Деньги для бизнеса      о деньгах для бизнеса     RSS

ЦБ выбирает будущее рубля из трех зол

Денежным властям, возможно, придется вернуться к политике середины 2000-х
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 24 468 экспорт в блог
Диспаритет в доходностях на внутреннем и внешнем рынках провоцирует массированную атаку на доллар на российском валютном рынке, сопротивление которой будет стоить еще нескольких рублей стоимости бивалютной корзины. И перед Центробанком снова стоит нелегкий выбор – пустить рубль в свободное плавание или продолжать всеми силами сдерживать его укрепление. Каким будет выбор российских властей на этот раз, сказать сложно, но, как подсказывает опыт, легче всего двигаться по пути наименьшего сопротивления и оставить все как есть. А это означает, что уже в ближайшее время нас может ожидать курс в 26,5 руб./$. А в перспективе – возврат в середину двухтысячных, к отрицательным реальным ставкам, высокой инфляции и высокой зависимости отечественной экономики от политики ФРС. К полному набору старых «болезней».

Разговоры о повышении значимости инструментов рефинансирования, об инфляционном таргетировании и о свободном плавании курса рубля ведутся давно, но сейчас более чем когда-либо ранее очевидно, что ЦБ довольно скоро придется на деле доказывать смену парадигмы в денежно-кредитной политике. А она, действительно, назрела. До сих пор ни в повышении роли инструментов рефинансирования, ни в более свободном курсообразовании на валютном рынке не было особых заслуг Центробанка. Да, он существенно расширил линейку инструментов рефинансирования, но востребованным весь этот инструментарий оказался исключительно благодаря внешним обстоятельствам. Объем валютных интервенций тоже снизился не по воле ЦБ. Причина, скорее, в том, что в последние месяцы трансграничные валютные потоки более или менее уравновесили друг друга. Но это ненадолго. Ситуация уже меняется.

Одна из основных угроз – кэрри-трейдеры, играющие на разнице в процентных ставках. Сейчас в России для них сложилась крайне привлекательная конъюнктура: разница в рублевых и долларовых ставках денежного рынка соблазнительно велика. Очевидно, что эта разница при неизменных внешних условиях (стабильные или растущие цены на нефть, высокий аппетит к риску) такая ситуация закончится массированной атакой на курс доллара на внутреннем рынке

Интерес спекулянтов к рублю поддерживают высокие ставки межбанковского рынка, которым не дает упасть все еще высокая зависимость российских банков от фондирования ЦБ: их задолженность перед ЦБ и Минфином превышает 1,5 трлн руб. Таким образом, чтобы обвалить ставки кэрри-трейдерам нужно лишь продать порядка $50 млрд по текущему курсу и закрыть дыру в банковской ликвидности.

Похоже, что у ЦБ нет другого выбора, как принять бой. Но вот какую позицию он займет, сказать сложно. Понятно одно: перед лицом грядущей спекулятивной атаки нынешняя тактика ЦБ – сдвигать свой «бид» или «офер» на 5 копеек на каждые $700 млн интервенций – окажется неэффективной полумерой. Спекулянты начнут успокаиваться только после того, как ставки на внутреннем денежном рынке серьезно упадут, то есть после того, как ЦБ купит валюты на $50 млрд, а это 71 раз по 5 копеек или более 3,5 руб. укрепления рубля – до 26,5 руб./$. А может, и больше, так как эта атака, вероятнее всего, будет происходить на фоне падения курса доллара против евро. Таким образом, даже не устраняясь с валютного рынка полностью, ЦБ рискует отыграть назад существенную часть недавней плавной девальвации.

Но такое укрепление неприемлемо с политической точки зрения, ведь правительство сейчас всеми силами пытается не допустить чрезмерного укрепления курса рубля. Хотя одними заявлениями кэрри-трейдеров не остановить: их интересует не состояние бюджета и уровень инфляции, а разница в процентных ставках. ЦБ в очередной раз сталкивается с дилеммой: невозможно иметь одновременно независимую денежно-кредитную политику, управляемый валютный курс и отсутствие ограничений на движение капитала. Так что, и ЦБ, и правительству, хочешь – не хочешь, придется делать реальный выбор.

Вариантов немного. Во-первых, они могут продолжить сдерживать укрепление курса рубля. В таком случае нас ждет возвращение в 2003 – 2007 гг. – эру сверхнизких и отрицательных (в реальном выражении) ставок на внутреннем рынке, высокой инфляции и бума потребления. Поступить так – означает отказаться от собственной денежно-кредитной политики и поставить российскую экономику в зависимость от кэрри-трейдеров и политики ФРС. В таком случае диспаритет между доходностью облигаций на внутреннем и внешнем рынках будет ликвидирован за счет падения ставок денежного рынка и NDF.

Второй путь – ввести ограничения на спекулятивные валютные операции. Тем самым будет поставлен заслон на пути спекулятивных операций и избыточных внешних займов. Диспаритет между внешними и внутренними ставками будет «законсервирован». Однако такой ход означает возврат к ограниченной конвертируемости рубля и отказ от мечты превратить рубль в региональную резервную валюту.

Остается третий вариант – перейти к реальному плавающему валютному курсу и позволить рынку определить справедливый курс рубля. Такой шаг может сильно ударить по отечественным производителям, ориентированным на внутренний спрос, поскольку спекулянты способны очень сильно завысить курс рубля прежде, чем удастся обуздать инфляцию и снизить ставки на внутреннем рынке до непривлекательных для carry-trade уровней. В этом случае судьба диспаритета между внутренними и внешними ставками будет зависеть от денежно-кредитной политики ЦБ. Если ЦБ будет пытаться сдерживать укрепление курса рубля путем снижения ставок, не обращая внимания на инфляцию, то упадут ставки денежного рынка и стоимость валютного хеджа. Обратной стороной медали в таком случае является серьезное увеличение инфляционных рисков. Если ЦБ возьмется «закручивать гайки» с целью справиться с инфляцией, невзирая на укрепление рубля, то диспаритет будет выправлен за счет роста доходности на рынке внутреннего долга. Такой сценарий в краткосрочной перспективе чреват усугублением экономического спада.

В нынешней ситуации для ЦБ нет очевидного правильного пути. У каждого варианта свои недостатки. Но, как показывает опыт, проще всего оставить все как есть. С этой точки зрения, экономический возврат в середину двухтысячных видится весьма вероятным, и, наверное, на долговых рынках, и не только, такой вариант бы устроил очень многих. Проблема только в одном. Вслед за серединой двухтысячных неизбежно наступает осень 2008-го.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

Комментарий скрыт модератором
25.09.2009 16:11 Ирина
Уважаемый автор! Большая просьба быть ближе к народу. – Для людей с высшим техническим (а не экономическим) образованием Ваша инглиш-терминология не совсем понятна. Пишите проще, чтобы Вас поняли за пределами Вашего узко-профессионального круга.
25.09.2009 16:31 pikulev (Павел Пикулев)
Спасибо за комментарий, Ирина!

В следующий раз постараюсь писать проще, однако и вас прошу учесть, что это не всегда возможно. Некоторые проблемы требуют применения узкоспециальной лексики, для которой к сожалению просто отсутствуют русские аналоги.

Такова жизнь – в балете профессиональный язык французкий, в медицине – латынь, а в финансах – английский.

Наверное, будет смотреться странно, если хореограф каждый раз вместо термина "Гран батман" будет произносить "глубокое приседание с широко вывернутыми коленками и отведенной в сторону рукой" или медик вместо "ринит" поставит вам диагноз "сопли из носа". Точно также, объяснение термина "carry trade" или "NDF" займет полстраницы, и при этом отнюдь не поможет, а осложнит восприятие текста.

Я конечно, могу попытаться в таких случаях ставить ссылки на Википедию, однако не уверен, что это поможет. Так что лучший совет: хотите понимать о чем речь – учите матчасть!
25.09.2009 16:38 pikulev (Павел Пикулев)
Сорри, сам оговорился, то что я описал – это не Гран Батман, а Гран плие. Гран Батман – это широкий мах ногой вперед :))))
25.09.2009 17:47 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Для целей вашей статьи вполне подошел бы термин "валютные спекуляции", поскольку никаких нюансов "carry trade" торговли вы не раскрыли.

И не стоит отсылать читателя так далеко, я имею в виду Википедию, конечно. Есть на СЛОНе очень неплохая статья Николая Дзись-Войнаровского:
http://slon.ru/articles/33403/

Так что вам тоже не мешало бы иногда бывать читателем, а не только писателем.
25.09.2009 18:16 pikulev (Павел Пикулев)
Я и не ставил задачи раскрывать нюансы кэрри-трейда, так как, если честно, не задумывался, что c пониманием этого термина могут возникнуть проблемы.

В то же время, в контексте статьи кэрри-трейд вовсе не эквивалент валютных спекуляций. Более подошел бы термин процентный арбитраж ну или что-то вроде, да и то весьма условно.

А что касается вашего последнего выпада, то я чЕтатель в гораздо большей степени чем пЕсатель. Просто предпочитаю оригиналы, а не кальку.

Да и мой отчет лучше прочесть целиком в оригинале, а не его конспект
25.09.2009 19:16 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Если вы хотите сказать, что кэрри-трэйд – это не валютные спекуляции (как и вся игра на форексе), то вы сделали сенсационное открытие.
Повторюсь еще раз: для целей вашей статьи вообще об этом термине можно было и не упоминать.

Мне казалось, что это хороший тон – перед тем как публикуешься в каком-то издании, почитать, что писали на эту тему другие авторы.
Но, видимо, это не в традициях таки пЕсателей как вы.
Ваш оригинальный отчет чЕтать не буду, увольте.
30.12.2009 16:59 denegmne
carry-trade – это не валютные спекуляции говорю как форекс трейдер со стажем 15 лет и опытом работы в том числе в большом банке... А первоист читайте сами
а наказывтаь человека за инициативу не надо и с желанием это делать следует бороться у туалете, где все интимно-неизбежное мы делаем, мы приличные люди.
26.11.2009 18:06 doni.dom (Рыбальченко)
К сожалению, Павел, вынужден констатировать, что Вы не вполне правы. Не далее, как сегодня, приходит устаиватся ко мне на работу девушка, студенка высшего учебного заведения, 22 года, совсем не глупенькая. Спрашиваю, Вы кем работали до сих пор. Слышу гордый ответ: "Мерчендайзером!". Опять спрашиваю: "А по-русски?" Ответ: "Товары по полкам в магазине раскладывала...". Я хочу сказать, что масса английских терминов имеют совершенно нормальные и понятные большинству нормальных людей аналоги в русском языке. Кстати, можно сказать не "сопли в носу" а "насморк", тоже будет понятно... И английский и экономику я знаю достаточно прилично, но всё равно хочется быть ближе к народу.
25.09.2009 16:54 Кергуду-Бумбарбия
Плел чего-то плел, ты скажи, Милок, лучше чего будет-то?
Просто, свое мнение скажи, чего энтон ЦБ выберет.
То что Он выберет чего-то поганое, в этом никто и не сумняшеся.
А как с энтим бороться-то?
25.09.2009 17:10 pikulev (Павел Пикулев)
Что ЦБ выберет – понятия не имею, я же не телепат в конце концов, и хрустального шара у меня нет.

Могу только сказать, что я бы выбрал – ограничения на некоторые капитальные операции. ИМХО, из всех вариантов при этом выборе негативные последствия будут наименьшими. Да и действие это будет вполне в русле современного "левацкого" уклона экономической мысли.

Относительно того что делать – забить!
Меньше суетишься – спокойней живешь.
Если вас беспокоит Гандурас, то его просто не следует чесать.
30.12.2009 17:08 denegmne
ну стоит ли так вспыльчиво?
плел -не плел – не вашего это как видно ума дело – неинтеренсо это вам – а лучше – будет! Будет лучше! Чем лучше? Чем раньше.
Будет доллар 26 и 25 и ниже будет. Как фонд входить в наш маленький рыночек будут так и еще меньше удет. Россия страна победивших ресурсов с маленьким населением – практически сырьевая корпорация – очень хорошая позиция елси праивльно ее сыграть. Народу надо жить хорошо учиться и заниматься чем душа попросит и куда ум поведет. Денег на все должно хватать. Тем более ечли дурью не маятся то этого "всего" не так уж много и надо. /Тем более китай готов все задаром производить. Вот когда они цены начнут поднимать все взвоют все кроме нас сырьевых корпораций так как наши цены растут вперед.
Так что лучше придумайте как вам провести хорошее время с друзьями и близкими на новый год и не пить при этом и есть сверх меры. Будьте здоровы!
26.09.2009 09:00 Андрей
если говорить о ситуации на ближайшие несколько месяцев до полугода ,то можно сказать следующее: нефть будет падать до уровня 25-35$ за бочку ,тренд по фунт брит/доллар развернулся вниз,по евро/доллар разворачивается.Соотношение доллар /фунт и доллар/евро будет близко 1:1 и менее.Доллар будет в цене!!!!! В бюджете России намечается дырка 1,5 и выше триллионов рублей и низкие цены на нефть не позволят укреплять рубль.А чтобы в 2010 запустить незаметно денежный станок( никто занимать деньги на западе для внутреннего потребления не будет) надо в ближайшее время изъять денежную массу из обращения. Как это могут сделать не сложно додумать!))))))) Я считаю, что укрепление рубля -это желание власти "выдавить" население из евро и доллара в рубль!))) А потом всех разом ....
28.09.2009 23:35 Сергей
Всё правильно понимаете! Как только значительная часть перейдёт из валюты в дерево, дерево станет чахнуть. Одна поправка: нефть, скорей всего, не упадёт ниже $50.
30.12.2009 16:54 denegmne
денег должно быть больше а не меньше! Много денег – хорошо! Мало денег – плохо! Зачем вы себе головы мутите ?
Нефть скорее 150 будет стоить чем 50. В долларах. Интересней вопрос сколько оан же в рублях удет?
27.09.2009 00:28 Zaurcik
vot esli bi 1 rubl stoil bi 26,5 dollorov., ne bilo bi predela moei gordosti i radosti..
30.12.2009 17:17 denegmne
аба – просто – лютно! согласен!
28.09.2009 23:30 Сергей
Вообще непонятно, как можно укреплять рубль при нарастающем с катастрофической скоростью дефиците бюджета? И это на фоне падения доходов от экспорта газа. Объяснение может быть только одно: за прошедшую неделю ЦБ скупил за дёшево 800 млн.долларов. Опуская доллар, ЦБ сейчас помогает банкам расплатиться по внешним долгам и даёт возможность просто подзаработать. Причём это произошло, как только значительная часть населения перешла в валюту. Одним словом, люди снова оказались в дураках!
29.09.2009 09:52 Tania
Я считаю, что в ближайшее время доллар обвалится по отношению к Евро и рублю. Гос долг США критичен. После Нового года можно ожидать плавное падение рубля.....
30.12.2009 17:10 denegmne
тайминг, таня, тайминг – вот главное. А его-то и невозможно установить. Нету таких инструментов.
29.09.2009 19:35 gedeon GONO
словоблудие одно у вас господа==сидите пока в рублях==слушайте Бена -вертолета==
как только он скажет =что начинают отсасывать доллары обрано в Федрезерв вот тогда бегите в доллары или в евросы без разницы...........
29.09.2009 23:14 добрыня никитичев
каждый для себя должен решать какой будет курс и в чем держать непосильно нажитое.
Но лучше вспомните басни Крылова в них истина о нашем правительстве.Нефть будет100$-рубль26,а пока нефть к 50$-рубль идет....вот только налоги в казну все монстры заплатят и 4 квартал!и еще в Америке все зашибись,плакать придется европе с ее 0,67Еuro
30.12.2009 17:13 denegmne
дей-но : че на зеркало пенять...Кстати я бы и не пенял по сравнению с другими у вас ребята хорошее правительство. История наследие – просто куча дэрма разгребает кто – тому поклон тк задаяча эта – непосильная. А они молодцы взялись и тянут. Мог бы – руки б пожал!
30.12.2009 16:49 denegmne
Чтоб не забыть – не надо проще, спасибо.

Насчет повторения 2008: оно и так будет так что мудрость распознав волну райдать ее а не повернувшись спиной ждать что смоет.. Так что ваш сценарий наиболее веротяный не так уж плох а если добавить к нему учет и знание о повторе кризиса то может можно его еще более успешным сделать. Every problem is an opportunity in disguise – В каждой проблеме скрыта возможность.
Кризис обязан ударить опять во-первых такова просто природа зверя как говорит один сверхопытный потфолио менеджер а во-вторых interest rate derivatives по обхему примерно 173 трилл, а свопы кот вызвали первую волну были всего (!) 15 трилл. Так что чтоюы выкупить такой слив пузыря понадоюится в 13 раз больше денег поэтому счас США делает default on the sly и политика россии отдаться на 10% укрепление рубля а лучше 30% выглядит божьей милостью какой она и является) на этом фоне. Буду почитывать ваши комментарии – анализ видение даже просто собиранеи картины вместе – достойной занятие для художника – поддерживаю ваши усилия
Михаил
05.01.2010 13:02 ptah (Вадим Сорока)
Павел с Новым годом !


Статья хорошая и стратегически грамотная, много здравого смысла особенно в том, что только сами должны вытягивать ситуацию иначе трындец.
Естественный отбор не кто не отменял, а политические игры, это отражение экономики :) Спасибо получил удовольствие от профессионализма аналитической оценки.
А на треп и ругань посмотрите как на хороший пиар – статья зацепила.

Всего доброго и пожелания хороших результатов в работе, что бы не накрыл Вас в деятельности Китай :)
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП