В нашей стране есть достаточно широкая прослойка профессионалов, которым для выполнения служебных обязанностей нужна экипировка. Это и работники МЧС, и военнослужащие, и рабочие государственных промышленных предприятий. На деле это означает огромный рынок специализированной обуви объемом более 60 млн пар и стоимостью 70–80 млрд рублей. До недавнего времени эти деньги были практически недоступны коммерческим компаниям, но сегодня пора к нему начать присматриваться.

За рубежом на спецобуви некоторые компании фактически делали себе имя. Их высококачественная обувь, которая производится по передовым технологиям, из натуральных материалов, перерастала рамки сегмента профессиональной – именно такую обувь считают настоящей армейской, которая в огне не горит и в воде не тонет, и используют в том числе любители активного отдыха.

К примеру, интересен опыт компании HAIX. Она была основана в 1948 году в Майнбурге (Германия), начинала с производства обуви для активного отдыха и рабочей обуви под разными брендами. Сын основателя компании был заместителем начальника пожарной охраны города Майнбурга, поэтому HAIX изначально прославилась как новатор в области производства обуви для пожарных – в 1992 году они стали первыми изготавливать такую обувь не из резины, а из кожи. Сейчас это один из лидеров мирового рынка спецобуви, у компании есть представительства в США, Канаде, Франции, Италии. HAIX выпускает 700 тысяч пар обуви в год, в 2011 году годовой оборот компании составил 60 млн евро. Еще один легендарный производитель обуви – это Cove Shoe Company, она производит армейские ботинки под брендами CORCORAN и MATTERHORN, и с 1941 года является официальным поставщиком обуви для американской армии.

Однако у нас до легенд пока далеко, становление рынка спецобуви только начинается. Долгое время это был рынок no-name, где предлагались кирзачи за 300 рублей. Рынок этот, далекий от высоких технологий, брендов, новейших материалов, был «параллельной реальностью» для коммерческих, независимых производителей – вроде бы существовал, но был совершенно закрытым. Условия проведения тендеров на получение госзаказов были весьма непрозрачны. Да и предлагаемая государством цена в 300 рублей за пару не устраивала коммерческие предприятия, так как в таком случае производство обуви в лучшем случае работало бы на грани рентабельности или вовсе становилось убыточным. Нередки случаи, когда крупный тендер выигрывала компания, не имеющая собственного производства, а потом менеджеры обзванивали местных производителей в поисках субподрядчиков для выполнения заказа, еще больше сбивая цену.

Но в последние годы ситуация поменялась. Во-первых, изменились ГОСТы по спецобуви: государственным структурам потребовалась более технологичная и качественная обувь.

Сейчас сапоги российских военнослужащих почти ничем не отличаются от тех, которыми экипированы бойцы НАТО, – натуральная кожа, дорогие комплектующие, функциональный дизайн.

Благодаря этому средняя цена пары обуви на тендерах возросла с 300 рублей минимум до 1000 рублей. Да и сама процедура тендеров стала более прозрачной, так как, чтобы обеспечить достойное соотношение цена – качество, нужно участие профессиональных производителей обуви.

Об изменении ситуации на рынке спецобуви свидетельствует появление новых крупных игроков. К примеру, один из крупнейших производителей спецодежды «БТК групп» запустил летом 2013 года собственную линию по пошиву обуви и приобрел обувную фабрику в Ростове-на-Дону. Думаю, что за «БТК групп» последуют и другие производители. А это значит, что предложение на рынке спецобуви существенно улучшится и по цене, и по качеству.

Рынок спецобуви становится выгодным для производителей и по другим причинам – есть гарантированный заказ, оплаченный на год вперед, полностью загруженные производственные мощности и несложный с точки зрения дизайна продукт, под который легко можно настроить производственные линии. Конечно, двигаться компании в эту сферу будут медленно: к примеру, мы тоже к ней присматриваемся, но не торопимся, так как на рынке «гражданской» обуви еще пока тоже много неосвоенных ниш. Однако в перспективе спецобувь может стать очень сильным и выгодным направлением.