенциал девальвации (имеенно потенциал, т.е. ближайшая цель) оценить нетрудно – достаточно денежный агрегат М2 поделить на объем ЗВР. Результат неплохо согласуется с цифрой ~ 20%

Подобный подход (currency board) несколько примитивен, однако эта примитивность оправдана простотой и легкодоступностью данных (на сайте ЦБ РФ). К сожалению, подобная оценка бессильна дать прогноз по времени вероятной девальвации...
27.09.2010 07:31 Udav (Удав Каа)
1.Курс рубля к корзине определяется в первую очередь стоимостью нефтегаза на мировом рынке и объемами добычи в стране.
2. Доллар к евро как гуляет и ничего. Девальвация в 20% это легкий укольчик. От него одна польза. Чего бы тогда руководству страны так вертеться и делать заявления касательно проблем 2015 года.
27.09.2010 11:56 opera (Александр Васильев)
А какая польза от цены нефти газа для России, как государственного образования? Для Росиии,а не тех кому принадлежат природные ресурсы этого самого "образования". Если будет опять взлёт цен на нефть и газ, будет ещё один стабфонд и опять (по любому)" российская валютная выручка будет плодоносить инновациями,технологиями, производствами, наукой, образованием в импортной экономике. Или на этот раз не будет? Что-то помешает?
27.09.2010 20:59 Udav (Удав Каа)
Это больная тема. Тут еще китайцы чуть ли не в Сколково собираются инвестировать. Им все равно, что делать, лишь бы мы им все энергоносители отдали и задешево. Ситуация понятная, высокие цены на нефть – главная беда российского народа.
27.09.2010 12:51 Bizoon (Людмила Кольцова)
При всех потрясениях девальвация рубля всегда объяснялась бегством иностранного капитала в первую очередь, потому что фин. рынки России всегда были спекулятивными. А что произошло в 2008 г.? ЦБ все потоки замкнул на себя, все неумехи рефинансировались в рублях через Папу. Большинство поменяли долги с долларовых на рублевые. Те умехи, которые рефинансировались и в 2009 г. понабрали новых долгов – эти долги на 10-15 лет. Точных данных нет, но на фондовом рынке России доля российских инвесторов выросла. А точные данные – в начале 2009 г. на фондуху пришли первыми местные, частников было много. Умники профессионалы уже где-то в июле пошли (судя по сайзам сделок). Щас рублевые размещения идут кажный день в немерянных дозах. Так что кому бежать и куда?
27.09.2010 16:00 opera (Александр Васильев)
Есть старый армейский анекдот. «Стопорнулся» грузовик. Что-то с движком. Водитель вылез, открыл капот, копается. Подходит майор, – ну, что там? Солдат отвечает то, да сё… Сколько провозишься? Ну, часа три, четыре… Значит так! Лейтенант, ко мне1 Я, товарищ майор. Дать этому неумехе роту солдат и, что бы через минуту всё было готово! Задача ясна?...???!!!! Это я про освещённые Вами финансовые вливания. Они не обеспечены производством, т.е. форматом экономического освоения. А бумага плодоносит только бумагой. Даже и с отменной капитализацией. Сколько не «вливай» в Автоваз средств, автомобиля не будет. Авто делают люди, а не фонды и тем более не финансы. Финансы это не экономика. Как арифметика не математика. Без чётко очерченных экономических соотношений, «вливания» это всё равно, что из ведра лить топливо сверху на остановившийся двигатель. Он не заведется. А что двигатель заглох, было известно еще тогда когда этот самый двигатель не смог освоить нефтяные деньги и что бы хоть как-то сохранить их стоимость пришлось их стабфондом подбросить, как кукушка птенца, (нерадивая мать не умеющая растить сама потомство) в чужую экономику. Своей, уже не было. Она давно заменена финансами. И сейчас выжатые до состояния сухофрукта, со снятыми сливками на чужих фондовых площадках, возвращаясь не качеством, а лишь весовыми характеристиками Вы думаете они на что-то годятся. Они ничего не стоят. Разве пример Опеля не показал, ЧТО стоят эти деньги. СТОЯТ наука, образование, заводы, дороги, инновации, здоровье, вооружения…Всё то, что растёт из экономики, а не из финансов. А куда сейчас деньгам идти в кризис, в белый свет, как в копеечку…Да и не деньгами они идут, а финансовым триппером, кроме взлёта цен ничего. Товаром они не обеспечены. Топливо финансов в корабль закачивают до того, как он без оного не справившись со штормом тонуть начал…Привыкли транши МВФ «крутить» в 90-е для себя любимых, встали у руля целой страны потом, один хрен по иному не могут…Одни и те же люди одни и те же методы.
27.09.2010 19:04 Bizoon (Людмила Кольцова)
Дадно, посмотрим через годик, я селю доллар. Россия – бай. Я уже 17 лет слушаю все эти разговоры про то, что у нас все плохо, скоро России конец, не туда идем, это тупик. По моим наблюдениям, становится все лучше и лучше. Если вас, пессимистов слушать, пропустила бы всю бычатину. Покупайте доллар – надо же кому-то оплатить американские долги. Не самим же амерам расплачиваться, они так не привыкли.
28.09.2010 09:08 opera (Александр Васильев)
Уважаемая Людмила, пессимист это повзрослевший оптимист. И потом вы не «идёте», мне кажется. Вы едете, сидя на загривке тех, кто идёт. Вот поэтому я доллар и не «сею». Я с мужиками из своего цеха его и ваш оптимизм оплачиваю своим трудом. И я могу, в отличие от ваших «оптимистичных фантазий» уверенно сказать, что творится в «трюме» машиностроения например. Всё гораздо хуже, чем было 10 лет назад. А доллар, как мне кажется вырос и возмужал из производственно-экономических «стейков», а вот когда ему начали сначала подмешивать в корм финансовые бумаги «быкующие» (облигации, и прочие виртуальные обязательства), перейдя в конце на смертельно большое их количество, то он не получая производственно белка и стал тем, кем стал. Бумага ведь плодоносит только бумагой.
28.09.2010 12:53 Bizoon (Людмила Кольцова)
Если бы все так ехали, как я, население РФ сократилось бы сразу наполовину. Из-за сердечных приступов и инсультов. Кто будет оплачивать инвестиции компаний? Кто даст денег стартапам? Госбанки? Они гонят их поганой метлой. А тех денег, которые компания зарабатывает, на требуемые инвестиции она собрала бы лет за 100. И мы бы уж точно свалились не то чтобы в феодализм, а в каменный век. Из моих денег людям зп платят. И если бы не я и такие "наивные", как я, многих предприятий уже бы и не было в помине. Это я получаю бумажку, а компания получает живые деньги на развитие.
Да, в машиностроении все плохо, все просто ужасно, потому как невостребованная это отрасль, потому что немцы здесь лучшие в мире. И никто на свои деньги, кроме государства, не будет покупать русское фуфло, которое ломается, ржавеет и испаряется через год – аморту надо растянуть. На то и рынок, чтобы ресурсы шли в нужные и востребованные отрасли. Какие есть рыночные условия, такие отрасли и цветут. И надо идти в такие отрасли, которые цветут, какие проблемы?
26.09.2010 20:03 1362igor
Зачем так сложно о простом?
Девальвации быть! Это вопрос времени. И тут не нужно быть прохвессором экономики, потому что, не взирая на усилия европейцев хоть как-нибудь свести дебит с кредитом, американцы на деле по сути ничего не собираются менять коренным образом, а только пудрят мозги. Их и так все устраивает.
В итоге получим девальвацию с цифрой 20%.
Почему именно 20%?
Потому что в прошлый раз это сошло с рук – эти 20% всех устроили.
Кушать подано. Градиска.
27.09.2010 07:48 Udav (Удав Каа)
И как связана девальвация рубля к корзине и снижение индекса доллара.
И как связана девальвация рубля к корзине и снижение индекса евро.
И как связана девальвация рубля к корзине и плавное снижение евро по доллару последние 2,5 года.
Это не что либо как, это хфакты.
27.09.2010 17:38 1362igor
У меня авоська, я в ней колу таскаю.
Индексы, девальвация, а по-моему вся наша жизнь – игра. Глобальная рулетка. Игроки играют, а казино стрижет купоны.
Следовательно, можно сколько-нибудь угодно прогнозировать и вертеть
статистику, а выйдет, как карта ляжет. Но, как и в любой игре, одного везения мало.
Это искусство, магия, шаманство.
У макДака, старой утки из сериала "Утиные истории" были заветные неразменные (магические) 10 центов.
Никогда не был в казино... иногда ночью только захожу, чтобы купить сигареты.
27.09.2010 08:35 HIROLOG (ОТВОД)
С учетом принятого решения о снятии ограничений на импорт в Россию продовольствия ,
безусловно рубль укрепится .Некоторое время ,пока импорт не пойдет потоком в Россию,
еще возможно падение рубля ,но потом рубль будет только укрепляться.Из прогнозов на холодную зиму и увеличения продаж за рубеж энергоносителей ,что вызовет приток выручки в валюте ,стабильность рубля гарантирована ,что на самом деле не совсем хорошо ,т.к стабильность обеспечивают факторы ,не отражающие состояние дел в экономике и инфляцию.
27.09.2010 11:43 opera (Александр Васильев)
А с какого это «перепугу» рубль укрепляться будет? Вы пишете о валютной выручке, а называете это экономикой..? Какое отношение валютная выручка к экономике имеет? И к стоимостным характеристикам рубля? Прочность отечественных денег определяется наличием отечественного товара под его ценовые позиции. Тогда это стоимость рубля, а не его «цена» на дневных валютных торгах «не отечественной» валютой и товаром не имеющего аналогов в отечественной валюте. Набитость его этой пустой капитализацией разве не приводит только к росту цен? Ведь рубль отечественная «валюта», за которую теперь покупают уже не только товары, но и импортные технологии, и производства…Ведь своих заменителей нет, или почти нет. Рубль перестал или почти перестал иметь собственные ценовые форматы. Настолько перестал, что нефтяные деньги разместили в импортной экономике, назвав стабфондом. И после этого приток валюты, что увеличит стоимость рубля? Не-а…Делает стоимость рубля экономика, а не финансы. Сколько денег в казино вы не выиграете, если не будет заводов производящих товар, то в магазинах за выигрыш покупать будет нечего. Откуда же взяться стоимости? Цена рубля ведь это не его стоимость. А заводов производящих товар, становится всё меньше. А те, что есть, работают на импортных комплектующих по их технологиям, на их оборудовании. Т.е. производя товар на подобных заводах мы усиливаем не наш рубль, а валюту той страны на производственных мощностях которой и производим якобы наш товар. Т.е. вместо учебников мы покупаем «решебники», как дипломы в метро. Производственно конструкторская линейка исчезает. Технологии производства заменяем методологией их применения. Поэтому повторю, с какого перепугу рубль укрепляться будет?
27.09.2010 15:41 HIROLOG (ОТВОД)
С Вами полностью согласен!Именно с перепугу и укрепляется.Основа экономики ,это передовые научно-технические ,программные , конструкторско-технологические решения по производству средств производства и производство промышленной продукции на их основе.Экономика ,основанная на продаже нефти ,газа ,угля ,леса ,металла – аморальна.
27.09.2010 16:05 opera (Александр Васильев)
А я даже пошуткую немного. Дже не аморальна. Помните незабвенного Буратино дружище? Закопал свои пять золотых по наущению Базилио и Алисы в песок на поляне в стране дураков, посолил, полил хорошенько и стал ждать...Искренне надеясь, что утром то вырастет дерево с золотыми сольдо. И наазбуку хватит и на куртку для папы Карло и на всё, всё...Не напоминает это Вам наш стабфонд размещёный в американской ипотеке? Вот только кто работал как папа Карло, кто закапывал и кто надоумил...Ну за что можно было пожалеть наивного дурачка Буратино, деревянный всё таки...можно ли жалеть или может всё таки спросить с нынешних Буратин. Тот ведь свои закопал, а эти то государственные. Или всё таки свои? А я всё о государственных, наивный...
27.09.2010 16:17 opera (Александр Васильев)
Да и еще, рост цен повсеместно на 50-100% это признак укрепления рубля или наоборот? Если не согласны с этими цифрами я приведу цены уже в рублях 2-х месячной давности и вчерашней, по Ростовской области. Если хотите...Повторяю за 2 месяца взлёт цен на 50-100%. И продолжают цены расти обвально. И еще раз, не согласны, приведу динамику.
29.09.2010 03:11 1362igor
Как ни парадоксально это звучит, но вы оба правы.
Рубль укрепляется, а цены растут.
Так и должно быть.
Комментарий скрыт модератором
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП