Весь ХХ век доля пожилого (старше 60 лет) населения во всем мире увеличивалось. По данным ООН, доля пожилых в 1950 году составляла всего 8%, к 2000-му она выросла до 10%, а в 2050 году составит около 21% от всего населения планеты. Известный американский аналитический центр RAND также отчитывается о стремительном росте пожилого населения и предупреждает, что активная фаза роста начнется уже в ближайшее время, когда состарится поколение беби-бумеров, детей, родившихся после Второй мировой войны. Растет и процент долгожителей, то есть тех, кто преодолел 80-летний рубеж.

Самым ярким примером является Япония, где уже в следующем году доля населения старше 65 лет превысит 25%, а к 2027-му достигнет 30%. Лицо человечества покрывается морщинами – и те, кому сейчас 25, встретят свою осень жизни за компанию еще с двумя миллиардами землян.

Резерв экономики

В ХХ веке произошло кардинальное изменение в стиле жизни пожилых людей, которых теперь принято вежливо называть «сеньорами» (Senior – лат. «старший»). Еще полвека назад их уделом было сидеть с внуками и не мешать жить молодым. Мало кто интересовался тем, что человек гораздо медленнее стареет ментально, нежели физически, и зачастую пожилые люди искусственно вводились в туповато-бессмысленное состояние.

Постепенно во второй половине ХХ века стало происходить своего рода освобождение сеньоров. Развитие пенсионных систем, расширение доступа к банковским и другим накопительным услугам изменили ситуацию, и если в начале ХХ века старики были иждивенцами на шее у молодых в самом прямом смысле слова, то к концу века уже старшее поколение стало держателем активов.

Например, в США, по данным маркетинговых исследований, 77% всех активов в руках у лиц старше 50 лет. Они владеют половиной всех кредиток в стране. В США они покупают уже 40% всех новых автомобилей и 80% всех новых автомобилей класса luxury. Да, они потребляют 74% всех лекарств в стране, но они же и приобретают 80% всех турпутевок. 

Ну и не стоит забывать, что эти бабушки и дедушки приобретают четверть всех продаваемых в США игрушек. 

Бабушки в развитых странах более не собираются повязывать платочек и одеваться в темное, чтобы вести себя «прилично возрасту». Яркие цвета в одежде, активный образ жизни – все это стало символом новых сеньоров в XXI веке. Рынок стал реагировать прежде всего на женские запросы – появлением специальных курсов для пожилых дам по мейк-апу вроде тех, которые ведет американская визажистка Лиза Элдридж.

Примечательна набирающая обороты активность людей старшего возраста в интернете. В развитых странах сеньоры на себе ощутили удобство онлайновой торговли, банковских операций, оформления документов и других действий. Эксперты считают, что пожилые пользователи – это последний резерв роста для Всемирной сети, и доля пользователей-сеньоров растет очень быстро. В Соединенных Штатах в 2002 году было всего 4,2 млн пользователей интернета старше 65 лет, а в 2012-м эта цифра выросла до 19 млн пользователей, показывая ежегодный рост 16%, в то время как число американских пользователей интернета в возрасте 30–49 лет увеличивалось лишь на 3% в год, от 58 млн до 73 млн человек. Аналогичная ситуация характерна и для Великобритании.

Однако эксперты обратили внимание на следующую ситуацию: несмотря на то, что все больше пожилых людей пользуется Сетью, создатели сайтов все еще дискриминируют пожилых людей, не учитывая их физиологические потребности. И те, кто возьмет на вооружение веб-дизайн, который больше подходит для пожилых пользователей, сможет значительно расширить объем своего бизнеса. Разумеется, это относится не только к интернету.

Выдержанная красота

Пожилые люди любят сравнивать себя с коньяком, который становится с годами все лучше. Это в общем-то грустная ирония, потому что все с удовольствием бы вернулись в свое молодое тело. Хотя бы внешне. Но приходится жить с тем, что есть, и каждый возраст требует своего подхода.

Одними из первых это поняли парфюмеры. Еще во времена прекрасной маркизы де Помпадур мастера ароматов знали, что с годами у человека меняется обоняние. Многие дамы, которые в молодости восхищались нежными цветочными ароматами, переставали их воспринимать в зрелом возрасте и к старости становились поклонницами сильных ароматов.

ХХ век стал веком массовой гигиены, и тут обнаружилось, что само тело человека в разные периоды жизни пахнет по-разному. Это привело к тому, что специалисты стали разрабатывать различные кремы и мази, которые по-разному действуют на организм. В результате ухоженный сеньор или сеньора приятно благоухает и выглядит весьма свежо.

Сейчас торговые компании выделяют соответствующие товары в специальные группы for seniors, в которых можно увидеть кремы, шампуни, парфюм для людей старшего возраста. Вопрос – «мне что-нибудь для дамы/кавалера 70 лет» – не поставит в тупик консультанта из парфюмерного магазина. Когда я лично провел такой эксперимент в Риге и Хельсинки, мне рекомендовали, в частности, духи Bvlgari Jasmin Noir, Lancome Magie Noire, Elizabeth Arden 5th Avenue... Из кремов особое внимание обращали на крем ProVital компании Procter & Gamble, а также специальные линии Lancome, Dzintars, Lumene и ряда других производителей. Так что эта отрасль уже начала интенсивно захватывать новые просторы «для тех, кому за 50».

Мобильность вне возраста

Уменьшение подвижности – одна из главных проблем для людей в возрасте. Здесь непочатый край работы для изобретателей и инвесторов. Одно из самых известных направлений – это создание экзоскелетов, помогающих человеку при ходьбе. Здесь особых успехов добились японцы. Компания Honda выпустила две модификации экзоскелета для ног и таза Walk-assist, с поддержкой или без поддержки веса. Тот, который без поддержки веса, просто помогает работать мышцам бедер и ягодиц. Система с поддержкой веса позволяет приседать, ходить по лестницам и и даже работать на конвейере – система испытывается на автомобильных заводах компании. А вот специалистами из Cyberdyne построен полноценный робот-экзоскелет HAL, который позволяет облегчить движение всего тела – включая руки, ноги и туловище.

Но не только такие экзотические средства передвижения ждет рынок сеньоров, но и привычные нам автомобили – только с переделками. Представьте себе, как тяжело человеку с артритом или ревматизмом выколупываться из тесных дверей, когда дверь открывается очень неудобно, как мешают всякие мелкие кнопки, которые расположены так, что и молодому человеку не очень-то и удобно их нажимать. Увлечение сенсорными дисплеями хорошо для молодежи – в возрасте увеличивается роль более внятных сенсорных ощущений.

Автомобильные компании начинают потихоньку развивать исследования, направленные на анализ потребностей пожилых водителей. 

Такие компании, как Toyota, Ford, Volvo и другие, разрабатывают модели, которые купят люди в возрасте. Более удобная (высокая) посадка, дополнительные ручки, повышение шероховатости джойстиков и кнопок уже улучшает ощущения возрастного водителя. Телекамеры с задним видом – тоже, и, конечно, – системы автоматической парковки. Логичное развитие этого – создание автомобиля, в котором водитель, по сути, лишь задает направление движения.

Еще одно перспективное направление – городские электромобили. Пожилые люди редко проводят за рулем долгое время или совершают длительные поездки. 100–150 километров в день для них вполне достаточно. С другой стороны, такие машины более устойчивы и проще оснащаются электронными системами автоматического вождения, за ними меньше ухода. Вопрос в цене, в основном связанной с ценой литий-ионных батарей, но, возможно, имеет смысл пойти на более дешевые варианты, пожертвовав пробегом.

Пока что в списки наиболее удобных автомашин для сеньоров входят либо машины высокого класса, такие как BMW 7 Series, Mercedes-Benz E-Class, Cadillac SRX7, просторные кроссоверы и минивэны, как Hyundai Veracruz, Honda Odyssey, комфортные седаны Chrysler 300, Volvo XC60 или же автомобили нестандартной геометрии вроде Nissan Cube. И это – только один из многих рейтингов «машин для сеньоров», в разных странах они разные и постоянно меняются, вкусы пожилых водителей тоже весьма переменчивы и прихотливы.

Интересно, что сделать машину интересной для сеньоров можно, просто проведя рестайлинг салона. Как мне рассказали в финской автотюнинговой компании Khrelix Design, даже выбор обшивки сидений и их формы имеет огромное значение. Например, дамы в возрасте зимой носят шубы из натурального меха. На одном типе обивки он скользит, а если взять другой, не скользкий, – то он просто выдергивает волоски из меха, шуба лысеет ниже поясницы и в плечах. Решение – в изменении формы сиденья и выборе обивки «fur friendly». Это касается и других мелочей. То есть внимательный стартапер может найти себе клиентов, просто тюнингуя салон с учетом их возраста, физического состояния и привычек. Так, например, мне приходилось видеть в Финляндии машину, в которой были специальные держатели для сигары и очень удобные зажигалка и пепельница. Это просто мечта курильщика.

Время игр

Существует стереотип восприятия сеньора как человека, который отстает от передовых информационных технологий. Но, как мы выше заметили, дело не столько в том, что он не хочет к ним подключиться, а скорее в том, что они не учитывают его требования. Тем не менее более трети опрошенных экспертами в Британии пенсионеров как раз хотели идти в ногу с новыми технологиями. Многие пенсионеры сомневались в своих силах, но просто по причине того, что с этими технологиями ранее не сталкивались.

Особенно это касается мира игр. Многие пожилые люди стесняются публично признаться в том, что любят играть в компьютерные игры,  хотя чего тут скрывать. 

Анонимные исследования показывают, что примерно каждый пятый британец в возрасте от 51 до 65 лет регулярно играет в компьютерные игры, и две трети из них играют хотя бы раз в неделю. 

Еще более активными геймерами являются финны. По данным финского исследовательского центра VTT, в рамках проекта Exergames было обнаружено, что каждый второй (52%) пенсионер ( старше 65 лет ) заявил, что играет в компьютерные игры. Мало того, каждый пятый (22%) играет в компьютерные игры каждый день. В игры играет более четверти американских пенсионеров.

Правда, здесь есть нюанс: большинство пенсионеров играют за один прием менее одного часа. Это важное наблюдение. Игры для сеньоров должны завершаться в течении этого времени или быть разбиты на достаточно короткие этапы. Пожилые люди с интересом относятся к играм-тестам и играм-тренировкам, которые, например, позволяют оценивать память и тренировать ее.

Таким образом, дело не в том, что пожилые люди не хотят играть, они хотят, но им нужны специальные компьютеры и специальный дизайн самой операционной среды – ну и также тематика игр. Отличным решением является связь геймеров на манер социальных сетей, что решает проблему сохранения социальных контактов, особенно для людей со слабой подвижностью.

Особое направление – это игры-симуляторы, которые заставляют пользователя двигаться в процессе игры. Здесь тон задает компания Nintendo, которая, пытаясь выйти на рынок потребителей старшего возраста, запустила суббренд Touch Generations, продукты которого предназначены для развития умственных способностей, а также симулируют занятия различными видами спорта. Даже реклама их продукта Wii Fit+ адресована именно старшему поколению.

Роль игр для сеньоров, как рыночного товара, несомненно будет только возрастать, так как научные исследования доказывают: определенные компьютерные игры весьма положительно сказываются на сохранении функций головного мозга, тренируя память и сохраняя способности к многозадачности. А это, в свою очередь, побудит пожилых людей быть еще более активными, как в виртуальном, так и в реальном пространстве, сохранит на долгие годы у них интерес и вкус к жизни и сделает их еще более активными потребителями. Бизнес будущего окрашен в цвет седины, но от этого он не становится менее прибыльным.