Новости Календарь

Мама, все пропало, нам дали миллион

Мама, все пропало, нам дали миллион © Fliclr.com/Getrandy
На прошлой неделе стартап по печати изображений на футболках и кружках Printio привлек $700 тысяч инвестиций. Наверняка теперь события будут развиваться так: первым делом начинающие предприниматели займутся обустройством нового офиса. Чтобы он был чуть меньше, чем у «Яндекса», но намного концептуальнее. Рубрика «Офис недели» на The-Village будет просмотрена до дыр. Затем стартаперы озаботятся свежими фруктами и натуральными соками на рабочем месте. И наконец, придется нанять новых людей – кто-то же должен менеджерить доставку фруктов, соков и вообще заниматься корпоративной культурой. Но инвесторы захотят возврата денег. Как отбить $700 тысяч на продаже футболок и кружек через интернет, а потом еще показать прибыль? Но об этом лучше думать в новом концептуальном офисе. 

Два года назад я и Олег Парпуц получили первые инвестиции – $50 тысяч. На эти деньги мы должны были собрать лабораторную установку и доказать, что новая технология по производству бензина работает. Ни лаборатории, ни оборудования, ни сырья, ни офиса у нас не было. Не проблема. Первый офис мы сняли за 11 тысяч рублей в месяц. Причем удалось договориться купить рабочие столы в счет арендной платы. У меня сохранился блокнотик с записями того времени. На одном из листков такая запись: 

Купить офисное оборудование: 

1. Стол письменный 2 шт.
2. Мусорная корзина. 
3. Шредер.
4. Доска маркерная. 
5. Набор маркеров. 
6. Красные ручки 4 шт.
7. Синие ручки 4 шт.
8. Лоток для бумаги. 


Поверх этого списка жирной линией вычеркнуты позиции 3, 4 и 5. Так я резал косты, безжалостно отказываясь от маркеров.


Тогда же удалось договориться о бесплатной лаборатории. Только эта лаборатория не отапливалась, а питерская зима уже начиналась. По очереди с другим кофаундером мы в фуфайках по 6–8 часов дежурили около лабораторной установки – надо было проводить эксперименты. Сейчас в лабораторно-исследовательский комплекс RRT Global проинвестировано несколько миллионов долларов. И эти затраты окупаются с лихвой. 

Иногда я оказываюсь на мероприятиях, где стартаперы презентуют инвесторам свои проекты. Причем это не IT-проекты, а инженерно-технологические истории. Минимальный чек первоначальных инвестиций – 3 млн долларов. Просить меньше считается просто неприличным. И вот стоят на сцене типичный аспирант и пожилой профессор, показывают презентацию, над которой мучительно работали два месяца, и просят 3 млн долларов. А кроме презентации у них ничего нет. Попросите лучше $50–100 тысяч на создание прототипа, а потом придите с ним за следующими инвестициями в $300–500 тысяч. И лучше потратьте время на работу над прототипом, а не на создание образцовой презентации. 

Технологический стартап требует сразу больших инвестиций – это миф. В 1977 году химик-энтузиаст из Техаса Ларри Смит задумал совершить революцию в области нефтепереработки. Он спустился в прачечную на цокольном этаже своего дома и начал собирать лабораторную установку для доказательства новой технологии. Его жене быстро надоели эксперименты в хозяйственном помещении, и Ларри выгнали из дома вместе с химическим оборудованием. Следующие три месяца Ларри Смит доделывал лабораторную установку в придорожном мотеле. Сейчас его компания CDTECH – это миллиардная корпорация с глобальным охватом. А начиналось все в прачечной. 

Большие деньги на старте расхолаживают команду. Внушительные инвестиции – это подушка безопасности, которая страхует от рисков. Такая подушка успокаивает и тормозит команду – пропадает необходимость бежать вперед сломя голову. А этот навык очень нужен в бизнесе. 

Компания CDTECH – наш конкурент, и Ларри Смит умеет бежать вперед сломя голову. Поэтому нам не остается ничего другого, как бежать еще быстрее. Хорошо, что этому навыку мы научились на старте. 

Предыдущий материал

Манифест стартапера. 14 правил Стива Бланка

Следующий материал

«Есть идея! История ИКЕА»