Новости Календарь

Стоит ли начинать бизнес вместе с друзьями?

Стоит ли начинать бизнес вместе с друзьями? © Amimi Cheng
Можно ли начинать бизнес с друзьями? На этот вечный вопрос каждому предпринимателю приходится заново искать правильный ответ. Хотя совсем не лишне поинтересоваться мнением тех, кто решился совместить дружбу и бизнес и, несмотря на все опасения, начал свое дело вместе с товарищами. Slon приводит аргументы предпринимателей «за» и «против».




ЗА

«Если вы давно знакомы и делали проекты в прошлом (например, устраивали школьные походы), то вы точно знаете, как будете решать конфликтные ситуации. У вас высокий уровень доверия, что позволяет избежать микроменеджмента. Инвесторы отдают явное предпочтение командам, которые давно работают вместе и имеют общие ценности. Причина провала стартапов №1 – это конфликт сооснователей. Длинная и положительная история отношений может снизить этот риск. Пример: сооснователи «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович – одноклассники по республиканской физико-математической школе Алматы».

Юрий Лифшиц, сооснователь коворкинг-центра «Зона действия»


ПРОТИВ

«К сожалению, в любом «дружеском» бизнесе наступает момент, когда каждому из партнеров приходится делать непростой выбор между интересами бизнеса и дружескими отношениями. Ситуации могут быть разными, но результат, как правило, один и тот же – вчерашние товарищи ругаются вдрызг и в лучшем случае перестают общаться, а в худшем – становятся злейшими врагами. В сложной ситуации лишь единицы ставят дружбу и отношения выше денег, власти и собственных амбиций».

Гавриил Леви, генеральный директор «Дневник.ру»


ЗА

«Меня многие предупрежддали, что бизнес с друзьями – очень неудачная мысль. Но мы доказали, что это не так. Мы были близкими друзьями и прежде, а сейчас стали еще ближе. Последние 14 лет мы работаем в одном офисе. У нас троих общие ценности. Мы хотим добиваться успеха, но не хотим продавать за это душу. И всегда отдаем себе отчет, что работа – это одно, а дружба – это другое. На работе мы не обсуждаем личные вещи, за пределами работы мы не обсуждаем работу. Мы ленивые очень. Если бы у кого-то было больше эго, то мы, быть может, и распались бы». 


Когда компания стала большой, нам запретили летать одним рейсом. Если самолет упадет, некому будет вести компанию. Мы, конечно, поняли, что идея умная. Но все равно летаем втроем, потому что никому из нас не интересно остаться в бизнесе в одиночку. 


Ричард Рид, основатель Innocent Drinks



ПРОТИВ

«Если вы друзья, значит, вы понимаете слабые сильные и стороны друг друга? На практике все не так. Друзья, в жизни активные и трудолюбивые, в бизнесе превращаются на глазах в ленивых работников, какими вы их никогда не видели. Вы доверяете друг другу и считаете, что друг вас не кинет? На деле из-за высокого доверия друзья могут так долго вас обманывать, что это не сравнится с подвохом обычного сотрудника. Друзьям не надо платить? После того, как вы начинаете работать, они нацелены на все ваши деньги. От моего партнера и друга, с которым мы все делили всегда 50 на 50, я однажды услышал, что он хочет 80% бизнеса (который уже стал большим), а мне оставшиеся 20%. После чего он сразу перестал быть партнером. Друзья всегда выручают вас по жизни, доводят пьяного до дома и одалживают деньги? В бизнесе такого не ждите. Те же друзья станут забивать на работу и срывать сроки. И вам придется делать все самому. А чтобы расстаться с другом, который плохо работает, нужна решимость. Потому что после этого в 95% случаев он перестает быть вашим другом».

Вячеслав Семенчук, CEO My-Apps.com


ЗА

«Я уверен, что начинать бизнес с друзьями можно и даже нужно. Если это дело вашей жизни и вы вкладываетесь в него всей душой, то друзья могут стать надежной опорой. Особенно это важно, если вы занимаетесь тем, что никто до вас не делал, и вам предстоит большая работа по истреблению стереотипов и скептических высказываний относительно деятельности вашего предприятия. В случаях, когда предстоят большие моральные и материальные инвестиции, дружба помогает сохранить ваши внутренние ресурсы и направить всю энергию на достижение результата. Это чувство локтя в общем интересном деле, которым люди занимаются с полной отдачей и верой в успешное предприятие. Если же бизнес связан с распиливанием чего-то очень ценного и случайно подвернувшегося, или же это рабочее место на большом конкурентом рынке, на котором установлены «специальные правила», а таких бизнесов в нашей стране немало, то вполне вероятно, что тут друзья могут быстро перестать быть друзьями и вообще наделать друг другу увечий уже на этапе подписания контракта».

Макс Лакмус, создатель ресурса Planeta.ru



Предыдущий материал

«Есть идея! История ИКЕА»

Следующий материал

10 самых интересных стартапов с TechCrunch Moscow. Выбор Slon