Новости Календарь



5 видео о том, как устроен наш мозг

© Robbie Porter
Сегодня, 13 февраля, профессор Свободного университета Берлина Хауке Хеекерен читает в пресс-центре РИА «Новости» лекцию «Нейроэкономика, или Как мы принимаем решения». По такому случаю Slon выбрал 5 интересных видео о том, как устроен наш мозг.

1. Нобелевский лауреат по физиологии и медицине, нейробиолог Эрик Кандель рассказывает о роли бессознательного в принятии решений. 



«Все психические функции, начиная от самых тривиальных рефлексов до высочайшего творческого опыта, исходят из мозга. У нас есть причина верить, что мы не осознаем некоторые аспекты свободной воли. Бенджамин Либет провел такой эксперимент: он сажал людей перед столом исследователя, окружал их датчиками и просил испытуемых, чтобы они указывали, в какой момент им захотелось пошевелиться. Оказалось, что еще до того, как вам кажется, что вы приняли решение пошевелиться, в вашем мозге появляется электростатический потенциал. Он предшествует осознанному решению пошевелиться. Исследователь уже знает, что вы собираетесь помахать рукой, но вы сами можете этого еще не осознавать. А значит, решение было принято бессознательно. 

Когда Либет представил результаты своего опыта, они взбудоражили научное сообщество. Либет продолжил: он полагал, что большая часть нашей психической жизни бессознательна. Даже партнера мы выбираем себе частично на основании бессознательных оценок. Но это и неплохо: есть множество решений, которые лучше принимать бессознательно. Осознанное принятие решений хорошо только в некоторых случаях – например, когда у вас есть две альтернативы, – потому что вы можете очень эффективно сфокусироваться на этом вопросе. Если же у вас множество опций, множество задач – это не мой случай, но, допустим, есть множество женщин, которые заинтересованы вами, – возможно, ваш выбор будет более эффективным, если вы сделаете его бессознательно». 

2. 10 удивительных фактов о мозге. 
 

  1. Мозг реагирует на шутки; иногда люди с повреждением лобной доли мозга перестают понимать шутки.
  2. В шумном помещении невозможно услышать говорящего по телефону. Мозг не может отличить фоновый шум от голоса по телефону. 
  3. От зевоты просыпаешься. При зевании в организм попадает больше воздуха, а мозг таким образом получает больше кислорода.
  4. Мы запрограммированы на то, чтобы запоминать скучные песни. С помощью тех же механизмов в нашем мозгу, благодаря которым мы запоминаем какие-то рутинные действия, мы запоминаем и такие песни.
  5. Мозгу нужно меньше энергии, чем лампочке в холодильнике. Наш мозг расходует 17% энергии всего организма. 
  6. Частое нарушение суточного биоритма организма может повредить память. Гормоны стресса, которые вырабатываются во время этого процесса, могут нанести вред височной доле мозга и памяти.
  7. На высоте появляются странные видения. Вероятно, нехватка кислорода влияет на обработку визуальных и эмоциональных данных.  
  8. Компьютерные игры-стрелялки помогают развивать многозадачность. 
  9. Невозможно щекотать самого себя. Мозг притупляет ожидаемые ощущения, когда мы вызываем их сами.   
  10. При ярком солнечном свете мы чихаем: пресекающиеся «провода» в мозговом стволе посылают сигналы из глаза через нос. 

3. Известный популяризатор науки, психиатр Иэн Мак-Гилкрист объясняет, как «разделенный мозг» изменил поведение человека, культуру и общество. Этот мультфильм – часть его лекции. 
 


«В ходе эволюции мозг становился все более разделенным. Мозолистое тело в соотношении с объемом полушарий уменьшилось. Одна из основных, если не главная функция мозолистого тела заключается в том, чтобы держать части мозга отдельно друг от друга. Правое полушарие человеческого мозга отвечает за бдительность, за постоянное, широкое внимание. Левое отвечает за ограниченное, сфокусированное внимание. У людей, у которых повреждается правое полушарие, возникают патологии со вниманием. 

Для хорошей работы воображения нам нужны оба полушария. Разум также нуждается в двух полушариях. Я бы сказал, что мир левого полушария заведует абстракциями. Благодаря ему мы получаем возможность оперировать такими понятиями, как постоянное, изолированное, статичное, ясное, характерное, – но все это весьма теоретические обобщения, и они довольно безжизненные. Правое полушарие, напротив, заведует миром индивидуального, изменчивого, реального: его интересуют конкретные живые существа в контексте живого мира. По сути, наши полушария предлагают нам две версии мира. Очевидно, мы соединяем эти версии всякий раз по-разному. Мы должны полагаться на некоторые теоретические построения, чтобы чувствовать себя в мире уверенно. Но нам нужны и конкретные знания, которые предлагает нам правое полушарие. 

Я предполагаю, что человечество стартовало с замечательного баланса этих полушарий. Но постепенно баланс сместился в сторону левого полушария. Сейчас мы живем в парадоксальном мире. Мы гоняемся за счастьем, а приходим к взрыву психических болезней. Мы хотим свободы, но в нашей повседневности сами опутываем себя тем, что еще Токвиль называл «сетью чрезвычайно сложных правил, которые покрывают все жизненное пространство и душат свободу». У нас все больше информации – и все меньше возможности ее использовать, разобраться в ней.

Точно ли рациональность – это хороший способ для того, чтобы смотреть вокруг? Наша жизнь сейчас жутким образом похожа на мир левого полушария. Виртуальное для нас приоритетнее реального. Необычно важными становятся гаджеты, расцветает бюрократия. Потребность в постоянном контроле за всем происходящим приводит к паранойе в обществе, которое требует такого контроля от правительства. 

«Речь» левого полушария очень убедительна, потому что оно отсекает все, что не совпадает с его моделью, а эта модель полностью самодостаточна. А у правого полушария нет голоса, у него одни эмоции, и оно не может спорить на равных, не может привести свои аргументы. Нет, я вовсе не против того, чтобы использовать то, что предлагает нам левое полушарие. Просто меня привлекает и правое. Эйнштейн сказал: «Интуиция – это священный подарок, а разум – верный слуга». Мы создали общество, в котором правит слуга, а подарок забыт». 

4. Нейробиолог и инженер Дэниел Уолперт – о том, зачем вообще нам нужен мозг.

 

«В нейробиологии мы имеем дело со сложными вопросами о мозге. Я хочу начать с самого простого вопроса, который когда-то должен был встать перед каждым, потому что это основной вопрос, если мы хотим понять функцию мозга. Почему у нас есть мозг? Не у всех видов на нашей планете есть мозг, поэтому если мы хотим узнать, для чего он нужен, давайте думать о том, почему он у нас развился. Вы можете рассуждать, что мозг у нас для того, чтобы воспринимать мир или думать, но это совершенно неправильно. Мозг у нас развился совсем по другой причине: чтобы делать сложные движения. Нет никаких других причин иметь мозг».

5. Профессор психологии Йельского университета Пол Блум – об удовольствиях в обычной жизни и о том, как наши знания меняют наше восприятие.  



«Как заставить взрослых людей наслаждаться вином? Очень просто: налить его в дорогую бутылку. Существуют десятки, даже сотни исследований, показывающих, что если вы верите, что пьете дорогой напиток, его вкус становится лучше. Недавно еще один эксперимент был проведен с помощью нейронауки; был использован диффузионный магнитно-резонансный томограф (ДМРТ). Людей поместили в ДМРТ-сканер, и пока они в нем находились, они потягивали через трубочку вино. Перед ними висел экран с информацией о вине. Вино во всех случаях было одно и то же. Но если испытуемые верили, что пьют очень дорогой напиток, части мозга, ассоциированные с удовольствием и наградой, зажигались, как новогодняя елка. Люди не просто говорили, что вино им нравится, они на самом деле это ощущали по-другому, чем люди, которые пили то же вино, считая его дешевым».