Тонущий «АвтоВАЗ»          RSS

«АвтоВАЗ» на гонках

Опытные образцы российских спорткаров: «закрытые», реанимированные и новейшие. Комментирует начальник конструкторского отдела управления спортивных автомобилей «АвтоВАЗа» Евгений Соколов
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 9 11 790 экспорт в блог

«АвтоВАЗ» сейчас переживает один из самых непростых в своей истории моментов. В альянсе с Renault работа над новыми моделями пойдет совершенно иначе: нетрудно догадаться, что собственными амбициями будут жертвовать чаще в угоду интересам иностранных партнеров. Правда, бытует мнение, что собственных разработок достойных спасения у России никогда и не было. Не способны мы, не умеем.

Но это не совсем верно. В распоряжении Slon.ru оказались изображения российских спорткаров, которые в разное время были сделаны на ВАЗе. Сложно представить, но такие «жигули» стоят от 120 000 до 240 000 евро. Впрочем, у большинства этих разработок сложная судьба; яркие, перспективные проекты на заводе закрывали, даже когда никакими французами и не пахло. Мы представляем несколько таких проектов. А почему их постигала такая судьба – читайте ниже в интервью Slon.ru с главным конструктором «вазовских» спорткаров Евгением Соколовым.

ВАЗ-21124-07 VK1600 LADA 112 VK SUPER 2000 Rally Проект Lada Kalina LADA SUPER 2000 Rally на базе автомобиля семейства KALINA Lada SUV Dakar

Один из наиболее успешных спортивных автомобилей, создан на «АвтоВАЗе» в 2002-м году.


 
Несколько раз ВАЗ-21124-07 VK1600 становился чемпионом России и Украины по ралли в классе 1600. Два автомобиля выкупили для гонок иностранцы: они уехали в Грецию и в Германию. Там машины тоже показывали достойный результат. Но не первый: у нас машину делали для езды по гравию, а там машины в основном катают по асфальту.


Интервью с Евгением Соколовым:

Сколько лет вы работаете на «АвтоВАЗе» и сколько в автоспорте?

– На «АвтоВАЗе» я уже 32 года, в автоспорте – 28 лет.

Всю жизнь…

– Ну, я всю жизнь к этому и стремился. Ушел с физико-технического… Переквалифицировался в автомобилестроителя по спортивному направлению. Я свою цель и задачу выполнил...

Но вот в чем вопрос – ни разу даже не было сделано четкого анализа, что именно мы, спортивное подразделение, даем заводу. Мы одно время работали как испытатели, но это было давно. Нам тогда отдавали для тестов все новое, что создавали на заводе – шарниры приводов, системы управления, системы питания. В течение года мы их так «убивали» на гоночных треках... Затем давали свою оценку, делали рекомендации что нужно поменять.

– Для автопроизводителей всегда ведь автоспорт был своеобразным полигоном новейших разработок, которые в случае успеха начинали внедрять и в серийное производство…


– Да, автопроизводители так увлеклись этой «гонкой вооружений», что в результате машиной стали во многом управлять электронные «мозги», а не человеческие. Для обычного автомобиля это не беда, но в гоночном важней всего человек, который им управляет. Все-таки на гонках должен управлять человек, а автомобиль должен подчиняться. Иначе смотреть неинтересно. На это указывают и результаты опросов.

Кстати, если посмотреть за тем, в каком направлении в целом развиваются гоночные машины, окажется, что они стремительно двигаются в сторону упрощения. Например, теперь не разрешены на гонках антипробуксовочные системы и системы самостоятельного старта. Раньше из боксов можно было управлять настройками двигателя. Теперь эту опцию тоже исключили. Нельзя теперь регулировать и настройки шасси, и амортизаторы.

Тем не менее, в целом вы правы, для любого автопроизводителя спорт – одно из важнейших направлений. Оно необходимо для развития. У одних спорт относится к важнейшим приоритетам, для других – нет. На «АвтоВАЗе» наши руководители, сколько лет я здесь работаю, так и не могут определиться в этом вопросе. Это раздражает.

По этой причине даже те перспективные разработки, которые были у ВАЗа, каждый раз почему-то закрывали?

– Проблема в том, что нам никогда не давали возможности расписать и подготовить обоснование для бюджетирования программы на 3–4 года вперед. А ведь, объективно, любая программа должна отработать хотя бы несколько лет и только потом можно смотреть результаты. А у нас, как правило, денег давали только на год. А потом думали, нужно ли давать денег дальше. Но что можно сделать за год? Спроектировать автомобиль и собрать один–два образца. А ведь еще год нужно, чтобы обкатать машину – излечить «детские болезни», доделать документацию, получить омологацию, и выпустить автомобили. Нужно опираться на статистику, чтобы делать выводы относительно программы. А у нас чаще всего одним годом все и заканчивалось. Слишком часто менялись руководители. Предыдущим было интересно, а следующие пришли и решили, что хотят что-то другое.

А с приходом на «АвтоВАЗ» нынешнего президента Игоря Комарова ситуация не поменялась?

– Нет. Давайте посмотрим, кто сейчас пришел управлять нашим заводом? Посмотрите, кто в Renault занимается управлением, где эти люди росли профессионально. Окажется, что французы – все без исключения автомобилестроители. А кто у нас в руководстве? Там же нет ни одного машиностроителя. Там есть и банкиры, и торговцы игрушками, да, кажется, кто угодно, только не те люди, кто хоть как-то проявлял себя в области машиностроения. Как вы сами считаете? Откуда такие люди могут хоть что-либо понимать в том, что заводу нужно для того, чтобы выпускать машины? Все, что эти люди умеют, – продавать. Вот они пытаются теперь продать все, что можно… Думаю, все кончится тем, что завод продадут Renault, и мы будем обыкновенной сборочной конторой. Тогда уже с концами прекратятся и разработки, и испытания… Потому, что у Renault есть собственное спортивное подразделение. Очень сильное к тому же. Содержать оба [собственное и «АвтоВАЗа»] им смысла нет.

Но ведь приход на завод французов преподносят публике как единственный выход. Да и завод ведь на самом деле находился на грани банкротства…

– Да, Алешин (Борис Алешин, с 2007 по 2009 гг. – президент и гендиректор «АвтоВАЗа» – Slon.ru) не выкрутился бы уже. Он ведь тоже не автомобилестроитель. Менеджер широкого профиля, куда поставят – всем готов руководить. Его посадили просто, потому что «Ростехнологиям» нужно было, чтобы кто-то из своих занял это место. А вот те, кто были до него, выкрутились бы в сложной ситуации. Выкручивались же и не один раз…

Кстати, когда Алешин пришел к своей должности, у нас сразу все проекты остановлены были. Теперь их возрождают. На ниве прежних наработок эти начальники и живут. Одна из воскрешенных моделей – Kalina. Ее ведь еще до прихода московской команды сделали. Зачем затормозили «Проект С»? Автомобиль был практически готов к производству. Ходовую мы сами тестировали. И ребята из «Авторевью» ее очень неплохо оценили. Машина оказалась среди «одноклассниц» не худшей по своим ходовым качествам. Тем не менее, автомобиль выпускать не стали, из-за того, что он конкурент Megane…

– Может быть, потому что их автомобили будут покупать охотнее наших... Решили, что правильнее их продвигать?


– Мы привыкли ругать наш автопром. А вот теперь иностранцы на базе «Калины» будут выпускать модели Renault и Nissan. Причем нашу платформу хотят приобрести за копейки. Что такое платформа? Это каркас кузова, подвеска, двигатель, трансмиссия, панель приборов, система отопления. А купят их за копейки, практически бесплатно, потому что, фактически, модель не закрыта патентами. То есть там якобы и нечего покупать.

В стратегии развития говорится, что формально это будут наиболее дешевые иномарки в своих линейках, чуть дороже, чем наши «калины». Иномарки будут отличаться отделкой салона, сиденьями и светотехникой. Почему, как вы думаете, французы не пытаются делать чего-либо своего? Они никогда по цене не смогут уложиться в 300 000 руб.

У нас, кстати, ведь тоже будет такая модель в линейке – на французской В0. Только почувствуйте разницу: мы-то за нее 240 млн евро заплатили, а у них наша разработка в руках окажется практически бесплатно.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

10.02.2011 15:34 fichetto (Никита Ситников)
А почему ни слова не сказано об участии Lada в WTCC (сначала в качестве частной команды В. Шаповалова "Russian Bears", а потом и официальной заводской)?
В тот проект тоже было вложено несколько десятков миллионов евро, но прожил он всего год, и его – как и все прочие – прикрыли?
11.02.2011 16:16 PowerfulHeart (Гарик)
Ну не несколько десятков, а напорядок меньше
11.02.2011 17:57 fichetto (Никита Ситников)
меньше 10?
13.02.2011 00:03 PowerfulHeart (Гарик)
Меньше
11.02.2011 16:13 PowerfulHeart (Гарик)
Да, так и есть, "модернизация производства" в словаре эффективных менегерешек = организация бананопредприятия, то бишь отвёрточной сборки.
"Модернизация"(с)(Медведев), куле.
11.02.2011 16:31 PowerfulHeart (Гарик)
Ну а особенно доставляет, когда эта Тройка Диалог ещё и щимится проводить всякие тусняки по "модернизации".
16.02.2011 19:19 16021955 (Евгений Понятенко)
Уважаемая г-жа Ходякова!
Не смотря на ваши проф. регалии хочется ругаться матом!
Что Вы вообще знаете о истории автоспорта на ВАЗе?
Почему вы, получив весьма объёмную информацию от г-на Соколова, выбрали только эмоциональную часть? И опубликовали именно её? Вы знали, что он против публикации в таком варианте. Речь вообще о тенденциях на ВАЗе, и о том нужен ли автоспорт, если на нём нельзя руки нагреть. И вся эта московская команда далека от произведения каких либо ценностей в жизни. Продать чужие танки, автомобили, самолёты и пр., это легко! И ни кто не против. Бывшие комсомольские "лидеры это умеют". Это были мысли вслух накипевшие за много лет.
В угоду своим амбициям вы катастрофически "подставили" человека перед калейдоскопом меняющихся правителей на ВАЗе.
Я аналогично г-ну Соколову прожил 28 лет в этом автоспорте. В течение 10 лет бы ведущим инженером в команде ралли по подготовке испытаний. И все, описанные Вами автомобили, строили под патронажем руководимого им отдела. Проблемы, по сему, знаю не по наслышке.
По моему надо извиниться. Хотя ему это уже не поможет. Мы ведь в России живём. А рейтинговые очки при Вас останутся.
Или все журналисты образ собирательный – папараци?
Извините, если слишком переживаю, но всё это и через себя пропустил.
Если будет порыв, пишите на E-mail. Еже ли в регистрации не найдёте, Вам М.Мицкун подскажет.
17.02.2011 10:25 hodyakova (Елена Ходякова)
Евгений, спасибо за Ваш эмоциональный комментарий!
Попробую пояснить. Я выбрала живую, острую и актуальную часть из нашего разговора. Она меня, и уверена большинство, интересовала в первую очередь, о ней и пошла речь в беседе.

Задача журналиста как раз и состоит в том, чтобы писать о том, что волнует людей. И мне действительно было важно показать вашу работу людям. Многие не знают о том, что у ВАЗа вообще есть спортивное направление.

Причем, я не коверкала и не меняла слов Соколова. Но, Вы правы, делать "сухое", "пустое", "безжизненно" интервью не о чем... Я не видела никакого смысла. И дело не в "амбициях", дело в том что такое интервью просто никто не станет читать. А почему я его подставила? Чем? За что мне по-вашему надо извиниться?...
22.02.2011 09:40 AutoMan (Vladimir AutoMan)
Евгению Понятенко:
А что Вы ТАК перепугались? Что значит "катастрофически подставили"?
Я давно знаю Евгения Соколова. Очень уважаемый человек. Не думаю, что он станет отказываться от своих слов. Или что, "мысли вслух" могут отличаться от мыслей, изложенных на бумаге? Для Соколова, уверен – нет.
Или, "поразмыслив", он сказал бы: "Спасибо родному руководству за светлое настоящее и будущее ВАЗовского автоспорта" ?
За что автору надо извиняться?
Вы сами пишете: "Речь вообще о тенденциях на ВАЗе, и о том нужен ли автоспорт, если на нём нельзя руки нагреть. И вся эта московская команда далека от произведения каких либо ценностей в жизни.".
Так это главное в материале и оказалось.
Материал очень понравился. Проблемы тоже знаю "не понаслышке", проработав в дорожных испытаниях на ВАЗе 28 лет.
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП