RSS

О хорошем (наконец)

Южноафриканский таблоид Daily Sun, оперирует словарным запасом в 1500 английских слов – и показывает выдающиеся бизнес-результаты
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 28 537 экспорт в блог
Все последние недели в нашей индустрии новости были аховые: рекламные поступления в печатных СМИ сократились практически во всех развитых странах на 20 – 40%, не радовали и данные статистики по продажам тиража, аудиторные показатели у подавляющего большинства изданий тоже падали. Россия – не исключение; данные АКАР, отчеты компаний и данные TNS за лето показали, что индустрия газет и журналов понесла более чем существенные потери. Впрочем, осторожные позитивные сигналы тоже имеются: аналитики инвестбанков видят перспективы роста рекламного рынка, самые оптимистичные – уже в IV квартале 2009-го, самые опасливые – во втором квартале года будущего.

Традиционно, печатные СМИ зависят от рекламы и от покупателей (в меньшей степени – подписчиков). Расходы на рекламу, в свою очередь, довольно прочно связаны с ВВП (не с премьер-министром России, а с валовым продуктом). Расходы потребителей – а пресса входит в категорию «потребительские циклические товары» – от показателей средней начисленной заработной платы и уровня «свободных средств потребителя» (disposable income, не распределенный на постоянные нужды доход).

Российский рекламный рынок к ВВП, доля %
Доля расходов на рекламу в ВВП России в течение последних 14 лет (с деноминации 1995 года), составляла около 0,4 – 0,56% и осторожно росла.

В странах с более длинной и качественной статистикой, например, в США, такие данные имеются аж с 1900 года, но относительно подробными они становятся с 1935 года (например, вот тут). Удивительно, но показатель рекламных расходов, что в России, что в США, очень и очень стабилен – колебания составляют максимально 0,1% от ВВП год к году.

На американских графиках очень четко видны кризисы и продолжительность их воздействия на рекламный рынок. Можно также заметить, что после кризиса есть «лаг», который необходим, чтобы рекламная индустрия оправилась после спада. Как правило, серьезные «точечные» экономические удары (как, например, 2001 год в США) вызывали «рекламный спад» на два года. Для любителей очень точной, нормализованной статистики, вот ссылка, по которой можно получить все американские данные с соответствующим анализом.

Можно строить регрессии, можно просто медитировать над этими графиками, но вывод напрашивается сам собой: рекламный рынок следует за динамикой ВВП, воспроизводя ее несколько преувеличенно. Скажем, спад ВВП на 5% ведет к (примерно) 20%-ному спаду расходов на рекламу – однако, при восстановлении роста экономики, как правило, опережает ее примерно вдвое. Учитывая, что количество каналов рекламы растет (больше носителей, больше форм едва ли не каждую пятилетку), то примерно один и тот же процент валового продукта распределяется по большему спектру суботраслей медиа.

Распределение рекламных бюджетов
Российский рекламный рынок отреагировал на 10%-ное сокращение ВВП в первом полугодии 2009 года примерно 40%-ным падением, что вполне можно было предсказать, глядя на приведенные графики (правда, для верности большинство российских медиа-холдингов запланировали -50%). В США спад рекламных расходов в целом составил около 17% при изменении ВВП на 6,2% – тоже довольно типичная реакция. Аналитики некоторых инвестбанков, в частности, UBS, уже подают оптимистичные сигналы  – рассматривая динамику расходов в квартальном выражении, они видят, что восстановление пусть даже слабого роста в экономике стран еврозоны и вероятное возобновление роста в США после сентября – октября приведет к опережающим рекламным инвестициям. Отрицательные цифры 2010 года почти везде изменены на положительные, правда, с оговорками: основные драйверы восстановления пока неясны, и, возможно, это не те отрасли, которые активно рекламировались до кризиса.

Так что если Россия хоть в какой-то мере последует за развитым миром по пути восстановления роста в экономике, фактор «доли ВВП» и фактор «функции от роста/спада» вернет часть рекламных денег в стагнирующий рынок медиа. Отдельный вопрос – кому достанется этот новый-старый кусочек рекламного пирога; здесь, при всей очевидности ответа, например, на основании вышеприведенных диаграмм, есть, как говорится, нюансы.

Труднее с disposable income (DInc). В самом конце прошлого века стало очевидным, что у разных возрастных групп настолько сильно отличаются «обязательные расходы», что определение DInc осмысленно только по возрастным группам. Посредственную российскую статистику даже не хочется сравнивать с американской (Gallup Poll 2009), опять же предоставлю эту возможность любителям. Впрочем, кое-что из последних американских данных вполне можно использовать как источник аналогий и увидеть направление развития.

Неделю назад Gallup USA опубликовал данные о том, как разные поколения американцев отреагировали на кризис, – сократив свое потребление. Поколенческие различия в США очень серьезно изучаются, особенно после того, как baby boomers (многочисленное поколение, родившееся в 1945 – 1964 годах на волне послевоенного экономического бума) стали выходить на пенсию. «Бумеры» – не только самое многочисленное и состоятельное, но и самое потребительски активное поколение в США, создавшее своими руками, избирательными бюллетенями и инвестициями современное состояние страны (как хорошие его стороны, так, например, и неимоверный госдолг Штатов). Данные Gallup: «бумеры» обрезали свое потребление на 33%; а ведь именно они – коренное поколение читателей газет (что верно, кстати, и для России). «Их процент» – это больше 2,5% младших поколений, которые либо сократились так же, как «бумеры», либо даже меньше. Рекламные деньги отреагировали жестоко и адекватно: излюбленные каналы достижения «бумеров» – ежедневные газеты, национальное ТВ, воскресные выпуски газет, журналы потеряли по 18 – 25% рекламных бюджетов (зачем рекламировать что-то для тех, кто не хочет покупать?).

Данные по изменениям в объеме потребления разных поколений и по сегментам рекламы показывают: минимальные сокращения стали привилегией медиа с наибольшими долями двух самых молодых поколений – поколения X (1965 – 1980) и millenials (1980 – 1995) (кабельное ТВ, интернет и испаноязычные СМИ – «латиносы», в среднем, очень молодое community, чуть младше 30). Здесь минимальное сокращение потребления и минимальные потери рекламных денег. Да и данные продаж показывают: немногие американские СМИ, жестко ориентированные на молодых и испаноговорящих читателей, не страдают от тиражных потерь (следовательно, остались в «потребительском контуре»).

Как все это отразится на России?

Давайте по порядку. С точки зрения потребительской экономики, наше государство – это конфедерация трех очень разных по уровню развития «территорий».

Первая – составляющая примерно 25% населения – «территория» практически ничем не отличается по уровню и типологии потребления от развитого мира. Она (представленная Москвой, Московской областью, нефтяными городами Югры и некоторыми очень избранными городами-миллионниками) может, эта «Западная Россия», без особых скидок сравниваться и с США, и с Европой. Потребительские реакции, как показывают исследование Nielsen 2007 года, очень схожи с реакциями немцев и жителей не самых богатых штатов США: эффективность воздействия наружной рекламы, например, вообще идентична, тогда как consumer responce по телерекламе отличается в «лучшую» для «Западной России» сторону, – то есть, лучшую для рекламодателя, так как для получения одинакового эффекта brand awareness в Москве нужно меньше денег, чем в Коламбусе, Огайо или Берлине. Здесь присутствует полный спектр каналов коммуникации, все медиа, все возможности современной цивилизации, начиная со скоростного интернета и заканчивая любыми необходимыми устройствами доступа. «Западная Россия» в целом следует за общеевропейской тенденцией в области медиа-потребления; она спасает журнальный рынок, накачивает деньгами телевидение и интернет, – но старикам-газетам здесь не место (кроме деловых изданий).

Вторая потребительская Россия – со «столицей» в Петербурге
, со слабыми миллионниками, относительно зажиточным Югом и металлургическими и угольными городами, – некая ослабленная копия Восточной Европы. Причем не Чехии, скорее, а Румынии или Македонии. С населением в 50 млн человек (35% страны) по уровню потребления, эта «Вторая Россия» примерно вдвое отстает от «Западной»; реакции потребителей, с одной стороны, ослаблены: то есть для получения адекватного уровня продаж или проникновения бренда во «Второй России» надо потратить значительно больше времени (или денег). Исследований этой «территории» недостаточно, чтобы давать уверенные оценки, но можно с определенной уверенностью говорить, что судьбу как медианосителей, так и рекламы в ней можно подсмотреть в Восточной Европе или на Ближнем Востоке – именно там живут наиболее похожие на «вторых русских» потребители. Соответственно, медиаканалы представлены в достаточном количестве (хотя и меньшем, чем в «Западной России»); устройства доступа и широкополосный интернет постепенно – но не слишком быстро – проникают в эту страну; развитие сдерживается недостаточными доходами, с одной стороны, и консерватизмом потребителя – с другой. Впрочем, «Вторая Россия» очень быстро прогрессирует – двукратное отставание преодолеть можно, и кризис особенно помог: срезав кредитное ускорение «Западной России» и уменьшив разрыв между двумя союзными территориями.

Для медиа, прежде всего печатных, и еще прежде – газет, – «Вторая Россия» – основная среднесрочная перспектива выживания и, может быть, даже развития. Здесь еще есть проблемы с выбором каналов доставки контента, но уже нет проблем с желанием потреблять контент. Здесь люди простодушнее и «национальнее», чем в космополитичной «Западной России», здесь лучше работает реклама и очевиднее местнический патриотизм (любимое прибежище локальной, городского уровня, прессы). «Вторая Россия» способна дать еще довольно много «живой воды» газетам и общеинтересным журналам, телегидам и сетевым изданиям – и грех не воспользоваться этим.

Но есть и третья потребительская Россия – вся остальная страна, живущая в городах с населением меньше 300 000 человек, в деревнях и поселках городского типа. Это оставшиеся 40% населения, которые ни на кого в мире не похожи, – они, собственно, и есть искомый подлинно российский потребитель. Тлетворное влияние Запада тут представлено в том, что потребление стимулируется только завистью, а ограничивается, прежде всего, бедностью – если у соседа что-то есть, у меня должно быть, а если я не могу себе это позволить, то лучше спалю соседское. И еще: ключевой медиум для «Третьей России» – это эзотерическое креативное «пипл хавает» Константина Львовича Добродеева, растворенное в эфирных волнах «Первого канала» и телеканала «Россия». Всего несколько миллионов из этих 60 читают газеты и журналы, про интернет знают только то, что он врет и очень дорог, а на хоругвях редких крестных ходов написано про смирение и нарисован топор.

Увы, «умным СМИ» тут нет места – у потенциальных «качественных аудиторий» вообще почти нет disposable income, чтобы потреблять платную прессу, а у «массовой аудитории» нет никакого желания потреблять что-то, кроме телеканалов и, может быть, газеты «Жизнь» несколько раз в год.

Наконец, кроме этого «измерения» – достаточно гипотетического, потому что эти ощущения есть у многих, а точного знания – ни у кого – есть точно такое же «поколенческое» измерение, как и в Штатах. Может быть, деление не точно повторяет американское: скажем, беби-бумеры в России на несколько лет младше, а поколение Х заканчивается не в 70-м, а в 77 – 78-м, и еще есть граница 1982-го – то есть люди, которые выросли без СССР и его особенностей в образовании и идеологическом давлении. Но точно так же – есть веские, серьезные различия в рефлексах и поведенческом поведении людей разных возрастных групп.

Соответственно, к территориальным различиям добавляются еще и поколенческие, превращая абстрактное множество российских потребителей в непростую матрицу. Численность соответствующих «потребительских подгрупп» разная, степень влияния – тоже. Но совершенно ясно одно: в России гораздо больше проблем с численностью «старшего» поколения и «бумеров» – коренной аудитории газет и новостных журналов. Их в процентном отношении меньше, чем в тех же США, – примерно в полтора раза; они намного беднее, чем их американские или европейские сверстники. Применительно к потреблению – поступили они точно так же, судя по всему, ограничив себя не меньше, а, скорее всего, больше, чем более молодые соотечественники. Наличие многообразной по форме (пусть и однообразной по содержанию) бесплатной медиа-альтернативы, телевидения, радио, интернета ведет к перераспределению медиапотребления в пользу этих видов СМИ; вслед за потребителем туда направляется реклама.

Результат мы можем наблюдать: сократившаяся до технического минимума толщина газет (печатать меньшее количество полос либо невыгодно, либо неприлично), сокращение количества точек продаж (до кризиса издатели, скрепя зубы, платили за присутствие в любом киоске, теперь – экономят и платят только за те сети, которые эффективно продают). Цены на газеты и еженедельные журналы, по подавляющему числу позиций, выросли в абсолютном выражении (на 15 – 22%, скажем, в Москве), а в относительном – цена за страницу – еще больше, иногда в разы, ведь даже при сохранившейся цене вы оплачиваете, скажем, не 80 страниц (как летом 2008-го), а 48.

Но я, все же, о хорошем. В продолжение наших яростных споров с Андреем Миршниченко здесь и здесь, хочу сказать об укрепляющем влиянии многослойного кризиса СМИ.

Российские печатные СМИ страдают не от Интернета, не от отсутствия «редакционного шаманства» или «джинсы 2.0», но, прежде всего, от слабости своей, унаследованной как из 90-х, так и из советского времени. Слабость печатных СМИ заложена на генетическом уровне: например, бизнес-модели ранних 90-х, удерживающие на плаву двух-трех лидеров федерального газетного рынка, совершенно бесперспективны для стартапов или региональной прессы. Попытка воспроизвести, скажем, принципы «АиФ» или «КП», не говоря уже об «Антенне-Телесемь», без критического (и полного) переосмысления природы и размеров затрат, приводит к быстрой и неизбежной гибели проектов. Тем более этот «самострок» будет испытывать проблемы после кризиса: ресурсов для роста доходов очень немного, а потенциал сокращения расходов исчерпан (как только рынок почувствует рост, персонал потребует больших зарплат, поставщики – более высоких цен, продавцы прессы вернутся к практике маркетинговых сборов при распространении). Впрочем, сила и влиятельность «больших брендов» такова, что при разумной перестройке бизнеса, с ориентацией на дополнительные источники выручки (такие, как книжные или CD/DVD коллекции, дистанционное образование, eventing) они могут ничего не потерять, но даже укрепить свои позиции. Осознав себя не только конкурентами (между собой), но «последним бастионом индустрии» (то есть конкурентами других медиаканалов) – выстроить более разумную и качественную систему кросс-продаж, договориться по вопросу монетизации интернет-версий с поисковыми системами и агрегаторами контента (как сейчас делают европейские издатели). В общем, старый конь индустрии, скорее всего, не выйдет из борозды, лишь бы его кто не напугал до смерти и не забил излишними дозами «джинсы 2.0». Как я уже написал выше – основной территорией для лидеров этого типа станут регионы и города «Второй России»; московские версии, как мне кажется, года за три мутируют в гибридные СМИ, разложенные между бумагой, радио, кабельным ТВ и интернетом.

Вторая «версия» бизнес-модели, привнесенная с западных рынков, – с акцентом на рекламные продажи, развитие аудитории при небольших тиражах, но высоком уровне brand awareness, и, соответственно, высоким (не всегда заслуженным AIR), – тоже оказалась слабой при проверке кризисом: для удержания ситуации нужны sales очень высокого уровня и с очень хорошей, и не только финансовой, мотивацией. Только очень хорошие продавцы в состоянии на рынке покупателя (рекламы) обеспечить сохранение и количества рекламных позиций, и разумный уровень скидки. На рынке таких профессионалов немного и они, практически все имеющиеся, прочно удерживаются четырьмя лидерами сегмента (IMSM, HFS, Conde Nast и Burda). Восстановление какого-никакого роста потребления в «Западной России» придаст лидерам куда как большее ускорение, чем то, которое получил Cosmo, переживший кризис 98-го. В названных ИД и у некоторых «претендентов» за месяцы кризиса наверняка вызрели качественные идеи развития – сильно сомневаюсь, что это бумажные СМИ.

Третья «версия», основанная на монетизации «влияния», или, грубо говоря, «джинсовая пресса», «муниципальная пресса» (содержащаяся за счет средств местного бюджета с соответствующими целями – прославлять деятельность мудрой местной администрации), и разного рода «бастарды» (журналы, продающие обложки тщеславным блондам с Рублевки или не менее тщеславным менеджерам из Москва-Сити или соответствующих местных бизнес-районов), по определению бессильна. У них нет аудитории – ни подлинной (как у приверженцев первой модели), ни superficial как у второй. У них нет рекламодателей – у них есть только желание заработать денег; если денег не платят, они не работают – потому что не умеют. Полагаю, что муниципальная экономика-2010 просто не позволит большинству мэров и губернаторов оплачивать придворных ж…лизов – хотя русскому чиновнику-временщику не привыкать воровать из убытков и дефицита бюджета, расходы на тонны никому не нужной бумаги и сомнительных исполнителей должны быть урезаны. Надеюсь – до нуля.

Модели, построенные на качественном «социальном фондировании», в печатной прессе – как минимум в массовой печатной прессе – практически отсутствуют. Да, литературные журналы, некоторое количество научно-публицистических, живущих за счет бескорыстных меценатов, чувствующих свою ответственность за культурный уровень и развитие социальных дисциплин. Но массовых СМИ – с тиражами, доступными сотням тысяч читателей – нет, и, скорее всего, быть не может. Business-to-business (если это не «тщеславие-перед-коллегами», а, действительно, информационная площадка определенной индустрии или профессии) издания, содержащиеся на дорогую подписку и узкотаргетированную рекламу, по сути, тоже пользуются «социальным фондированием», только это не все общество их оплачивает, а некие community, иногда людей, иногда – компаний. Точно так же, как и на других рынках, по инвестфондам, венчурам и просто богатым людям скоро начнут ходить проектанты с горящими глазами, которые будут рассказывать о миссии, видении и non-profit new model. Дай им Бог удачи, хотя я почему-то не верю в перспективность этой модели.

Бесплатная пресса – газета Metro, «Мой район», их аналоги (чаще всего – еженедельные) в регионах – в числе наиболее вероятных «счастливчиков» пост-кризисного рынка. Но пока все такие проекты держатся на инвестиционном плече – и не только в России, но и в большинстве стран мира. Плечо будет надежным только в том случае, если бесплатная содержательная пресса покажет прибыль, а лучше – хорошую прибыль. В противном случае скатывание в «модель номер три» неизбежно, а там, как уже написано, – скорее всего, денег не будет.

И несколько слов о «Третьей России» и ее медиабудущем. Несколько лет назад в ЮАР был запущен проект газеты для нарождающегося черного «среднего класса». Для Южной Африки черный «средний класс» – это представитель коренного населения, вырвавшийся в город и нашедший там работу. Это, в действительности, большинство населения. Так вот, газета-таблоид Daily Sun, базировалась на очень простой и ясной контент-модели: весь словарь газеты состоял из 1500 английских слов – примерно столько должен знать считающийся грамотным представитель целевой аудитории. Любые понятия, смыслы и новости журналисты должны были укладывать в это прокрустово ложе. Прямое следствие лексической краткости – преобладание в Daily Sun визуальной информации, фотографий и очень простых схем. Косвенное следствие – «черно-белый» мир информации; с сокращенным словарным запасом трудно писать про полутона; если что-то хорошо, оно солнечно прекрасно, если что-то заслуживает осуждения, – это преступление против рода человеческого. При этом Daily Sun не «желтый» таблоид в традиционном понимании: это простая качественная газета, pidgeon-english меганьюсрума Naspers, который одновременно выпускает еще более 40 «нормальных» газет.

Daily Sun показал выдающиеся бизнес-результаты. Ни одна другая газета, ни в истории ЮАР, ни в истории мировой журналистики, не вырастила проданный тираж в 10 раз за два с половиной года (при том, что стартовый был более 110 000 копий, не с нуля). Вместе с тиражом пришла реклама, согласившаяся с ограничениями на словарь. Вместе с тиражом и рекламой пришло влияние: сегодня юаровских политиков куда больше волнует, что написал о них Daily Sun, чем то, погладил ли его по головке обозреватель «серьезной» или «деловой» газеты.

Это – намек.

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

24.09.2009 11:04 Андрей Мирошниченко
Василий, статанализ в первой части интересный, цельный и весьма хорошо замкнутый, но – на себя. В рамках продуктовой модели. Пассаж "пресса входит в категорию «потребительские циклические товары»" – это, конечно, рафинад товарного подхода. То есть знамен не опускаем. А привязка читательского потребления прессы к стабильности выплаты зарплат и уровню достатка, так и вообще, наверное, вряд ли выдержит хоть какую-нибудь историческую проверку. Между строк Вы сами говорите о том, что латинские газеты читателя не особо потеряли. Либо у латиносов достаток не изменился, в отличие от американских стариков, либо все же не в достатке дело. Или не только в достатке.

А что, у американских стариков изменился достаток? С чего бы? Пенсию понизили? С работы выгнали? Цены выросли? Знакомый соответствующего возраста сообщает: раньше ему энной суммы хватало на неделю бензина, теперь – на полторы. Детям у них тоже не особо принято отдавать пенсию. Так что вроде у стариков там шоколад не прекратился. У белых воротничков – да, у стариков – нет. Но, может, я чего-то не знаю, и Вы дадите ссылку или нарисуете пироги доходов. Сможете ответить, почему американские старики понизили потребление вообще и понизили ли они потребление СМИ?

В общем, экономика читательской и рекламной платы за СМИ, видимо, все-таки разнится. И к ВВП ее надо относить по-разному – особенно читательское поведение. НИКОГДА чтение газет не колебалось с уровнем достатка, а колебалось по каким-то своим причинам. Стоит только взять достаточно длинную историю. И читательская плата не имеет таких прямых экономических резонов. Ну, так мне кажется.

Еще показалось не до конца разведенным представление о рынке рекламы и рынке СМИ. Кажется, Вы ставите между ними знак если не равенства, то прямого соответствия. Что тоже симптоматично. Мне кажется, кризис рекламы не есть в чистом виде кризис СМИ. Кризис рекламы инфицирует СМИ не только снижением рекламной выручки, но и какой-то паникой. Кстати, рекламщикам как раз выгодно "страдать" от кризиса под видом кризиса СМИ. Как НТВ было выгодно страдать за "свободу слова".

Типология трех Россий – блестящая! И заслуживает даже собственной публикации. Авторская разработка? Идеальная модель с очень тонкими наблюдениями за психикой.
Интересна мысль про то, что вторая Россия может явить ресурс для развития СМИ. Но, увы, фактор расстояний и затрат на сеть может свести это преимущество к нулю.

Что касается будущего, то, как я понимаю, Вы предлагаете не то что варианты, но даже рецепты. Лично мне кажется, что рецепт первой модели – с цеховой консолидацией, "социализацией" рынка, противоречит конкуренции и слабее, чем она. Не договорятся, в общем. Хотя в России всегда любили объединяться против общего врага (телевидения в данном случае), и собственно, более никаких способов объединения никогда не было, но враг-то размыт, да и внутри он.

Остальные рецепты первой и второй модели – технологические инновации и улучшение качественных показателей проектов – ну да, это завсегда помогает.
В регионах оплата СМИ властями будет в 2010 году умножена, уверяю Вас. Не забудьте про выборы.

А вот пиджин-издания для третьей России – это супер-находка. Запатентуйте, сопрут. Впрочем, похожие идеи (типа Библия в комиксах или Лев Толстой на пяти страницах) – известны. Пиджин-издания для гопоты – то-то будет пощечина общественном вкусу. И общественному будущему тоже, кстати, увы. Так что для красоты искусства интересно, а с точки зрения обещственного блага – фиксация и легализация... и даже поэтизация дна. Типа Радио Шансон.

Одна только поправка – меряя третью Россию численно, мне кажется, Вы закладываете
искажение в оценку ее веса. Ее не надо мерять количеством (аршином). Думаю, население самой дремучей глубинки и численно, и морально, видимо, уже вообще не социализируется в качестве потребителей хоть чего-нибудь, имеющего семантическую природу. И в силу возраста, и в силу судьбы, в силу покинутости. В этом смысле они не составляют большой ниши – в Вашем подходе, пусть бы даже их было несколько десятков миллионов. Вы забываете, что деревенское население ЮАР – молодые пассионарии, воспрявшие к захвату и переделу жизненного пространства. Кого может захватить наша самая дремучая глубинка, где там пассионарности взяться? Предыдущий век оттуда уже все, способное к трудовой и социальной миграции, отсосал. У Э.Успенского в деревне живет не бабушка, а Кот Матроскин – в качестве архетипического тотемного дух предков. У нынешнего поколения детей почти вовсе нет деревенских бабушек. Не говоря уж о кузенах. ТАМ НИКТО НЕ ЖИВЕТ, причем их там, действительно, несколько десятков миллионов. А в ЮАР – есть деревенские кузены.

Вообще, было бы интересно, если бы Вы, с Вашей способностью к типологии, бросили нафиг эти переводные пироги и порассуждали о внеэкономической природе читательского потребления СМИ. Потому что экономическое читательское потребление выглядит весьма подогнанным под родные модели экономического анализа. Рекламное – нет вопросов, корреляции с экономическими спадами очевидны. Но реклама – не СМИ. Бросайте анализировать рекламу, пусть они сами мозгами пошевелят. Не все же им безумные комиссионные отжирать за посредничество. пусть хоть немного прибавочной стоимости создадут.
24.09.2009 14:45 prinzip (Василий Гатов)
1. "Пассаж "пресса входит в категорию «потребительские циклические товары»" – это, конечно, рафинад товарного подхода. То есть знамен не опускаем" – пресса входит в эту категорию на американских биржах "cyclical consumer goods". Это не мое мнение, а общепринятая классификация. В России, до 2001 года по ОКОНХ пресса вообще попадала в категорию "лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность". По текущему ОКВЭД и ОКДП – "целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность". Ничего мистического – продажа испорченной резаной бумаги.
2. Насчет "привязки читательского потребления прессы к стабильности выплаты зарплат и уровню достатка" – эту зависимость достаточно просто проследить, Андрей. Ну совсем просто. Даже смешно, что вы спорите на ЭТУ тему. Издание с ценой 5 рублей будет продаваться ЗАВЕДОМО большим тиражом, чем издание с ценой 50 рублей, и оба они будут мегалитически превосходить по продажам издания с ценой 500 рублей. Соответственно, и обратная логика: располагаемый доход или disposable income в 1000 рублей и в 100 000 рублей в месяц – обеспечивают разное медиа-потребление или нет? Единственным компенсатором выступает – иногда и только при постоянном росте экономики – стабильность выплат в нижних экономических стратах; тогда появляются феномены "опережающего потребления". Читайте Бодрияра – у него на эту тему целая книжка написана. Там, кстати, найдется много пищи для про-религиозных моделей для СМИ.
3. "А что, у американских стариков изменился достаток?" – я не написал, что достаток сократился. Я сослался и приложил ссылку на Gallup Poll, из которого все ясно: сократилось потребление, увеличилась норма сбережений. Это временное событие, но продолжительность его не готов никто предсказывать, потому что она (продолжительность) зависит от такого количества факторов, что ни Кругман, ни Бернанке не помогут.
4. "В общем, экономика читательской и рекламной платы за СМИ, видимо, все-таки разнится. И к ВВП ее надо относить по-разному – особенно читательское поведение. НИКОГДА чтение газет не колебалось с уровнем достатка, а колебалось по каким-то своим причинам. Стоит только взять достаточно длинную историю. И читательская плата не имеет таких прямых экономических резонов. Ну, так мне кажется." – Андрей, не буду предлагать перекреститься. Специально для вас выну статистику (я ей оперирую довольно давно, надо обновить и расширить), достаточно доказательную. Мы имеем мониторинг продаж по 4-м ключевым изданиям РФ с какого-то 90-лохматого года, который соотносится с статистическими данными по регионам. Там зависимость продаж от з/п видна как на ладони. Покажу.
5. Рынок рекламы и рынок СМИ не равны. Есть определенная часть СМИ, которые вообще никак не связаны с рекламным рынком. Но не они определяют функции фильтрации и управления массовым сознанием. Думаю, вы не строите иллюзий, что массовое сознание жителей Дегунино определяется газетой дегунинской управы? Или что плюющая на рекламу Российская Газета обладает равной медиа-властью с КП или АиФ? То же относится и к телеканалу Культура.
6. Читатель приобретает продукт, содержащий контент и рекламу. Или не содержащий рекламу. Рекламодатель покупает услугу по размещению его информации в этом массовом продукте. Вот и вся разница. В первом случае, добавленная стоимость для потребителя в количестве и качестве контента, содержащегося в N-страниц раскрашенной бумаги; во втором – рекламодатель согласен оплатить "уступку" ему части коммуникативных возможностей СМИ. Двойственная природа печатного медиа-бизнеса, частично продуктовая (не в вашей терминологии, но в классическом маркетинге), частично сервисная (или, даже правильнее, агентсткая) – основа нашего потенциала и наше самое слабое звено. Более сложные бизнес-модели сильнее реагируют на снижение спроса, т.к. в структуре себестоимости и в выручке содержатся разные по природе расходы и доходы, при смешении которых нарушаются некоторые "чисто товарные" принципы выделения FCF.
7. Спасибо.
8. Рецепт для крупных СМИ не wishfull thinking. Мы активно работаем и с HFS, и с КП, и с другими крупными игроками над совместными действиями по спасению сегмента рынка. И очень во многом удалось найти общий язык, общие платформы, оставить конкуренцию для линейных продавцов (где она есть благо), согласившись на стратегическое сотрудничество. К счастью, менеджмент большинства ИД сегодня "перепутан", все относительно хорошо знакомы друг с другом.
9. 2010 – поживем-увидим.
10. "Третья Россия" в своем численном большинстве не деревенское население "бабушек", но население городов 50,000+, где не все так уж потеряно как с точки зрения будущего, так даже и с точки зрения настоящего. Просто ими никто не занят в медийном плане. Пассионарность для медиапотребления не нужна, достаточно грамотности.
11. Внеэкономическая природа потребления – это что? Я вне экономических товарно-денежных отношений потребляю воздух, свет (солнечный), телеканал "Культура" (редко и, в целом, спорно, так как частично на его содержание расходуются мои налоги). Воду и тепло, электричество и милицию, дороги и светофоры я так или иначе оплачиваю. Давайте с дефинициями определимся. Что вы, все-таки, понимаете под "внеэкономическим"? Что люди обращаются к СМИ за смыслами? За эмоциями?
24.09.2009 17:08 Андрей Мирошниченко
Ага, так удобнее.
1. Я думаю, американская (и Ваша, заметьте!) биржевая классификация имеет к сути СМИ примерно такое же отношение, как и наш оконх. В литературоведении это называется метафора – перенос наименования по сходству. А не по смыслу. Раз газеты обрезают, значит – "резаная бумага". Раз их выпускают периодически – значит, циклически потребляют. При этом в таких переносах нет, в общем-то, неправды. В них есть неполнота. И на этом потом строятся такие изящные концепции с долевыми пирогами.

2. Вы взяли синхронический аспект, а я имел в виду диахронический. Речь шла о том, что исторически колебания интереса к СМИ не коррелируют с колебаниями достатка. В иные времена нищеты СМИ приравнивались к хлебу. Ну и штыку. Поэтому упадок достатка в условиях кризиса не обязательно должен влиять на снижение читательской активности. В истории не было этого. А было полно примеров наоборот. когда в лихую экономическую годину даже в Вашей терминологии "потребление" СМИ – возрастало неимоверно.
Сейчас, возможно, зависимость потребления от достатка есть, но она может оказаться уже зависимостью второго уровня – "наведенной зависимостью". Назвав СМИ потребительским продуктом, приучили читателя потреблять их, как потребительский продукт. Внесли, так сказать, в продуктовую корзину. Ну и теперь экономия на всей продуктовой корзине отражается и на экономии на чтении СМИ – это может быть. И все же, сдается, сейчас другие причины падения читательского спроса. Вовсе не экономия из-за кризиса. И эти причины – более дробные, их там комплекс.

П.4 – Зависимость продаж копий от З\П – давайте все-таки разбираться. Это причинно-следственная связь? Или И зарплаты, И интерес к СМИ падали по одной и той же – третьей причине?

5. То есть Вы разделяете рынки СМИ и рекламы чисто объемно, что ли? Типа рынок СМИ несколько шире? А те СМИ, которые живут от рекламы – они входят в рынок рекламы, так? Не согласен. Даже в продуктовом подходе СМИ выполняют (и продают) другую функцию, чем рекламная отрасль. Иначе Вам придется признать, что СМИ – это канал дистрибуции рекламы (ну да – за счет удачно освоенной первой конверсии – продажи читателю.) И что единственная ценность СМИ – стоимость контакта (на да – бизнес и ничего более).

Кстати. Как-то у меня была идея судиться с прокатчиками кинотеатров. В назначенное на билете время сеанса они начинали крутить мне рекламу. То есть продав билет мне, они продавали оплаченное мной мое время еще рекламодателю. Кажется, это противоречит Гражданскому кодексу. Как минимум, нельзя нахлобучивать что-либо (рекламу) в нагрузку и за оплату, которая предназначается однозначно за другое (кино). Примерно так. Но потом кинопрокатчики коммерческую рекламу стали показывать ДО времени сеанса, записанного в билете, а ВО время сеанса, в начале – анонсы других фильмов. Это более-менее полезно. В общем, Англия признала США и я отменил войну.
Нет ли такой же правовой ловушки в двойной продаже одного продукта в СМИ? А то кто-нибудь схватится...

Кажется, примерно о том же Вы в п.6 Уступка части влияния в виде рекламной площади (подвинулись на ложе, так сказать) наряду с продажей всего ложа совсем другим любовникам – что-то тут не то. Ах да, еще же и за деньги...
Также сомнительно, что рекламодатели покупают агентский сервис. Самое что любопытно – они хотят купить именно то, за что платит читатель. Как те кинопрокатчики, которые показывали мне рекламу ПОСЛЕ начала сеанса в уже оплаченное мной время.

8. Пожалуй, о потенциале синдикатного сговора стоит согласиться. Лишь бы ФАС тут нас не читала. В самом деле, ниша узкая и даже чисто по-человечески можно договориться. Кстати, Вы правы, возможно, это самое полезное следствие кризиса. Иначе – черта бы с два.

10. Понятно, что скачкообразного перехода к третьей России нет. Но по крайней мере некоторая часть этой третьей России уже не представляет потенциала ни для чего, а тем более для развития медиа. Там и грамотность номинальная – в качестве первой сигнальной системы, типа сориентироваться в ассортименте. Ну это уже другой вопрос. Просто я хотел показать отличие этой среды от южно-африканских зулусов – те-то на подъеме, на выхлопе из сжатого сосуда, где сидели раньше. У них напор, который компенсирует всю их отсталость и создает им будущее. Вряд ли можно трансплантировать медийные опыты на той среде – к нам. Но это не снижает любопытности Вашего примера с пиджин-СМИ.
Было бы также интересно провести частотный лингвистичсекий анализ передачи "Максимум" и подобных. Я не говорю о лексических смещениях в сторону арго, это само собой. А вот частотность и через нее – словарный запас – было бы любопытно.

11. Внеэкономическая природа потребления – это такое потребление, которое, может, и может быть выражено экономическими отношениями, но экономические отношения не являются его исчерпывающей сутью.
Нафига читателям газеты-то? В Вашем продуктовом подходе просто нет места для этого вопроса; и ответа, соответственно. Ну, зачем в продуктовой корзине молоко? А вот надо – и все. Госкомстат этих вопросов попросту не видит, они ему не нужны. Молоко – априори продукт циклического потребления. Госкомстат не может понять, что молоко – и как феномен, и даже как напиток животного происхождения, – вполне себе может находится за пределами продуктовой корзины. И даже может за пределами продуктовой корзины вовлекаться в экономические отношения другого рода, типа бабушка привезла, или соседка одолжила, или спер в магазине с голодухи. То есть если взять другую суть СМИ, непродуктовую, то и экономика может быть другая. Ну да это вроде уже тоже заявляли прежде достаточно ясно, хоть бы и не соглашаясь.
В целом хочется сказать, что окон будущего Вы пока мало показали. Из них самое интересное – малословная газета. Давайте еще.
24.09.2009 17:54 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Андрей, я не уверен, что она малословная, на самом деле. У меня нет оснований не верить Василию, но отец-основатель Daily Sun мог просто пошутить.
По-моему, это классический таблоид, только рассчитанный на отдельную аудиторию. Минимум политики, футбол, девушки, мобильные телефоны. В общем, гремучая смесь из Комправды и английской Sun. Да и тираж в 400 тыс. экземпляров не то, чтобы выглядил фантастическим.
У норвежской Dagens Næringsliv тираж сравнимый, а населения в Норвегии всего-то 4,7 млн. Газета, к слову, деловая и аналитическая, вроде "Ведомостей".
24.09.2009 19:09 prinzip (Василий Гатов)
Тезис, который вы привели в качестве ссылки, написан с позиции "serious journalism" и, естественно, очень осуждает DS. Это не таблоид в английском понимании этого слова. Это полноценная гатеа для очень простых людей без вы...нов.
Тираж в 2007-м достигал 800 000, после чего стал падать, сегодня около 520 000. Африканеры вообще не врут и не шутят, а Малербе – настоящий гугенот из ларошельцев, чья семья переселилась в ЮАР в 1703 году. Так что я уверен в его словах. Могу позвонить СЕО Насперса и перепроверить – но слишком жирно будет.
24.09.2009 19:22 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Василий, 1500 слов – это на грани лексического минимума языка. Мне удалось найти одну статью из газеты, там речь шла о том, как глава черной банды призывает не грабить "братьев", а сосредоточиться на белых (это не позиция газеты, конечно, это сенсационная статья). Так вот там нормальный язык, а никак не спэшиал и не пиджин. Думаю, что это была все-таки шутка вашего собеседника.
А тираж газеты есть на сайте Media24, тут можно не гадать.
24.09.2009 21:53 Андрей Мирошниченко
Нет, 1500 – вполне себе ядро. Нормальный туристический вокабуляр – 500-700 слов. Там же еще это, как его ... закон Ципфа. Частота обратно пропорциональна рангу редкости или что-то в этом роде. Поэтому ядро языка, на самом деле, не очень разнообразно – разнообразие обеспечивает периферия.
Но было бы любопытно получить подтверждение, что это именно 1500 слов, а не фигура речи.
24.09.2009 22:13 prinzip (Василий Гатов)
Ух, ежкин кот, придется написать Яну Малербе и попросить его ответить вам, недоверчивые...
24.09.2009 22:11 prinzip (Василий Гатов)
Ну, разница в том, что я читал газету, а вы нашли статью (по одной статье невозможно судить о продукте и его принципах).
http://media24.com/generic.aspx?i_BusinessUnitID=3&lang=Eng&i_CategoryID=5&nodeid=node5
В отличие от Son – африканаас-таблоида (про который честно написано, что это таблоид, скроенный по меркам The Sun), Дейли Сан – полноценная общеинтересная газета. Просто очень по-особенному, непривычно ориентированная.
Тираж 513 000 – я написал 520 000, не заходя на сайт Насперс. Понимаете, я с ними довольно плотно общаюсь, знаком почти со всем высшим менеджментом компании и т.д.
1500 слов это довольно много. Мы в определенный момент времени интересовались, каким объемом русского языка владеют средние представители азербайджанской московской диаспоры. Около 2400, увы, не больше.
И я не очень понимаю все-таки вашу позицию. У нас в АиФ есть такой персонаж из бюро проверки, который, обнаружив ошибку журналиста, начинает его преследовать и рассказывать кучу разных дополнительных сведений по поводу области, к которой относилась ошибка. Как вы можете заметить, я исправил замеченную вами ошибку сразу. И знаю про Насперс и Южную Африку довольно много, вероятно, меньше, чем вы про Норвегию.
Специально для вас поинтересовался у одного из их начальников – сайт dailysun.co.za будет запущен через пару месяцев, так что можно будет поинтересоваться.
24.09.2009 22:20 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Василий, если вы думаете, что мой интерес – посадить вас в лужу, то вы ошибаетесь. Но я, к сожалению, привык многое проверять. Особенно то, что меня заинтересовало. Люди очень часто ошибаются и мы с вами – не исключение.

Я немного занимался разными аспектами языка и знаю, что такое вокабуляр в 1500 слов. Думаю, что это действительно гипербола. А если вы сами держали в руках DS, то вас самого насторожила бы такая оценка. Вы ведь тоже недоверчивы, чего уж там...

Сайт dailysun.co.za уже существует, но материалы там пока не выложены.
24.09.2009 22:25 prinzip (Василий Гатов)
Давайте не сравнивать Норвегию с Южной Африкой. Особенно – черной ЮАР.
Вы сами пишете, что норвежцы инвестируют и нуждаются в более качественной информации и в более независимых мнениях. Соответственно, они готовы оплачивать – по самым высоким в Европе ставкам – своих журналистов, редакторов и т.д.
24.09.2009 22:32 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Но мне хотелось бы, чтобы меня оплачивали по норвежским ставкам.:)

Всякое сравнение хромает, с ЮАР в том числе. А норвежский феномен интересен еще двумя обстоятельствами:
– страна делит первое место с Японией по потреблению газет на душу населения;
– объем читательской аудитории в Норвегии больше, чем зрительской. Т.е. газеты более популярны, чем телевидение.
Интересно ведь?

Ну и, наконец, каждый кулик хвалит свое болото.

24.09.2009 17:59 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Выжимка из:
http://intranet.hsrc.ac.za/research/output/outputDocuments/4570_Hadland_SAprintmedia.pdf

Similar to their British predecessors, the South African titles were all aimed at
the blue-collar market: in this case, lower-middle class black and colored readers. They are all largely apolitical in the party sense and rarely engage in
national political analysis or partisan reportage. The figures and trends suggest that rather than cannibalise the readerships of other mainstream titles, the new titles reached many readers who previously did not buy a newspaper regularly.
24.09.2009 19:04 prinzip (Василий Гатов)
1. На этих классификаторах и месте индустрии в ней строятся не "схемы с долями", и даже не редакционные модели, и не маркетинговые схемы. Исходя из принадлежности к тем или иным классам, определяется продуктовая зависимость отрасли (как замкнутого производственного цикла, так и открытого). Cyclical goods – это не только товары циклического потребления, но и циклического производства (определенное количество в течение периода).
2. В том смысле, что иногда человек способен совершать нелогичные, не вытекающие из экономического здравого смысла поступки – бесспорно. То же относится к истерическому медиа-потреблению в ситуации, когда лучше было бы работать и зарабатывать, воевать или лечиться. Типичный пример – пик потребления медиа в 1991-1994 годах, когда общество было дезориентировано, кинулось искать "правды" и "известий" в газетах и на телеэкранах – вместо того, чтобы пытаться найти работу вместо разоренного НИИ или завода, или создать мелкий бизнес. Но эти периоды медиа-истерики кратковременны, впрочем, очень любимы журналистами и редакторами, потому что в это время они ощущают себя демиургами.
Продолжу позже
24.09.2009 22:36 prinzip (Василий Гатов)
П.4 – Зависимость продаж копий от З\П – я обещал графики, посмотрим вместе. Причин несколько, не только чисто финансовая. Но она доминирует статистически.

5. СМИ – это один из каналов дистрибуции рекламы. Единственная эксклюзивная ценность (в основном, печатных) СМИ в том, что они на определенных рынках и в определенных community являются едва ли не единственным способом донести рекламный месседж. СМИ не только бизнес, это неоднократно нами обговорено, это общественный институт, принявший форму бизнеса. Посмотрите в самом конце треда – ссылка на Клая Ширки, который фантастически точно формулирует это противоречие. Или принзнайтесь, что вам нужно по-русски.

Кстати. Как-то у меня была идея судиться с прокатчиками кинотеатров. В назначенное на билете время сеанса они начинали крутить мне рекламу. То есть продав билет мне, они продавали оплаченное мной мое время еще рекламодателю. Кажется, это противоречит Гражданскому кодексу. Как минимум, нельзя нахлобучивать что-либо (рекламу) в нагрузку и за оплату, которая предназначается однозначно за другое (кино). Примерно так. Но потом кинопрокатчики коммерческую рекламу стали показывать ДО времени сеанса, записанного в билете, а ВО время сеанса, в начале – анонсы других фильмов. Это более-менее полезно. В общем, Англия признала США и я отменил войну.
Нет ли такой же правовой ловушки в двойной продаже одного продукта в СМИ? А то кто-нибудь схватится...

Кажется, примерно о том же Вы в п.6 Уступка части влияния в виде рекламной площади (подвинулись на ложе, так сказать) наряду с продажей всего ложа совсем другим любовникам – что-то тут не то. Ах да, еще же и за деньги...
Также сомнительно, что рекламодатели покупают агентский сервис. Самое что любопытно – они хотят купить именно то, за что платит читатель. Как те кинопрокатчики, которые показывали мне рекламу ПОСЛЕ начала сеанса в уже оплаченное мной время.

8. Пожалуй, о потенциале синдикатного сговора стоит согласиться. Лишь бы ФАС тут нас не читала. В самом деле, ниша узкая и даже чисто по-человечески можно договориться. Кстати, Вы правы, возможно, это самое полезное следствие кризиса. Иначе – черта бы с два.

10. Понятно, что скачкообразного перехода к третьей России нет. Но по крайней мере некоторая часть этой третьей России уже не представляет потенциала ни для чего, а тем более для развития медиа. Там и грамотность номинальная – в качестве первой сигнальной системы, типа сориентироваться в ассортименте. Ну это уже другой вопрос. Просто я хотел показать отличие этой среды от южно-африканских зулусов – те-то на подъеме, на выхлопе из сжатого сосуда, где сидели раньше. У них напор, который компенсирует всю их отсталость и создает им будущее. Вряд ли можно трансплантировать медийные опыты на той среде – к нам. Но это не снижает любопытности Вашего примера с пиджин-СМИ.
Было бы также интересно провести частотный лингвистичсекий анализ передачи "Максимум" и подобных. Я не говорю о лексических смещениях в сторону арго, это само собой. А вот частотность и через нее – словарный запас – было бы любопытно.
25.09.2009 10:10 prinzip (Василий Гатов)
Извиняюсь – в предыдущем ответе не удалил "топики", на которые не отвтил. Но пойду дальше.
6. Ловушка есть. Законодательство о ТВ запрещает рекламу до "отбивки" – но телеканалы открыто нарушают это правило, вот вам еще пример, потому что рекламодатели платят за это дополнительные деньги. Для остальных медианосителей особых ограничений нет (ну, кроме рекламы табака и алкоголя на обложках). Концептуально, было бы прекрасно, если бы реклама "локализовывалась" в определенной части носителя (типа "братской могилы"), но, во-первых, дисплей-рекламодатели не хотят так, во-вторых, все-таки для некоторых рекламных объявлений важен контекст их размещения. Скажем, реклама туристических услуг будет плохо смотреться на полосах с некрологами, или реклама памперсов будет неуместна рядом с политическими комментариями.
Еще раз – если концепция или контент медиа так прекрасны, что читатель или "не ставящий условий благотворитель" готов оплачивать их существование за красивые глаза – это прекрасно. Но, вторая опция – это неустойчивая модель бизнеса (может разонравиться, деньги кончатся и т.д.). В случае с первой моделью – потребитель меняется, буде он сумма атомарных потребителей или "совокупный потребитель". Он хочет – оправданно – определять содержание медиа, формулировать контекст информации, рекреации, мнений. И чем дальше в лес – в смысле, чем дальше мы будем погружаться в totally connected world – тем толще партизаны. Люди начнут требовать совершенно персонализированных СМИ, причем только несколько процентов потребителей будут готовы прикладывать к этому усилия, а остальным – подавай на блюдечке...
8. Будем посмотреть, как говорят в Одессе.
10. Трудно спорить, если собеседник объявляет объект спора ничтожным. Думаю, что вы сильно ошибаетесь, и количественно, и качественно, по поводу "Третьей России".

Общее соображение (повтор-пересказ Ширки): В период между появлением пенни-прессов и Второй Мировой войной (то есть с 1880 по 1940), мы имели крайне необычные обстоятельства (Paul Starr, Creation of the Media): в США коммерческие предприятия производили критичные товары первой необходимости, но не в рамках государственного заказа, а как обычный бизнес. Это привело к парадоксу – содержащиеся за счет рекламы газеты производили accountability journalism (в русском варианте, наверное, двумя словами не обойдешься, будет что-то вроде "ответственную независимую журналистику, созданную в интересах общества в целом).
На сегодня, очень редко можно найти медиа-компанию, которая уделяла бы равное внимание обеим функциям – достижению прибыльности и созданию "информационного товара первой необходимости". Но так было, и были исторические обстоятельства, которые обеспечивали – в определенной мере – необходимый баланс. Но дело в том, что влияние этих обстоятельств не вечно, да и само по себе существует противоречие между прибылью и необходимостью за счет этой прибыли оплачивать accountability journalism. Крупнейшему ритейлеру Best Buy совершенно не хотелось оплачивать работу бюро Нью-Йорк Таймс в Багдаде во время войны, потому что Best Buy посрать на наличие или отсутствие в газете новостей из Багдада. Просто у них не было особенного выбора – количество каналов коммуникации с потребителем было ограничено.
Рекламодателей принуждало платить (и переплачивать) газетам за рекламу в них, потому что особых альтернатив донести display message не было. И, поскольку рекламодатели переплачивали, в распоряжении газет оказывался спекулятивный инвестиционный капитал – при этом (с точки зрения газет) на удивление долгосрочный и допускающий высокий уровень риска (а куда они денутся?) Соответственно, для владельцев газет было недостаточно быть просто коммерсантом; следовало быть настолько жадным коммерсантом, чтобы это даже превосходило толерантность рынка.
(еще раз советую прочитать целиком – это анализ высочайшего качества; там, кстати, есть и предложения). http://niemanlab.org/2009/09/clay-shirky-let-a-thousand-flowers-bloom-to-replace-newspapers-dont-build-a-paywall-around-a-public-good/
26.09.2009 00:29 Андрей Мирошниченко
Какой удар со стороны классика!
Да, Василий, Ваша ссылка немилосердна, но весьма полезна. Если есть русский перевод – был бы признателен. Но из того, что я смог понять, я сделал вывод, что велосипед, который мы с Вами тут собираем, не так уж плох.

Сначала про будущее и предположительные рецепты. Насколько я понял, Ширки прогнозирует (как вариант) развитие некоммерческих и нопрофитных моделей финансирования той самой миссии журналистики. При этом один из механизмов – не столько пожертвования в христианском смысле, сколько по тщеславным мотивам. Плата за сопричастность к закулисному влиянию на общество или за сопричастность к производству общественно полезного товара. Плата за СМИ, как способ заявить: да, я плачу за производство общественно-полезных вещей. Важно еще, чтобы плату можно было бы предъявить публично, это само по себе может формировать комьюнити=аудиторию этого СМИ и быть дополнительным якорем социализации.

Это мне напомнило, как лет 10 назад под Кириенко с младшим Щедровицким (если не перепутал) была идеологическая группа, которая пыталась выработать такие правые ценности, которые смогли бы стать массовыми в России. И они нашли! Из русского купеческого "дайте мне за двести!" Из ресторанного швыряния купюрой в оркестр. Кажется, в виде слогана это было зафиксировано так: "Любить Платить". Типа "я могу оплатить это!" – и это основание гордости и гражданской идентичности.
Идея, действительно хорошая, прямо противостоящая совковой ментальности халявы. И очень близкая в ценностям либерализма (там есть и "я", и "могу", и "добиваться самостоятельно=платить". Но почему-то не пошло. Об этом можно много рассуждать, но это другая тема.

Такие нопрофитные модели платной сопричастности к созданию (полезности) СМИ, как мне кажется, интересны, но вряд ли могут иметь индустриальное выражение. В масштабе, достаточном для прокорма всего института СМИ – не сработает. Хотя для отдельных субинститутов СМИ – вполне можно попытаться. Может работать также в нишах, специальных группах, как и указывает Ширки.

А еще мне понравилось, как он тоже признает влияние в том числе и читательской аудитории на подстройку социального заказа – в товарной модели СМИ. Редакция начинает гнаться за подписными/розничными деньгами вместо общественной пользы (а это неизбежный конец массовых изданий в товарной модели). В любом случае, прибыль и общественная польза – всегда конфликтуют, хоть в рекламе, хоть в продаже копий. Вот какой у нас нарядный велосипед.

Так вот, в этой логике: даже "тщеславные жертвователи на сохранение института СМИ" – не избегут этого конфликта. Не найдется дураков за четыре сольдо отчуждать от себя закулисное влияние на ориентиры. Рано или поздно захочется принимать не только финансовое, но и содержательное участие в формировании контента (ориентиров). Ей-ей. Ведь сладость не в плате, а в сопричастности, серокардинальности. А какая же серокардинальности, если партия не дает порулить, а только берет взносы? Жертвователи, как и рекламодатели, оказываются в такой модели бесправны.

Теперь о бесправии и об анализе Ширки в разрезе прошлой модели СМИ. Помните, я говорил, что подспудно чувствую порочность (усталость) товарной модели СМИ, но не могу выразить? Что товарная модель, конечно, по-протестантски честна и разделяет рекламу и редакцию, оберегая святость СМИ, но из-за появления других каналов эта модель скукоживается экономически.

И он четко выразил, причем, на мой взгляд, как раз не в экономических категориях. Действительно, раньше рекламодатель, содержа функцию СМИ, явно избыточную для его (рекламодательских) целей, 1) ПЕРЕПЛАЧИВАЛ и 2) был БЕСПРАВЕН. Утешу себя только тем, что выразил эту идею короче, чем Ширки. А ведь почти сам подошел.

Теперь, когда дефицита каналов доставки рекламного объявления нет, рекламодатель либо уходит туда, где платит только за канал, а вовсе не доплачивает за новости из Анатанариву и Багдада, либо... говорит редактору: какого черта! Я плачу – так сделай мне это в форме журналистики (джинса). Или хотя бы погрей под мое объявление нужную тему! (вкладки в "Коммерсе") То есть так или иначе рекламодатель хочет платить не только за канал, но и претендует на контент. Сейчас у него есть для этого основания. СМИ в рамках товарной модели прогибаются или нет, но – обречены. Ведь теперь есть другие каналы.

Эти соображения укрепили мою уверенность в том, что будущее журналистики – искать легальные формы конвергенции частного и социального заказа ("доставки объявлений" и "журналистики ответственности" – в терминологии Ширки.) Рекламодатель переплачивал и был бесправен, теперь он хочет не переплачивать и/или хотя бы иметь право.

Там где-то Ширки упоминал лоббизм. По сути, речь идет о внедрении в отношения между плательщиками и четвертой властью законов о лоббизме. Которые в США есть, а в России нет.

Если редакция сможет дать рекламодателю право на контент, при этом удерживая рамку "журналистики ответственности" (думаю, это можно), то такие новые формы экономического существования СМИ могут быть найдены. И вот они уже могут иметь индустриальный масштаб. Там тоже нужно будет говорить о великой стене "между", о загородке, но это уже будет огорожена не площадь (рекламная), а функция (лоббиста). Как у Ворошилова в "ЧГК". В общем-то – абсолютная калька легального лоббизма.

И последнее – к старой дискуссии о бессмертии СМИ перед угрозой ИНтернет. Нашел у него хороший образ: когда платишь 17 долларов за мартини, то только 3 доллара – за вермут, а остальные 14 – за то, что пьешь такое же мартини и в таком же месте, где его пьют приличные люди. Ограниченная площадка – limited edition. За что и бОльшую цену взять не грех.
Вот почему ценность слова в классических СМИ будет 17 долларов, а в Интернете – 3 доллара.
Пардон, что долго, но нас тут все равно двое осталось.

26.09.2009 14:02 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Не двое, я все читаю. И иногда встреваю, как вы могли бы заметить.
24.09.2009 15:48 prinzip (Василий Гатов)
http://niemanlab.org/2009/09/clay-shirky-let-a-thousand-flowers-bloom-to-replace-newspapers-dont-build-a-paywall-around-a-public-good/
Clay Shirky очень тонко рассуждает именно о ваших вопросах.
Я вряд ли буду сильно лучше.
24.09.2009 12:01 mr_dilettante (Михаил Краснов)
Daily Star или все-таки Daily Sun?
24.09.2009 12:16 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
В собственности Naspers и его медиа-группы Media24 газеты Daily Star нет.

Стало быть, речь (вероятно) шла о Daily Sun.
http://southafrica.info/about/media/971557.htm
24.09.2009 13:09 prinzip (Василий Гатов)
Да да да
24.09.2009 13:44 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Ну раз да, да, да, то тогда к вам еще пара вопросов, если позволите.

Где можно прочитать о том, что эта Daily Sun использует всего 1500 слов? Мой беглый поиск такого вывода не подтвердил.

Второй вопрос. В чем все-таки состоит феномен "Комсомольской правды"? Вы мне не ответили на этот вопрос в блоге г-на Мирошниченко.

24.09.2009 14:48 prinzip (Василий Гатов)
Нигде, думаю вы не прочитаете – мне об этом рассказал в 2005-м году человек, который ее придумал, эту газету. Его зовут Ян Малербе, он бывший CEO газетного направления Naspers.
Я знаком с редактором Daily Sun – это один из умнейших черных африканцев, с кем мне доводилось общаться, он мне подтвердил действительность этой модели и через три года, в 2008-м.
24.09.2009 17:46 prinzip (Василий Гатов)
Феномен КП состоит из двух совершенно понятных элементов:
– абсолютного brand awareness, который не претерпел заметных потерь в 2000-е (точно также как и у АиФ); с 1960 по 2000 год (при среднем тираже КП в 7,5 млн.экз в течение этих 40 лет) в "народ" было вброшено более 80 миллиардов копий, что, для текущих примерно 90-95 млн. "рожденных в СССР" означает более 1000 контактов в течение взрослой жизни – это очень очень очень много);
– проведенной в 1999-2002 годах "регионализации" КП, которая в ряде городов и областей удачно заместила умиравшие местные ежедневные и еженедельные газеты в качестве ключевого локального СМИ.
Все остальные возможные объяснения куда как более частные.
24.09.2009 21:44 Андрей Мирошниченко
Кстати, точно подмечено – про 1000 касаний. Для меня всякие попытки общественно думать начались с "Комсомолки". Примерно времен "Рагу из синей птицы". Сейчас уже трудно оценить, свидетельствуют ли эти воспоминания о качестве тогдашней "Комсомолки" или о восторженности юношеского рассудка, и теперь мило все, что с ним связано... Но сейчас с "Комсомолкой", как и с девушкой, к которой в 15 лет испытывал романтические чувства – лучше не встречаться. Целей (ее) бренд будет в закоулках памяти.
24.09.2009 12:11 Павел Прохоров (Павел Прохоров)
Как все-таки приятно встревать в дискуссию умных людей.


Василий, а ничего, если я позанудствую как обычно?


Полагаю, что вы писали все-таки не про Daily Star, а про Daily Sun.

Daily Sun is the largest daily newspaper in South Africa – См.:
http://media24.com/generic.aspx?i_BusinessUnitID=3&i_CategoryID=5&lang=Eng

24.09.2009 13:09 prinzip (Василий Гатов)
Daily Sun, кончено
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП