Инновации      об инновациях     RSS

Подмосковный Стэнфорд

Российская Силиконовая долина будет сильно отличаться от американской, потому что мы идем по догоняющему пути развития
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 40 4 134 экспорт в блог
Сколково – идеальное место для создания кремниевой долины, города инноваций. Главное преимущество этого района – близость к Москве, элементам инфраструктуры, к международному аэропорту, что очень важно для подобного рода проектов. И, кроме того, наличие нового не «браунфилда», а «гринфилда» в виде бизнес-школы «Сколково», которая строится на абсолютно новых основаниях и принципах организации работы.  

Синергия между инновациями и собственными изобретениями и их коммерциализация – это главная и насущная цель. Поэтому нужно иметь (и выгодно иметь) рядом с подобного рода проектами именно бизнес-школу. Бизнес-школа – это место, где учат коммерциализировать и продавать продукты, в особенности инновационные. Ученые как раз занимаются доведением их до совершенства, поэтому наличие бизнес-школы – это принципиально важный момент и, несомненно, большой плюс.  

Можно ли сегодня сделать такой проект вдалеке от Москвы? Наверное, можно. Да, в других частях России тоже есть международные  аэропорты, необходимые элементы инфраструктуры и университеты, в том числе технические, математические и инженерные. Но этот проект – это своего рода пилот, своего рода символ модернизации экономики страны. Поэтому он должен управляться очень эффективно. А при нашей системе управления, к сожалению, это возможно реализовать только рядом с Москвой, в непосредственной близости от руководителей этого проекта, главным из которых является президент Медведев.  

Сколково выбрано не только ради удобства – или, как некоторые предполагают, для развития девелоперского проекта, – а как место, до которого руководители, в буквальном смысле, могут дотянуться и управлять им в ручном режиме. Поэтому очень важно, кто станет лидером этого проекта и его операционным менеджером.  

Российская Силиконовая долина будет сильно отличаться от американской, потому что мы идем по догоняющему пути развития. Силиконовая долина в Америке возникла, в буквальном смысле, в гаражах, где сидели изобретатели. А проходящие мимо венчурные капиталисты, заинтересовавшись, инвестировали средства в развитие их проектов. Помимо этого, были  военные и государственные заказы и наличие поблизости уже известного к тому времени Стэнфордского университета.  

У нас тоже рядом будут университеты, – их близость важна, чтобы можно было пользоваться их лабораторными и другими ресурсами.  

Основными профилями российского Иннограда, я думаю, будут те, что уже определил президент. В первую очередь это топ–5: энергосбережение и энергоэффективность, медицинские технологии, космические технологии, ядерные технологии и стратегические информационные технологии.  

То есть то, чем будут заниматься в нашей «кремниевой долине», более-менее понятно. А вот вопрос, кто будет этим заниматься, остается открытым.

Я думаю, что в планах – максимальная открытость этого предприятия всему миру, как это принято в Силиконовой долине. Не должно быть границ для трансфера технологий, для синергии, которая возникает между разными направлениями исследований и разработок. В этом смысле мы будем похожи на американский образец. Но у нас будет и большое отличие от Силиконовой долины и от многих других похожих проектов. Наш проект будет реализовываться в условиях достаточно закрытого общества и ограничения некоторых свобод и прав. Например, у нас до сих пор очень жесткий визовый режим для иностранцев. Для того, чтобы сделать Инноград привлекательным, визовый режим нужно ослаблять.  

Существуют также политические риски и риски, связанные с обеспечением свободы и безопасности людей. Здесь мы не можем гарантировать того же уровня, что и в Силиконовой долине и других проектах стран западной Европы и Азии. Для того, чтобы проект стал привлекательным, нужно найти решение этой проблемы.  

Без людей этот проект не заработает. А в нем должны работать люди со всего мира, так же, как в подобных проектах в Америке, Англии, Финляндии, Израиле и Корее.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

19.03.2010 10:36 erlikh (Александр Эрлих)
Ключевая фраза этой заметки "Я думаю, что в планах..."

Что "в планах" нового проекта не знает никто. Планы (не философские рассуждения Суркова, а более-менее чёткий план) не публиковались и не обсуждались. Возможно, об этих планах не знают и те, кто принимает решения по этому проекту.
19.03.2010 11:54 sim (Ирина Сурмина)
Полностью с Вами согласна.
Ибо статья показалась предельно легковесной и не аргументированной.
Посмотрела биографию автора.
Очень удивилась.
19.03.2010 12:00 sitnikov (Алексей Ситников)
Ирина, вообще то это комментарий, блог, а совсем не статья. Относительно "планов" и знания, то из сейчас разрабатывает специальная группа, в составе которой есть ведущие международные специалисты. Кстати, подобного рода проекты создаются исключительно и везде на основе vision создателей, философии, если угодно. В том, что планы аморфны нет ничего страшного. Главное, чтобы идея не была брошена, как подобные проекты более ранних периодов.
19.03.2010 12:16 sim (Ирина Сурмина)
И всё-таки, Алексей ...

Внимательно отслеживая тему, и зная аргументы про-и-контра, хотелось бы от Вас увидеть, если хотите, более личносто-окрашенное мнение (тем паче, что это блог), более системно изложенное и более аргументированное. А в таком виде ...
И "философии" никакой тут я не заметила :(.

Получится текст на уровне рапорта "партии власти". НОУ МОР! Сори.
19.03.2010 15:31 erlikh (Александр Эрлих)
Алексей,

О каком vision может идти речь, если от появления в Ведомостях статьи Суркова до принятия решения о конкретном месте проходят считанные недели. О каком vision может идти речь, если сразу называются суммы финансирования.

Публично не обсуждалась даже идея. Всё это, а также PR-активность интересантов, с очевидностью говорит о том, что обсуждение проводилось, но кулуарно, "под ковром". Поэтому вы и можете лишь думать о том, что в планах.

Простой вопрос – вы пишите о "специальная группа, в составе которой есть ведущие международные специалист". Скажите, пожалуйста, где можно найти публичную информацию об этой группе?
19.03.2010 16:06 sitnikov (Алексей Ситников)
Простой ответ: – Распоряжение Президента РФ от 31 декабря 2009 г. N 889-рп "О рабочей группе по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов"

В целях содействия инновационному развитию экономики Российской Федерации:
1. Образовать рабочую группу по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов
..................................
Состав рабочей группы по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов (утв. распоряжением Президента РФ от 31 декабря 2009 г. N 889-рп)
Полный текст распоряжения а также состав группы на сайте www.kremlin.ru в разделе документы
19.03.2010 16:42 erlikh (Александр Эрлих)
Алексей, спасибо.

Это хорошая иллюстрация отсутствия публичного обсуждения и непрозрачного принятия решений. 31.12 выходит распорядительный документ. Через месяц (с учётом новогодних праздников) выходит программная статья Суркова, а ещё через месяц уже определено место реализации проекта.

Если позволите, ещё два простых вопроса:
1)Как вы считаете, почему в составе рабочей группы нет ни одного российского эксперта-не чиновника (Греф не считается)?
2)Известны ли вам публичные высказывания привлечённых иностранных экспертов об этом проекте?
19.03.2010 16:52 sitnikov (Алексей Ситников)
Александр,
потому что это рабочая группа созданная государством, потому что идею придумал Сурков, он ее и продвигает. По срокам, полностью согласен. Насколько я знаю, никто пока не высказывался, именно потому, что сказать пока нечего.
Совершенно Вы правы, что решения принимаются непрозрачно и не публично, и порой и даже очень часто -- непрофессионально. Так ведь, других "писателей" у нас нет... Еще 3-4 года и окно возможностей для хоть сколь нибудь значимого технологического прорыва закроется. Просто закончатся деньги. Поэтому и скорость высокая, и торопимся потому, что надо успеть пока всё не потратили и не украли
22.03.2010 18:24 V Ivanov (Владимир В. Иванов)
Алексей! По-моему в одном из своих постов Вы раньше писали, что идея принадлежит Д.А. Медведеву, а В.Ю. Сурков её только озвучил. Или это не так?
Теперь, если эта идея принадлежит государству, то почему бы туда не привлечь специалистов, которые уже делали похожие проекты, например, в наукоградах?
Почему Вы считаете, что у нас нет специалистов по развитию подобных территороий? У нас же развиваются и достаточно успешно Обнинск, Дубна, Зеленоград, Томск и др. В чём, скажите пожалуйста, конкурентные преимущества Сколклво по сравнению с этими городами?
19.03.2010 16:52 erlikh (Александр Эрлих)
Александр, прочитал комментарии к вашим предыдущим сообщениям. Вы писали "насколько мне известно Зеленоград [...] есть на шорт листе [...] Бизнес школа – это плюс так как есть ресурс для обучения ученых и предпринимателей комммерциализации технологий".

В связи с этим хотел бы задать ещё один вопрос. Как вы думаете, чем Сколково лучше Зеленограда? Заранее благодарен за ответ.
20.03.2010 19:14 H2O (Vladimir)
Уважаемый Алексей!

"Синергия между инновациями и собственными изобретениями и их коммерциализация – это главная и насущная цель. Поэтому нужно иметь (и выгодно иметь) рядом с подобного рода проектами именно бизнес-школу. Бизнес-школа – это место, где учат коммерциализировать и продавать продукты, в особенности инновационные. Ученые как раз занимаются доведением их до совершенства, поэтому наличие бизнес-школы – это принципиально важный момент и, несомненно, большой плюс. "

А можно этот абзац перевести на русский язык?
Заранее спасибо.
22.03.2010 14:24 shirs (Сергей Широков)
Автор – оптимист, похвально. Проблема в том, что механическое упорядочивание "инноваций" нигде и никогда не приносило результат.
Забавно наблюдать телодвижения нашего государства в духе "назначить, финансировать, построить!"
Госплана только не хватает.
Технопарки понастроили, и где эффект?
Сколько раз уж на всех углах говорилось, что кремниевая долина – это среда существования.
Нужно улучшать институциональную среду в стране, а не плодить долгострои в элитных районах Подмосковья. Исправлять диспаритеты научных результатов и отраслей спроса. И многое другое, что не требует простых решений в духе комсомольцев на БАМе. Вот только конечно денег на этом не освоишь, а конфликтов с _людьми_ поиметь можно. Ну-ну. Стройте "силиконовую долину". Через 5 лет посмотрим, куда уедут ее воспитанники.
22.03.2010 18:07 V Ivanov (Владимир В. Иванов)
Алексей! Вы так интересно рассказали о преимуществах и перспективах развития Помосковного Стэнфорда. А не могли бы Вы рассказать о проблемах. Что, например, кроме политических рисков, может препятствовать реализации этого проекта?
24.03.2010 02:02 master0706 (Александр Ланкин)
У России нет ни единого шанса построить кремневую долину.
Построить-то, построим, это не сложно. И даже возможно заселим, а если обнесем проволокой под током и охрану поставим, то и мозги оттуда не растекутся. Но, не сделаем самого главного – созданное в этой шарашке, не создаст промышленности. Разве что в таком же ручном режиме, когда очередной президент ЛИЧНО отберет, что ему ПОКАЖЕТСЯ интересным, приволочет за шкирку очередного олигарха, который побожится эту штуку внедрить.
То есть, все эти выброшенные на ветер деньги, будут питать идеями не российскую экономику. Как это уже сделали научные городки всего Советского Союза. Но, ставлю миллион против рубля, что этот новый наукоград, не сможет породить что-нибудь интересное, даже если президенты будут в нем жить. Сработает Система, которая разрушает все в нашей стране. А именно, на высокооплачиваемые должности будут назначены Друзья, которые назначат замами своих друзей. Если случайно туда занесет умного и талантливого, то ему назначат такой оклад, чтобы он либо сдох, либо уволился сам. Таким образом будет сформирован трудовой/научный коллектив, состоящий из лизоблюдов и прочее, но явно не блистательные спецы. Это фактор первый, и основной.
Но можно рассмотреть и второй, если вдруг Система не сработает, и что-то невероятно ценное будет изобретено. Скажем система телепортации. То есть нечто новое, доселе не производимое. Потребуется создание неких новых, и даже не основных, но смежных производств. Идиотов, которые бы финансировали это в России нет. В стране, где за понюшку табака можно лишится и собственности и денег, нет желающих вкладываться в долгосрочные проекты.
Поэтому светодиоды, это наш потолок.
Ответьте на вопрос, при какой экономической формации главное наличие природных ресурсов? Стыдно признаться, но в феодальной. И это есть третий фактор. И из вашей статьи это еще более очевидно ))) Наукограды при феодализме нужны исключительно сюзеренам, и только под их покровительством (финансировании) могут существовать.
24.03.2010 02:09 master0706 (Александр Ланкин)
Бездарные феодалы, покровительствовали наукам, в вечных поисках философского камня...
24.03.2010 08:12 dent954 (Aleks_r)
Все в Вашем комментарии, Александр, вроде бы хорошо, гладко, сам бы неделю назад подписался под всем и своего столько же добавил. И сегодня не отрицаю практически ни одного Вашего постулата, только ключевой я уже вижу фразу автора:"А в нем должны работать люди со всего мира". Расшифровывайте как можете.
24.03.2010 09:32 master0706 (Александр Ланкин)
"А в нем должны работать люди со всего мира". Расшифровывайте как можете.
А, я и написал, что если паче чаяния там случится со всего мира, то весь мир и будет этим пользоваться, но не Россия.
24.03.2010 10:24 dent954 (Aleks_r)
Еще раз повторяю, все правильно написали, но попробуйте копнуть глубже.
24.03.2010 14:04 master0706 (Александр Ланкин)
))) на мой взгляд – фундамент уже, глубже некуда... разве что шире )))
24.03.2010 08:17 dent954 (Aleks_r)
Покритиковал бы Ваш ответ на последний вопрос по природным ресурсам, но может быть Вы его просто некорректно сформулировали.
24.03.2010 09:44 master0706 (Александр Ланкин)
Возможно вопрос я сформулировал упрощенно ))). И ответ дан по сути, не развернуто. Абсолютный Государственный феодализм. (государственный, как указание на сюзерена, но не масло масленое) Вводит в заблуждение кажущееся не натуральным хозяйство?
24.03.2010 10:43 dent954 (Aleks_r)
Антагонизма у нас не получится, мысль я понимаю, только с "сюзеренами" у меня плоховато. Природные ресурсы архиважны для любой формации начиная с перв-общ, и заканчивая империализмом. Как только закончатся природные ресурсы, скорее всего закончится жизнь на земле. Дальше рассуждать неинтересно, скорее всего наши рассуждения совпадут. А вот тянет ли особая российская формация по своей эффективности на феодализм, еще вопрос.
24.03.2010 13:58 master0706 (Александр Ланкин)
И в политической, и экономической иерархии четко работает один принцип "сюзерен-вассал". Сюзерен наделят и властными полномочиями по типу "президент-губернатор", и экономическими в виде доступа к природным ресурсам. И то и другое – феоды.
"Капиталистической" экономикообразующей собственности по факту нет, так как сырьевой комплекс является базой. Соответственно, отсутствует соответствующий рынок. Всё остальное базар. Делаю вывод – не капитализм в России.
Несмотря на эксцессы, все же нет и рабовладения. И на первобытность похоже это всё мало. Про социализм, как первую ступень к коммунизму, говорить тем паче не серьезно. Методом исключения – феодализм.
Феодальная система демократии.
Феодальная экономика. Многоукладная, но в базовых принципах – натуральное хозяйство. Система эволюционировала, не столь примитивная, но от этого и неэффективная, так как не приспособлена (уже лет 200) решать усложнившиеся современные задачи.
Для индустриальной и постиндустриальной экономик процесс добычи сырья "малоинтересен". Значительно более выгодно менять Windows 7 на добытое кем-то сырье.
24.03.2010 17:57 krot22 (Василий Александров)
Какой феодализм, это новый нацпроект для раскрутки Суркова.
Звучит приятно, Колумб Америку открыл! Полазил один юрист по коровникам, года два проторчал в ящике и вот вам новый президент. Проторенная дорожка питерских. На проектах гениально одурачили народ. Если бы они так гениально восстановили былую мощную экономику, к сожалению, им экономика нужна, как собаке пятая нога. Питерские зажрались, как ни один правящий клан России. Никакой долины не будет, таких долин у нас хоть отбавляй. Они питерским не нужны.
24.03.2010 21:34 master0706 (Александр Ланкин)
И что? Московские будут отличаться от питерских? Или в мэрии Москвы, тоже питерские засели? Или позвать томичей, магаданцев? Всё так же "зажрутся". Это системная, феодального характера проблема. Надежда на то, что ЛИЧНО знакомый, будет ЛИЧНО предан, претворяя гениальные планы сюзерена. Селекция управленцев идет не по принципу эффективен – неэффективен, а принципу обязанный – преданный.
24.03.2010 19:07 dent954 (Aleks_r)
Да, звучит как песня, я конечно такие высокие ноты не возьму. Но с другой стороны более-менее понятно. И глубже не возьмешь, видимо я имел в виду шире. Россия как сырьевой придаток развивающихся и развитых стран. Полное отсутствие интереса мирового сообщества помочь нам расстаться с этой ролью, и конечно как весь этот процесс будет влиять на жизнь каждого конкретного гражданина.
24.03.2010 21:43 master0706 (Александр Ланкин)
А, с какого мировое сообщество должно помогать? Поставьте себя на место американского финансиста. Какое вам дело почему в России плохо, если на этом можно заработать? Никакого. Или наоборот (гипотетически), какое мне русскому дело, когда в Америке плохо, а я на этом зарабатываю?
Наш идиотизм, используется в чужих корыстных целях. Но, извините, идиоты-то мы, с нас и спрашивать надо. Перестанем быть дураками, так и использовать никто не будет. Согласен, перестать быть очень сложно, тем более когда люди возглавляющие институты уверены, что неверная формулировка задачи, позволит найти верное решение. Прикормленным быть, это и почетно и сытно.
24.03.2010 22:10 dent954 (Aleks_r)
"Наш идиотизм используется в чужих корыстных целях. Но, извините, идиоты-то мы," – да, сказать точнее и короче уже не позволит великий и могучий. Тогда удар ниже пояса- случилось чудо, завтра Вы президент нашей страны. Что будете делать?
24.03.2010 22:30 master0706 (Александр Ланкин)
Возвращение выборности на всех уровнях, с уменьшением сроков пребывания на выборных должностях. От 2 до 4 лет по восходящей, то есть чем ближе лично к избирателю, тем меньше срок, чтобы не париться с отзывом. Запрет на деятельность партий в органах власти. Полный, включая фракционный. Следовательно пропорциональной системы нет. Но демократия без денег – издевательство, поэтому нужно менять бюджетный кодекс. Избиратель должен понимать, что от его голоса зависит не просто будет ли Вася депутатом, а как этот Вася наполнит местный бюджет.
Собственно все меры известны, в том числе президенту и премьеру, но их сеньорный склад мышления, и вассальный окружения, не позволяют им осознать важность этих мер, и их исключительность для пресловутой модернизации, о которой говорить начал еще Петр 1.
Нам действительно не нужно ничего изобретать, а только приспособить, как как через эти проблемы, в том числе коррупцию в силовых институтах государства, прошли абсолютно все страны на которых мы равняемся. Самое сложное – аккуратно положить эту чертову вертикаль власти, чтобы она не развалила страну, как делала это неоднократно (последний раз в 1991 году).
24.03.2010 22:52 dent954 (Aleks_r)
А что с нефтью и другими природными богатствами делать, как слезть с нефтяной иглы, ведь при феодализме народ не то что работал – пахал.
24.03.2010 23:36 master0706 (Александр Ланкин)
При феодализме народ пахал и пашет.
Пока примерно тоже, что и сейчас, только ликвидация офшорных и прочих схем. Но в каждом виде добычи свои хитрости. Можно присмотреться к опыту Норвегии.
Нужно принудительно разделять компании на добывающие, перерабатывающие и торгующие.
Налоги должны оседать там где добываются ресурсы, что создаст финансовую децентрализацию страну, сделает отдаленные регионы привлекательными для равноценной трудовой миграции. И мы удивимся, с какой скоростью у нас исчезнут дотационные регионы, и заработают кремниевые долины – академгородки, если по-русски.
Госкомпании обязать выплаты дивидендов. С начислением этих дивидендов на пенсионные счета граждан РФ построчно. Мне кажется, граждане тогда живо заинтересуется качеством управления к примеру Газпрома, и особенно рьяно пойдут голосовать за того президента, который пообещает путем эффективности управления госкомпаниями, повысить отчисления на пенсионные счета. И не посмотрит ни на какую харизму и преемственность, если счет в ПФ увеличится слабо. Как вам такой путь к модернизации? )))
24.03.2010 23:59 dent954 (Aleks_r)
Красиво, но поверьте, спинным мозгом чувствую, что этого не хватит. У нас не пройдет. А спинной мозг у меня очень чувствителен хоть и без экономического образования . Лет за 5 до "Одноклассников" приставал к небедному приятелю с этой идеей, но был обвинен в глупости. А по ленности я первый в стране. Триумф не удался. Но это мы выводим за скобки, я имел в виду только чувствительность спинного мозга.Беру тайм-аут. Рассчитываю завтра подготовить свои предложения и мысли. Надеюсь на взаимность, т.к. такого уровня собеседника я пока не встречал.
25.03.2010 00:12 master0706 (Александр Ланкин)
))) конечно не пройдет! Кто бы сомневался – я не буду ))) Кто же порулить-то даст! )))
Спасибо за приятную беседу!
24.03.2010 22:42 master0706 (Александр Ланкин)
Во многом я согласен с пресловутым докладом Инсор. Важна последовательность. К примеру отполируем до блеска МВД. И пришел дядя Стёпа брать с поличным губернатора, который в одной упряжке с судьей и прокурором. М-дя... не долго Стёпа будет милиционером.
То бишь сначала судьи, прокуроры, а там и МВД само подтянется, без особых усилий с увольнением генералов. Сами уйдут.
Есть решения для обуздания коррупции, и тоже без особых репрессий, нужно создать правильные правила игры, и они же сами, и наведут порядок у себя.
24.03.2010 22:01 master0706 (Александр Ланкин)
Прикормленным быть хорошо при любой формации.
Нет, конечно, считается неприличным эксплуатировать убогих. Западный гуманизм даже рабство запретил. Но для этого нужно сказать на весь мир, что мы ни какая ни мировая держава, что отсталые в общественном развитии лет на триста от Европы, что "нечестно" взрослому капитализму, избивать феодализм переросток, силы-то неравны. Может тогда нас и пожалеют. Хотя вряд ли. Но это их право.
25.03.2010 21:39 dent954 (Aleks_r)
Александр тезке
Материал подготовил, жду команды на взлет.
26.03.2010 09:16 master0706 (Александр Ланкин)
))) не совсем понимаю как будем взлетать ))), и на сколько это уместно делать здесь, тема то не Россия вперед!
26.03.2010 09:48 dent954 (Aleks_r)
Совсем не Россия вперед. О страшных вещах пойдет рассказ. Если не хотите светить свою почту моя dent954@mail.ru
27.03.2010 13:27 dent954 (Aleks_r)
Ну как матерьяльчик?
26.03.2010 16:21 dent954 (Aleks_r)
Уезжаю, буду в сети завтра.
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП