Новости Календарь

Книга недели: Карл Герт. «Куда пойдет Китай, туда пойдет мир: Как китайские потребители меняют правила игры»

Книга недели: Карл Герт. «Куда пойдет Китай, туда пойдет мир: Как китайские потребители меняют правила игры»
Карл Герт. Куда пойдет Китай, туда пойдет мир: Как китайские потребители меняют правила игры / Пер. с англ. Н. Мезина. – М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. – 271 с.

Книга американского историка Карла Герта – это обстоятельное, современное и своевременное исследование той стороны китайской экономики, о которой мы слышали не так уж и часто. Выпускник Гарварда, ныне преподающий в Оксфорде, рассказывает об обществе потребления, сформировавшемся в Китайской Народной Республике в последние 30 лет. Приходится признать, что за обсуждением бурно растущих макропоказателей второй экономики мира мы не вполне рассмотрели, как коммунистический строй сумел адаптировать идею консьюмеризма.

Между тем, сегодня китайские потребители мало в чем уступают обывателям из США и Европы и твердо намерены превзойти конкурентов и в этом виде соревнования. Дракон китайского спроса окончательно пробудился ото сна после вступления страны в ВТО (2001) и уже успел прийти на помощь мировому рынку в ходе последнего экономического кризиса, когда производители, обеспечивая все возрастающие запросы китайских домохозяйств, сбывали товары и услуги в Поднебесной, вместо того чтобы уволить всех рабочих поголовно.

Собственно, идею заголовка для книги – «Куда пойдет Китай, туда пойдет мир» («As China Goes, So Goes the World») – Карл Герт позаимствовал из редакционной статьи New York Times, вышедшей в 2008 году и посвященной антикризисному росту спроса в КНР. Теперь, в 2011 году, Герт берется доказать, что «китайские потребители формируют авангард мирового консьюмеризма».

О том, как мы скитаемся

Впрочем, не стоит обманываться названием книги: Китай не может решать за весь мир, куда тому двигаться. Также Китай не принимает полностью независимого решения, куда двинуться ему самому. Как и любая другая страна, он существует в заданной системе координат, и Карл Герт достаточно убедительно показывает, что КНР переняла американскую модель потребления (транзитом через Тайвань и другие страны, именуемые в экономической истории Восточноазиатскими Тиграми) и продолжает активно заимствовать образцы извне. Неудивительно, что подобная мысль греет душу ученого, появившегося на свет в Чикаго.

Если вы поклонник статистики, то данные, добытые Гертом, смогут вас убедить. Действительно, городское население в Китае живет по очень высоким стандартам, а одних городов-миллионников здесь около 150. Горожане вчетверо состоятельнее селян, потребляют вдвое больше протеина и поэтому выше ростом – в среднем на пять сантиметров. В стране сформировался средний класс, появились китайские яппи – «чаппи» («chinese yuppies») и сверхбогатая элита; общее число представителей этих страт составляет более 100 млн человек. В КНР действуют сотни горнолыжных курортов и гольф-кортов, открываются бесчисленные торговые моллы. Китайцы готовы тратиться на все предметы роскоши, какие только существуют, и уже занимают первое место в мире по покупке дорогих коньяков и ювелирных украшений из платины. В европейских магазинах турист из Китая оставляет, в среднем, 2000 долларов (и это тоже высшее мировое достижение). Наконец, до 29% детей, живущих в китайских городах, страдают от избыточного веса.

Для Герта Китай – это индикатор общемирового развития. И, одновременно, катализатор основных процессов, в том числе негативных. Создав с нуля огромный рынок автомобилей – крупнейший в мире, – Китай резко усугубил экологическое положение на планете. Теперь, если Поднебесная догонит США по количеству автомобилей на душу населения, китайцам придется заасфальтировать практически все свои пахотные земли и начать потреблять нефти больше, чем ее добывают в мире. Кроме того Китай, как и любое другое общество потребления, производит несметное количество мусора, стремительно уничтожает лес, воду, воздух и фауну и, наконец, настолько боится безработицы, что не может отказаться от рынка контрафакта, даже если речь идет о лекарствах и детском питании.

Зачем Китай Америке?

Работу Карл Герт составил из статистических данных, информации китайских СМИ и запомнившихся ему частных высказываний жителей КНР. Однако идеология находит в книге свое место. И если автор приводит реплику управляющего пекинского ночного клуба: «Здесь живут хозяева Америки!», – то надо понимать, что американский исследователь не может не дать, хотя бы и косвенно, своей оценки положению сторон.

По Герту, во-первых, дельной альтернативы потребительскому капитализму не существует, а во-вторых, решение насущных глобальных проблем остается за мировым сообществом, вдохновляемым преимущественно Соединенными Штатами. Потому что Китай лишен демократии, в нем процветают непотизм и коррупция, мешающие гражданам сплотиться вокруг национальной идеи, и, кроме того, 500 миллионов китайцев продолжают жить в бедности.

Растущее качество жизни в Китае Герт описывает, по большей части, как нечаянную радость: вот китайцы впервые начали есть рис, не боясь сломать зуб о камешек (прежде крестьяне были принуждены сдавать зерно государству и поэтому жульничали), вот китайцы обрели поп- и рок-музыку, а вот – стали покупать секс-игрушки, которые уже много лет производят для всего остального мира.

На деле, в этом исследовании одомашнивается образ глобального конкурента: на него можно и нужно влиять, несмотря на то, что он активно включился в борьбу за нефть, завладел огромным массивом американских долговых обязательств и начал продвигать собственную валюту. Китай занят копированием образа жизни и, значит, ничего не потеряно. Тем более что ощущение серьезной конкуренции всегда только сплачивало американское государство и общество, стимулировало их.

Думается, что работа Карла Герта – это новый шаг американской публицистики в попытке осмыслить, совершится ли переход от Pax Americana к Pax Sinica. Предыдущим шагом стали нашумевшие публикации Сары Бонджорни  – американки, пытавшейся вместе со своей семьей прожить год в США, не покупая ни единого китайского товара. Уже в 2005 году этот опыт оказался экстремальным.

Подзаголовок книги Герта в русском ее переводе – «Как китайские потребители меняют правила игры». Однако и автор, и переводчик наверняка сошлись бы на том, что Китай не изменяет правил. Если сравнить мировую экономику с шахматами, то Китай уверенно реализует лишние пешки и настроен выиграть партию. Но он пока не готов сказать: «Всё, хватит шахмат! Играем в регби!»

Предыдущий материал

Книга недели: Дэвид Ф. Д'Алессандро «Войны брендов. 10 правил создания непобедимой торговой марки»

Следующий материал

Книга недели: «Экономические гангстеры». Раймон Фисман и Эдвард Мигель