Новости Календарь

Лишние деньги. Где взять миллион

Лишние деньги. Где взять миллион
Полгода назад я опубликовал в своем блоге предложение читателям купить 5% своей пиццерии. Одни комментаторы писали, что «фантики МММ – и то более ликвидный товар», другие замечали, что так серьезных инвесторов не ищут. Несмотря на это, в первый же день я получил шесть реальных предложений о покупке. 

Спустя некоторое время я опубликовал пост похожего содержания – но на этот раз искал не инвесторов, а менеджеров. В Сыктывкаре страшно не хватает управленцев – и я думал с помощью блога не только привлечь деньги, но и найти людей. Не отозвалось ни одного человека. 

Для меня эти два эпизода наглядно демонстрируют, что в России свободных денег намного больше, чем людей, способных найти им применение. Кому-то это покажется странным, но есть люди, которые не знают, куда девать деньги.


Но когда у вас уже имеется дом, машина и «айфон», ответ на вопрос, куда потратить, скажем, лишний миллион, не столь очевиден. 


Парадокс в том, что эти свободные деньги, как правило, тухнут на антресолях или на депозитах, в лучшем случае отправляются на поддержание капитализации «Газпрома», но не идут в дело – на открытие тех немногих перспективных предприятий и молодых проектов, что все-таки появляются у нас на свет вопреки обстоятельствам.

Не только в двух столицах, но и в регионах на самом деле не так уж мало талантливых и целеустремленных предпринимателей, которые развивают собственные проекты и остро нуждаются в инвестициях. Даже один миллион рублей мог бы радикально улучшить перспективы какой-нибудь пиццерии, парикмахерской, сети кофеен или автосервиса. А инвестор, вложив деньги в молодой, но перспективный проект, смог бы не только заработать на порядок больше, но поучаствовать в какой-то созидательной деятельности. 

Казалось бы, лишние деньги должны падать на российских предпринимателей золотым дождем. Однако этого не происходит. Потому что нет никакого механизма, с помощью которого человек, имеющий деньги, смог бы познакомиться с человеком, имеющим идею и решимость ее воплотить – или даже уже воплощающим на деле.

Откуда можно узнать о новых интересных проектах и одаренных коммерсантах? Для федеральной прессы малый и средний бизнес не интересен, местная – вообще не знает, как можно писать о бизнесе бесплатно. В интернете не существует развитых и авторитетных предпринимательских сообществ и сервисов (да и предприниматели боятся светиться, не говоря уж о тех, у кого есть лишние деньги). Хоть давай объявление в газету «Из рук в руки»: «Продам долю в ателье, 5%, 1 млн руб, торг». 

Поэтому большинству остается лишь один путь: либо дорогие кредиты, под которые еще надо найти залог, либо поиск инвесторов среди своих друзей и знакомых, круг которых всегда ограничен (не говоря уж о том, что партнерство в бизнесе часто не лучшим образом отражается на дружбе). 

Но допустим все же, что предпринимателю и инвестору каким-то чудом удалось узнать друг о друге и появился взаимный интерес. Однако это еще не значит, что дело в шляпе. 

По российским законам владелец миноритарного пакета акций абсолютно бесправен. И это заводит многих людей в тупик. Инвестору страшно вкладывать деньги в предприятие, из которого в любой момент могут быть выведены все активы. А предпринимателю не с руки отдавать контроль над своим детищем. 

Российские законы и суды устроены так, что всегда можно как-то извернуться и обмануть партнеров. Поэтому в конечном итоге все упирается в доверие друг к другу. Но его не на чем построить. 

Репутация в России — пока еще понятие довольно относительное. Публичных предпринимателей можно пересчитать по пальцам. Да и происхождение капитала часто вызывает сомнения.


Если вам несут несколько миллионов, вы часто и не знаете, где и как человек их заработал. Может, продал квартиру, доставшуюся от прабабушки. А может, получил хороший откат. 


В итоге что получается. С одной стороны – человек, у которого нет за душой ничего, кроме амбиций и планов. С другой – мутная личность с пачками наличности в карманах. Каковы их шансы договориться?

Предположим, что произошло сразу два чуда подряд – инвестор и предприниматель не только познакомились, но и настолько доверяют друг другу, что готовы совершить сделку. Но тут их ждет третья беда: вложить деньги прямо в существующий бизнес хочется – а нельзя.

Большинство маленьких и средних компаний юридически оформлены как общества с ограниченной ответственностью с символическим уставным капиталом в каких-нибудь десять тысяч рублей. Вложить в такое предприятие  миллион рублей так, чтобы деньги оказались на счету компании, а доля остальных совладельцев не размылась, просто невозможно. 

Недавно я встречался с представителями крупного венчурного фонда. Эти люди профессионально занимаются инвестированием. В основном, разумеется, на Западе. Но как чисто и просто вкладывать деньги в России, они не знают.

Как правило, на практике люди продают доли в российских ООО за символические деньги, а остальное получают от инвесторов в виде кредитов. Или придумывают какие-то другие, еще более сложные, схемы. Но очевидно, что это чесание правого уха левой ногой не добавляет прозрачности в отношения инвесторов и предпринимателей.
 

Регистрация компании в офшоре, наверное, может решить какие-то проблемы. Но для какой-нибудь сети бутербродных в Череповце – это, наверное, не вариант. 


Когда в ресторане вам приносят холодный суп или доставляют пиццу через два часа, знайте: это происходит потому, что свободные деньги у нас не идут в бизнес, а лежат в матрасах. Или достаются тем, кого инвестор лучше знает, а не тем, кто инновационнее, продуктивнее, амбициознее, конкурентнее.

Мы вряд ли можем изменить российское законодательство, по крайней мере уже завтра. Но мы можем сделать шаг в сторону доверия, не дожидаясь перемен «наверху». 

Считается, что деньги нужно делать без лишнего шума, поэтому публичность – это последнее, о чем думает предприниматель, тем более небольшой. И, по-моему, совершенно зря. Предпринимателям в России пора выходить «из шкафа». 

Вот уже семь лет я веду блог, где рассказываю о своих предпринимательских экспериментах и публикую выручку и прибыль своих предприятий. С первых дней мне говорили, что я псих. Но без блога я бы не смог реализовать и половину своих задумок. Благодаря ему о моих проектах и идеях узнают тысячи людей, многие из которых мне доверяют. Теперь я не представляю, как можно вообще вести бизнес без своего блога.

Недавно я дал объявление о втором раунде поиска инвестиций. Я еще не знаю, чем закончится эксперимент на этот раз. Может быть, и ничем. Но предложений уже больше, чем отзывов на объявление о работе. Деньги в стране еще есть.

Хотите узнать больше об авторе статьи, предпринимателе Федоре Овчинникове, и о том, как делать бизнес в России? Читайте новую интерактивную iPad-книгу, выпущенную совместно Slon и FastBook.

Предыдущий материал

Тлетворное влияние. Как Кремниевая долина губит инновации

Следующий материал

Деньги не главное. Почему альтруисты побеждают в бизнесе