Кризис-маркетинг      о кризис-маркетинге     RSS

Курьезы поискового маркетинга

Оптимизаторам невыгодно объяснять, что по каким-то запросам клиенту лучше продвигаться не с помощью SEO, а купить контекстную рекламу
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 55 1 298 экспорт в блог
Третий  закон Финэйгла.
В  любом наборе исходных данных
самая надежная  величина,
не требующая  никакой проверки,
является ошибочной.  


Артур Блох. Законы Мэрфи
 
За последние пару месяцев мне несколько раз приходилось просматривать предложения по поисковой оптимизации, разработанные для компаний, с которыми я работаю. И неоднократно возникало ощущение, что SEO-компании не отдают себе отчета в том, что целью поисковой оптимизации для клиентов является приобретение реальных клиентов, а не строчек в виртуальной среде. Когда на днях я изучала последнее предложение, созданное в недрах хорошо известной и очень старой студии, я поняла, что тема взаимоотношений заказчиков и исполнителей на рынке поисковой оптимизации достойна отдельного поста.

Предложения по SEO обычно представляют собой список рекомендуемых для продвижения слов (или слов, выбранных заранее заказчиком) и указание размера абонентской платы за вывод и поддержание сайта компании на верхних строчках в результатах поиска по этим запросам. То, что зачастую не указано, в каких поисковых машинах сайт должен подняться, на какие строчки можно рассчитывать и что будет оптимизаторам, если сайт туда не попадает, это мелочи. Меня больше смущает другое.

Смущает подход, когда коммерческое предложение «пляшет» не от нужд заказчика, а от того, что SEO-компании хотелось бы продвигать и за какие деньги. То есть, у студии есть тариф на продвижение – например, 80 тысяч рублей; когда появляется потенциальный заказчик, в коммерческое предложение только вписываются релевантные запросы. Цена всегда примерно одинакова, может быть несколько другой, если клиент сам называет точные запросы. Но все равно, студия рассчитывает, сколько человеко-часов она потратит в месяц на этого клиента, добавляет месячный бюджет на ссылки, которые придется купить, свой «интерес», и выдает некий месячный тариф. Если бы система ценообразования была другой, то не представляю, как могла бы быть составлена гистограмма «Стоимость на услуги компании по поисковому продвижению (сумма в месяц)», согласно которой две трети компаний предлагает фиксированные тарифы в промежутке от 60 до 100 тысяч рублей в месяц.

К тарифу в коммерческом предложении может прилагаться табличка, в которой перечислены продвигаемые запросы, и напротив каждого указана магическая цифра, указывающая, как часто пользователи вводят этот запрос в поисковой системе. И вот тут начинается самое интересное. Несколько операций в Excel способны преобразить до неузнаваемости очень привлекательное, на первый взгляд, предложение.

Маркетолог компании не может позволить себе считать «тарифами». Месячный тариф – это чистой воды освоение бюджета. У маркетолога обычно есть другие метрики, по которым он может сравнивать эффективность различных рекламных кампаний и маркетинговых проектов. Также у него есть метрики, которые позволяют понять, а выполняет ли принятая маркетинговая политика задачи, поставленные этому маркетологу на уровне всего бизнеса компании. Вот и приходится, пользуясь данными самих поисковых систем и предложенным списком запросов, прогнозировать какие значения будут у этих метрик. Например, если отчетной метрикой является посещаемость сайта, то нужно считать, сколько переходов в месяц сгенерирует предложенная поисковая политика. Если компания считает стоимость контакта (или звонка, или покупки) по разным видам рекламы, то и рассчитывать нужно эти параметры. Казалось бы, это очевидно.

Однако посчитать нужный показатель в одно действие не получится. Обычно SEO-компания, указывая число запросов в поисковой системе в месяц по конкретной фразе (а, кстати, и это указывают не все), вносит туда общую цифру по всем регионам. Притом, что наша фирма работает на один город. И нас интересуют результаты выдачи поисковой машины на этот город (а результаты-то меняются в зависимости от региона). То есть оптимизаторы пишут, что запрос «пластиковые окна» пользователи вводят в поисковые системы 200 тысяч раз в месяц, а на самом деле, компания-клиент работает на московском рынке и ее клиенты ищут окна лишь 85 тысяч раз в месяц.

Еще один вариант – пишут фразы для продвижения, содержащие друг друга (например, «слон», «купить слона», «скачать слона» и т.д.). И, напротив – числа, характеризующие популярность каждого. При проверке оказывается, что первый запрос уже содержит все последующие, и люди, которые запрашивали все фразы со «слоном», в том числе «купить слона» и «скачать слона» уже были посчитаны в первой строчке. И реальное число людей, которое увидит ссылку на наш сайт, будет чуть больше суммы «купить слона» и «скачать слона». Но если Заказчик не разбирается в тонкостях SEO, он суммирует все значения и искренне надеется, что именно столько контактов он купит за деньги, потраченные на SEO. И надежды его могут быть обмануты в очень большое число раз.

Дальше – хуже. Обычно компания обещает, что эффект наступит через несколько месяцев. Заказчик, конечно же, хочет попасть быстро и на первую строчку, исполнитель – обещает месяца через 3 – 4 попадание в TOP-10 или TOP-5. В результате первые месяцы эти маркетинговые инвестиции вообще не приводят новых клиентов, а когда компания попадает в TOP, число пользователей, которые видят ссылку на сайт, все равно оказывается меньше заявленного ранее. Потому что ссылку на четвертой позиции видит только 85% тех, кто ввел этот запрос, на шестой – 50%, на 10 – 20%... И если, по условиям договора, компания обещает попасть в TOP-10, то полученные после всех предыдущих вычислений цифры нужно еще разделить пополам, и это будет оптимистичный прогноз.

По-честному, оптимизаторы должны были бы приводить в своих коммерческих предложениях эффективные показы, подсчитывать прогнозируемую стоимость посетителя сайта (исходя из своего тарифа) и сравнивать ее со стоимостью клика по контекстной рекламе. И только если после такой проверки SEO-клик доказывает свое право на жизнь, продавать его клиенту. Но обычно это не делается.

В результате, когда я перевожу «тарифы» из коммерческих предложений в нужные нам метрики, стоимость контакта (при условии попадания всех предложенных фраз в TOP-10 выдачи) может оказаться равной 100 рублям. И это – только попадание в выдачу. Учитывая средний CTR и конверсию посетителей сайта в покупателей компании, получаем значения, совершенно неприемлемые для данного бизнеса. Ну, например, прогнозируемая стоимость получения покупателя может оказаться в 24 раза больше среднего чека. Именно так у меня получилось в результате анализа того самого коммерческого предложения известной студии. Не могу удержаться от цитирования преамбулы компреда: «Мы подготовили предложение, основными особенностями которого является то, … что оно оптимально сбалансировано по цене, а значит, продвижение принесет Вам наибольшую прибыль». Коммерческое предложение содержало три тарифа, и стоимость контакта в одном тарифе отличалась от другого в 15 раз. По какой цене и какой тариф был сбалансирован, я не поняла. И главное, не поняла, где зарыта прибыль. И это не единичный случай. Конечно, именно этот случай – просто клинический, но предложения услуг оптимизации с нерентабельными для компании тарифами я вижу постоянно.

По выкладкам оптимизаторов, продвижение в поисковых системах обходится клиентам в считанные центы и стоит дешевле контекстной рекламы. На деле это не так. Этот способ прописан далеко не всем, для многих компаний он противопоказан, как заведомо убыточный маркетинговый проект. По крайней мере, силами внешнего исполнителя, который не может предоставить условия, приемлемые для заказчика. Естественно, что для каждого бизнеса неприемлемые и приемлемые условия свои. Но важно, что компания-заказчик обычно знает эти граничные условия. Просто ее нужно об этом спросить. Но не спрашивают. Рынок растущий, молодой, для заказчиков непонятный. А оптимизаторам невыгодно объяснять, что по каким-то запросам клиенту лучше не продвигаться с помощью SEO, а купить контекстную рекламу или потратиться на продвижение в социальных сетях. Если клиент на «тариф» соглашается, значит, его все устраивает.

SEO-компании действуют в своих интересах, и обвинять их в этом было бы странно. Да и потом, практически на каждом рынке есть, как минимум, пяток компаний, которые хотят быть в топе любой ценой. А если мерой успеха отдела маркетинга является удовлетворенное тщеславие собственника, да еще и собственников, желающих мериться местами, на рынке несколько, то неоправданный рост тарифов практически неизбежен. Ввязываясь в эту борьбу, вы можете выиграть или проиграть. И вы можете прогнозировать выигрыш или проигрыш. Если только вы знаете, чего хотите от этого пункта маркетингового плана. Строчки в топе? Контактов? Переходов на сайт? Звонков? Продаж?
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 

01.09.2009 13:05 thug (Michael H)
Хотелось бы увидеть аналогичный разбор печатной, наружной и ТВ рекламы. Боюсь, что ситуация везде плюс минус одинаковая.
05.09.2009 16:17 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Про печатную рекламу я писала:
http://slon.ru/blogs/maksimova/post/36354/
Про ТВ сама почитала бы с удовольствием.
А наружка – это очень объемная тема, я не возьмусь :-)
06.09.2009 18:24 thug (Michael H)
Прочитал с интересом, но это другая история, так как Вы смотрели конкретную локальную акцию. Возьмите уровень федеральной печатки на свои и чужие сети. Добавьте ещё имиджевый модуль. И как считать эффективность?
Интуитивно понятно, что пресса трата денег в большинстве случаев, но вот посчитать это практически невозможно.
06.09.2009 23:27 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Эх, интересная это тема :-)
Есть подходы, тем более, если есть свои сети и, значит, можно опрашивать покупателей и посетителей. Как раз в этом случае, покупатель скорее всего сможет вспомнить, какие журналы он читал в последние две недели, а вот перечислить все просмотренные ТВ-передачи или сайты – нет.
01.09.2009 17:14 petrusha (Полина Петруша)
Татьяна, спасибо за интересную статью, но с моей точки зрения, ситуация с полезностью SEO как инструмента продвижения еще хуже.
Увеличение плотности ключевых слов на единицу текста приводит к тому, что снижается информативность самого сайта, т.к. остается крайне мало пространства для информации о характеристиках и свойствах товара. Увеличивать же пространство без увеличения количества переходов илл снижения читабельности текстов тоже достаточно сложно. В результате получается, что человек, пришедший узнать побольше информации о том, какие слоны продаются в компании на сайте не получает ничего кроме различных шаблонных фраз о слонах. Информационная составляющая сайта (а это одна из сильных сторон данного рекламного носителя) снижается, а коэффициент конвертации посетителей в покупателе вообще падает.
Вторая проблема – оптимизаторы работают с шаблонными релевантными фразами,которые используют для всех компаний сегмента. В результате получается, что если покупатель ищет фразу "телосложение слона", а не "архитектура слона", то ему вываливается все что угодно, только не компания по продаже слонов, ибо их всех оптимизировали на "архитектуру".
В общем, болезни SEO сильно похожи на болезни CRM – направленная на функциональность (а не на потребности покупателя) практика продажи услуги делает эту достаточно интересную область продвижения как минимум неэффективной.
02.09.2009 00:08 Зеленый
Плотность ключевых слов использовалась очень давно и очень короткое время. Для попадания в первую десятку, на странице достаточно использовать поисковую фразу с точным вхождением запроса пользователя, один раз.
Релевантность (англ. relevant) — применительно к результатам работы поисковой системы и экспертной системы — степень соответствия запроса и найденного, то есть уместность результата. (см Википедию)
02.09.2009 00:23 petrusha (Полина Петруша)
Спасибо, я знаю, что такое релевантность. В той же Википедии и сказано, что она включает степень соответствия и плотность ключевых слов.
Проблема в том, что точно сформулированный запрос по товарам ТНП не помогает в силу своей однотипности. Например от попадания в запрос "купить пластиковые окна" легче не станет. Поэтому сейчас по этим группам возросло количество оптимизации именно по плотности слов. Мне как-то дали посмотреть оптимизированный сайт, владелец которого не мог понять, почему же сайт до сих пор не работает, как надо. На стартовой странице название его категории продукта встречалось 38 раз.
03.09.2009 11:34 Юра
Плотность слов далеко не единственный показатель (а как насчет простого количества в более длинный страницах, хотя бы), есть другие факторы, работая над которыми можно более эффективно увеличить трафик не снижая конвертируемости.

Если вы видели что-то один раз или так делаете, не означает, что так все работают.

Вообще, выше правильно сказали: рынок взрослеет быстро, лучше бы писали как надо делать, вместо того, как не надо делать.
05.09.2009 16:21 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Да, согласна, мне друзья-маркетологи часто рассказывают, как приходится воевать с оптимизаторами, которые выдают совершенно сумашедшие тексты, от которых у любого клиента отпадет всякое желание обращаться в компанию. Но с точки зрения SEO должно быть именно так.
09.09.2009 12:22 Елена Дмитриева
Вы правы – бывают очень абсурдные ситуации по некоторым запросам. Будем надеяться, что Яндекс в ближайшее время все-таки поменяет свой алгоритм, чтобы оптимизаторам не приходилось "уродовать" сайты. Но это все-таки скорее исключение. В большинстве случаев сайт можно продвинуть вполне приличными текстами.
14.09.2009 16:42 petrusha (Полина Петруша)
Меня тут недавно попросили посмотреть "что не так и что делать" с сайтом, недавно обработанного по всем законам SEO. В общем, на стартовой странице название продукта повторялось около 180 (!!!!) раз. Долго формулировала ответ: "увольте вашего seoшника"
14.09.2009 20:53 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Вот уж точно "курьезы" :-)
02.09.2009 00:10 заза
бедная компания в которой вы работаете. Скорее всего ваш начальник идиот, раз дал вам решать такие вопросы.

Вы хоть знаете что делает сео и зачем оно нужно ? Почему вы не сравниваете самокат и машину? Это же средство передвижения.....

Статья – бред.
02.09.2009 00:15 Зеленый
Актуальная статья и для покупателей услуг продвижения сайтов и продвигаторов.
Основная и наиболее часто встречающаяся проблема SEOшников – отсутствие элементарного понимания конечных задач клиента.

02.09.2009 10:53 Игорь
В посте проигнорирована тема качества аудитории, привлекаемой нужными клиенту ключевыми словами. В случае с контекстной кампанией можно увидеть, что "архитектура слона" работает в 3 раза лучше "телосложения слона". "Телосложение слона" в контекстной кампании отключается, а бюджет на "архитектуру" легко увеличивается за счет отключенного. В случае с SEO-продвижением переключение будет идти существенно дольше. При том, что по высокочастотным запросам стоимость SEO-клика может оказаться эквивалентна стоимости контекстного клика.
05.09.2009 16:49 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Да, Вы правы, я намеренно не писала про качество аудитории, и не сравнивала контекст и SEO. Конечно, контекст более прозрачен для понимания, им легче управлять, но пока даже тот простой алгоритм, о котором Вы пишите – "высокие материи" для среднестатистического менеджера по маркетингу.
02.09.2009 12:32 Константин Рощупкин
Не понятна цель статьи Татьяны Максимовой. Если это про риски клиентов, заказывающих услуги у оптимизаторов, то почему не написано про то, что оптимизаторы бывают разные?

Да, на рынке поисковой оптимизации сайтов Рунета встречаются разные компании и фрилансеры. Но вот уже 2-3 года рынок оптимизации превращается в рынок интернет-маркетинга. Уже практически все крупные компании на рынке предлагают не только поисковую оптимизацию, но и контекстную рекламу, аудит сайтов, комплексное продвижение. То есть весь набор инструментов интернет-маркетинга. Мы об этом говорили еще на конференции Optimization-2007.

Поэтому нельзя сказать, что всем оптимизаторам невыгодно объяснять, по каким тематикам (а не запросам!) лучше всего контекстная реклама. Наоборот, сейчас уже всем крупным рекламным агентствам это выгодно объяснять клиенту, потому что они смогут предложить клиенту и контекстную рекламу, и поисковую оптимизацию. Что приведет к эффекту синергии.

Если бы Татьяна Максимова рассматривала бы коммерческие предложения от студий не на оптимизацию, а на комплексное продвижение (или интернет-маркетинг), то она бы получила как раз то, что хотелось. Просто изначально постановка вопроса оказалась не верной.
03.09.2009 11:37 Юра
Вот именно. Про увеличение конверсии самого сайта ни слова, хотя это самый эффективный способ увеличить продажи с имеющегося трафика.
05.09.2009 17:55 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Я писала только о зоне ответственности SEO-специалистов. О том, что их предложения могут быть не оптимизированы под нужды заказчика. Конверсия – конечно интересная тема, но это уже зона отвественности менеджера по маркетингу или веб-мастера, если он есть в штате компании.
05.09.2009 01:04 Павел КОЛОТОВ
"не только поисковую оптимизацию, но и контекстную рекламу, аудит сайтов, комплексное продвижение" – и это все инструменты и-маркетинга? Для вас, Константин, как-то странно такое говорить. Или получается, что автор статьи была права? И кого же это она имела в виду... :)))
05.09.2009 17:48 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Да, Вы верно поняли цель статьи, Константин. Ну, а писать про то, что оптимизаторы бывают разные – было бы странно, это и так понятно. Я бы вообще не стала писать этот пост, если бы не поняла, что такое отношение к клиентам исповедуют не только начинающие студии, компании, но и старожилы.
Что касается комплексного подхода. Конечно, проще предложить клиенту целый винегрет, съев который он просто скажет "да, вкусно", а сколько получил калорий и витаминов, уже не разберется. Но маркетологам часто приходится отчитываться по каждому пункту – почему это берем? а почему на этом сайте? а какой приход отсюда? а что будет, если откажемся от SEO в пользу контекста? Это позволяет эффективнее использовать свои средства. Этот подход относится не только к Интернету. Если мы используем под рекламную акцию наружную рекламу, мы заранее просчитываем, сколько людей приведут к нам плакаты на остановках, сколько магистральные щиты, а сколько постеры у входа в метро. И сколько это будет стоить. Да, мы хотим и SEO, и SMO, и контекст, но Вы скажите нам, какой вклад в достижение наших целей они дают и во сколько обходятся. И как вы это посчитали.
Проблема, не в том, что оптимизаторы не знают о том, что я пишу, проблема в том, что этот подход ими пропагандируется, но не используется.
07.09.2009 18:41 Саксон
Вы знаете, я видел пару отчетов очень больших и уважаемых в своем плане компаний. То что вы называете "весь набор инструментов" – пишется полуграмотными студентами и стоит ровно столько, сколько уходит времени на самостоятельное изучение вопроса.
02.09.2009 22:05 petruxa
Статья нормальная, все по делу. То что твориться на рынке SEO иначе как бардаком не назовешь. И по многим ВЧ запросам уже сейчас контекст покупать выгоднее, да и вообще работать нужно комплексно. И я не только о совмещении SEO и контекста, речь и о работе по соц.ресурам, размещении тематических статей и пресс-релизов и пр., короче о работе не с машиной, а с людьми. Однако этого никто пока не предлагает, потому как выйдет это клиенту еще дороже – тут уже на каждый проект нужен как минимум один человек.

НО. Интересно другое:)thug правильно сказал: разобрать бы подобным образом ТВ, радио, печатную и наружную рекламу. Особенно с точки зрения отдачи на вложенные средства в сравнении с Интернет-рекламой. Уверен, там еще большая беда, так как в отличии от Интернета (как и от любого другого средства директ-маркетинга, за которым несомненно, настоящее и будущее) гораздо меньше возможностей что-либо посчитать.
13.10.2009 01:11 Петр
Совершенно согласен. В традиционной рекламе куда больше бардака, манипуляции с GRP и стоимостью контакта, особенно для регионов. Достаточно глянуть в телевизор или в наружку – столько глупостей и бессмысленных сообщений, что интернету еще лет пять копить надо, чтобы сравняться.
А подсчитать число контактов с рекламой – вообще удивительная задача – могут только маги и волшебники из числа медиапланеров и маркетологов. Оценки эффективности рекламы все весьма приблизительные, в сети же контакты более обмеряемые.
Что же касается конверсии посетителей в клиентов или "проконтактировавших" в офф-лайн в покупателей, так тут вопрос не к оптимизаторам и рекламщикам, а к продавцам. И, кстати, есть исследования, что последние топ-10, 9 и 10 позиции кликабельны гораздо выше, чем средние, Ашманов, кажется в прошлом году прооводили.
СЕО-шники врут, но все рекламщики тоже врут, обещая райские кущи. Когда они делают предложение, они всего лишь продают товар. Как умеют. Кто-то лучше, кто-то хуже. Не факт, что у худших продавцов товар хуже.
03.09.2009 11:13 Алтайский блогер
>Если компания считает стоимость контакта (или звонка, или покупки) по разным видам рекламы, то и рассчитывать нужно эти параметры. Казалось бы, это очевидно.

Если рассчитывать стоимость продвижения в зависимости от стоимости контакта, звонка или покупки, а это на подсознательном уровне чаще всего одно и тоже, если человек звонит в компанию, то он уже готов купить у вас, а если позвонил и не заказал – это значит, что у вас какие то проблемы. Так вот, если стоимость продвижения будет зависеть от стоимости контакта, то например для "купить самолет" она будет намного выше, чем вы бы просто заплатили за продвижение, основываясь на ссылочном бюджете и чел.часов. Вы хотите переплачивать? Задача SEO – вывести сайт на нужную позицию в поисковой системе, а будут заказы или нет – это уже от вас зависеть, от вашего сайта, текста на нем и т.д.

Если сравнивать работу SEO-специалиста со сварщиком, то выходит, сварщик пришел, заварил какую-нибудь железяку, что вам и нужно было, а что вы с ней делать будете, для чего вам это надо – это его уже не касается, это уже ваши проблемы. SEO специалист это не маркетолог и даже сайты он не делает, он поднимает ваш сайт на нужную позицию и все! Нужен маркетинговый план, так обращайтесь к интернет-маркетологам, а не к SEOшникам.
03.09.2009 11:29 Юра
С другой стороны, новый новостной сайт, требующий популярности, будет писать не о том, как правильно нужно продвигать сайть и чего избегать при выборе поставщика услуг, а будет хаять всю профессию в целом только для того, чтобы на него поставили ссылки и нагнали трафика.
03.09.2009 13:29 Юрий Вильнид
Во-первых, спасибо большое автору за обсуждение этой темы! Ведь чем больше публичных дискуссий, тем более зрелый рынок интернет-маркетинга.

Во-вторых. Насколько я понял, автор упрекает seo компании за продажу "мест в поисковике". Большая часть текста посвящена анализу ущербного подхода оптимизаторов. Все правильно.

Но ведь рынок делают как оптимизаторы, так и заказчики. Поэтому справедливо было бы в этой же заметке описать и типичный портрет заказчика. Согласны?

На основании моего опыта работы в индустрии, предложенный автором подход, исповедуют 1 из 100 заказчиков (если не меньше). А большинство малых и средних бизнесов (а это большая часть выручки на рынке интернет-маркетинга), к сожалению, совершенно устраивают покупка позиций.
05.09.2009 18:01 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Про взгляд с другой стороны недавно был пост директора оптимизаторской компании РБС.
Я как раз про то и пишу, что покупка позиций заказчиков устраивает только потому, что ничего другого им не предлагают.
07.09.2009 14:16 Владимир Комов
Хотите пример из реала?

Сделали клиенту полный анилз сайта, траффика, позиций, эффективности каждого из запросов, предложили убрать лишнее и добавить непродвигаемые запросы и что в итоге?

Он звонит и ругается вы мне запудрить мозг хотите! Я с вами договор на что подписал? На позиции, вот и вышлите мне статистику по позициям!

И это уже не говоря, что никто не раскрывает статистику продаж и не отслеживает откуда приходят клиенты, и не оценивают повторные продажи этим же клиента и не накладывают на историю продаж лояльность этих клиентов и т.д.

И это не единичный пример...
07.09.2009 15:18 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Верю, что не единичный пример. И про то, что есть много клиентов, которым важно лишь место, я в посте написала. Это проблема не только SEO сектора, подрядчики любого вида рекламы могут рассказать массу таких историй. Про щиты, развороты, стенды на выставках...
Если у человека потребность только в первом месте, то понятно, ничего другого ему не продашь, или продашь "себе в убыток". Да, не надо их мучать аудитом сайта. Дайте им то, что хотят.
Но вот насчет "никто не отслеживает откуда приходят клиенты" не соглашусь. Многие отслеживают, еще больше компаний хотят, но не умеют. Если вы их научите, как отслеживать покупателей, пришедших по SEO и посчитать, прибыльны или убыточны эти покупатели, они будут счастливы от вашего сотрудничества. И да прибудет Вам прибыль :-)
07.09.2009 17:29 Владимир Комов
Знаете, что слышишь в 999 случаях из 1000?

"Это столько всего нужно сделать? И столько потратить на это? Нееее мне некогда, мне за это не платят, нужно сажать человека и т.п."

И это говорят даже если прямо говоришь, что ДЕНЬГИ ОТОБЬЮТСЯ.

Порог, который нужно пройти, чтобы воспитать клиента, в подавляющем большинстве случаев настолько высок, что становится экономически неэффективным :).


07.09.2009 18:37 Саксон
Обычное дело. Низкобюджетный полукриминальный бизнес. Многим заказчикам сеошники честно впаривают про свои "особые" отношения с Яндексом.
08.09.2009 10:42 Владимир Комов
Если это вы мне, то не понимаю смысла комментария...

А вот по содержанию комментария – глупости.

Мошенников хватает везде. Есть же например СМИ, которые занимаются публикацией покупных материалов без указания, что это реклама или вообще публикуют откровенную ложь. Но никто не говорит, что все СМИ мошенники и действуют в интересах третьих лиц.

И обороты рынка вполне себе приличные, но т.к. регулирования рынка нет, появляются компании подобные указанной в вашем комментарии.
03.09.2009 23:41 Роберт
Занятная статья.
Почему же заказчики всё же соглашаются работать с сеошниками?
Не потому ли, что видят свою выгоду. Сеошники – это не монополисты и не государство. Среда абсолютно конкурентная. Если ваш конкурент использует приёмы продвижения сайтов, а вы – нет, то ваша компания будет терять деньги.
Можно обсуждать контракты, показатели, полезность, но жизнь – это лучшее доказательство эффективности SEO.
Оговорюсь, не всегда лучше "поднимать позиции", иногда выгоднее купить позиции у такой рекламной компании, как яндекс :)
05.09.2009 01:41 petrusha (Полина Петруша)
Ну, соглашаться могут элементарно по незнанию. И часто так и происходит.
05.09.2009 18:10 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Ну, почему же, многие компании принципиально не занимаются SEO, потому что знают более выгодные способы привлечения клиентов. Я такие компании не раз встречала. Вопрос в том, где обитают Ваши потенциальные клиенты и где можно их спровоцировать на покупку. Если вы продаете горячие булочки, то выгоднее поставить указатель на дороге, а не покупать первое место в результатах поиска.
07.09.2009 14:06 Роберт
С вами не поспоришь :)

Существуют разные виды рекламы, разные способы продвижения, различные способы привлечения клиентов. Так и надо делить: в каком-то конкретном случае яндекс-директ, где-то указатель на дороге или девочка с бумажками, где-то покупка ссылок с целью получения верхней позиции в выдаче.. Кто-то просто покупает клики, чтобы проще уговаривать заказчиков на размещение рекламы на сайте.

Я к тому, что SEO активно используется и вряд ли все заказчики незнайки и глупцы. Согласны? :)
07.09.2009 15:04 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Трудно не согласиться :-)
07.09.2009 21:19 Денис
статья фуфло автора видимо взгрели хорошо, либо он не понимает как пользоваться инструментами маркетинга и рекламы в сети...
08.09.2009 02:26 fireone
T_Maximova
Интересно, а при обращении в эту компанию как вы свои задачи формулировали? ;)
14.09.2009 02:03 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Я не формулировала, формулировали менеджеры компаний, с которыми я работала, в основном заказчики четко обозначали регион, который им интересен и примерно – запросы. В общем-то, формулировки были разные.
08.09.2009 09:46 Алексей
Да, попадаются SEO компании, которые пытаются обмануть Заказчика.
Но не стоит все SEO компании чесать под одну гребенку.
09.09.2009 12:11 Елена Дмитриева
Добавлю свои пять копеек

Очень жаль, но многое данной статье правда. Мы даже с недавних пор стали на различных конференциях по интернет-маркетингу выступать с докладом "Поисковая оптимизация — взгляд со стороны клиента: как «правильно» купить эту услугу?", в котором даем советы, как клиенту правильно формировать заявку на продвижение сайта и как оценивать полученные коммерческие предложения. Отдельно также приходится рассказывать о различных уловках, которые используют некоторые оптимизаторы для запудривания мозгов клиенту. Но, конечно, весь рынок под одну гребенку – не стоит.

Теперь по поводу самих клиентов:
1. На моей практике только половина заказчиков, которые имеют уже свой готовый список запросов, соглашаются выслушать наши рекомендации по его изменению.
2. Меньше 10% клиентов готовы работать по дифференцированной схеме оплаты в зависимости от позиции сайта – большинство предпочитает по старинке – за ТОП10.
3. Что уж говорить об оплате за поисковый трафик, который мы рекомендуем практически всем интернет-магазинам – очень мало кто понимает, что этот способ гораздо интереснее, чем любимый всеми ТОП10.

И еще есть вопрос по поводу "эффективных показов". Очень верный и нужный термин, только вот может кто сказать, есть ли хоть один способ, который с более менее приемлемой погрешностью сможет спрогнозировать эти показы по ядру запросов клиента?
14.09.2009 02:10 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Моя статья как раз и направлена на клиентов и показывает им необходимость более вдумчивого подхода к покупке SEO.
По Вашему вопросу – оптимизаторы должны это знать, и насколько я понимаю, выходят разные исследования, помогающие решению этой задачи.
10.09.2009 01:06 Иван
Если позволите, разберем некоторые курьезы материала.

1. "SEO-компании не отдают себе отчета в том, что целью поисковой оптимизации для клиентов является приобретение реальных клиентов, а не строчек в виртуальной среде"

Цель "поисковой оптимизации" заложена в самом название – поисковая оптимизация, т.е увеличение видимости конкретного документа конкретного сайта по конкретным поисковым запросам. Если клиенту необходимо приобретение реальных клиентов через интернет, пускай заказывает комплексный интернет маркетинг, частью которого является "поисковая оптимизация".

2. "То, что зачастую не указано, в каких поисковых машинах сайт должен подняться, на какие строчки можно рассчитывать и что будет оптимизаторам, если сайт туда не попадает, это мелочи."

Договор он для того и нужен, чтобы договариваться. Вносите свои условия, и будет Вам счастье.

3. "Смущает подход, когда коммерческое предложение «пляшет» не от нужд заказчика, а от того, что SEO-компании хотелось бы продвигать и за какие деньги"

Не рассказывайте сказки. Клиент давно знает, что ему нужно. Но, как и при выборе любого товара или услуги, он может получить либо штамповку, либо ручную работу.

4. "То есть оптимизаторы пишут, что запрос «пластиковые окна» пользователи вводят в поисковые системы 200 тысяч раз в месяц, а на самом деле, компания-клиент работает на московском рынке и ее клиенты ищут окна лишь 85 тысяч раз в месяц."

Что Вам мешает заказать исследование популярности поисковых запросов нужной тематики в разных поисковых системах для конкретного города? Наверное, желание получить его бесплатно? Или переложить оплачиваемый Вашим работодателем Ваш труд на чужие плечи?

5. "Но если Заказчик не разбирается в тонкостях SEO, он суммирует все значения и искренне надеется, что именно столько контактов он купит за деньги, потраченные на SEO. И надежды его могут быть обмануты в очень большое число раз."

Во первых, снова отсылаю к платному исследованию популярности поисковых запросов. А во вторых, почему Вы не пишите про сезонность запросов, когда клиент может получить в разы больше, чем рассчитывает, опираясь на грубую статистику?

6. "В результате первые месяцы эти маркетинговые инвестиции вообще не приводят новых клиентов, а когда компания попадает в TOP, число пользователей, которые видят ссылку на сайт, все равно оказывается меньше заявленного ранее."

Потрудитесь заглянуть чуть дальше первых месяцев. В случае грамотной и успешной компании по поисковому продвижению в течении 6 месяцев, даже с учетом "пустых месяцев", себестоимость привлечения клиента в разы меньше альтернативных способов привлечения.

"Потому что ссылку на четвертой позиции видит только 85% тех, кто ввел этот запрос, на шестой – 50%, на 10 – 20%..."

Если плохо видите – наденьте очки. С нормальным зрением видны все 10 позиций. Более важный вопрос – на какую позицию какой процент нажимает. Безусловно кликабельность первых позиций больше. Но и затраты на вывод сайта на первое место может в разы отличаться от вывода сайта на 10 место по запросу.

7. "По-честному, оптимизаторы должны были бы приводить в своих коммерческих предложениях эффективные показы, подсчитывать прогнозируемую стоимость"

По честному, в наших коммерческих банках при выдаче кредита должны были раскрывать эффективную ставку с начала их функционирования. Но только после принятия соответствующих законов, подобная практика заработала.
SEO-клик – это как футбольная бутса, одеть может каждый, а вот для того чтобы гол забить – нужно приложить дополнительные усилия.


8. "В результате, когда я перевожу «тарифы» из коммерческих предложений в нужные нам метрики, стоимость контакта (при условии попадания всех предложенных фраз в TOP-10 выдачи) может оказаться равной 100 рублям."

Грамотность Вашей оценки сомнительна. Совершенно бесплатно дам универсальный инструмент для прогноза эффективности компании по продвижению сайта: если прогноз месячных расходов на размещение объявлений в директе по всем нужным поисковым запросам меньше 15 000 руб – эффективнее использовать директ, в противном случае, эффективнее обратиться в нормальную компанию по продвижению сайтов.

9. "или потратиться на продвижение в социальных сетях"

Прежде, чем для красного словца поднимать социальные сети, попытайтесь ознакомиться с тарифами на создание и посев рекламы в социальной сети. Думаю, сильно удивитесь.

В заключении могу сказать, что топ10 не резиновый. И на каждую сотню другую "умных маркетологов" найдется 10 нормальных, которые найдут свою компанию по продвижению и будут счастливы. Остальные же "умные маркетологи" будут искать всемирный заговор, подгонять статистику для начальства и плеваться во все стороны.
14.09.2009 02:24 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Иван, благодарю Вас за столь подробный комментарий, в пункте 4 по всей видимости вопрос мне. Отвечаю. Мне не нужно заказывать исследование, я сама в состоянии посмотреть данные в Яндекс.Директе. Именно поэтому и родилась эта статья.
14.09.2009 02:55 Иван
Вы говорите, что к написанию статьи Вас подтолкнул Яндекс.Директ, как инструмент прогнозирования посещаемости сайта по определенным поисковым запросам. Как я понял, Вы успешно пользуетесь этим инструментом и не довольны тем, что некоторые SEO-компании этого не делают, а ограничиваются в предоложениях по поисковой информации более общей статистикой популярности поисковых запросов.

Тогда почему не описан сам процесс использования Яндекс.Директа, практические советы и замечания?

Напротив, Вы навязываете SEO-компаниям, предалагающим конкретную услугу – "поисковое продвижение сайта" решать задачи и достигать целей "интернет маркетинга".

Я думаю, что это сродни желанию за 250 руб (стоимость мойки кузова автомобиля) получить мойку кузова, чистку салона и воскование.

14.09.2009 03:17 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Я не говорила ничего из того, что Вы мне приписываете :-)
Яндекс.Директ и аналогичные сервисы статистики других поисковых систем – доступны всем, но у SEO-специалистов есть гораздо более продвинутые инструменты и, главное, накопленный опыт, статистика по другим компаниям, которые они продвигали. Было бы странно убеждать их в необходимости плотнее работать с ЯДом.
Практические советы – это тема для другого издания, да и этих советов немало уже издано. Кто заинтересуется, тот без труда разберется.
А SEO-компаниям я вообще ничего не навязываю, я же не к ним обращаюсь. Это статья для клиентов, и призвана не пристыдить оптимизаторов, а поднять образованность клиентов в этой области.
14.09.2009 04:00 Иван
Для поднятия образованности клиентов в области поискового продвижения есть специальные курсы, которые ведут люди, изучившие процесс изнутри. Зная тонкости поискового продвижения, можно четко понимать и ставить цели перед SEO-компанией, адекватно оценивать стомость услуги, вести осмысленный диалог.

Вы же, говоря

"SEO-компании не отдают себе отчета в том, что целью поисковой оптимизации для клиентов является приобретение реальных клиентов, а не строчек в виртуальной среде",

"По выкладкам оптимизаторов, продвижение в поисковых системах обходится клиентам в считанные центы и стоит дешевле контекстной рекламы. На деле это не так." и прочее

– вводите клиентов SEO-компаний в заблуждение.

Большинство Ваших тезисов не выдерживают объективной критики.

Обличая в статье недобросовестную работу SEO-компаний по формированию коммерческого предложения и прогнозированию эффективности рекламной компании, Вы показываете свою неспособность поставить целевую задачу SEO-компании, некомпетентность в вопросе прогноза эффективности продвижения сайтов.

Короче говоря "пристыдить оптимизаторов" Вам знаний и фактов не хватает.

А "поднимать образованность клиентов в этой области" необходимо на конкретном примере организации успешной или не успешной компании по продвижению.

Например так:

1. Вибираем SEO-компании по таким то признакам.
2. Высылаем краткое ТЗ на продвижение – пример ТЗ.
3. Читаем предложения SEO-компаний, корректируем свое ТЗ, выбираем исполнителя – пишим, почему выбираем именно этого исполнителя.
4. Прогнозируем эффективность рекламной компании таким то образом.
и т.д.

Низачот, Вам, T_Maximova
14.09.2009 16:01 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Иван, я не выдвигала тезисов, я высказывала свое мнение, основанное на реальных кейсах из своей работы. Не могу сказать, что меня интересует критика и "низачот" анонимного собеседника, однако я крайне заинтересована в росте своей компетентности в любых областях, связанных с маркетингом, в том числе, и в SEO. Если Вы считаете себя более компетентным специалистом чем я, и готовы указать на конкретные ошибки, я с радостью выслушаю "объективную критику".
Для начала предлагаю Вам представиться, дать ссылку на свое портфолио в области SEO и перечислить конкретные несоответствия в моем посте реалиям поисковой оптимизации. По крайней мере, в Ваших предыдущих сообщениях, кроме недостойной мужчины истерики и личных "наездов", я не обнаружила существенных замечаний.
14.09.2009 16:42 Иван
Когда маркетолог путает поисковую оптимизацию сайта с интернет маркетингом, говорить с ним о деталях этой самой поисковой оптимизации затруднительно. Однако пройти мимо обвинения в придуманных "недостойных истериках" и "личных наездах" не могу.

Позже, когда появится время, более подробно с фактами и деталями, коих нет в Вашей статье, напишу "объективную критику".

К сожалению, Вашу позицию на поисковую оптимизацию разделяют многие маркетологи, и в Вашем лице я обращаюсь именно к ним.

Сам факт того, что по исследованиям, проводимым компанией "ВебПроекты", объем рынка поисковой оптимизации соизмерим с объемом рынка контекстной и другой рекламы в интеренте говорит об эффективности поисковой оптимизации сайтов.

Но повторюсь, не все понимают с какой стороны к этой поисковой оптимизации подходить, нанимают маркетологов, некоторые из которых генерят бредопрогнозы, после чего стройными рядами идут сливать деньги на контекст с его высокими ценами и скликиванием.

С уважением,
Иван Каныгин
14.09.2009 20:15 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Буду ждать, я думаю, что такой диалог маркетолога и оптимизатора будет полезен многим, если в нем будут конкретные рекомендации, как сделать процесс эффективнее, а результат измеримее.
13.09.2009 16:33 webcat
T_Maximova – мой опыт показывает (это даже видно из Вашей статьи), что заказчик часто вообще не знает, как он продаёт в режиме Онлайн.

Прежде чем начать оптимизацию нужны не только требуемые слова и их анализ, нужна статистика конверсии продаж. Этой статистики у большинства клиентов нет.
Поэтому оптимизаторы исходят вначале из общего анализа и пытаются по крайней мере начать работать, что-бы накопить эту статистику, с последующей расширенной оптимизацией на продажи.
Для сбора статистики и разработки планов необходимо время. Месяц как минимум для статистики конверсий, что бы только наметить дальнейшие пути и до полугода для стабильного результата.
Маркетологи компаний клиентов не работающие с оптимизацией и рекламой онлайн в 99% случаев вообще не понимают этого процесса и пишут потом подобные статьи.
И они вообще не знают в 99% случаев какие слова приносят конверсию
Руководители, когда им предлагается нормальный путь развития предприятия онлайн часто не верят и требуют путь "взлёта ракеты", + долгосрочный путь не дешев, это даже дороже намного тех бюджетов, которые обычно хотят тратить на продвижение.

Отсюда появляются статьи таких специалистов, которые сами ещё ни разу в жизни не провели ни одной оптимизации
14.09.2009 02:35 T_Maximova (Татьяна Максимова)
Уважаемый webcat,
что именно натолкнуло Вас на мысль, что я:
1. Не знаю, что продаю
2. Не имею статистику продаж и того, что Вы называете конверсией продаж
3. Не понимаю процесса сбора данных для веб-аналитики
4. Сама еще ни разу в жизни не провела ни одной оптимизации
Или это Вы не обо мне писали :-) ? А то себя не узнаю.

Указанный Вами процесс – правильный, я против него ничего не имею, и очень даже поддерживаю. Я против того, чтобы на входе включать в него заведомо убыточные запросы. Если предварительный расчет показывает, что клиент будет обходиться больше среднего чека, то только какая-то сумашедшая конверсия и первое место в топе способны вернуть его в зону "выгодности". Да, возможны варианты, но "фильтр" на входе должен существовать.
30.06.2010 15:56 buvaethuge (Наталия Курбатова)
Татьяна, полностью вас поддерживаю!

Два комментария.
1. Компании, которые предоставят вам прогнозы по отдаче от поисковой рекламы, и сделают эту отдачу, ЕСТЬ. Один нюанс: это стоит не 80 000 руб. Сначала надо провести ряд исследований: конкурентов, структуры спроса (лингвистику), анализ сайта, в том числе и юзабилити анализ. Потом надо обеспечить, чтобы специалист, который будет курировать ваш проект, был, и на одного специалиста было не более 20 клиентов. Это важно, так как специалист должен успевать:
1) координировать все согласования, несостыковки и пр. между компанией – клиентом и seo-специалистами,
2) следить за отчетностью по качеству трафика, эффективности продвигаемых слов,
3) помогать клиенту разобраться в отчетах, в том числе и в отчете по повышению эффективности рекламной кампании.
2. Клиенты, которые не делают при выборе компании ставку на цену и обещания по срокам, с такими компаниями УЖЕ работают. Будет вебинар на тему, по каким критериям выбирать подрядчика, 1 июля, http://blog.ingate.ru/. Присоединяйтесь.
 



на правах рекламы
Простой поиск офиса для вашей компании – ЗДЕСЬ


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПЛОЩАДЬ ТИП