Новости Календарь



Чем опасна для нас зона комфорта?

Иллюстрация: Nick Dewar
Доктор физико-математических наук, декан Высшей школы менеджмента, руководитель направления «Менеджмент» ВШЭ Сергей Филонович прочитал в Высшей школе экономики лекцию «Будущее личности» о том, как познавать и развивать себя личности в современном мире. Slon публикует сокращенную версию этой лекции.

Первое, что бросается в глаза и, конечно, нас в значительной степени нервирует, – жизнь становится все быстрее. Мы задаемся вопросом: зачем эта спешка, что она нам дает? Затормозить мир мы не можем, поэтому должны осознать, что за отведенное нам время нужно сделать большее и это в наших силах. При этом неопределенность бытия постоянно растет, мы не знаем, что произойдет на следующий день. С другой стороны, в любой неопределенности возрастают возможности личности, в частности, возможности выбора.

Есть две категории людей, задающихся совершенно разными вопросами:

  • Что я хочу получить от жизни?
  • Что я хочу сделать в жизни?

Каждый из них смотрит на мир по-своему, усреднять здесь абсолютно бессмысленно. Мы будем говорить о тех, для кого актуален второй вопрос.

Что личность хочет знать о себе

Личность – целостная совокупность черт и качеств человека, определяющих восприятие самого себя и влияние на других людей, проявляющаяся во взаимодействии человека и ситуации.


Правда, согласно моему жизненному опыту, когда спрашиваешь человека, как он относится к себе, содержательность ответов крайне низкая. В лучшем случае отвечают: «Нормально». 

Есть параметры, действительно характеризующие отношение человека к себе. Например, параметр локус контроля: куда человек помещает контроль – во внешнюю среду или внутрь себя. От этого зависит его ответ на важнейший вопрос: «Я могу или я не могу?» Чем больше мы занимаемся самопознанием, тем серьезнее к себе относимся. В то же время подавляющее большинство к этому вопросу подходит наплевательски, и самопознание не стоит в их повестке дня. Иногда это наплевательство приводит к серьезным трудностям, вплоть до психических болезней: если вы не понимаете самого себя, но живете в этом быстро меняющемся мире, у вас возникает проблема самоидентичности.

Самоиндентичность – это соотносительность себя с собой; восприятие собственного сознания как самоотождествленного, а себя самого как уникальной онтологически целостной и самостоятельной личности.


Время от времени человек задает себе вопрос: «Кто я? Я тот же, что был еще год назад? Или что-то со мной произошло? Какая связь между моим прошлым, настоящим и какие возможности у меня будут в будущем?»  

Потерять самоидентичность слишком легко в быстро меняющемся мире. Человек не успевает за изменениями, не знает, как с ними бороться, – и происходит разрыв самоидентичности, который может довести до шизофрении: я в прошлом, я нынешний, я будущий – три разных человека. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо хорошо себя знать, уметь понимать, что происходит с вами с течением времени, как меняется ваша система ценностей, психологические установки, целеполагание.

Самопознание – один из важнейших навыков, но для него существует серьезная психологическая проблема, которую психологи назвали проблемой «наблюдающего Я» («The Observing Self», книга Артура Дейкмана).

Наблюдая, мы меняем себя

Для эффективного самопознания нужно уметь посмотреть на себя со стороны, то есть сформировать «наблюдающее Я». Но «наблюдающее Я» может вступить в конфликт с «существующим Я». То есть получается такое раздвоение личности. Если мы станем постоянно думать о том, какое производим впечатление на других людей, то не сможем быть естественными. Что в итоге исказит наше «существующее Я» за счет влияния «наблюдающего Я». Поэтому человек будущего должен научиться без ущерба для самого себя проводить на себе довольно сложные психологические эксперименты.

Европейская культура начиналась с изучения неживой природы, первое серьезное продвижение – создание естествознания, где объект изучения (неживая природа) принципиально отличается от субъекта (человека). Это правильный путь: начала с простого. Трудности появились в XIX веке, когда люди захотели перейти на следующий уровень сложности: познать поведение человека. Для этого потребовалось создать психологию. А для изучения человеческого общества – социологию.

Вон из зоны комфорта!

В конечном счете самопознание происходит, когда мы выходит за пределы зоны комфорта. Это, например, круг общения, совокупность занятий – привычные действия, увлечения, за которыми не следует риск, опасность. В силу консервативности человеческой психики, связанной с минимизацией расхода энергии, человек стремится оставаться в зоне комфорта. Когда я был помоложе, стремление не покидать ее казалось мне предосудительным. Но потом я отошел от юношеского максимализма и понял: находясь в зоне комфорта, можно быть чрезвычайно полезным и себе, и обществу. 



Есть только одна сложность: пока человек находится в зоне комфорта, он не развивается. Потому что он использует уже имеющееся у него и делает то, что уже умеет.  

Людям, которые хотят развиваться, нужно время от времени выходить за пределы зоны комфорта. Можно впервые встать на горные лыжи, испытывая волнение и страх, или взяться за сложную интеллектуальную задачу с опасением не справиться с ее решением. Когда вы делаете что-то, чего никогда не делали, это связано с риском неудачи, но все равно здесь есть результат – акт личностного роста. Каждый день так делать не надо, это невозможно, так как приводит к сильному перерасходу энергии. Рационально, пошагово, иначе вы рискуете угробить свое здоровье.  

Другая технология выхода из зоны комфорта – это освоение новых способов познания. Как мы познаем? На что мы смотрим? Умеем ли мы увязывать вещи, которые на первый взгляд кажутся странными? Мне кажется, многие люди боятся признать, что они потеряли детскую способность смотреть на вещи непредвзято. У большинства ее целенаправленно убивали. 

Недавно я читал лекцию в Эстонии, и одна слушательница рассказала мне историю про своего маленького сынишку, который сейчас должен идти в школу, где проходят собеседования. Ребенка проверяют на сообразительность.Ему показали четыре картинки, где изображены галка, петух, синичка и муха, и спросили, какой рисунок лишний. Мальчик подумал и говорит: петух. Учительница сочла, что он ответил неправильно, это ошибка, потому что правильный ответ – муха. Петух, галка, синичка – птицы, а муха – насекомое. Мальчик возразил: «Да нет. Галка, синичка и муха летают, а петух не летает, он лишний». Согласитесь, оба варианта правильны в зависимости от введенного вами критерия. Это первое, что должна понимать учительница. Но они же всегда считают, что есть единственно правильный ответ.

Третий способ развитие множества интеллектов по Говарду Гарднеру: вербально-лингвистического, логико-математического, визуально-пространственного, кинетического, музыкального, межличностного, внутриличностного, натуралистического, экзистенциального. Человека-гения во всех областях представить невозможно, но развивать разные виды интеллекта в определенной степени необходимо.

Следующий метод выхода за пределы комфорта – это постановка принципиально новых индивидуально-субъективных познавательных задач. Определить цели – это всегда непросто для человека, но в современном мире – даже сложнее, чем прежде: сегодня человек сталкивается с необходимостью множественного целеполагания. Мир многокомпонентен, нам приходится играть множество социальных ролей, с каждой из которых связана определенная цель. Это и осложняет целеполагание, так как далеко не все эти цели можно гармонизировать. Нам приходится выстраивать определенные приоритеты для того, чтобы ощущать продвижение в правильном направлении и чтобы эти роли не сильно конфликтовали друг с другом.

Дополнять друг друга и доверять себе

Питер Друкер говорит, что бессмысленно бороться против своих недостатков, и предлагает искать у себя сильные стороны, которые далеко не сразу появляются, и развивать их.


А что делать с нашими слабыми сторонами? Ответ Питера Друкера тоже очень правильный: для этого существуют другие люди! Которые как раз любят делать то, что я не люблю. 

Отсюда возникает идея комплементарности: совершенствовать свои сильные стороны, а компенсировать ограничения партнерством с людьми, обладающими способностями, дополнительными к вашим. Это трудно, но здесь нужно научиться коммуникациям: как общаться с непохожими на тебя людьми, чтобы получать от этого удовольствие и выдающийся результат?

И если вы не верите самому себе, постоянно спрашиваете, получится ли у меня, стоит ли в это впрягаться, какие риски с этим связаны, у вас точно не получится. Скорее всего, вам действительно не надо этим заниматься, но тогда вы можете поставить на себе такой большой жирный крест и стать «психологическим пенсионером» (человеком, который решил больше никогда не выходить за пределы зоны комфорта).

С моей точки зрения, жизнь предоставляет каждому человеку возможности для самореализации. Можно сколько угодно стенать, что внешняя среда не дает нам реализоваться, мешает сделать нечто великое. А вы пробовали?