Бизнес-образование     

Профессор из «айфона»

Ведущие бизнес-школы переводят свои лекции в видеоформат
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 0 1 635 экспорт в блог
iPhone вместо лектория | Камерные бизнес-школы | Пионеры видеолекций

Посмотреть лекции профессоров ведущих бизнес-школ теперь можно с экрана iPhonе. Сотни выступлений лекторов из Кембриджа, школы бизнеса Fuqua, Йельской школы менеджмента уже доступны на iTunes и YouTube. Сами выпускники бизнес-школ тоже сохраняют на iTunes свои лекции, делая их открытыми.

Пока учебные заведения рассматривают видеолекции как маркетинговый ход. Но в этой идее заложена возможность серьезной перестройки бизнес-образования. Лекции могут стать из эксклюзивного продукта базовым товаром вроде учебников. А школы будут продавать не столько выступления лучших профессоров, сколько практическое знание и интерактивные продукты.

IPHONE ВМЕСТО ЛЕКТОРИЯ

Экспериментируют с новыми технологиями не только бизнес-школы, отдельные лекции или целые курсы публикуют в iTunes и университеты вроде Йеля или Стэнфорда. Европейские учебные заведения не отстают от коллег из Штатов. Парижская бизнес-школа HEC в ближайшие несколько месяцев выложит на iTunes ряд полных  курсов. В рамках партнерства школы с Applе слушатели HEC, кроме доступа к видеолекциям, получают iPod Touch для их просмотра. Новая программа стартовала в качестве эксперимента, почти половина записанных лекций снималась с помощью автоматической системы камер.

На видео фиксируют обычные лекции, презентации и ответы на специальные вопросы. Видеопроект пользуется успехом как у слушателей, так и у преподавателей. Руководитель проектов HEC для iTunes Ванесса Клейн считает, что распространение видеолекций в сети – это хороший маркетинговый инструмент. Он дает возможность зрителям прослушать выступление профессора и понять, что они могут получить, обучаясь в бизнес-школе.

В других бизнес-школах и университетах видеолекции тоже считают чем-то вроде «пробников» в модных журналах. Публикуется, например, курс, который сейчас уже не читают, или выкладываемые лекции подбираются так, чтобы по ним нельзя было освоить полноценную программу.

Торговать видеоконтентом бизнес-школы пока не решаются. Но в Штатах уже задумываются о создании образовательных «интеграторов», которые за разумные деньги позволят собрать программу дистанционного обучения из курсов, лекций и занятий в самых разных университетах.

КАМЕРНЫЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ

Российские бизнес-школы пока не спешат перенимать опыт иностранных коллег. Декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович – категорический противник новых форм обучения. «Видеозапись – это всегда жалкий слепок того, что происходит на самой лекции», – считает он. Видеолекции лишают студентов самого главного – возможности задавать вопросы, спорить и обсуждать. А у тех, кто прослушает такой видеокурс, сложится ошибочное впечатление, что он обладает полным объемом знаний, а в школу можно и не ходить.

Глубина проникновения в тему при таком виде получения информации невелика, вторит ему Евгений Бойченко из бизнес-школы «Мирбис». Видеолекции могут стать разве что помощью для студента, который пропустил лекцию и старается нагнать упущенное самостоятельно. Полностью заменить присутствие в аудитории видео-курс вряд ли сможет.

Вице-президент «Российской ассоциации бизнес-образования» Сергей Мясоедов воспринимает появление видеолекций как новый этап в развитии бизнес-образования, хотя и сравнивает видеолекции с трансляцией спектаклей на ТВ, а бизнес-школы называет камерными театрами. Он согласен с зарубежными коллегами: такие лекции – это скорее реклама бизнес-курсов.

С другой стороны, если серьезно заниматься видеоконтентом, то бесплатно он распространяться не может. В России, как считает Мясоедов, коммерциализацией этой сферы могут заняться частные фирмы. Сами бизнес-школы при госуниверситетах довольно консервативны и вряд ли отважатся на этот шаг. Директор по развитию «Российской экономической школы» Наталья Фокина рассказывает , что в РЭШ записывают открытые семинары с политиками и экономистами, но на коммерческую основу это ставить не планируют.

ПИОНЕРЫ ВИДЕОЛЕКЦИЙ

Кое-кто все же пытается извлечь пользу из видеолекций. Moscow Business School продает короткие курсы и даже предлагает возможность получить сертификат об обучении, если покупатель после просмотра сдаст дистанционный тест. В бизнес-школе РГГУ распространяют лекции и другие видеоматериалы среди слушателей: их стоимость включается в обучение, их также можно посмотреть за деньги на партнерском портале. Сделать процесс обучения полностью дистанционным видеокурсы не помогут, но они становятся хорошим вспомогательным материалом, говорит директор института экономики, управления и права РГГУ Надежда Архипова.

Однако эксперименты бизнес-школ с iTunes и YouTube вовсе не обязательно приведут к тому, что программа обучения станет дистанционной. Некоторые эксперты считают, что традиционный формат бизнес-образования – год или два в кампусе и за партой – уже изжил себя. Вместо того, чтобы слушать лекции, студентам лучше заниматься практическими проектами.

Если бизнес-школы действительно решат двинуться в этом направлении, тут-то и пригодятся видеолекции. Они, наряду с учебниками, станут скорее способом подготовиться к интерактивной программе обучения.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.