Новости Календарь

Инвестиции: Как они вытекают из финансовой модели?

Инвестиции: Как они вытекают из финансовой модели?
Теоретически бизнес можно создать и построить и совсем без денег. Практически, это мало кому удалось. Истории успешных бизнесов – это либо истории продолжительного, иногда на протяжении нескольких поколений или даже нескольких столетий накопления капитала, либо история доверия инвесторов, которое оправдалось сторицей. Разумеется, мы говорим про подлинные истории, а не про те, которые наемные пиарщики и гострайтеры сочиняют про своих клиентов (и которым многие читатели, увы, наивно верят). 

Инвестиции – это способ обеспечить бизнес капиталом. Капитал и труд, которые левые с подачи Маркса так хорошо научились противопоставлять, на самом деле не антагонисты, а комплементарные факторы бизнеса. Их относительная роль варьируется в зависимости от вида деятельности. Есть «капиталоемкие» виды бизнеса – например, добыча полезных ископаемых,  где труд уже практически полностью механизирован, или розничная торговля, где стоимость создается на стремительном обороте недолговечного товара, и есть «трудоемкие» виды бизнеса – скажем, юридические услуги, где товар – это квалификация юриста, а из инвестиций нужен один ноутбук, и то не всегда. 

Так вот, инвестиции – это сумма, восполняющая дефицит капитала. 

Первое, что следует принять за аксиому об инвестициях с точки зрения финансового планирования: это они не цель всех стремлений стартапа, а рутинная операция, сродни заправке автомобиля. Автомобилю нужно топливо, компании нужен капитал, основной и оборотный. Если горнодобывающая – нужнее основной. Если розничная – нужнее оборотный. Если технологическая – тогда нужен и основной, и оборотный, хотя и относительно меньше, чем для нефтяной компании или торговой сети. Такова реальность – примите ее, и двинемся дальше. 

Разделение «свои–чужие», которое так часто возникает и в разговорах основателей, и в их общении с инвесторами, мы сразу должны выбросить и не вспоминать. В компании нет «своих». Там все деньги «чужие». Точнее, отчужденные. Если вы как основатель тратили или планируете потратить на развитие бизнеса свои деньги, то они для вас не имеют особой природы. Вот некоторые типичные операции, происходящие со стартапом. Сбережения, внесенные в общий котел. Собственные деньги, потраченные на деловые расходы. Деньги, полученные в виде прибыли и не изъятые вами из бизнеса. Деньги, заработанные на стороне для компенсации не полученной от своей компании зарплаты. Все это – типичные операции, происходящие со стартапом, и все это –  виды источников капитала компании. С ними нельзя обращаться не так, как с чужими, и «прощать» их компании тоже нельзя. Эти деньги так же удовлетворяли потребность вашей компании в капитале, как и пришедшие от кредиторов или инвесторов. И игнорировать их при планировании мы не можем. Если их не будет – будет дефицит капитала. Итак, свои считаем вместе с чужими, не разделяя. 

Как сосчитать дефицит капитала? 

Целью любых инвестиционных действий является создание условий для достижения самоокупаемости и прибыльности. Если бизнес требует постоянных инвестиций для своего поддержания, он не создает, а уничтожает стоимость, и рано или поздно окажется перед необходимостью закрыться. С денежной точки зрения, это означает, что его оттоки превышают притоки. Хотя таких живых инвестмертвецов время от время и финансируют, и подчас куда как щедро (Webvan, Vonage, Groupon), но для финансового аналитика они представляют только теоретический интерес. Как правило, такие начинания или не утруждают себя финансовыми расчетами вообще, или строят фантастические планы на будущее, или функционируют за сценой по схемам, крайне напоминающим финансовые пирамиды. 

Но вполне здоровый и хорошо развивающийся бизнес может тоже не дожить до своей самоокупаемости, причем иногда бизнес топят не слабые продажи, а сильные продажи. Грустная судьба нескольких российских турагентств в разгар сезона, когда спрос на их товар наиболее высок, тому печальный пример. Вот для предотвращения ситуации, когда обороты есть и прибыль близка, а денег нет, и делаются финансовые модели. Их задача – сопоставить расходы и доходы во времени и определить минимальную сумму денежных вливаний, которая позволит бизнесу ни разу не оказаться в ситуации обнуления всех счетов в банке. Такая ситуация называется кассовым разрывом. Кассовый разрыв может измеряться в любых суммах и быть любой продолжительности, но его причина всегда в том, что расходы опередили во времени доходы, а капитал оказался недостаточен, чтобы закрыть разницу. 

Дефицит капитала – это та сумма, которая изменит денежный поток таким образом, что его итог в любом периоде будет оставаться положительным. Сумма на счетах может приближаться к нулю сколь угодно близко, но не должна обращаться в ноль.  

Очень важное для финансовых расчетов различие капитала – на заемный и инвестиционный. Заемный капитал не требует раздела прибыли, но требует исправной выплаты процентов и основной суммы (постепенно или в конце периода займа). Инвестиционный предполагает передачу инвестору права на долю собственности и на выплату доли прибыли. Налоговая база также становится разной: процентные выплаты часто дают те или иные налоговые льготы. Для денежных потоков компании это имеет первостепенное значение: одна и та же входящая сумма создает совершенно разные исходящие потоки. Стартапу, как правило, заемный капитал недоступен – ни в виде долгосрочных займов, ни даже в виде кредитной линии. Проблема расчетов денежных потоков от кредитных источников возникает нечасто, и мы можем себе позволить не углубляться в нее в деталях. Приравняем для наших целей капитал к инвестициям.  

При расчете инвестиций для стартапа надо учитывать, что между стабильной окупаемостью и началом деятельности может произойти больше одного инвестиционного события («раунда»). 

Раунды, кроме денег, измеряются и по времени жизни стартапа. На сколько времени хватит стартапу одного раунда от первого миллиона до последнего гроша? Это  срок принято называть runway – буквально «взлетная дорожка», в конце которой самолет, как известно, или взлетает, или разбивается. Наиболее часто встречающиеся значения «взлеток» в софтверной индустрии составляют от 18 до 24 месяцев. Это во много связано и со спецификой прогресса в ИКТ-секторе: за 2 года технологии здесь обновляются настолько радикально, что стартап, не взлетевший за два года, скорее всего, уже никогда не взлетит, а взлетевший – полетит дальше. 

Новые раунды инвестиций, как правило, обусловлены достижением «бенчмарка» – ключевого делового рубежа, по которому совет директоров (а фактически, инвесторы) отмечают, что компания развивается успешно и у новых инвестиций есть перспектива. Кроме того, полезно учесть и промежуточные бенчмарки – часто раунд переводят не целиком, а суммами на достижение промежуточного бенчамрка – «траншами». Таким образом, у вас может быть как один приход денег в самом начале, так и несколько с промежутками между ними.  

Итак, если у вас есть уверенность, что вы сможете сделать первый большой шаг к суперзвездности, не следует рисовать многолетний план с финальным жирным операционным (то есть от основной деятельности компании) плюсом. Достаточно закрыть первый этап, рассчитанный на однократный раунд. Распишите очередной раунд на отведенные ему два-три года подробно с завершением в виде бенчмарка – этого хватит. За это время все равно и количество развилок превысит все мыслимые пределы фантазии, и деньги надо будет искать новые и по новой цене. 


Автор – преподаватель МФТИ, текст написан в сотрудничестве с Центром технологий и инноваций PwC

Предыдущий материал

Евгений Чичваркин: «Вино будет приносить мне миллионы фунтов в год»

Следующий материал

Бизнес-процессы: как описать их языком денег?