X

Алексей Шереметьев, Planner 5D: «Мы решились, за неделю закрыли дела и уволились»

Сооснователь приложения Planner 5D Алексей Шереметьев о том, зачем бросать высокооплачиваемую работу, как заинтересовать своей идеей глобальный рынок и чем клевый продукт отличается от всех остальных

Planner 5D – приложение для веба и iOS, с помощью которого можно проектировать помещения, их дизайн и обстановку в 2D- и 3D-моделях. Его используют как люди, делающие ремонт и покупающие мебель, так и профессиональное сообщество – дизайнеры и риелторы. Проект, запущенный в 2012 году под эгидой стартап-академии Farminers, сейчас насчитывает два миллиона пользователей по всему миру.


Злата Николаева Интервью взяла Злата Николаева
Злата НиколаеваАлексей, как вы придумали ваш сервис?

Алексей Шереметьев– Изначально мы с Сергеем не планировали заниматься бизнесом. Оба работали в компании «Оверсан», я дизайнером и юзабилистом, а Сергей программистом фронт-энда. В один прекрасный день мы столкнулись лицом к лицу с квартирным вопросом: я планировал покупку квартиры, а он купил участок и собирался строить дом. Мы начали искать инновационные пути помочь себе – в том числе в части планировки помещений.

И ничего не нашли: мы технари, считаем себя крутыми чуваками, и у нас были большие требования к тем продуктам, которые мы искали. Нужно было, чтобы все было по последнему слову техники, с современными технологиями, без flash и скачиваемых плагинов, которые еще и под Mac не работали. Хотелось не только не скачивать ничего лишнего, а еще и сделать планировку онлайн, иметь возможность расшарить то, что сделал, жене, и, в конце концов, купить ту мебель, которую ты только что расставил. Ничего подобного не нашли – и сделали свое.

Мы это обсудили, а на следующий день после нашего разговора Сергей принес мне вполне рабочий запрограммированный прототип сервиса. Через день я уже нарисовал необходимый интерфейс. Так за пару дней родился наш собственный прототип планировщика. Задачу мы с помощью него выполнили и отложили в стол – потому что была основная работа.

ЗНИ когда снова достали прототип из стола?

АШСпустя год я увидел в Фейсбуке объявление о наборе проектов в академию стартапов Farminers Игоря Мацанюка и вспомнил про планировщик. Мы решили, что он может быть полезным не только для нас. Отправили заявку, нас пригласили на круглый стол, где собрались отобранные проекты. Показали жюри свою презентацию. Она состояла из четырех слов, мы сказали: «Это планировщик помещений онлайн». Нам задали всего один вопрос, как раз тот, который мы больше всего и ждали: «Сделан ли проект на flash или html5?» – «На html5», – ответили мы, и нам предложили работать вместе. Мы, недолго думая, согласились.

ЗНИ бросили высокооплачиваемую работу?

АШДа, я в тот момент еще работал в «Оверсане», а Сергей оттуда уже ушел и работал в компании, которая занималась разработкой сайта госуслуг. Причем я к тому моменту уже купил квартиру в ипотеку, так что терять стабильный доход было рискованно. Но мы решились, за неделю закрыли дела и уволились – и сели в офис, который нам выделили.

ЗНИ начали набирать людей?

АШНет, у нас все-таки немного нетипичная для стартапов история: мыне набирали большой штат, не раздували бюджет, не тусовались на мероприятиях для стартаперов. Просто сели и, как два технаря, начали фигачить. Нам никто не был нужен: мы вдвоем знали, что нам делать и как нам делать, не было даже долгих обсуждений. Процесс выглядел так: мы в 9 утра встречались на парковке, пока шли в офис, обсуждали какие-то идеи, которые пришли в голову за ночь, и уже к обеду их реализовывали. Разработка шла очень быстро, и с октября 2011 года по февраль 2012-го мы сделали ту версию, которую представили весной на мероприятии Startup Monthly. Это не было официальным запуском, скорее бета-версия, но планировщик работал, и в сети появились какие-то первые пользователи.

И только после этого совсем перестало хватать собственных сил, и мы начали потихоньку набирать людей, по одному, по два. Сейчас у нас 12 человек – а нам в октябре исполнилось два года.

ЗНКакие у вас критерии отбора сотрудников и кто у вас работает?

АШВ чем нам повезло, в отличие от других, – что мы оба технари, работали руками, были и менеджерами, и разработчиками. Мы прекрасно знали, как и что делается, сколько на это нужно времени. Многие стартапы погорели на том, что они, будучи менеджерами, приглашали технических директоров и программистов и просто не могли по незнанию их контролировать, правильно ставить задачи и оценивать результат. Порой полгода пропадали даром: программист что-то месяцы ковырял, потом увольнялся, на его место приходил другой и говорил, что все неправильно и надо начинать с нуля.

Мы знали, кого берем: сначала взяли сотрудника, который занимался 3D-моделированием, потому что подошло время открытия режима 3D. Вторым человеком был iOS-программист, который начал разработку мобильной версии, потом взяли еще одного 3D-моделлера. Нашли дизайнера, несколько программистов, девушку на PR и SMM – она занимается всеми внешними связями и сообществом. Директора по развитию взяли. Наконец, нашли продажников – только этой осенью мы начали активную коммерциализацию. Еще одна девушка отвечает на отзывы пользователей, работает на поддержке – потому что буквально вчера у нас зарегистрировался двухмиллионный пользователь. Это за год мы такую аудиторию набрали, первые сто пользователей у нас появились год с лишним назад, в сентябре, когда состоялся официальный запуск. При этом маркетологов у нас нет, мы привлекаем пользователей, не вкладываясь в рекламу и маркетинг.

ЗНИ как привлекать аудиторию без маркетинга?

АШЭто можно назвать магией, но конкретного рецепта нет.

«Единственное, что работает, – это если продукт реально клевый, если он попадает в нужное время и в нужные руки, люди его скачивают и пользуются, несмотря на то, популярен ли он»

Популярным он становится потом. Мы пытались сделать что-то с сайтом, делать бесплатные рекламные кампании – это не работает. Показательный случай: мы выложили в AppStore приложение в конце апреля и уехали на майские праздники – не занимались ни продвижением, ни поддержкой. И за первые две недели у нас было сто тысяч скачиваний, и попали на первое место в своей категории.

Для нас это было сюрпризом: мы все ждали, что трафик будет расти очень медленно и сто тысяч наберется за год. Казалось, что ниша узкая: люди редко покупают квартиры, ремонт делают не чаще чем раз в пять лет. Но оказалось, что рынок гигантский, востребованный и пустой. Самое интересное, что когда мы начали читать первые отзывы, дико радовались, потому что люди писали: «Наконец-то появилась программа, с которой можно нормально заняться своими задачами».

ЗНКак выотбираете людей – кому с вами по пути, а кому нет?

АШМы не профессиональные HR-щики и никогда не пользовались их услугами, так что исходим изинтуиции. По первому разговору понятно, сложится с человеком или нет. Если мы на одной волне – берем. Даже если человек хорошо в своей работе разбирается, но есть ощущение, что он «не наш», мы такого сотрудника не возьмем.

Тестовых заданий мы не используем, длительные испытательные сроки не устанавливаем. Нам либо везет, либо мы хорошо чувствуем людей, но за два года у нас было всего два увольнения, а так все работают, остались с нами.

ЗНГлавное правило работы?

АШДелать и внедрять. Мы не тратим время на долгие обсуждения и фокус-группы. Если приходит в голову какая-то идея, быстро ее реализуем и смотрим: взлетело или нет? Если нет, убираем. И не раз случалось, что какие-то идеи, которые в других компаниях даже в разработку бы не ушли, взлетали круче, чем, как казалось, очевидные хиты.

ЗННасколько перегрет рынок, сложно ли искать сотрудников?

АШУ нас специфичные требования, 3D-моделлеров мало. Мы их даже не через HeadHunter искали, а на форумах чуваков, которые этим занимаются. Выуживали по одному и уговаривали поработать, потому что они фрилансеры с творческим бэкграундом и работать в компании не стремились. Кроме того, сейчас на рынке проблема с хорошими продажниками: они либо ничего не умеют, либо умеют слишком много и очень дорогие. А у нас ограниченный бюджет, и платить огромные зарплаты не можем. Мы классический стартап со всеми плюсами и минусами.

«Плюс в том, что если вы сейчас с нами и все сложится, то вам будет хорошо. А минус в том, что работать надо без выходных. Впрочем, это никого не пугает»

Что касается зарплатных ожиданий, то 3D-моделлеры не очень дорогие, а программисты – дорогие, потому что корпорации сильно перегрели рынок. Приходят люди, которые не умеют почти ничего, а зарплату хотят больше 100–150 тысяч.

ЗНВы наверняка следите за пользовательским поведением. Человек скачивает приложение или заходит на сайт, решает свою задачу и уходит. Он возвращается? Ремонт-то сделан, мебель расставлена.

АШУ нас несколько типов аудитории. Первый тип тот, о котором вы говорите: люди, которые переезжают, покупают мебель, делают ремонт. Они действительно пользуются сервисом по необходимости, нюанс только в том, что процесс покупки и расстановки мебели длительный. Даже покупка одного дивана затягивается на недели, а ремонт может длиться месяцами. Что интересно: на первый сеанс у пользователя уходит минут двадцать (он знакомится с сервисом), на последующие – в среднем 40–45 минут, это очень много.

Второй тип пользователей – застройщики и риелторы, которые делают планировки и размещают их у себя на сайте по продаже/аренде недвижимости, у нас есть возможность встраивания. Они, как правило, сервисом пользуются постоянно.

Третий тип – ремонтники и дизайнеры интерьеров, использующие наш сервис для создания эскизов. Они тоже используют сервис ежедневно.

ЗНКак в процентном соотношении распределяются типы пользователей?

АШДомовладельцев около 80 процентов, остальные – профессионалы, дизайнеров чуть больше, риелторов – меньше.

ЗНА география у аудитории какая?

АШРоссия – 30%; 15% – Штаты; 10% – Бразилия. Совершенно случайно вышли на бразильскийрынок: про нас написали обзор на бразильском аналоге «Хабра», и оттуда повалил трафик. Это было год назад, но они статью периодически поднимают на главную страницу, и трафик не кончается. Кроме того, про нас стали писать и на других ресурсах, пользователи сами раскручивают тему. В Бразилии сейчас вообще интернет-бум, примерно как в России в середине нулевых.

25% – пользователи из Европы, 5% – Азия, причем самая разнообразная, и около 15% все остальное – Аргентина, Австралия, Канада. Есть локализованных восемь языков, пока их хватает.

ЗНРасскажите про ваших конкурентов.

АШВ России их нет, есть жалкие попытки кого-то когда-то что-то сделать, но пока никто ничего реального не показал. Все почему-то продолжают использовать flash, заставляют людей скачивать плагины – я искренне не понимаю, зачем они это делают. На Западе два основных конкурента – Autodesk Homestyler и Floorplanner.com. У обоих средний пользовательский рейтинг ниже нашего (Chrome Web Store, AppStore), несмотря на то что оба существуют уже около шести лет. У каждого из них свои недостатки: наличие flash (то есть никаких тебе версий для айпадика); Homestyler довольно сложный и предоставляет лишь псевдо-3D-режим; floorplanner.com тоже на flash, к тому же платный. А мы для пользователей бесплатные, есть монетизация, но она пользователя ни в чем не ограничивает.

ЗНА какая у вас бизнес-модель?

АШЕсть три направления. Первое: размещение рекламы, причем не в виде баннеров, а прямо в планировке. Человек расставляет мебель, и он эту же мебель может, перейдя на сайт производителя, приобрести. Это не только мебель: отделочные материалы, окна, кондиционеры, посуда. Второе: пользователи. У нас уже есть freemium-модель: пользователь может использовать существующую базу каталога мебели. И есть дополнительные платные наборы мебели для желающих – впрочем, тех, кто их не покупает, мы в функционале никак не ограничиваем. В премиум-аккаунтах для профессионалов-дизайнеров появятся функции, которые простым пользователям просто не нужны. А после Нового года выпустим платную pro-версию для дизайнеров и архитекторов. Третье направление – e-commerce, будем продавать вещи прямо на сайте.

ЗНКогда планируете начать зарабатывать?

АШДумаю, этой зимой. Наша мультиязычность позволила нам выйти на партнеров за рубежом. Кстати, прозвучит ужасно банально, но в России все плохо с партнерами – российские магазины с трудом идут на контакт. Им объясняешь: вот планировщик, вот два миллиона пользователей, ваша целевая аудитория, они хотят купить мебель, давайте попробуем сделать что-то вместе, не пожалеете. А они отвечают: «Вы с кем-нибудь другим попробуйте, а мы посмотрим на результат и решим, работать с вами или нет». Европейцы сами писали нам письма: «Мы видим, что у вас пока нет партнеров, давайте мы будем первыми?» А наши боятся быть первыми.