Новости Календарь

Упав, подняться. Как предприниматель Федор Овчинников начал все заново

«И ботаники делают бизнес», необычная деловая книга о приключениях простого провинциального предпринимателя Федора Овчинникова, стала бизнес-бестселлером 2011 года и получила премию «Выбор Рунета». Продолжение книги «Ботаники делают бизнес. Год спустя» рассказывает, что случилось с героем после того, как он продал свою сеть «Книга за книгой» за бесценок и остался ни с чем. Это вдохновляющая история о том, как человек, пережив неудачу, нашел в себе силы учесть ошибки и начать все с чистого листа и что у него из этого получилось. Slon публикует отрывок сиквела, изданного в инновационном формате специально для iPad совместно Slon и проектом FastBook.



Когда обыкновенный человек Федор Овчинников продал сеть книжных магазинов «Книга за книгой» и вернул долги, у него осталось всего четыреста тысяч рублей. По странному стечению обстоятельств почти столько же было у него на руках за четыре года до этого, когда он только начинал свою предпринимательскую одиссею.

Правда, тогда это были кредитные деньги, а теперь свои. Но после всех жертв и борьбы на пределе возможного результат оказался совсем не таким, на какой рассчитывал изобретательный и трудолюбивый предприниматель, начитавшийся книжек о легендарных коммерсантах.

Но в предпринимательском мифе нет места неуспеху. Когда Федора приглашали куда-нибудь выступить с докладом, его почему-то представляли публике как успешного бизнесмена. Хотя от любого другого в зале его, по большому счету, отличал только богатый, но противоречивый опыт ошибок и неудач.

Его «история неуспеха», описанная в книге «И ботаники делают бизнес», сделала из него знаменитость. Даже официанты в столичной «Шоколаднице» его узнавали. И это тоже была своего рода победа, хоть и весьма неоднозначная.

Федор Овчинников получил успех авансом. И оказался в непростой ситуации. Известность открывала перед ним волнующие возможности. Но чтобы ими воспользоваться, требовалось начать все с чистого листа. А запускать новый бизнес на глазах у праздной публики – все равно что, едва получив права, парковать автомобиль на тесной, но бойкой улице, собрав за собой длинную очередь благодарных зрителей.

«Когда у вас есть в голове большие планы и цели, лучше не говорить о них всем подряд. Ведь может так сложиться, что у вас ничего не получится. Но мне уже поздно так думать», – написал Федор в блоге sila-uma.ru.

Четыре года назад Федор Овчинников завел этот блог и стал честно и без прикрас описывать свой предпринимательский эксперимент. Но тогда он был первоклассником, который имел право на ошибку. Второй ошибки ему не простят. Еще одна история неуспеха? Пожалуй, это слишком. 
 

Книга сильная. У меня был собственный бизнес-опыт, который тоже завершился... выходом из бизнеса. Я бы, наверное, не смог настолько откровенно об этом рассказать даже сейчас... Надо быть очень сильным духом для такого рассказа.
Комментарий в блоге Федора


Многообещающий подвал

Федор взялся за новое дело с завидной решимостью. Он задумал построить сеть доставки пиццы. Предприниматель давно мечтал о фастфуде – этот рынок манил перспективами. В 2009-м исследовательское агентство «Бизнес Аналитика» оценивало его в России в сорок пять миллиардов рублей, притом что в начале двухтысячных эта цифра едва превышала десять миллиардов.

Предприимчивому человеку было где развернуться – даже в Москве доля сетевого фастфуда не доходила до половины рынка, а в регионах не превышала и трети (причем в некоторых из них, например на Дальнем Востоке, и вовсе держалась лишь на уровне пяти процентов). Дешевая и быстрая еда – это вечная ценность: в кризис в ресторанном деле только на рынке фастфуда компании не потеряли свою выручку.

Но для запуска сети с традиционными ресторанами быстрого питания требовались большие деньги – на открытие точек в людных местах.


Мне нужен бизнес, который можно начать с моими стартовыми возможностями. Финансовых возможностей немного. Главный ресурс – мозг.
— Блог Федора


Другой вариант – доставка – позволял начать игру с небольшим капиталом, но при этом куш сулил столь же крупный. В 2010 году выручка одного из лидеров мирового рынка, американской сети Papa John's, превысила миллиард долларов. При этом на Россию приходилось всего семнадцать пиццерий «Папы» из более чем трех тысяч. Национальных сетей доставки пиццы в России не было вовсе. И если в столице еще работали сильные компании, то в провинции рынок дремал.

Федор задумал его разбудить. Но о пиццах и фастфуде он не знал ровным счетом ничего, да и готовил-то не очень. Чтобы избежать провала, требовались экстраординарные меры. Поэтому Федор отправился в Петербург и под видом бывшего учителя истории из деревни (он ведь закончил истфак) устроился разнорабочим в известные компании, такие как Papa John's, McDonald's, Sbarro и «Теремок», чтобы изучить кухню фастфудов изнутри. Днем бывший генеральный директор мыл полы, жарил картошку, выпекал пиццу. Вечерами заносил в блокнот расположение оборудования, анализировал менеджмент и разбирал сделанные тайком фотографии. Вернувшись в Сыктывкар спустя месяц, автор блога «Сила ума» арендовал неприметный подвал в центре города и начал готовиться к открытию своей «Додо пиццы».


Стал искать поставщиков. Заказал в Москве оборудование. Обучил первых сотрудников выпекать пиццу. Вместе с ними вывел рецепт фирменного теста, изучив все, что удалось найти о тесте в интернете. Сам развозил первые заказы. И в то же время мотался в Москву и другие города на презентации книги, успевая на ходу читать отзывы на новый бестселлер, в котором рассказывалась история его «неуспеха».

Искренне желаю, чтобы новый бизнес с пиццей закончился не так плачевно!» – писали сочувствующие у него в блоге, где он рассказывал о своей новой затее.


«Думаю, в этот раз вы обосрётесь даже быстрее», – пророчили знатоки, не ленясь вставлять букву «ё» в соответствующее слово.


И вот прошел год. Не так уж и много, если вдуматься. Во всяком случае, оглядываясь назад, лично я не могу толком вспомнить, на что ушли эти триста шестьдесят пять дней моей неповторимой жизни. Ведь даже если у вас имеются кое-какие сбережения и есть возможность делать, что задумано, изо дня в день надо мыть башку, водить ребенка на занятия, платить по счетам, менять перегоревшие лампочки, посещать спортзал, вкусно обедать, чинить машину, отвечать на почту, звонить родителям, болеть и лечиться, покупать подарки, смотреть кино, перечитывать классику, следить за событиями в мире, строить планы на будущее, так жизнь и проходит. У обыкновенного человека Федора Овчинникова не так. Болезни, перегоревшие лампочки и счета не мешают ему двигаться вперед.


Весь этот год в гонке за собственным успехом, изрядно опередившим его на старте, Федор уверенно сокращал дистанцию. Последний раз, когда мы виделись, он расхаживал по пустой пиццерии в подвале. Рассуждая о мировых перспективах на рынке доставки пиццы, сам драил пол шваброй – поскольку был единственным сотрудником собственной компании. Теперь в подвале не протолкнуться от поваров и менеджеров, а с парковки перед пиццерией то и дело стартуют машины курьеров, которые развозят по городу по несколько сотен горячих пицц ежедневно. Пустовавший прежде подвал ожил.

Поначалу «Додо пицца» продавала на восемь тысяч рублей в день, сейчас продает на шестьдесят. Месячная выручка меньше чем за год выросла в пять раз – с трехсот шестидесяти тысяч до двух миллионов.

Как и у любого нормального бизнесмена, у Федора Овчинникова имелся бизнес-план. В соответствии с ним пиццерия через год должна была приносить шестьсот-семьсот тысяч в месяц. Причем партнер, который вместе с Федором вкладывал деньги в стартап, не верил даже в такие цифры, которые казались ему слишком амбициозными. Семьсот в месяц на какой-то пицце в городе с двумя «Ы», где уже и так на двести сорок тысяч небогатых жителей больше двадцати пиццерий, пусть не самых известных в мире и не самых расторопных даже по российским меркам? Нереально. «Каждый месяц раз за разом мне казалось: мы здорово выросли, – говорит Федор, улыбаясь. – А потом мы снова росли».


Мой товарищ сказал: «Если ты напишешь выручку, все в Сыктывкаре бросятся доставлять пиццу».
— Блог Федора


Чтобы получше объяснить, как много это, два миллиона в месяц, Федор приводит в пример свой прошлый опыт. В книжном бизнесе два миллиона приносил флагманский книжный магазин сети «Книга за книгой» на улице Чернова, открытый от безысходности в разгар кризиса и ставший в свое время предпринимательским шедевром Федора Овчинникова. Но то был большой магазин на шестьсот квадратных метров, а не маленький цех на шестьдесят. Чтобы его открыть, пришлось добыть книг и канцтоваров на десять миллионов рублей, а в пиццерии месячные вложения в запасы ограничивались едва ли двумястами тысячами. Наконец, рентабельность книжного бизнеса болталась в лучшем случае в районе трех-пяти процентов, а пиццерия давала тридцать.

Федор говорит, что в прошлой жизни, когда он занимался книгами, у него было ощущение, будто он ворочает камни. Какие ощущения теперь? «Теперь мне кажется, я нашел золотую жилу», – улыбается он. 

Книги покупали только умники, а пиццу заказывает и бизнесмен, и студент, и офисный клерк. Человек не готов тратить на книгу пятьсот рублей, а на пиццу легко, еще и за колу доплатит. При этом пицца – как кофе, продукт с высокой наценкой, это позволяет предоставлять клиентам хороший сервис и выигрывать у более нерасторопных соперников, тем более что в регионах конкуренция в фастфуде вялая и потребитель счастлив, если его просто хорошо обслуживают. «Когда курьер называет клиента по имени, это производит магический эффект, – говорит Федор. – Люди чуть ли чай пить не пытаются усадить».

Чтобы радоваться успехам Федора Овчинникова, надо при этом обладать известной восторженностью и развитым абстрактным мышлением. Цифры впечатляют, но пока «Додо пицца» – это лишь многообещающий подвал. Все еще может пойти не так. Успех изменчив, как сон, и своенравен, как кошка. И Федору это известно как никому другому.


Чтобы прочитать всю книгу прямо сейчас, просто скачайте приложение FastBook для iPad. Узнайте о появлении версий для других устройств, следя за новостями на сайте проекта.

Предыдущий материал

Тест: Есть идея для бизнеса? Проверьте, насколько она хороша

Следующий материал

Бизнес вопреки. Как отучить людей покупать