Давно ли вы покупали бумажную книгу? А электронную? Может быть, вообще уже хватит их покупать? С такой идеей модная облачная платформа Scribd выходит на книжный рынок и грозится потеснить с него Amazon и Apple.

Scribd – сервис для хранения цифровых документов, который работает и как библиотека научных статей, и как инструмент вирусного распространения презентаций, и даже немного как WikiLeaks: именно оттуда разошлись юридические документы об иске HP к бывшему CEO Марку Херду. Основатель Scribd Трип Адлер учился на одном курсе с Марком Цукербергом. И амбиции у них похожие: теперь Scribd хочет стать главным книжным магазином мира.

Правда, работать Scribd будет совсем не как магазин. За основу взята модель Netflix и Spotify: вы не покупаете книги (фильмы, музыку), а платите небольшую абонентскую плату за пользование всей библиотекой. У Scribd это $9 в месяц. Лайками в соцсетях и приглашениями друзей можно заработать дополнительное бесплатное время. Если вы читаете больше одной книги в месяц, сделка выгодная. Но и не разорительная для правообладателей, потому что гиперактивных читателей мало, а инертных и неторопливых – много.

Scribd заключил контракт с одним из издателей-мейджоров – HarperCollins. Сейчас на сайте (или в мобильном приложении) можно почитать, например, книги Агаты Кристи, Пауло Коэльо, Нила Геймана, бестселлеры психолога Дэна Ариели.

Scribd, конечно, не изобрел колесо. У «Амазона» есть услуга Amazon Prime: платишь $79 в год и можешь бесплатно читать по книге в месяц, смотреть сериалы и проч. В начале сентября похожие на Scribd сервисы выкатили стартапы Oyster (там книг уже больше 100 тысяч, в том числе и каталог HarperCollins) и eReatah. Но у компании Адлера есть огромный плюс: там больше 80 млн активных пользователей, многие из которых уже подписаны на другие платные услуги Scribd или что-то покупают на этой площадке.

При всей заманчивости идеи есть вопросы. Выбор книг на Scribd пока сильно ограничен. Если брать издания HarperCollins, то это только бэк-каталог – то, что вышло год назад и раньше. Новыми книгами издательство предпочитает торговать через Amazon и более традиционных ритейлеров. Непонятно и то, сможет ли (и когда) Scribd заманить к себе другие крупные издательства. А если читатель не может приобрести все в одном месте, психологически некомфортно выкладывать ежемесячную плату, пусть даже небольшую.

Впрочем, вопросы эти кто-нибудь да решит. Может, сам Scribd, а может, Amazon или Google. Будут придуманы более гибкие тарифные планы, библиотека станет обширнее, подключатся разные «социальные» функции. В общем, дело пойдет. И вот тогда начнется самое интересное.

1. Это конец книги как объекта. И нынешние-то электронные книги – это лишь иллюзия покупки. Бумажные книги можно подарить, перепродать, оставить в наследство, можно коллекционировать, а если вам достался редкий старый экземпляр, то на нем можно и заработать. Приобретая электронную книгу, вы получаете лишь лицензию на чтение, хотя цены на цифровые издания не сильно отличаются от бумажных. Ну а схема Scribd – это и вовсе билет в парк аттракционов. Вышел за ворота, и сказке конец.

2. Это и кризис книги как цельного произведения. Книги, которые достаются «бесплатно», можно не дочитывать, можно не читать сначала, ведь над вами не висит мысль, что вы их купили. Цифровые платформы уже почти убили музыкальные альбомы, люди все чаще покупают отдельные треки. То же, вероятно, случится и с книгами. Основатель Scribd Адлер говорит: «Мы ждем, что это значительно изменит читательское поведение. Так гораздо проще просматривать книги, пробовать новое, читать книги параллельно, искать в них информацию».

Ридер Amazon уже сейчас умеет автоматически выделять в книгах самые читаемые места и самые популярные фразы.

А зачем читать целиком, когда можно прочесть только главное? В библиотеке Scribd наверняка появятся коллекции лучших диалогов, лучших эротических сцен, лучших финалов, лучших глав из биографий.

Зайдя в сервис, читатель встретит рекомендации самых популярных фрагментов с пометкой «Сейчас читают» (такое вы уже сейчас видите на Slon и многих других сайтах). Мечта для тех, для кого книга не источник знания и не окно в другой мир, а повод для светских разговоров.

3. Мы еще больше будем зависеть от интернета и cloud-сервисов. Плюсы очевидны: нет книжных шкафов, нет пыли, да и северные леса сбережем. Минусы тоже: при перебоях с интернетом и электричеством наше культурное потребление сильно обеднеет.

4. Издатель всегда контролирует то, что вы читаете. Магазин или издательство могут по собственному усмотрению исправить ошибки в книге, которую вы читаете, подвергнуть ее цензуре или попросту изъять с вашего устройства прямо во время чтения.

5. Новые шансы для самиздата. Теоретически, если читателям не нужно платить за каждую отдельную книгу, то включение ее в каталог Scribd – это более легкий путь к читателям, чем витрины традиционных магазинов или даже Amazon. И самой библиотеке это на руку: чем больше книг, тем больше смысла подписываться на сервис. Правда, маркетинговые бюджеты крупных издательств могут помешать издателям-одиночкам прорваться в чарты.

Да еще вопрос, понравится ли такая модель авторам. Но читатели явно будут не против.